Здравствуйте, rsdn131113, Вы писали:
R>>Здравствуйте, дорогие форумчане. Нужно ли оно? Как вы считаете? Ведь человек с опытом знает куда больше, чем молодой начальник, но с образованием.
R>программирование — ремесленная профессия
Но вот "разработка ПО" — весьма сложная инженерная отрасль.
Здравствуйте, Razer1511, Вы писали:
R>Здравствуйте, дорогие форумчане. Нужно ли оно? Как вы считаете?
образование или образованность? диплом или знания? отвечу так. я живу в небольшом городке с названием улиц типа "библиотечная" и площадьми аля "площадь открытий". много научных сотрудников и еще больше студентов. в среде студентов царит особая атмосфера свободного обмена знаний, которая утрачивается при переходе в коммерц на фулл-тайм. люди заканчивают университет и уходят, а дружба и связи остаются, что существенно упрощает поиск работы.
преподавательский состав, конечно, далеко не идеален (есть и такие, кто верит, что черные дыры это окна в другую вселенную), но когда выходит новый процессор от интел с новой системой команд, то преподавательский состав оперативно реагирует на это и объясняет тонкости, которые невозможно подчерпрнуть из чтения спецификации. даже опыт не поможет. а вот если преподаватель переписывается с теми, кто этот набор команд разрабатывает, то ему есть что сказать. впрочем, учиться у него необязательно. многие лекции доступны в виде видеозаписей.
это, конечно, если университет хороший, в нем учатся умные люди, а преподают вообще небожители. тогда вопрос о нужности _такого_ образования не стоит и все упирается в его доступность (деньги).
наличие же диплома само по себе еще не гарантия успешного трудоустройства, а его отсутствие не есть непреодолимое препятствие. обращают внимание на места последних работ (должность, зарплата). диплом не убедит работодателя, что вам нужно платить сто единиц. а вот если на двух — трех прошлых местах работы вы получали сто двадцать, то накинем еще десятку и ниже ста тридцати ни за что не будем соглашаться. если же на прошлом месте вы получали восемьдесят или всего шесятьдесят, то просить сто можно лишь с расчетом сторговаться на восемьдесят пять. как-то так.
R> Ведь человек с опытом знает куда больше, чем молодой начальник, но с образованием.
правило номер один для манагеров. важно не делать работу, а убеждаться в том, что работа выполнена верно с надлежашим качеством и в установленное время. знать тонкости наследования деструкторов для этого совершенно необязательно. даже в небольшом отделе используется столько технологий, что никто не может удержать их всех в одной голове, да оно этой голове и не нужно их там держать. для этого фирма нанимаем специалистов. а для управления специалистаами она нанимает специалистов по управлению.
в частности, сеньер инженер прежде всего должен уметь доходчиво объяснить простому инженеру что от него нужно. "не захочешь -- заставим, не умеешь -- научим". опыт руководства очень сильно отличается от опыта программирования, а когда мы выходим на уровень закулисных игр, то инженерные навыки вообще абсолютно бесполезны. потому что перед вами стоит задача как среди противоборствующих сил найти точку в которой вектор этих сил направлен в нужном для вас направлении.
другой вопрос, что молодые начальники в этих закулисных играх разбираются как свинья в апельсинах и считают мерилом успеха ту прибыль, которую они приносят компании, даже если эта прыбль прямой убыток для репутации одного из вышестоящих манагеров, который довольно гуманно относится к тем подчиненным, которые срывают сроки и профукивают бюджеты, но не терпит когда подчиненный решает задачу за месяц, когда ее можно было растянуть на несколько лет попутно увеличив свой отдел раз эдак в пять. а тут такой облом. задача решена и у еще более вышестоящего руководства возникает вопрос -- почему у вас все быстро, а у него все так меделенно и затратно?
исполнителям, конечно, проще всего. сказали копать, значит, копать. впрочем, чтобы копать сначала нужно устроиться на работу. если рассматривать инженерную специальность в контексте решения проблем, то трудоустройство на выгодных (для вас) условиях -- это очень даже инженерная проблема.
а вот миграция при отсутствии диплома действительно встречает определенные трудности. впрочем, Х лет опыта по специальности приравниваются к диплому. к тому же диплом (или подтвержденный опыт работы) требуется только для определенных типов виз. и нельзя сказать, что диплом сильно все упрощает. даже нельзя сказать, что "диплом не повредит". есть диплом? будет играть в лотерию H1B. нет диплома? делаем трансфер по L1 (например), которая ни разу не лотерея.
ЗЫ. в институте вы можете помогать профессору проводить эксперименты и перенимать его опыт, который нельзя подчерпнуть из книг, а на производстве можно получить разве что набиванием шишек, ибо в коммерции делиться своими знаниями не особенно любят. впрочем, быть студентом для того, чтобы ассистировать профессору совершенно необязательно, хотя это трудно совмещать с фулл-таймом. мне повезло больше. в интересующей меня области экперименты обычно проводятся по ночам, когда нормальные люди спят (потому они по ночам и проводятся). так что мне легко. но гибкий рабочий график в ИТ это не новость. так что...
так что... было бы желание _учиться_, а там...
americans fought a war for a freedom. another one to end slavery. so, what do some of them choose to do with their freedom? become slaves.
Здравствуйте, Sharov, Вы писали:
S>>>В серьезные места не то что без ВО, а без степени не возьмут. C>>"Серьёзные места" — это госпилы разные, где нужно заключение икспертов со степенями? Тогда да.
S>Кстати говоря, вот у нас в правительстве или в думе куча народа со степенями. Понятно, что S>все эти степени и соотв. работы мало чего стоят, однако вот некое имплицитное требование есть. S>Что само по себе может и неплохо...
Требования нет, есть некая мода на степень.
В целом для науки это не плохо, а совсем плохо. Такие вот требователи создают рынок и условия для покупки диссертаций за деньги. Соответственно, когда слышишь, что у кого-то в России учёная степень, то вначале думаешь не о вкладе, который этот человек сделал в науку, а о тех деньгах, которые он за диссертацию заплатил.
Диссертация нужна только тем, кто в дальнейшем планирует продолжать заниматься наукой. Если это просто бумажка, то и ценность её будет такая же.
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:
R>>поэтому строго говоря образование для выполнения чисто профессиональных задач не нужно S>До определённого момента. При дальнейшем росте приходится тратить время на самостоятельное изучение вузовских дисциплин.
Каких дисциплин?
Матан? Когда люди получают несколько лет рабочего опыта, матан они уже благополучно забывают.
Структуры данных? Не сказал бы, эти дисциплины лучше изучаются на практике.
R>>и все вам здесь скажут, что для подъема над общей массой надо копать в предметную область S>Для того, чтобы копать — очень желателен навык самостоятельного изучения непонятных материалов. Школьное образование этому способствует слабо, вузовское — наоборот.
Ещё у самоучек эта способность очень хорошо развита.
Здравствуйте, Artem Korneev, Вы писали:
AK>Здравствуйте, alpha21264, Вы писали:
C>>>Госдура не является сколь-либо "серьёзным местом". A>>Мы разве не баним за намеренное искажение русского языка?
AK>А где там искажение русского языка? AK>"Госдура" — это прижившееся пренебрежительное название одного гос. органа, подчёркивающее его недееспособность.
Здравствуйте, alzt, Вы писали:
A>Каких дисциплин? A>Матан? Когда люди получают несколько лет рабочего опыта, матан они уже благополучно забывают. A>Структуры данных? Не сказал бы, эти дисциплины лучше изучаются на практике.
Матан (азы). Даже если позабыты — успешно восстанавливается уже через месяц-другой погружения. Без базиса человек к этому моменту только начнёт въезжать в тему. В ту же степь — зачатки теорвера/физики (хотя бы ньютоновской механики), без них копать дальше в любом из смежных направлений очень тяжело
Из профильных дисциплин:
Английский язык. Вот тут — увы, ничего лучше плотного погружения не придумано.
Алгоритмы и структуры данных — однозначно. Часто сталкивался, что человек может видеть за кодом проблему и её решения, а вот самого алгоритма и его стоимости — не заметить напрочь. Там где легко упрощается до O(n) на ровном месте могут накрутить квадрат, а то и куб (особенно весело с linq-подобным кодом). Про вещи посложнее не будем
Теория СУБД — бывает, люди не понимают даже того, что дают индексы и не могут сами правильно набросать структуру данных. С запросами тоже не всё благополучно.
Теория разработки — человек тупо не знает, что делать если не может сам решить задачу. Что-то посложнее: разбить задачу, оценить риски/узкие мест, завести тикет — вообще затык
Конечно, со временем оно всё сглаживается, но первый год-два полон мелочей, которые по хорошему человек должен был изучать в ВУЗе, а не на работе Ну и да — всё вышеперечисленное встречается и у людей с корочками о ВО, но слегка пореже. Даже непрофильное высшее образование даёт большой бонус. Один из класснейших знакомых спецов, если не перепутал, биолог
S>>Для того, чтобы копать — очень желателен навык самостоятельного изучения непонятных материалов. Школьное образование этому способствует слабо, вузовское — наоборот. A>Ещё у самоучек эта способность очень хорошо развита.
Не, речь слегка о другом. Самообучение — необходимость для профессии, что люди с ВО, что без по профильным дисциплинам во многом самоучки.
А вот с непрофильными сложнее. Непосредственной мотивации нет, следовательно или изучаем азы в вузе, дальше копам по необходимости, или мучаемся каждый раз когда припрёт.
Здравствуйте, Sharov, Вы писали:
S>Здравствуйте, Cyberax, Вы писали:
S>>>В серьезные места не то что без ВО, а без степени не возьмут. C>>"Серьёзные места" — это госпилы разные, где нужно заключение икспертов со степенями? Тогда да.
S>Кстати говоря, вот у нас в правительстве или в думе куча народа со степенями. Понятно, что S>все эти степени и соотв. работы мало чего стоят, однако вот некое имплицитное требование есть. S>Что само по себе может и неплохо...
Здравствуйте, мыщъх, Вы писали:
> впрочем, Х лет опыта по специальности приравниваются к диплому. к тому же диплом (или подтвержденный опыт работы)
Уточните пл. какими купюрами выражается этот опыт/подтверждённый опыт. Вот у меня свой движок на opengl,
создаю/воспроизвожу модели, сцены, и как мне выразить опыт создния 3D движков?
Не ссылку же на гитлерхаб предъявлять.
Диплом же-это уже реальный документ.
Документ о В.O обязательно нужен, но образование нужно получать самообразованием-оно качественнее..
Переберите известных людей из IT, начиная с Сноудена и далее в прошлое-большая часть
с дипломом, меньшая без, но то, чем они стали известны, в большинстве случаев
ортогонально тому, что в вузах рассказывают.
Здравствуйте, smeeld, Вы писали:
S>Уточните пл. какими купюрами выражается этот опыт/подтверждённый опыт. Вот у меня свой движок на opengl, S> создаю/воспроизвожу модели, сцены, и как мне выразить опыт создния 3D движков? S>Не ссылку же на гитлерхаб предъявлять.
Во первых — а почему б не предъявить ссылку. Очень многое это даст о тебе информации, гораздо больше, чем диплом. Если же код твой мегасекретный, и ты показывать его целиком не хочешь, то благодаря опыту написания своего движка у тебя будет о чем поговорить с собеседующим. Тебе будет что рассказать на тему того, какие сложности были при создании движка, как ты их решал, почему выбрал именно такое решение и т.д.
S>Диплом же-это уже реальный документ.
Диплом есть сейчас практически у каждого. Даже очень известного российского ВУЗа — зачастую это просто бумажка, и никакой корреляции со знаниями нет. В лучшем случае подтверждает, что смог освоить программу первых двух курсов, когда ходил на занятия, если университет хороший. Но не подтверждает что ты хоть что то из этих первых двух курсов помнишь. Да какие первые курсы — диплом даже не подтверждает, что ты в состоянии hello world написать на любом языке, тоже мне реальный документ! Проучиться 6 лет чтоб потом работать младшим тестером на тестировании UI, не в состоянии разобраться с автоматизированным тестированием — ИМХО не самая производительная трата времени. Или админом, продавцом компов или эникейщиком — ну точно без ВО ну никак.
S>Документ о В.O обязательно нужен, но образование нужно получать самообразованием-оно качественнее.. S>Переберите известных людей из IT, начиная с Сноудена и далее в прошлое-большая часть S>с дипломом, меньшая без, но то, чем они стали известны, в большинстве случаев S>ортогонально тому, что в вузах рассказывают.
Ээээ, вообще то известные люди заканчивали весьма серьезные учебные заведения. Для российского гражданина без богатых родителей очень напряжно попасть в эти учебные заведения, хотя бы из за необходимости знать английский, необходимости подтверждать аттестат и сдавать те экзамены, которые сдают в буржундии, заканчивая необходимостью перелетов, виз и т.д. А самая большая проблема получить нормальное образование — низкая конкуренция со сверстниками. Крайне маловероятно, что тебе настолько повезет, что ты в школе будешь учиться с достаточно амбициозными и мотивированными сверстниками, которые вместе с тобой будет пытаться идти к цели. Даже если ты лучший ученик в школе — крайне маловероятно, что тебе настолько повезет с учителями, что они тебя достаточно замотивируют и помогут попасть в хорошее учебное заведение.
Здравствуйте, elmal, Вы писали:
E>Ээээ, вообще то известные люди заканчивали весьма серьезные учебные заведения.
Ну, не все, Джобс, Кармак.. вообще говоря, обязательность диплома-это середина,
его не имеют только если или ниже, или выше среднего по творческому и запилогенераторскому
потенциалу. Зачинателю топика нужно всмотреться в себя: если идеи и решения прут ключом,
в ВУЗ идти не надо-помешает, если ничего такого нет-ВУЗ единственный способ войти в профессию.
Здравствуйте, smeeld, Вы писали:
S>потенциалу. Зачинателю топика нужно всмотреться в себя: если идеи и решения прут ключом, S>в ВУЗ идти не надо-помешает, если ничего такого нет-ВУЗ единственный способ войти в профессию.
И Джоббс, и Кармак — они не совсем неучи, а как раз они учиться начинали. И по крайней мере Джоббсу обучение кое что дало, например курсы каллиграфии. И за счет этих курсов у него кое какие идеи и появились. Но Джоббс бизнесмен, а бизнесменам вышка особо не нужна по большому счету.
И хоть они проучились не долго, следует понимать, что в буржундиях даже за несколько семестров студентов весьма неплохо натаскивают. Посмотрел я некоторые курсы всяких Стенфордов, Гарвардов, Беркли, МИТ в свое время, именно начальные — меня весьма впечатлил уровень преподавания и то, как там за семестр подтягивают с полного нуля народ. По крайней мере у Кармака однозначно за 2 семестра уровень был выше, чем у большинства российских студентов, которые формально учились 5 лет, а реально только 2. Учитывая что из этих двух программированием у нас начнут заниматься где то со второго курса, а до этого задолбают обязательными теологиями, ОБЖ, русским языком, историей, культурологией .
Здравствуйте, smeeld, Вы писали:
S>Здравствуйте, мыщъх, Вы писали:
>> впрочем, Х лет опыта по специальности приравниваются к диплому. к тому же диплом (или подтвержденный опыт работы) S> Уточните пл. какими купюрами выражается этот опыт/подтверждённый опыт.
справкой с места работы. это в идеале. впрочем, пригодны любые средства. если вы тем или иным образом можете обосновать свой рабочий стаж (скажем, ваше имя в списке разработчиков некой программы), то этого обычно оказывается достаточно для миграционного отдела. в крайнем случае сгодится голословное утверждение с подписью о том, что вы осведомлены о последствиях за брехологию.
S> Вот у меня свой движок на opengl,
может, это у вас хобби такое. миграционный отдел подходит к этому вопросу намного более формально. под работой подразумевается работа за зарплату. с большой натяжкой -- участие в крупных известных оперсурсных проектах или свой собственный крупный известный проект, известность которого подтвержается независимой экспретной оценкой (поиск эксперта и оплата его труда лежит на вас). если эксперта нет, то сойдут выписки из журналов/книг, упоминающие ваш проект. короче, есть 100500 способов как выдать желаемое за действительное и при этом ни разу не соврать.
S> Не ссылку же на гитлерхаб предъявлять.
именно ссылку. предъявите ее эксперту. эксперт посмотрит и скажет, что работа начата в таком-то году и продолжается и поныне. это движок промышленного качества, а не учебный проект. его используют такие-то и такие-то производители софта в таких-то софтинах. как-то так...
S> Диплом же-это уже реальный документ.
вынужден вас разочаровать. даже бумажка на которой вы написали, что у вас тридцать лет опыта -- это _реальный_ документ с вашей подписью. ничуть не менее реальный, чем документ, подлинность которого установить ничуть не легче, чем проверить ваш claim о том где и кем вы работали.
S> Документ о В.O обязательно нужен,
какая страна предъявляет такие требования для рабочей визы?
S> Переберите известных людей из IT, начиная с Сноудена и далее в прошлое-большая часть S> с дипломом, меньшая без, но то, чем они стали известны, в большинстве случаев S> ортогонально тому, что в вузах рассказывают.
у вас идет слишком сильная селекция. давайте рассуждать так. чтобы стать известным требуется опыт и время. ИТ индустрия очень молода. долгое время вообще не было никаких персоналок, а те что были скорее походили на программируемый калькулятор и практически единственным способом получить к компьютеру доступ было поступить в вуз.
идем дальще. как известно, что не успел, тот опоздал. легко стать известным в зарождающейся области. это как подбирать золотые самородки. но самородки быстро выгребаются и дальше приходится перелопачивать тонны руды для добычи одного грамма золота. это легко видно анализом кол-ва спада роста кол-ва известных людей, имена которых лежат на вике. не потому что сейчас все тупые, а потому что они были первые. им было легко. нам же гораздо сложнее. тривиальный по своей природе поиск бойера-мура фактически лежит на поверхности и многократно переоткрывается теми, кто не изучает готовых алгоритмов, а во всем думает своей головой. вот только добавить свое имя к алгоритму уже не получится. но его можно усовершенствовать. и ведь совершенствуют. причем масштабно. причем настолько масштабно, что никто не помнит их имен, ибо их слишком много.
...мои родители рассказывали, что когда они были молодыми, то помнили имена всех космонавтов. за эти годы в космонавтике немногое изменилось и полеты в космос легче не стали, однако, имена космонавнов навряд ли смогут перечислить даже любители космонавтики, а все (практически) известные космонавты вообще-то учились на летчиков. теперь вопрос: если я хочу стать космонавтом -- должен ли я поступать в летное училище? или можно написать линух и слетать в космос на вырученные от этого деньги?
americans fought a war for a freedom. another one to end slavery. so, what do some of them choose to do with their freedom? become slaves.
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:
S>Здравствуйте, Vzhyk, Вы писали:
V>>Глядя на успехи одной и второй систем, результаты налицо.
S>А можно примеры успехов? Особенно штатовского образования, а то у них даже со своими специалистами как-то не срастается
Пример успеха штатовского образования у Вас стоит на столе, и через него Вы постите на rsdn.
А смягчить иммиграционную политику "главы крупнейших ИТ-компаний" хотят не потому что Штаты не могут подготовить нормальных специалистов. А потому что при той же квалификации иммигранту можно платить гораздо меньше.
Здравствуйте, elmal, Вы писали:
E>И хоть они проучились не долго, следует понимать, что в буржундиях даже за несколько семестров студентов весьма неплохо натаскивают. Посмотрел я некоторые курсы всяких Стенфордов, Гарвардов, Беркли, МИТ в свое время, именно начальные — меня весьма впечатлил уровень преподавания и то, как там за семестр подтягивают с полного нуля народ. По крайней мере у Кармака однозначно за 2 семестра уровень был выше, чем у большинства российских студентов, которые формально учились 5 лет, а реально только 2. Учитывая что из этих двух программированием у нас начнут заниматься где то со второго курса, а до этого задолбают обязательными теологиями, ОБЖ, русским языком, историей, культурологией .
1. У нас программирование — с 1 семестра 1 курса. И далее — везде.
2. Последние несколько лет основная масса нифига учится не умеет. И очень часто — не хочет. В школе отучили.
А программеров — не хватает. Они думают, что свои деньги они по-любому получат (работает же — постоянно слышу от студентов)
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV> Они думают, что свои деньги они по-любому получат (работает же — постоянно слышу от студентов)
В РФ (мы здесь, если не ошибаюсь) системное, криптографическое ПО не пишут, ничего серьёзней
сайтошлёпства, админского скриптоваяния на perl/python на провайдерских площадках, за очень редкими
исключениями, не существует. И для решения этих категорий, может действительно В.О необязательно?
Зачем оно для скриптования сайта на JS+CSS? Зачем кому-то долго изучать теории сигналов,
если он знает, чем скорее всего, придётся заниматься, и там она не нужна.
Здравствуйте, smeeld, Вы писали:
LVV>> Они думают, что свои деньги они по-любому получат (работает же — постоянно слышу от студентов) S>В РФ (мы здесь, если не ошибаюсь) системное, криптографическое ПО не пишут, ничего серьёзней S>сайтошлёпства, админского скриптоваяния на perl/python на провайдерских площадках, за очень редкими S>исключениями, не существует. И для решения этих категорий, может действительно В.О необязательно? S>Зачем оно для скриптования сайта на JS+CSS? Зачем кому-то долго изучать теории сигналов, S>если он знает, чем скорее всего, придётся заниматься, и там она не нужна.
Для формошлепства действительно ВО не нужно. Но они ж идут в ВУЗ!
И не очень-то учатся.
Конкретный пример.
В соседнем вузе есть доктор наук, которому надо моделировать перколяционные процессы.
Ни один студент и аспирант не смог написать на С++ прогу приемлемого качества.
Дело уперлось именно в оптимизацию проги, поскольку надо было моделировать процессы на решетке размером 25000х25000 узлов.
Поэтому студенческие-аспирантские проги работали сутками-неделями-месяцами — в буквальном смысле.
Он позвал меня. Я врубался довольно долго, но написал.
Он за 1 (один) день смог получить результаты, на которые у него ранее уходило 2 (две) недели = 14 дней.
Студентам-аспирантам НЕ ИНТЕРЕСНО ЗАБЕСПЛАТНО корячиться — оптимизировать прогу. Это ж сколько учиться надо-то!
Они работают именно формошлепщиками. А ВО получают — ну как жеж без ВО, это ж как-то не комильфо, так принято...
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, smeeld, Вы писали:
S>В РФ (мы здесь, если не ошибаюсь) системное, криптографическое ПО не пишут, ничего серьёзней S>сайтошлёпства, админского скриптоваяния на perl/python на провайдерских площадках, за очень редкими S>исключениями, не существует.
смелое заявление.
все-таки свой опыт на всех не стоит проецировать.
Здравствуйте, Isscander, Вы писали:
I>Здравствуйте, Sinix, Вы писали:
S>>Здравствуйте, Vzhyk, Вы писали:
V>>>Глядя на успехи одной и второй систем, результаты налицо.
S>>А можно примеры успехов? Особенно штатовского образования, а то у них даже со своими специалистами как-то не срастается
I>Пример успеха штатовского образования у Вас стоит на столе, и через него Вы постите на rsdn.
Ну вы меня извините...
Билл Гейтс — не имеет высшего образования.
Стив Джобс — гуманитарщик.
Эндрю Гроув — химик. I>А смягчить иммиграционную политику "главы крупнейших ИТ-компаний" хотят не потому что Штаты не могут подготовить нормальных специалистов. А потому что при той же квалификации иммигранту можно платить гораздо меньше.
Книга Эдварда Йодана "ИТ-аутсорсинг".
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:
LVV>1. У нас программирование — с 1 семестра 1 курса. И далее — везде.
Первый семестр первого курса — это считай непрофильная халява . На первом курсе основной гемор это вышка, начерталка, физика, химия и т.д. А по программированию там все просто и тривиально. Простейшие структуры данных и простейшие алгоритмы на очень ограниченном подмножестве какого нидь языка (зачастую маловостребованного, вроде Паскаля) — вот и все программирование. Если кто и вылетит, то скорее всего не из за программирования, а из за математики. Со специальностью связанной с программированием гемор начинается курсе где то на третьем. А студенты к этому моменту уже не учатся, а работают, и не получают знания, а сдают.
LVV>2. Последние несколько лет основная масса нифига учится не умеет. И очень часто — не хочет. В школе отучили.
В школе этому никогда не учили. Этому учат в идеале в университетах, правда научиться этому удается весьма немногим даже в ведущих ВУЗах. Большинство же считает, что после окончания можно уже никогда ничего не изучать и не повторять, в лучшем случаи какой нидь ЯП или фреймворк выучат.
LVV>А программеров — не хватает. Они думают, что свои деньги они по-любому получат (работает же — постоянно слышу от студентов)
В Москве их избыток. В Питере тоже. Может конечно в Астрахани их не хватает, но уверен, что не хватает не программеров, а желающих пахать черти как за доширак, причем на работе, которая не очень способствует развитию, образования высшего не требуется ни грамма. А хотя бы 100 тысяч бы предложили в месяц для среднего разработчика, и сразу без проблем бы вакансии закрывали. А за 300 тысяч можно переманить очень квалифицированных, не суперзвезд мирового уровня конечно, но людей, с квалификацией более чем достаточной для любой реальной проблемы.