Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 20.11.21 14:18
Оценка:
В моём автомобиле датчик внешней температуры — физически, просто "пимпочка" на правом зеркале, отображается на панели вместе с часами и состоянием магнитолы. Обычно он работает нормально, но раз в месяц-два "сбрасывается": начинает показывать цифру типа -40, и затем медленно, на один градус за 15-20 секунд, поднимает значения, пока не начнёт показывать соответствующее реальности.

Я знаю, что из-за специфики авто многие датчики делаются не так, как бы делались по "бытовой" логике — например, датчик массового расхода воздуха очень часто делается как измеритель температуры на боковом потоке после фиксированного подогрева (плюсы: никаких движущихся частей). Поэтому есть подозрение, что и тут что-то более хитрое, чем банальная термопара с АЦП.

Может быть, причина софтовая: некоторое событие сбрасывает показания в минимум, но затем коррекция показываемого пользователю принципиально ограничена темпом в 1 градус за 15 секунд, даже если видно, что разница огромна (типа, -40 -> +30 — на 70 градусов). Возможно, я бы так и сделал сам, как один из вариантов (вряд ли температура воздуха пойдёт меняться быстрее, а ошибки показаний будут эффективно гаситься).

Но может быть и особенность процесса снятия показаний (типа, АЦП на компараторе на ОУ, раз на несколько секунд пытается корректировать ориентировку на плюс-минус градус и смотрит знак результата).

Может и ещё что-то более хитрое, о чём я по незнанию области даже не догадываюсь.

Что может быть в данном случае? Что порекомендуете из публикаций на тему (не датчики вообще, а со спецификой жёстких условий)?
The God is real, unless declared integer.
Отредактировано 20.11.2021 14:19 netch80 . Предыдущая версия .
авто датчик температура
Re: Устройство датчика температуры в авто?
От: Евгений Музыченко Франция https://software.muzychenko.net/ru
Дата: 20.11.21 15:52
Оценка:
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

N>со спецификой жёстких условий


"Жесткие условия" — это где-нибудь -60 и ниже, или выше +400-500. В данном случае датчик примитивен, ему требуется максимум защита от коррозии, ну и изоляция электрических цепей, чтоб не возникало паразитных токов, но это тоже примитивно и давно отработано.

В современной технике используют датчики с цифровым выходом, чтобы не тащить аналоговый сигнал по длинному проводу. Интегральные датчики обычно работают по I2C, SPI или SMBus, а в автомобилях популярна щина LIN — возле датчика ставят интерфейсный модуль, который подключается к общей шине.

У Вас определенно где-то глюк — или неисправность датчика/интерфейса, или разработчики попытались превзойти себя, и намудрили что-то совсем лишнее.

Попробуйте поискать документацию по автомобилю, чтобы сузить направления поиска.
Re: Устройство датчика температуры в авто?
От: Pzz Россия https://github.com/alexpevzner
Дата: 20.11.21 16:02
Оценка:
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

N>Что может быть в данном случае? Что порекомендуете из публикаций на тему (не датчики вообще, а со спецификой жёстких условий)?


Я б все-таки предположил, что маловажный датчик сделан из соображений максимальной дешевизны (с учетом реалистичных требований по надежности и выносливости в отношении условий эксплуатации).

Так что вряд ли там что-то более умное, чем термопара, терморезистор или полупроводниковый датчик температуры. Поведение его наводит на мысль о плохих контактах или капле конденсата, попавшей, куда не надо.
Re[2]: Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 20.11.21 16:07
Оценка:
Здравствуйте, Евгений Музыченко, Вы писали:

N>>со спецификой жёстких условий


ЕМ>"Жесткие условия" — это где-нибудь -60 и ниже, или выше +400-500.


Или тряска. Или электрические поля. 100500 причин.

ЕМ>В современной технике используют датчики с цифровым выходом, чтобы не тащить аналоговый сигнал по длинному проводу. Интегральные датчики обычно работают по I2C, SPI или SMBus, а в автомобилях популярна щина LIN — возле датчика ставят интерфейсный модуль, который подключается к общей шине.

ЕМ>У Вас определенно где-то глюк — или неисправность датчика/интерфейса, или разработчики попытались превзойти себя, и намудрили что-то совсем лишнее.

Скорее всего так и есть, но по отношению к данному вопросу это всё постороннее кэпство.

ЕМ>Попробуйте поискать документацию по автомобилю, чтобы сузить направления поиска.


В том, что нашёл, такие подробности не пишут. И вообще, я не о том, как это вылечить в конкретном случае, я спросил про общие подходы и возможные реализации.
The God is real, unless declared integer.
Re[2]: Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 20.11.21 16:47
Оценка:
Здравствуйте, Pzz, Вы писали:

Pzz>Так что вряд ли там что-то более умное, чем термопара, терморезистор или полупроводниковый датчик температуры.


Да, но за ним АЦП, а дальше, как предположил EM, LIN шина или аналог, так что вопрос в логике этой цифровой обработки.

Pzz> Поведение его наводит на мысль о плохих контактах или капле конденсата, попавшей, куда не надо.


Это бы при прочих равных не дало такой сброс, мне кажется.

А вот если оно по каким-то причинам грубо отресетило всю свою логику — то может и во внутренний ноль всё сбросить...
The God is real, unless declared integer.
Re[2]: Устройство датчика температуры в авто?
От: Евгений Музыченко Франция https://software.muzychenko.net/ru
Дата: 20.11.21 16:54
Оценка:
Здравствуйте, Pzz, Вы писали:

Pzz>вряд ли там что-то более умное, чем термопара, терморезистор или полупроводниковый датчик температуры.


Там и не нужно ничего более умного, чем стоит в датчиках наружной температуры бытовых термометрах и погодных станциях.
Re[3]: Устройство датчика температуры в авто?
От: Pzz Россия https://github.com/alexpevzner
Дата: 20.11.21 17:37
Оценка: +1
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

Pzz>>Так что вряд ли там что-то более умное, чем термопара, терморезистор или полупроводниковый датчик температуры.


N>Да, но за ним АЦП, а дальше, как предположил EM, LIN шина или аналог, так что вопрос в логике этой цифровой обработки.


Зачем там вообще обработка? Это ж датчик декоративного показометра внешней температуры на приборной панели.

У тебя он хоть в зеркале. У меня на форде он вообще где-то под капотом, и когда скорость движения не обеспечивает достаточного обдува подкапотного пространства, он показывает на несколько градусов больше, чем оно есть на самом деле.

Pzz>> Поведение его наводит на мысль о плохих контактах или капле конденсата, попавшей, куда не надо.


N>Это бы при прочих равных не дало такой сброс, мне кажется.


Ну, контакт теряется (или наоборот, коротит), АЦП зашкаливает. Контакт восстанавливается, показания приходят в норму.
Re[3]: Устройство датчика температуры в авто?
От: Pzz Россия https://github.com/alexpevzner
Дата: 20.11.21 17:38
Оценка:
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

ЕМ>>Попробуйте поискать документацию по автомобилю, чтобы сузить направления поиска.


N>В том, что нашёл, такие подробности не пишут. И вообще, я не о том, как это вылечить в конкретном случае, я спросил про общие подходы и возможные реализации.


Проверь все контакты, до которых доберешься, и убедись, что воды нигде нет, где ее не должно быть.

Кстати, вода, наверное, замерзнет, когда случатся морозы, и перестанет влиять.
Re[4]: Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 20.11.21 17:53
Оценка:
Здравствуйте, Pzz, Вы писали:

Pzz>Ну, контакт теряется (или наоборот, коротит), АЦП зашкаливает. Контакт восстанавливается, показания приходят в норму.


Ну ты хоть бы внимательно исходное письмо прочитал.
Вариант 1: замедленного изменения нет. Пусть сейчас показание стабильное (вот +11, как днём было). Вот его оторвало, непосредственно снимаемое соответствует -40 (минимум шкалы). Пусть он показал -40. Теперь контакт восстановился, он должен сразу показать +11?

Вариант 2: корректировка показа идёт по 1 градусу в 15 секунд. Точно так же, оторвало. Он должен начать смещать на градус в 15 секунд: +10, +9, +8...? А восстановился контакт — возвращать обратно с тем же темпом?

Почему возникает несимметричность — выпадение рывком и медленный возврат?

Pzz>>>Так что вряд ли там что-то более умное, чем термопара, терморезистор или полупроводниковый датчик температуры.


N>>Да, но за ним АЦП, а дальше, как предположил EM, LIN шина или аналог, так что вопрос в логике этой цифровой обработки.


Pzz>Зачем там вообще обработка? Это ж датчик декоративного показометра внешней температуры на приборной панели.


Любой датчик врёт. Это аксиома. Результаты надо фильтровать и сглаживать. Для какого-нибудь фильтра Калмана цель слишком тупая. Сглаживание путём ограничения темпа смещения выдаваемого — вполне разумный вариант, если речь идёт об обычно медленно меняющейся характеристике.

У меня предположение. Пусть сглаживание электроника делает в самом датчике (перед выходом на шину), ограничением темпа изменения, но если теряется вообще питание, то он стартует с -40. При этом он даже при выключенном зажигании не обесточивается (потому что при обычном включении температуру показывает правильную). Так похоже?
Не хочется отключать аккумулятор для теста.

Pzz>У тебя он хоть в зеркале. У меня на форде он вообще где-то под капотом, и когда скорость движения не обеспечивает достаточного обдува подкапотного пространства, он показывает на несколько градусов больше, чем оно есть на самом деле.


Сочувствую, но это отдельная кривость.
The God is real, unless declared integer.
Re[3]: Устройство датчика температуры в авто?
От: Евгений Музыченко Франция https://software.muzychenko.net/ru
Дата: 20.11.21 18:05
Оценка:
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

N>Или тряска.


В автомобиле "тряска" в техническом смысле исключительно для пассажиров. По сравнению со многими промышленными установками, где стоят температурные датчики, автомобиль можно считать неподвижным. Да и что этому датчику сделается, он монолитный.

N>Или электрические поля. 100500 причин.


Давно пора применить бритву Оккама.

N>я спросил про общие подходы и возможные реализации.


Общие подходы банальны: в старой технике — термистор, заведенный на компаратор или АЦП микроконтроллера, в новой — интегральный датчик с цифровым выходом. Все работает непрерывно, никаких периодических сбросов не требует.
Re[5]: Устройство датчика температуры в авто?
От: Евгений Музыченко Франция https://software.muzychenko.net/ru
Дата: 20.11.21 18:12
Оценка:
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

N>Любой датчик врёт. Это аксиома. Результаты надо фильтровать и сглаживать. Для какого-нибудь фильтра Калмана цель слишком тупая. Сглаживание путём ограничения темпа смещения выдаваемого — вполне разумный вариант, если речь идёт об обычно медленно меняющейся характеристике.


В обсуждаемом случае — неразумный. У датчика температуры роль сглаживающего фильтра играет теплоемкость — и его собственная, и окружающих деталей. При изменении окружающей температуры на единицы градусов сигнал от датчика меняется с запаздыванием минимум на несколько секунд. Там, наоборот, принимают меры для снижения инерционности, но они уже чисто железячные, программно тут ничего не сделаешь.
Re[4]: Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 20.11.21 18:17
Оценка:
Здравствуйте, Евгений Музыченко, Вы писали:

ЕМ>Общие подходы банальны: в старой технике — термистор, заведенный на компаратор или АЦП микроконтроллера, в новой — интегральный датчик с цифровым выходом. Все работает непрерывно, никаких периодических сбросов не требует.


Тогда объясни описанное явление — какие могут быть варианты достичь именно такого результата
The God is real, unless declared integer.
Re[5]: Устройство датчика температуры в авто?
От: Евгений Музыченко Франция https://software.muzychenko.net/ru
Дата: 20.11.21 18:36
Оценка:
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

N>Тогда объясни описанное явление


Вам уже намекнули на вариант с плохим контактом или замыканием. Например, там нарушена герметичность, и на аналоговую линию попадает грязная вода, которая замыкает ее на массу, и индикатор показывает минимально возможную температуру. По мере высыхания воды уровень на аналоговой линии растет.
Re: Устройство датчика температуры в авто?
От: ononim  
Дата: 20.11.21 21:58
Оценка:
N>Что может быть в данном случае? Что порекомендуете из публикаций на тему (не датчики вообще, а со спецификой жёстких условий)?
Как вариант — RC цепочка для фильтрации шумов, типа такого.
    ____
---[____|-----*-----------
              |          |
             ---      (датчик)
             ---         |
              |          |
--------------*-----------

...этот самый датчик иногда чем-то замыкает, в результате С мгновенно разряжается, а потом меееедленно заряжается.
Как много веселых ребят, и все делают велосипед...
Отредактировано 20.11.2021 21:59 ononim . Предыдущая версия .
Re: Устройство датчика температуры в авто?
От: Janus Россия  
Дата: 21.11.21 08:52
Оценка:
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

N>В моём автомобиле датчик внешней температуры — физически, просто "пимпочка" на правом зеркале, отображается на панели вместе с часами и состоянием магнитолы. Обычно он работает нормально, но раз в месяц-два "сбрасывается": начинает показывать цифру типа -40, и затем медленно, на один градус за 15-20 секунд, поднимает значения, пока не начнёт показывать соответствующее реальности.



N>Может и ещё что-то более хитрое, о чём я по незнанию области даже не догадываюсь.


N>Что может быть в данном случае? Что порекомендуете из публикаций на тему (не датчики вообще, а со спецификой жёстких условий)?



Возможно пропадает контакт в разьеме датчика на зеркале.
... Хорошо уметь читать между строк. Это иногда
приносит большую пользу
Re[2]: Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 21.11.21 15:21
Оценка:
Здравствуйте, Janus, Вы писали:

J>Возможно пропадает контакт в разьеме датчика на зеркале.


Прочитайте, пожалуйста, исходный вопрос полностью.
The God is real, unless declared integer.
Re[2]: Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 21.11.21 15:23
Оценка:
Здравствуйте, ononim, Вы писали:

N>>Что может быть в данном случае? Что порекомендуете из публикаций на тему (не датчики вообще, а со спецификой жёстких условий)?

O>Как вариант — RC цепочка для фильтрации шумов, типа такого.
O>...этот самый датчик иногда чем-то замыкает, в результате С мгновенно разряжается, а потом меееедленно заряжается.

Хм. Ну теоретически возможно, но это ж какие параметры компонентов должны быть, чтобы оно менялось на полный размах за времена порядка 20 минут (считаю 15 секунд на градус и размах температур -40...+40)...
Софтовые заморочки выглядят более вероятными, jIMHO.
The God is real, unless declared integer.
Re[6]: Устройство датчика температуры в авто?
От: netch80 Украина http://netch80.dreamwidth.org/
Дата: 21.11.21 15:26
Оценка:
Здравствуйте, Евгений Музыченко, Вы писали:

ЕМ>Вам уже намекнули на вариант с плохим контактом или замыканием.


Ну а я объяснил, почему считаю его как минимум не единственной причиной такого явления.

EM> Например, там нарушена герметичность, и на аналоговую линию попадает грязная вода, которая замыкает ее на массу, и индикатор показывает минимально возможную температуру. По мере высыхания воды уровень на аналоговой линии растет.


1. Корреляции с погодой пока не замечал.
2. Это как надо сохнуть, чтобы показывать тут окололинейную характеристику, и почему не происходит более мягких провалов (например, до нуля или -10), а замечен только один вариант — рывком в -40?

Не сходится.
The God is real, unless declared integer.
Re[3]: Устройство датчика температуры в авто?
От: Janus Россия  
Дата: 21.11.21 17:22
Оценка: +1 -1
Здравствуйте, netch80, Вы писали:

N>Здравствуйте, Janus, Вы писали:


J>>Возможно пропадает контакт в разьеме датчика на зеркале.


N>Прочитайте, пожалуйста, исходный вопрос полностью.


Я не ясновидящий и не знаю марки вашего автомобиля.
Конструкций датчиков забортной температуры много и они имеют разное подключение к бортовому компьютеру .
На складном зеркале моего автомобиля тоже был датчик температуры и глючил он из-за банального перетертого провода в косе.

Не надо искать сложностей там где их нет .
... Хорошо уметь читать между строк. Это иногда
приносит большую пользу
Re[3]: Устройство датчика температуры в авто?
От: ononim  
Дата: 21.11.21 17:23
Оценка: +1
N>Хм. Ну теоретически возможно, но это ж какие параметры компонентов должны быть, чтобы оно менялось на полный размах за времена порядка 20 минут (считаю 15 секунд на градус и размах температур -40...+40)...
N>Софтовые заморочки выглядят более вероятными, jIMHO.
Софтовую заморочку тоже можно легко вообразить. Растет медленно — изза алгоритма усреднения показаний, а падает быстро — потому что софт понимает разрыз цепи как аварию датчика, и сбрасывает состояние. Но авария не отображается на дисплее так как она очень быстро заканчивается Ну а переход из аварийного состояния в работающее не был адекватно реализован, и вот...
Как много веселых ребят, и все делают велосипед...
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.