Двадцать лет церковной свободы в России.
Что сделано и что не сделано?
Фролов К.А., пресс-секретарь
Союза Православных граждан
Хочу обратить внимание на адресность миссии – она очень важна. Мне приходится вести просветительскую, миссионерскую и катехизаторскую деятельность в среде тех, кто влияет на общественное мнение, кто так или иначе формирует его, например политиков, политологов. Каждый такой человек, ставший членом Церкви или обретший симпатии к Церкви, может привести в Церковь таких же активных профессионалов и целый пласт людей, доверяющих им.
Обсуждаемая нами тема катехизации будет очень актуальна в 2008 году, когда наступит 20-летие церковной свободы. Начиная с 1988 года, с празднования Тысячелетия Крещения Руси, никто не указывает Церкви, что проповедовать, кого рукополагать. Как мы, православные, воспользовались этой невиданной свободой? Настало время подводить некоторые итоги – и разговор должен быть честным и нелицеприятным.
На первоначальный огромный интерес к православию Церковь в массовом, системном порядке не откликнулась ни миссией, ни катехизацией. Я хочу заранее оговорить, что не имею ввиду такие выдающиеся приходы, как Николо-Кузнецкий. Такие приходы, к сожалению, так и не стали большинством в Церкви. Как правило же, и 20 лет назад, и в наши дни крестят без всякого оглашения. И первое время можно было ссылаться на то, что Церковь руинирована и парализована большевистским разгромом, разрушением системы духовного образования и т.д. Но нельзя же вечно ссылаться на советские травмы. Сейчас уже выросло новое поколение священников и мирян, которые не могут оправдать себя, свое бездействие и равнодушие, гонениями на Церковь в советский период.
Я, как многие люди, после уплаты некоторой суммы был крещен «конвейерным «способом» и оставлен «на произвол судьбы». Очень многие из тех, кто был крещен в те времена, остались вне Церкви. Такое положение дел имеет как объективные, так и субъективные причины. Всем известен доклад Фурова (см. Вестник русского христианского движения. Париж, 1979. № 130), где прямо говорится, что те священнослужители, которые, вопреки советскому закону о культах пытаются привести в Церковь интеллигенцию и молодежь, являются главными врагами атеистической власти и что эта власть воспитала «новый тип священнослужителя», который поддерживает политику «искоренения религиозных предрассудков» и «не стремится приводить в Церковь интеллигенцию, детей молодежь».
И я не случайно вспомнил эти тезисы фуровского доклада.
Безусловно, из того периода проистекают многие наши проблемы. Но при этом я уверен, что настало время перестать вспоминать Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, перестать жалеть себя и постоянно напоминать себе и всем, что наша Церковь инвалид, что мы пострадавшие, что у нас нет сил заниматься миссией и катехизацией. С тех пор сменилось поколение наших сограждан. Появилось новое поколение священников и епископов, рукоположенных вне тоталитарного строя. Многие молодые священники лишь в раннем детстве застали безбожный атеистический режим.
В этом контексте, несомненно, главным препятствием миссии и катехзации сейчас является очень опасная идеология, намеренно распространяемая в Церкви «широко известными в узких кругах» товарищами, что никакая такая деятельность Церкви не нужна. Последние полтора года очень ярко иллюстрируют эту ситуацию. Выступления на Рождественских чтениях, публикации на ведущих и самых посещаемых православных сайтах говорят о том, что привлекать в Церковь новых членов, помогать новообращенным воцерковляться не нужно, достаточно тех 7 – 8 % которые уже пришли в Церковь. Некоторые открыто заявляют о ненужности проповеди среди молодежи, дескать, «с молодежью нельзя заигрывать». Такая позиция обосновывается «благочестивой» демагогией о том, что «поганая молодежь разложит Церковь изнутри». «Заискиванием перед молодёжью» известные нам неоинквизиторы называют вполне естественный для миссии Церкви поиск и выработку коммуникативного языка с внецерковным миром. Нынешний паралич миссионерской и молодежной деятельности Церкви свидетельствует, что именно такая позиция вредит Церкви больше, чем вся антицерковная секулярная и инославная пропаганда. Если уж строить конспирологические теории, то в сознательной антицерковной деятельности должны быть обвинены те, кто придумывает и пропагандирует изощренную систему антимиссионерской демагогии, те, кто «шьет дела» на православных миссионеров, адресно компрометирует их. Этому беззаконию и вредительству придается вид благообразия и статус защиты чистоты православия. Один, точнее одна из идеологов изложенной «охранительной» позиции, – прямо заявляет, что не надо жалеть, что молодых людей гонят из храмов. Грубость в храмах – вовсе не грубость, а необходимая вещь: дескать, подросткам делают замечания, точно так же как делают их не уступающим место взрослым в транспорте. Таким образом, формируется идеология, воспитание церковного народа, внушающая ему ненужность миссии, ненужность воспитания в вере, ненужность педагогического сопровождения новообращеных христиан.
Новых, талантливых, перспективных людей, которых мы стараемся укрепить в их энтузиазме служения Церкви, антимиссионеры поливают грязью, используя самые жесткие технологии черного пиара и геббельсовской пропаганды по принципу «ложь кажется правдоподобной тогда, когда она чудовищна».
В качестве примеров следует напомнить о недавней травле православной журналистки Ольги Куровой, которую обвинили в противоестественных пороках и работе на ЦРУ и травлю яркого православного философа, политолога и публициста Аркадия Малера, которого, за недостатком «компромата», обвинили… в «квартеронстве», то есть в том, что у него есть целая четверть еврейской крови. Эту мерзость в качестве передовицы опубликовало «православно-патриотическое агенство «Русская линия». «Чистильщики» утверждают, что борются с «церковным либерализмом», но Малер и Курова относятся к лагерю умеренных русских националистов. Также ведется системная кампания по дискредитации таких известных миссионеров, как о. Андрей Кураев, о. Сергий (Рыбко), о. Дмитрий Смирнов. От одного «специалиста по разоблачению Кураева» я получил электронное письмо, в котором утверждается, что о. Димитрий Смирнов продался английской разведке. Аккурат в «юбилей» 1937 года!
Из той же серии — клевета в адрес Синодальных отделов, «среднее звено» которых, оказывается состоит из «радикальных либералов», «ненавидящих традиционное русское Православие».
Есть все основания полагать, что осуществляется кампания по сознательной дискредитации как самой идеи православной миссии, так и всех активных миссионеров, независимо от их политической ориентации, кампания по недопущению прихода в Церковь талантливой и самостоятельной молодежи. Полагаю, что штабы этой кампании находятся за пределами Церкви, в структурах, ей не дружественных. Вспомним еще одну «крылатую» фразу Фурова о том, что все аницерковные мероприятия надо проводить «церковными» руками, чтобы источник антицерковой кампании не был бы виден. Ее результат – свертывание миссионерской работы. Так, был отменен съезд православной молодежи Северо-Западного федерального округа. У многих опустились руки заниматься миссией и катехизацией. Исторический шанс свободы Церкви может быть упущен, она, аккурат в год 20-летия церковной свободы, может потерять свой народ, который, на самом деле, ждет духовного просвещения. Антицерковные «секуляризаторы» и «православные» антимиссионеры делают одно общее дело, загоняя Церковь в известную по пензенским событиям пещеру в Погановке.
Пропагандистские продукты этой кампании не только имеют читателя, но и востребованы, и даже, как бы невероятно это не звучало, имеют влияние на церковные структуры. В том смысле, что самозваных «чистильщиков Церкви», подлых и пошлых клеветников, боятся и предпочитают «не связываться», маститые священники и уважаемые миряне перестают быть самими собой, действуют с оглядкой, как бы чего не сказали «чистильщики», как бы не попасть во «враги народа» или в «друзья врагов народа». Этот страх перед людьми, которых очень немного и за которыми никого нет, создает уродливую нравственную атмосферу и парализует миссионерскую деятельность. Мало того, из-за этого многие достойные, молодые и активные люди в результате боятся работать с Церковью, ибо никто не хочет быть обвиненным в зоофилии, квартеронстве, в том, что он «враг народа». В итоге демагоги и антимиссионеры остаются безнаказанными, а люди, которые могут принести Церкви огромную пользу, так и остаются вне Ее ограды. На опыте мы видим, что некоторые наши православные СМИ не являются «солью» и «светом» миру, а просто выродились в желтую прессу, которой ничего не стоит оскорбить, оболгать и морально уничтожить человека.
В чем причины указанных явлений? Многие из энтузиастов 90-х годов по разным причинам оставили свое служение. Кто-то сломался, кто-то остыл, кто-то «ушел» в семью или на хоть как-то оплачиваемую работу, а кто-то был рукоположен и, будучи сильно загруженным на приходе, перестал заниматься миссией и катехизацией. С другой стороны за последние годы в Церковь пришло немало людей специфической категории, которые пользуются Церковью как личным и «последним» ресурсом. Они, панически боящияся христианской свободы и ответственности, и есть прежде всего носители «феодального» сознания, носители манипулятивной и антимисионерской идеологии. Часто это люди с не сложившейся личной и профессиональной жизнью. Это, говоря молодежным языком, «социальные лузеры», которые стремятся православием компенсировать свои неудачи. Для этих людей каждый новый человек в Церкви – это потенциальная угроза для таких прикипевших к своим метам «неудачников», поскольку может оказаться умнее, талантливее или профессиональнее их. Такие люди панически боятся успешных людей. Между тем, личностная, в том числе материальная самостоятельность — это необходимость православных христиан, прежде всего потому, что только сильные могут помочь слабым. Успешность, политичность – способы служения Церкви и ближним.
В нашей стране много нормальных и хороших людей. Наша вина в том, что мы часто мешаем им переступить церковный порог, создавая им искусственные препятствия. Мне довелось быть в Ватикане. В соборе Святого Петра с утра и до вечера можно исповедаться на любом языке мира. Мне за державу обидно. Что нам мешает сделать Храм Христа Спасителя центром миссии и катехизации?
Что же нам делать? Необходимо принятие концептуальных документов, в том числе концепции по организации катехизической деятельности, которые, даже если они и не работают на практике, могут послужить опорой и щитом для наших миссионеров и катехизаторов. В этих документах прежде всего должно быть четко указано, что миссия и катехизация – это жизненно важные части церковной жизни. Должны быть оговорены ключевые принципы работы и оставлены на свободу реализации конкретные механизмы.
Нам необходима корпоративная солидарность, чтобы не пропасть «по- одиночке». Необходима система информационной и социальной поддержки. Такая солидарность может быть создана на том основании, что во всех вопросах, не касающихся догматов, в Церкви должна быть свобода. Неприемлемы в принципе только откровенные людоедские идеологии, например коммунизм. Во всем остальном должна царствовать христианская свобода. Необходимы внутрицерковные честные дискуссии, в которых можно открыто спросить кого-то о чем-то, соблазняющем нашу христианскую совесть. Недопустимо судить и осуждать людей, не прояснив их позицию очно.
Нам необходимо подготовить и выпустить книгу о православии «для чайников». Фактически нет книг, в которых доступно и правдиво объяснено нашим согражданам «зачем все это надо», подразумевая под этим объяснение прежде всего самой необходимости веры и Церкви, затем — общих иерархических принципов того огромного православного наследия, которое мы имеем. Настала пора написать новый катехизис, понятный современным людям, не знакомым с церковной традицией и с церковным, сильно оторванным от современности, языком. Нам нужна апологетика. Девять десятых издаваемых православных книг рассчитаны на церковную аудиторию. Мы годами агитируем православных за Православие, попросту сварились в своем соку. «Междусобойчик» создает впечатление благополучия. Но реальность такова, что на десятимилионную Москву — всего 600 приходов, скученных в практически нежилом центре города, вмещающих по 200 человек. Большинство нашего народа так и остается вне православной проповеди. Между тем, норма — это один приход на тысячу человек.
Я был шокирован, почитав заявления двух священников из храмов, расположенных как раз в новостройках о том, что «Русь крещена тысячу лет назад и никакая миссия не нужна».
В миссионерской деятельности необходимо использовать и, не побоюсь сказать, достижения «социального менеджмента», то есть адресной работы с целевыми аудиториями, так называемыми «кластерами» — социальными и профессиональными группами. Необходимо налаживать работу с «социальными узлами», то есть там и с теми, где и на ком «завязаны» многие люди.
Эпоха, когда люди сами приходили в Церковь, проходит. Теперь можно (да и нужно) «побегать» за людьми. Необходимо четко следить за КПД нашей миссионерской и катехизаторской деятельности. И тут важным является вопрос о содержании катехизации, которая должно быть интересной и «вкусной».
Система катехизации, как держащаяся на энтузиастах, должна быть построена по принципу «невода», где вокруг каждого активного и способного делателя должны собираться «уловленные» им и подобные ему.
Для поиска новых людей и идей необходимо запустить этакий невод. То есть везде искать ищущих и интересующихся людей¸ искать системно, так, чтобы ни один живой человек не прошел мимо. Не стесняться подойти к случайно зашедшему в храм молодому человеку, не дать выгнать его, если он одет не в «православную униформу», завязать с ним контакт. Искать на учебе и работе, в Интернете, сетевых блогах, таких как Живой журнал, Ливинтернет, Одноклассники.ру, Мой мир и т.д. Отдельный проект-охват ВУЗов.
Я надеюсь, что новое вместительное здание Патриаршего молодежного центра станет центром молодежной, миссионерской и катехизаторской мысли и действий.
Необходимо добиваться, чтобы в общецерковные документы, такие, как Катехизаторская концепция РПЦ, было заложено требование восстановления такой канонической нормы, как территориальная ответственность прихода. Приход отвечает за все от улицы Ленина до улицы о. Георгия Флоровского — за школы, детсады, молодежь, стариков, предпринимателей, больных и здоровых, экологию, название улиц. Вот это и есть миссионерский подход плюс христианская свобода и ответственность. Православная евангелизация России –это то дело, ради которого стоит жить.
Спасибо за внимание.