Re[2]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: SkyDance Земля  
Дата: 25.12.23 00:58
Оценка: 1 (1) +2
K>Для меня были проблемой даже задания вида: "составьте предложение, содержащее слова яблоко и велосипед".

И в чем именно была проблема? Нешто было сложно ляпнуть первое попавшееся, типа "Я закинул яблоки в рюкзак, вскочил на велосипед и помчался на станцию, зарабатывать свои первые карманные деньги".

K>Подход по-моему там понятен, но мне не нравилось этим заниматься.


Неа. Как раз подход-то и непонятен. Было совершенно непонятно, по каким параметрам будут оценивать это сочинение. Поэтому обычно упирались в объективные метрики типа "сколько страниц". Но в какой-то момент мне удалось сообразить, что дело не в объеме, а в наборе совсем других оценок, дело пошло на лад.

K>1) Рассуждение. Это когда на тему: "Что имел ввиду автор" или "Образование в России".

K>2) Повествование. Это отврательное: "Как я провёл лето" и т.п.
K>В первом типе проблемой было то, что нужно предварительно прочитать произведение и быть в теме вопроса

Может, слабый учитель по литературе? Потому что варианты сочинения (в англоговорящих это зовется "эссе") совсем другие. В первую очередь сочинение — это "доказательство тезиса". То самое "что имел в виду автор", совершенно неважно, что именно ты напишешь. Важно то, что ты должен выдвинуть тезис, представить аргументы и сделать вывод. Само собой, нужно быть в теме, и нужно прочитать произведение — ведь в этом и состоит цель упражнения. Заставить тебя изучить написанное.

С повествованием еще проще, там совсем прямолинейно. Вступление — завязка — кульминация — развязка. На школьном уровне не осилить повествование, я даже не знаю, кем надо быть.

K>(я художественную литературу мало читал, т.к. в ней много "воды" и не интересно).


Зря. Художественная литература учит не только абстрактному знанию литературы, но и также правописанию, пунктуации, стилю, и много чему другому.

K>Ещё нужно писать так, чтобы соответствовало мнению учителя, а то потом приходилось выслушивать что ничего ты не понял, всё было не так, тройка за сочинение.


Это распространенное заблуждение. Но обычно на деле все несколько не так. Дело не в соответствии мнению учителя, а в тех аргументах, которые ты приводишь. Нет ли противоречий между текстом произведения, эпохой автора (знать биографию автора, его эпоху, и конъюнктуру в целом — ключевой момент для написания аргументированной позиции).

Помню, как по "Горе от ума" я весьма аргументированно изложил, что Чацкий — трепло, язык без костей, говорить горазд, но вот пользы от него ноль. Молчалин, напротив, имея очень затруднительное положение (по сути никто), не пытается кидать понты (как Чацкий это делал), хорохориться и ерепениться, а делает свое дело. Где-то дело в начале-середине 90х было, и учительницу по литературе, старой СССР-овской закалки, столь наглый опус возмутил до глубины души. Ее рецензия на сочинение была заняла больше трех страниц (само сочинение было где-то на 5). Но, тем не менее, свои 5/4 (вторая оценка, как щас помню, была за всякие там опечатки, пропущеные или лишние запятые, и прочие мелочи, которые сейчас автокоррект уже исправил бы).

K>Да и лето обычно было такое, что катался на велике, поливал огурцы, собирал колорадского жука и прочая рутина, не очень понятно что про это расписывать.


Да ладно. У меня лето точно такое же, разве что иногда с отцом на рыбалку было сходить — приключение! Но, е-мое, это ж несложно, шаблон натянуть. Начинаешь с описания деревни. Потом завязка, в буквальном смысле, — картошку сажать, рыхлить-боронить. Повествования ход — окучивать, можно там какую-нибудь историю вспомнить или приплести. Например, как тяпкой отцу в голову заехал Кульминация, конечно, атака колорадского жука, и отважная битва. Ну и заключение, картошка собрана, теперь на всю зиму хватит.

В общем, все дело в шаблонах, и в понимании, чего от тебя ждут.
Re[3]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 25.12.23 01:24
Оценка:
Зачем ты всё это пишешь в форумном формате?

Совершенно понятно, что тут можно три-четыре науки создать:
— сочинениелогия
— педагогика писателей
— андрогогика писателей
— методология подготовки преподавателей литературы

В каждой насоздавать модели, теории, выявить гипотезы и займёт это сотни диссертаций
(каждому слову можно посвятить статью, если на этом сосредоточиться).
Re[3]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 25.12.23 01:38
Оценка:
M> У меня в этих случаях была проблема в том, что что писать, если ничего не делал летом. Или делал только несколько совершенно небольших и повторяющихся изо дня в день действий. И при этом ни одной идеи, что можно выдумать, не приходит в голову. Написать тогда в принципе невозможно. Я мучился

Если мы сейчас расскажем тебе, как можно было выкрутиться, то что изменится для теперяшнего тебя?
Да, такая проблема возникала у многих учеников.
Пусть знание этого факта облегчит твою боль.

M> Написать тогда в принципе невозможно.


Это, конечно, не истина. То есть правда, но не истина. Чтобы понять как так бывает, что правда не истина, мне приходится изучать диалектику.
Отредактировано 25.12.2023 1:42 Эйнсток Файр . Предыдущая версия . Еще …
Отредактировано 25.12.2023 1:41 Эйнсток Файр . Предыдущая версия .
Отредактировано 25.12.2023 1:39 Эйнсток Файр . Предыдущая версия .
Re: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: elmal  
Дата: 25.12.23 04:47
Оценка:
Здравствуйте, Marzec19, Вы писали:

M>Умели ли вы писать сочинения? Понимали ли, как это делать? Понимали подход?

M>Я нет совсем, и до сих пор.
А что там уметь. Там самое основное — не писать своих мыслей. Получишь трояк. А так, есть шаблон сочинения. Вступление, основная часть, заключение. Основной алгоритм следующий. Берется статьи критиков, возможно берется какой старый учебник. Лучше несколько статей критиков и несколько учебников. Это все комбинируется, плюс это все комбинируется с теми правильными мыслями, которые учительницы навязывала на уроках литературы и где заставляла портить учебник, подчеркивая карандашом ключевые прилагательные и ставя закладки на важные моменты. При этом сдабривая цитатами. И все — пятерка обеспечена.

Конечно я видел что во многих школах учителя не серьезно относились к сочинениям и можно было писать свои мысли и кратко. И позволяли написать один лист в свободной форме. Но у нас блин была мегатитулованная учительница и своевольности не допускала, только шаблоны только цитаты и только правильные мысли, и обязательно побольше воды. Ненавидел это все жутко, как задавали сочинения — сразу хотелось повеситься, ибо времени на это требовалось немало. Одно утешает, чтобы написать сочинение на пять, совершенно не нужно вообще читать произведение.

Но ненависть к литературе мне привили хорошо, прям образцово показательно. До сих пор кошмары снятся что я на уроке литературы.
Re[3]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: karbofos42 Россия  
Дата: 25.12.23 06:51
Оценка:
Здравствуйте, SkyDance, Вы писали:

SD>И в чем именно была проблема? Нешто было сложно ляпнуть первое попавшееся, типа "Я закинул яблоки в рюкзак, вскочил на велосипед и помчался на станцию, зарабатывать свои первые карманные деньги".


На меня эти задания работали примерно как: "расскажи анекдот" или "пошути".
Сразу всё из головы вылетало.
Хотя и без того у меня с фантазией всегда беда была, а первую попавшуюся чушь не хотелось говорить.

SD>С повествованием еще проще, там совсем прямолинейно. Вступление — завязка — кульминация — развязка. На школьном уровне не осилить повествование, я даже не знаю, кем надо быть.


Ну, у меня как-то из истории о том как я летом по огороду с лейкой ходил и поливал огурцы, не выстраивалась завязка, кульминация и развязка.
И я человек не впечатлительный. Даже если бы с парашютом прыгнул, то впечатлений было: ну, прыгнул и прыгнул. Расписывать это на несколько листов не было никакого интереса и желания.
А когда у меня нет желания, то дело уходит в долгий ящик.

SD>Зря. Художественная литература учит не только абстрактному знанию литературы, но и также правописанию, пунктуации, стилю, и много чему другому.


Я пытался читать, но часто на всяких описаниях природы и персонажей уходил куда-то в себя, мысленно возмущаясь какое занудство написано.
Мне было достаточно описания вида: "поздняя осень. слякоть". Когда же в книге на страницу расписано как листья с деревьев опадают — это неинтересно и выбивало меня из чтения.
В поэзии меня раздражало то, что ради рифмы писали по 10 строк, притаскивали какие-то мудрёные слова, коверкали ударения, когда в прозе это же можно было написать одним коротким предложением.
В прозе вот эти все описания дурацкие, которые в фильмах показывались просто одним кадром.
Теперь уже и фильмы часто кажутся затянутыми, хоть на скорости в 1.5 смотри и перематывай
Иронично выходит, что я в итоге не умею кратко мысли излагать.

SD>Это распространенное заблуждение. Но обычно на деле все несколько не так. Дело не в соответствии мнению учителя, а в тех аргументах, которые ты приводишь. Нет ли противоречий между текстом произведения, эпохой автора (знать биографию автора, его эпоху, и конъюнктуру в целом — ключевой момент для написания аргументированной позиции).


Нет. Я знал, что моей учительнице нужно как ей нравится. Мне как-то высказывали при классе, что я написал глупость про низкий уровень образования.
Там у меня было что-то в духе, что в школы вроде ходят, а писать грамотно не умеют. Вот мне рассказывали, что это не так, всё у нас хорошо, при том, что по русскому языку у половины тройки были.
В сочинениях "что хотел сказать автор произведением" постоянно тоже были рассказы, что на самом деле автор хотел сказать другое.
Мне в принципе постановка вопроса не нравилась, т.к. откуда я знаю кто что хотел сказать, может он вообще ничего не хотел сказать, а просто по приколу что-то написал.

SD>Помню, как по "Горе от ума" я весьма аргументированно изложил, что Чацкий — трепло, язык без костей, говорить горазд, но вот пользы от него ноль. Молчалин, напротив, имея очень затруднительное положение (по сути никто), не пытается кидать понты (как Чацкий это делал), хорохориться и ерепениться, а делает свое дело. Где-то дело в начале-середине 90х было, и учительницу по литературе, старой СССР-овской закалки, столь наглый опус возмутил до глубины души. Ее рецензия на сочинение была заняла больше трех страниц (само сочинение было где-то на 5). Но, тем не менее, свои 5/4 (вторая оценка, как щас помню, была за всякие там опечатки, пропущеные или лишние запятые, и прочие мелочи, которые сейчас автокоррект уже исправил бы).


У нас рецензии не писали, а просто выдержки на уроке зачитывали и всем рассказывали какую ты фигню написал. 5 поставили бы только если соответствует представлению учительницы.
Если бы пытался умничать, то максимум 4 за попытку)

SD>Да ладно. У меня лето точно такое же, разве что иногда с отцом на рыбалку было сходить — приключение! Но, е-мое, это ж несложно, шаблон натянуть. Начинаешь с описания деревни. Потом завязка, в буквальном смысле, — картошку сажать, рыхлить-боронить. Повествования ход — окучивать, можно там какую-нибудь историю вспомнить или приплести. Например, как тяпкой отцу в голову заехал Кульминация, конечно, атака колорадского жука, и отважная битва. Ну и заключение, картошка собрана, теперь на всю зиму хватит.


Это скучно, не интересно, не хотелось этим заниматься. У меня и сейчас в работе так бывает, что надо сделать какой-то дикий костыль,
вот я могу его до последнего откладывать, потому что не хочется делать что-то заведомо плохое.

SD>В общем, все дело в шаблонах, и в понимании, чего от тебя ждут.


Я достаточно быстро понял шаблоны и что от меня ждали. Я никогда не умел что-то неинтересное зазубрить или хорошо сделать это заранее.
Как-то для галочки сделаю в последний момент, т.к. надо.
Re: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: alpha21264 СССР  
Дата: 25.12.23 07:57
Оценка: +2
Здравствуйте, Marzec19, Вы писали:

M>Умели ли вы писать сочинения? Понимали ли, как это делать? Понимали подход?

M>Я нет совсем, и до сих пор.

M>Что бы я сейчас сделал, чтобы понять. Пожалуй, достал бы сборники готовых сочинений, перечитал бы их и попытался бы уловить схему, стилистику и подход.

M>Но это тогда. Поскольку сейчас школы нет, мне неохота это делать. Поэтому до сих пор не знаю как.

Ну вот я делаю "лекции" для Ю-туба.
Перед тем как писать видео, надо написать текст.
Ну вот примерно после десятой записанной на камеру лекции приходит понимание того, как это делается.
Разумеется, хорошие книжки (книжки о книжках) помогают.

Течёт вода Кубань-реки куда велят большевики.
Re: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: namespace  
Дата: 25.12.23 09:14
Оценка:
M>Умели ли вы писать сочинения? Понимали ли, как это делать? Понимали подход?
Сложность большинства школьных сочинений в том, что требуется написать рецензию на какой-нибудь роман, на прочтение которого нет ни времени, ни желания.
Здесь требуется глубокое понимание культурно-исторического контекста.
К сочинительству с полетом мысли и собственного выражения это имеет примерно никакого отношения.
Обычно все сводилось к пересказу своими словами чужих рецензий.

Другое дело сочинения на свободную тему. Можно много и пространно писать, как капля дождя медленно стекала по пожелтевшему листку, отражая серое осеннее небо и перелетных птиц...
Re[2]: кстати, тут может кто объяснит наконец?
От: nikkit  
Дата: 25.12.23 09:21
Оценка:
N>нет "тема не раскрыта — три". до сих пор нет никаких догадок что это означает (что такое "три" — знаю. что такое "тема не раскрыта" — нет) когда поступал в институт писал на незнакомую мне тему — получил пять кстати... короче хрен поймешь.

что такое "раскрытие темы"? или это чисто субъективная фишка у училок? ведь до сих пор не знаю.
Re[2]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: pagid_ Россия  
Дата: 25.12.23 09:41
Оценка:
Здравствуйте, alpha21264, Вы писали:

A>Ну вот я делаю "лекции" для Ю-туба.

A>Перед тем как писать видео, надо написать текст.
A>Ну вот примерно после десятой записанной на камеру лекции приходит понимание того, как это делается.

Извини, но не смог досмотреть ни одной твоей лекции. Что-то делаешь не так. Может ты зря учился у Кургиняна? Он хорошему не научит.
Да, чтобы не было обвинений в субъективности. Кто-нибудь досмотрел до конца? В смысле на этот момент, понятно, что если поставить себе такую цель, то досмотреть можно.
Re[3]: кстати, тут может кто объяснит наконец?
От: Nuzhny Россия https://github.com/Nuzhny007
Дата: 25.12.23 10:14
Оценка:
Здравствуйте, nikkit, Вы писали:

N>что такое "раскрытие темы"? или это чисто субъективная фишка у училок? ведь до сих пор не знаю.


Если взялся писать про тонкости варки яйца всмятку, то читатель твоего сочинения должен смочь это повторить.
Re[3]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 25.12.23 10:20
Оценка:
_> Извини, но не смог досмотреть ни одной твоей лекции. Что-то делаешь не так

Видеолекции не нужны. Он же не южнокорейская чирлидерша. Не так он делает то, что выкладывает в этом формате.

https://www.youtube.com/shorts/cyJFaiGGgBo
Отредактировано 25.12.2023 10:22 Эйнсток Файр . Предыдущая версия .
Re[4]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: pagid_ Россия  
Дата: 25.12.23 10:48
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Видеолекции не нужны. Он же не южнокорейская чирлидерша.

И чем она тебя так зацепила?

ЭФ>Не так он делает то, что выкладывает в этом формате.

Не так он делает по заветам Л.И. — "Речи длинные, пустые..." Кургинян, если что.
Re[5]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 25.12.23 10:54
Оценка:
ЭФ>> южнокорейская чирлидерша.
_> И чем она тебя так зацепила?

Отличная демонстрация того, до чего капитализм доводит.
Re[6]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: pagid_ Россия  
Дата: 25.12.23 11:02
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Отличная демонстрация того, до чего капитализм доводит.

Ну не знаю, не знаю. В советское время озабоченные молодые люди смотрели занятия аэробикой в телеящике. Стройные девушки в обтягивающей одежде, красиво движущиеся. При чем тут капитализм или социализм
Меня ни то ни другое как-то не задевает и не задевало. Но будь эта кореяночка в короткой юбке, выглядеть могла бы куда как интереснее.

И какое-то странное отвлечение от темы сочинений и лекций а-ля Кургинян.
Re[3]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: Silver_S Ниоткуда  
Дата: 25.12.23 22:08
Оценка:
Здравствуйте, SkyDance, Вы писали:

K>>(я художественную литературу мало читал, т.к. в ней много "воды" и не интересно).

SD>Зря. Художественная литература учит не только абстрактному знанию литературы, но и также правописанию, пунктуации, стилю, и много чему другому.

Кстати, кроме орфографии и смысла/содержания есть еще какой-то промежуточный уровень — подбор слов/выражений.

Самые смешные отрывки из школьных сочинений

• Hаташа Ростова хотела что-то сказать, но откpывшаяся двеpь закpыла ей pот.
• Когда туман рассеялся, князь увидел татаpо-монгольское иго.
• Онегин ехал к своему умирающему дяде, приезжает и говорит: Скажи-ка дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром....

Re[2]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: SkyDance Земля  
Дата: 26.12.23 02:12
Оценка:
E>А что там уметь. Там самое основное — не писать своих мыслей.

Неа, это позиция лузера-троечника, которому нужно найти отмазку, чтобы не заниматься трудным саморазвитием. Куда проще заявить "писать можно только содраное у критиков", и отмахнуться от самой идеи разобраться.

Но, справедливости ради, я тоже был в этой ловушке, лет до 30. Выбрался, можно сказать, случайно, встретившись с парнями из паралелльных классов, и с некоторыми учителями.
Re[4]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: SkyDance Земля  
Дата: 26.12.23 02:31
Оценка: :)
K>На меня эти задания работали примерно как: "расскажи анекдот" или "пошути".
K>Сразу всё из головы вылетало.

Потому что это как мышцы. Если натренировал — они у тебя есть (и поддерживать проще, чем с нуля наращивать). Если бы ты себя мотивировал (пусть даже через "нехочу") выходить из зоны комфорта, то рано или поздно бы научился.

K>Ну, у меня как-то из истории о том как я летом по огороду с лейкой ходил и поливал огурцы, не выстраивалась завязка, кульминация и развязка.


Так ведь и это мышца! Выстраивай. Переписывай. Учись, в конце концов! Тебе для того школу и оплачивают родители. Но, конечно, понимание, что в школе-то надо было учиться, а не балду пинать, обычно приходит сильно позже, порой и вовсе лет после 40...

K>Я пытался читать, но часто на всяких описаниях природы и персонажей уходил куда-то в себя, мысленно возмущаясь какое занудство написано.


Да, я тоже. Как и все остальные дети. Ну или почти все. Да я и сейчас порой пытаюсь осилить какого-нибудь Мураками, ух, ну и занудство же. А "Униженные и оскорбленные" я дальше десятой страницы не смог и с третьего захода. Но эти описания, как правило, не оказывали существенного влияния на сюжет. Так что если даже по диагонали пропустить, все равно получалось выдать достойное изложение или сочинение.

K>Иронично выходит, что я в итоге не умею кратко мысли излагать.


А это еще одна мышца. Умение кратко, и по делу. Я, кстати, если кого-то требуется менторить, в первую очередь смотрю на то, как человек умеет излагать мысли. И если никак (что довольно часто), то сначала надо научиться этому.

K>Нет. Я знал, что моей учительнице нужно как ей нравится. Мне как-то высказывали при классе, что я написал глупость про низкий уровень образования.


Так может и вправду глупость написал?

K>У нас рецензии не писали, а просто выдержки на уроке зачитывали и всем рассказывали какую ты фигню написал.


Так и у нас тоже рецензии не писали. Хотя идиотские изречения обычно не зачитывали (а вот удачные — вполне могли). Но вот конкретно мой тот опус учительницу задел по самые гланды

K>Это скучно, не интересно, не хотелось этим заниматься.


Вот мы и пришли к ключевой проблеме "неохота". И оно так всю жизнь. Неохота здесь, неохота там. Неохота выходить из зоны комфорта (самая, наверное, сильная "неохота").
Но.
Надо, Федя, надо!
Только выходя из зоны комфорта и получится что-то из себя сделать. Только так и будешь расти. No pain — no gain.
Re[2]: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: SkyDance Земля  
Дата: 26.12.23 02:32
Оценка:
A>Ну вот примерно после десятой записанной на камеру лекции приходит понимание того, как это делается.

Вот! Все верно.
Re: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: Вумудщзук Беларусь  
Дата: 26.12.23 05:25
Оценка:
M>Умели ли вы писать сочинения? Понимали ли, как это делать? Понимали подход?
перед каждым сочинением был завершающий урок по произведению, где трындели все, кому есть, чего сказать (ну и те, кто поневоле), а главное — сам училка. Так вот надо было слушать и конспектировать, что излагала училка, потом нормально так добавить водички от себя и готово — не сочинения, а шедевры, достойные прочтения в классе %)
Re: Умели ли вы в школе писать сочинения?
От: LaptevVV Россия  
Дата: 26.12.23 05:37
Оценка: :)
Естественно.
Нас этому УЧИЛИ!
Писали в каждой четверти по несколько раз и сочинения, и изложения, и диктанты...
Сочинения — обязательно план сначала составляли.
План проверялся и обсуждался с учителем.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.