Здравствуйте, Sinclair, Вы писали:
S>Поэтому такие трюки, как проведённый мной — бакалавр физики + магистр ИТ — там были невозможны. Уж коли решил ты после школы поступать на матмех — будь любезен учиться на матмехе.
У нас в советском МИХМе можно было провернуть похожий трюк, но правда в рамках одного вуза. Все поступали на обще-технический факультет, учились на нем два года, где нас универсально готовили, все общеинженерные дисциплины (сопромат, тмм, дм и прочие), а вот в конце 2 курса ты мог определиться куда идти дальше (кибернетика, криогенка, хас, хбт, машфак, иэ и даже экономика производства). Но правда отрасль оставалась та же.
Здравствуйте, pagid_, Вы писали:
_>Единственный способ — сделать так чтобы качество полученного школьного образования влияло на качество и уровень последующей жизни, причем для самого обычного среднего гражданина, а не только на уровне элиток или просто состоятельных слоёв населения. Как не знаю, я же тоже теоретик
1) Даже если будет влиять — оно будет влить лет через 10, поэтому как бы детей учиться не заставишь
2) кроме качество образования на уровень жизни влияет предприимчивость и умение "крутиться", находить подходы. И влияет, думается мне, сильней, чем уровень образования. И сдается мне, что в связи с этим не получится линейная взаимосвязь между уровнем знаний/образования и качеством жизни. Исполнитель хороший — он всего лишь хороший исполнитель, пускай даже инженер. Он не менеджер, не бизнесмен, он не сможет продать, он просто станок.
LVV>>Ну, не знаю. Если я регулярно в течение 1 года практически в любой конторе становился тимлидом с соответствующим повышением зарплаты, то какая тут уравниловка? E>Тогда такого и слова то не было, тимлид .
Слова не было, а работа была. В нашей сфере это называлось начальник сектора — как раз в подчинении команда программеров.
E>Тогда был начальник отдела цеха и что то подобное. По зарплате было не сильно выше, если что, а вот степени геморроя прибавлялось невообразимо. Плюс работа менялась неимоверно, в основном бумажная, языком на совещаниях, плюс еще организации шествий всяких первомайских демонстраций и принуждение к такому подчиненных . Со слов папочки, если что.
А в начальники я не стремился.
Хотя в одной конторе, когда собрался уходить, директор конкретно предложил стать замом типо по науке.
А был я там один из 4 ГИПов.
Но я отказался и опять ушел программировать...
Так что я никакой уравниловки не наблюдал.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, Sinclair, Вы писали:
S>Это возвращает нас к исходному вопросу: где и какие специальности у нас "недоучены" в угоду Болонской системе? S>Есть значительный риск, что сейчас все кинутся срочно раздувать 4х-летние программы для, к примеру, IT-специальностей всяким ненужным говном, лишь бы заменить бакалавреат специалитетом. S>Потратятся значительные средства; уровень образования в лучшем случае не вырастет; зато возникнут всякие интересные затруднения. S>Ведь спецификой советских ВУЗов было отсутствие магистратуры.
Учился сам , разумеется, по 5-летней системе. После этого много лет преподавал по ней же. А последние годы — бакалавриат, то есть 4. В магистратуре занятия никогда не вел, дипломными работами руководил.
В общем, если сравнивать 4 и 5, то я бы отдал преимущество 5, скажем, со счетом (футбольным) 2:1
Запад деньги считать умеет, поэтому подсчитал и решил, что 4 хватит. В общем, верно. Плюс еще 2.
В СССР деньги играли подчиненную роль, поэтому было 5. Исторически сложилось, а менять никто не стал.
Но фактически эти 5 были 4 + 1. Потому что на 5 курсе занятий или не было, или почти не было.
У нас — не было совсем. Поэтому после 4 курса был официальный "последний звонок". Собрались в аудитории, преподаватели сказали, что нашли нужным, потом пошли в городской сад и распили там несколько бутылок шампанского, что в те времена никак не преследовалось.
На 5 курсе же было вот что.
2 месяца производственной практики, обычно вне университета, и не всегда в Томске
2 месяца педпрактики, в Томске (мне ее заменили на какую-то преддипломную практику, так как я уехал на весь год туда, где проходил практику и писал диплом — не возвращаться же)
месяц каникул и госэкзамена по научному коммунизму
4 месяца диплома.
Фактически это был переходный период между обычной студенческой жизнью и дальнейшей работой. Ты все еще студент, получаешь стипендию, а по существу уже работаешь, с зарплатой или без. Входишь в реальную рабочую обстановку. Понемногу забываешь (ну не совсем, конечно) то, чему учили эти 4 года, зато становишься специалистом в той узкой области, в которой оказался. Как говорил Райкин, "забудьте индукцию, забудьте дедукцию, давайте продукцию". Возможно, туда и направят на работу после окончания.
Когда преподавал по 5-летней схеме — было примерно то же самое. Правда, немного звонковых занятий в 1 семестре на 5 курсе все же было. Но во 2 семестре 4 месяца на диплом и никаких звонковых занятий- это было хорошо. Можно было поставить студенту серьезную задачу, и у него было время на ее разработку.
Когда перешли на 4, сначала был просто шок. Диплом (теперь его называют квалификационной работой) есть, а времени на него нет. На 4 курсе полноценный набор звонковых занятий. Когда им диплом делать ?
Как-то адаптировались, потом нашли возможность хоть месяц-два выделить без занятий, но все же прежние 4 месяца вспоминаю с тоской.
Так что если не считать деньги — я за 5. А если все же считать, то скорее за 4
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Владимир Путин — об изменениях в системе высшего образования России:
LVV>— В высшем образовании РФ назрели серьезные изменения, нужен синтез лучших практик СССР и опыт последних десятилетий.
LVV>— В России нужно за ближайшие пять лет подготовить 1 млн специалистов рабочих профессий для разных отраслей.
LVV>— России нужно вернуться к традиционной базовой для неё системе подготовки в вузах, срок обучения будет 4 — 6 лет.
Уже вернулись к базовой системе образования 4 и 6 лет: бакалавриат и магистратура
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>>>— России нужно вернуться к традиционной базовой для неё системе подготовки в вузах, срок обучения будет 4 — 6 лет. K>>А сейчас не так разве? LVV>Нет. Сейчас бакалавры за 4 года. LVV>В советской системе были специалисты. LVV>Практически все учились 5 лет. Но некоторые 5.5 LVV>Про 4 года не слышал ни разу. LVV>Это среднетехническое было 3-4 года
Интересно, что я получил 2 ответа на свой вопрос и оба не в тему.
LVV>>— России нужно вернуться к традиционной базовой для неё системе подготовки в вузах, срок обучения будет 4 — 6 лет. E>Уже вернулись к базовой системе образования 4 и 6 лет: бакалавриат и магистратура
Не было в СССР бакалавров.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
PD>В общем, если сравнивать 4 и 5, то я бы отдал преимущество 5, скажем, со счетом (футбольным) 2:1
PD>Но фактически эти 5 были 4 + 1. Потому что на 5 курсе занятий или не было, или почти не было.
Ты знаешь, а я не помню, у меня были ли занятия на 5 курсе...
В памяти отложился только диплом.
Научный коммунизм мы вроде сдавали гос на 4 курсе — почему-то так отложилось.
И у нас был выбор: писать по специальности диплом или сдавать госы.
Сдавать госы считалось позором — типа дебил, не может диплом написать.
Это чистый универ, матфак, потом пмм.
А вот в Астраханском у нас было 4.5 + 0.5.
То есть в первом семестре занятия велись, но мы на кафедре так потроили программу, чтобы в первом семестре был курсовой проект, который был началом диплома.
А во втором семестре уже занятий не было. Была преддипломная практика (недели 3 или 4), госы и диплом — тоже где-то 4 месяца.
И тоже были проблемы, когда перешли на 4 года — нет времени для дипломного проектирования.
Потому мы дофига сделали курсовых проектов (2-3 курсы по 2 в семестр), чтобы народ уже со 2 курса ориентировался а тему выпускной работы
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Научный коммунизм мы вроде сдавали гос на 4 курсе — почему-то так отложилось.
Еще за год до нас госэкзамен был по философии. Но тут вышло очередное постановление о повышении идейности или борьбе с безыдейностью, и в нем было сказано — заменить на научный коммунизм. Поставили его после 9 семестра. Я (не только я) был не в Томске, нам его перенесли на весну. Приехали после диплома — однокурсники его уже сдали, а нам сдавать. Зато у нас готовый и написанный уже (авторучкой диплом, а они бегают с высунутым языком и доделывают свои дипломы.
LVV>И у нас был выбор: писать по специальности диплом или сдавать госы. LVV>Сдавать госы считалось позором — типа дебил, не может диплом написать.
Не помню, было ли такое, когда я учился. В 1990-2000 годы было. Обычно на гос, действительно, отправляли тех, кто ни уха ни рыла. Чаще всего за месяц-два до защиты — решает научный руководитель, что диплом не делается, и кафедра принимает решение — на гос его!
Но не всегда. Помню пару — муж и жена, оба наши студенты. На 5 курсе они пошли в какой-то бизнес, учились где-то и на диплом времени у них не было. Поэтому вполне сознательно пошли на сдачу госов. Принимали у них как следует, и обоим поставили 5. Но это скорее исключение.
Потом перевод на госы запретили. На мой взгляд напрасно. Приходится тянуть хотя бы на тройку, чтобы выпустить. Как сказал однажды наш преподаватель — "я безумно счастлив, что он наконец получит диплом".
А госы до ковида все же были. По математике, без программирования. Все должны были сдавать.
Пока было 5 лет — сдавали после 10 семестра. Потом — после 8. В 2020 из-за ковида отменили и потом не вернули.
Студенты, конечно, народ ушлый. Гос сдавался после 5 курса, а занятия реально шли до конца 4 курса. Поэтому четверокурсники знали все, что нужно и создавали т.н. "группу поддержки". Она располагалась скрытно вблизи аудитории, где шел экзамен. После начала экзамена им как-то передавали задачи, они их решали и решения как-то передавали экзаменующимся
Но экзаменаторы об этом знали, поэтому эту группу обычно разыскивали и разгоняли
На моей памяти двоек на защите диплома не было. Преподаватель, который работал в ОмГУ с момента образования его, как-то мне сказал, что и на его памяти не было.
А вот двойки на госах были почти ежегодно. Там была формальная система. За каждую задачу сколько-то баллов, и по сумме — до N1 двойка, от N1 до N2 тройка и т.д.
Одну девочку было безумно жаль. Была в свое время у меня в группе, звезд с неба не хватала, но и не 0. Потом какая-то пауза, может, ребенок, не знаю. И потом несколько лет сдавала этот гос, получая всегда 2. Ей бы и рады помочь, да что тут сделаешь, если до N2 не хватает много баллов ? У нее уже совсем другая жизнь, она давно не студентка, но вот каждый год... Чем кончилось — не знаю.
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Большой вопрос, кто будет реализовывать. LVV>Если реализаторы не поменяются, то ничего не изменится.
Если ничего не изменится, то реализаторы не поменяются.
LVV>И второе — что будет со школой. LVV>Если школа останется как сейчас — ничего не изменится.
Если ничего не изменится — школа останется как сейчас.
Перефразировал твое вот к чему. Если поменять правила игры, то образовательные кадры будут лучше или хуже, с радостью или печалью, но играть по ним. Пока правила (и сама философия) старые, даже лучшие из лучших и передовых живут по ним и многого не могут даже при всем желании и способностях.
Я не деятель образования, но из общих соображений.
Основа всего — рынок рабсилы. Будут востребованы, оплачиваться и быть почетными, иметь перспективы роста определенные профессии и глубины образования — поток пойдет в эту сторону. Т.е. главное — экономика страны и все такое. При этом система высшего и среднего должна иметь какую-то гибкость. А школьного — давать более-менее годный универсальный фундамент. Меня вот от школьных учебников математики подташнивает. А также удивляет, что школьников пытаются рано отсортировать и специализировать, когда некотрые еще стремятся стать не учителями, врачами, программистами, а олигархами, человеками пауками и популярными блогерами.
На мой взгляд, не надо слишком переоценивать совесткую систему. В чем-то она была прекрасна, начиная с общедоступности, хотя не только, а где-то плодила кучу мало что умеющих, экономически лишних балбесов, которые просидели в вузе времени явно сверх необходимого и достаточного. Советская система была вообще негибкой, в том числе в образовании.
И что касается колледжей, слышал, что туда довольно массово идут не за рабочей профессией, а только чтобы отсидеть и получить льготу для поступления в вуз.
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Ты знаешь, а я не помню, у меня были ли занятия на 5 курсе...
А я помню, первый семестр до нового года был обычным учебным с обычной сессией. Предметы, да, остались по большей части по специальности, общеобразовательных уже не было.
LVV>Научный коммунизм мы вроде сдавали гос на 4 курсе — почему-то так отложилось.
Мы так английский сдавали, причем через два года после того как занятия по расписанию закончились. От научного коммунизма нас, бог, Горбачев и уже протухшая перестройка спасли.
LVV>А вот в Астраханском у нас было 4.5 + 0.5.
Вот-вот. Может это еще унаследование отличия политеха — института в советской терминологии от университета в ней же
Здравствуйте, goto, Вы писали:
G>И что касается колледжей, слышал, что туда довольно массово идут не за рабочей профессией, а только чтобы отсидеть и получить льготу для поступления в вуз.
Когда инстаграм был ещё не запрещен, там постоянно была реклама одного местного колледжа, что чтобы к ним поступить баллы ЕГЭ не нужны.
Хотя "отсидеть" выглядит странно, там же 4 года + годы вуза, это до конца возраста призыва люди отсидеться планируют?
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Не было в СССР бакалавров.
Смысла в этих бакалаврах нет. Их надо доучивать до рабочего состояния еще года 2.
Колледжей не было. Были ПТУ и техникумы, которые сильно отличались по образованию.
Знаю по личному опыту — учился и в техникуме и в институте. В институте некоторые курсы автоматом по техникумовскому диплому выставили — учили этому в техникуме лучше.
Кстати, в техникуме диплом был по реальной технике, а не что-то для галочки.
В институте учеба была 5.5 лет. Последние полгода на практику и диплом отводились (хотя мы с 3 курса работали на базовой кафедре).
И опять, кстати, через 2 месяца был на научной конференции с докладом по теме диплома.
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>— России нужно вернуться к традиционной базовой для неё системе подготовки в вузах, срок обучения будет 4 — 6 лет.
Я бы сделал 5 и 7.
Нет такого преступления, на которое не пошло бы суверенное родоплеменное быдло ради продления своего бессмысленного рода и распространения своего бессмысленного генома.
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>Я вот столкнулся в лучшем лицее города с тем, что у школьников БОЛЬШИЕ проблемы с геометрией. LVV>С нашей советской точки зрения тривиальная геометрическая задача, которую мы решаем в уме секунд за 5, вообще не решается школьниками на бумаге.
Здравствуйте, flаt, Вы писали:
F>Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>>Я вот столкнулся в лучшем лицее города с тем, что у школьников БОЛЬШИЕ проблемы с геометрией. LVV>>С нашей советской точки зрения тривиальная геометрическая задача, которую мы решаем в уме секунд за 5, вообще не решается школьниками на бумаге.
F>Задачу в студию.
LVV>>Поэтому мои экзамены затягиваются до 10-11 вечера. F>Набить морду за такое.
Тогда набей морду интервьюэрам на собесе.
Я студентов сразу предупреждаю — будет как на собесе, спрашивать буду не только лишь все...
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!