Re[7]: a = 2*F/m
От: skeptik_  
Дата: 02.05.08 10:53
Оценка: 3 (1) +1 -1
Здравствуйте, andy1618, Вы писали:

A>Но транпортёру придётся туго — простой расчёт показывает, что, если допустить, что колёса — это однородные диски, то линейное ускорение полотна должно быть равно:

A>a = 2*F/m, где F — силя тяги двигателей (в Ньютонах), а m — суммарная масса колёс шасси.
A>Мало того, что сама цифра получается порядка километров на секунду в квадрате, ещё и мощность будет с каждой секундой увеличиваться. В этом, пожалуй, главная засада для желающих смоделировать такой транспортёр (в "разрушителях мифов" пытались, ага)

О! Наконец-то решили!

Привожу моё решение пятилетней давности с другого форума:

Сначала упростим физическую модель: вместо транспортёра введём бесконечно длинное тело с массой Мт, по которому движется диск с массой М ( колесо ), причём масса Мк равномерно распределена по диску (колесо), а остальная масса сосредоточена в материальной точке в центре диска ( масса самолёта без колёс ), такая модель идентична модели самолёта если трение в подшипниках колеса принять равной нулю.
На центр колеса параллельно плоскости транспортёра действует сила Fc (тяга самолёта), найти силу Ft с которой нужно действовать на тело Мт, чтобы ось колеса была неподвижна. ( Смотрите рисунок )


Записываем суммы сил действующих на каждое тело, что равно изменению импульса, и суммы моментов сил, которые равны изменению угловой скорости на момент инерции. Кроме того записываем уравнения связи, ( расписывая сразу по координатам )
для транспортёра имеем: Ft — Fr = Mt*At ( где Fr — сила с которой самолёт действует на транспортёр, At — ускорение транспортёра )
для диска имеем: M*Aс = Fr — Fс ( где Aс — ускорение оси самолёта ) и
Мк*R*R*(dw/dt)/2 = Fr*R ( где R — радиус диска, (dw/dt) — угловое ускорение.
Уравнение связи: R*(dw/dt) = At — Aс.
Вот и всё, решая эти уравнения находим Ft = Fc*(1 + 2*Mt/Mk ), At = 2*Fs/Mk, Fr = Fs. Так что если мы в состоянии ускорять транспортёр с этим немаленьким ускорением 2*F/m, то самолёт стоит на месте.
По сути дела вся энергия двигателя уходит на раскрутку колёс, релятивистскими эффектами я пренебрёг.
Re[8]: a = 2*F/m
От: andy1618 Россия  
Дата: 02.05.08 13:38
Оценка:
_>О! Наконец-то решили!




_>Привожу моё решение пятилетней давности с другого форума...

...
_>Записываем суммы сил действующих на каждое тело, что равно изменению импульса, и суммы моментов сил, которые равны изменению угловой скорости на момент инерции. Кроме того записываем уравнения связи, ( расписывая сразу по координатам )
_>для транспортёра имеем: Ft — Fr = Mt*At ( где Fr — сила с которой самолёт действует на транспортёр, At — ускорение транспортёра )
_>для диска имеем: M*Aс = Fr — Fс ( где Aс — ускорение оси самолёта ) и
_>Мк*R*R*(dw/dt)/2 = Fr*R ( где R — радиус диска, (dw/dt) — угловое ускорение.
_>Уравнение связи: R*(dw/dt) = At — Aс.

ЗачОт!
Правда, для успешного решения системы по-видимому надо добавить ещё условие неподвижности оси самолёта: Ac = 0
Re[9]: a = 2*F/m
От: skeptik_  
Дата: 02.05.08 14:32
Оценка:
Здравствуйте, andy1618, Вы писали:

A>ЗачОт!

A>Правда, для успешного решения системы по-видимому надо добавить ещё условие неподвижности оси самолёта: Ac = 0
Ну, это ж вроде как всем известное условие задачи? Я не счёл нужным это упоминать.
Re[10]: a = 2*F/m
От: Alex Reyst Россия  
Дата: 02.05.08 14:50
Оценка: :)
Здравствуйте, skeptik_, Вы писали:


_>Ну, это ж вроде как всем известное условие задачи?


В данной задаче нет такого условия .
Все, что здесь сказано, может и будет использоваться против меня.
Re[10]: a = 2*F/m
От: andy1618 Россия  
Дата: 02.05.08 15:03
Оценка:
A>>Правда, для успешного решения системы по-видимому надо добавить ещё условие неподвижности оси самолёта: Ac = 0
_>Ну, это ж вроде как всем известное условие задачи? Я не счёл нужным это упоминать.

ОК.

Кстати, запостил в соседнюю ветку пару интересующих меня подзадач — может быть, поможете:
http://www.rsdn.ru/forum/message/2936131.1.aspx
Re[11]: a = 2*F/m
От: skeptik_  
Дата: 03.05.08 00:32
Оценка: 1 (1) +2
Здравствуйте, Alex Reyst, Вы писали:

AR>Здравствуйте, skeptik_, Вы писали:



_>>Ну, это ж вроде как всем известное условие задачи?


AR>В данной задаче нет такого условия .

Ну как же это нет? Вопрос стоит, сможет ли самолёт разогнаться — проверяем, может ли транспортёр воспрепятствовать этому, то бишь не дать разогнаться, то бишь ускорение равно 0.
Re[48]: Взлетит - не взлетит
От: andy1618 Россия  
Дата: 03.05.08 19:02
Оценка:
V>>Вопрос на засыпку: какая часть работы пойдет на раскрутку, а какая на поступательное движение?

AR>Теперь я в свою очередь не понимаю — идет серьезный разговор или стеб



Всё весьма серьёзно — почему-то многие считают, что если поставить на транспортёр колесо и запустить транспортёр с ускорением, то колесо начнёт вращаться на месте и сдвигаться не будет. Это в корне неверно (хотя бы из уважения ко второму закону Ньютона)
Re[33]: Взлетит - не взлетит
От: andy1618 Россия  
Дата: 03.05.08 19:02
Оценка:
G>>Представим, например, невесомый вертикальный жесткий стержень с двумя равными точечными грузами — один вверху, другой внизу. На нижний начинает действовать сила, которая тянет его вбок. Нижний груз начинает двигаться с ускорением. Верхний двигатся не начинает — на него ничего не действует! Центр тяжести системы движется с вдвое меньшим ускорением — следовательно на него тоже действует сила!

V>Если верхний груз незакреплен, то он тоже будет двигаться с ускорением в противоположную нижнему сторону (до тех пор, пока вектор приложенной силы перпендикулярен трержню).


Неправда ваша! В качестве эксперимента можно взять две пудовые гири, жёстко соединённые лёгкой лыжной палкой, поместить их на лёд и с разбегу пнуть одну из гирь перпендикулярно палке, при этом внимательно наблюдая за поведением второй гири. Вы действительно верите, что вторая гиря начнёт двигаться в противоположную сторону и центр палки останется неподвижным?
Re[11]: a = 2*F/m
От: Gadsky Россия  
Дата: 03.05.08 19:07
Оценка: 1 (1) +1
Здравствуйте, Alex Reyst, Вы писали:

AR>В данной задаче нет такого условия .


Если опустить всякую терминологическую ерунду навроде "скорость движения транспортера vs. скорость вращения колес", то в голом остатке остается вопрос — "а можно ли вообще каким-либо образом остановить взлет неким движением транспортера". И вы это, Алекс, прекрасно понимаете, но непонятно зачем начинаете отпираться .
Re[12]: a = 2*F/m
От: Alex Reyst Россия  
Дата: 04.05.08 06:09
Оценка:
Здравствуйте, Gadsky, Вы писали:

G> в голом остатке остается вопрос — "а можно ли вообще каким-либо образом остановить взлет неким движением транспортера"


Это уже просто другая задача
Все, что здесь сказано, может и будет использоваться против меня.
Re[48]: Взлетит - не взлетит
От: prVovik Россия  
Дата: 04.05.08 06:11
Оценка:
Здравствуйте, Gadsky, Вы писали:

G>Здравствуйте, prVovik, Вы писали:


V>>Там на дело не в инерции, а в упругости. Палка крутится вокруг своего центра за счет собственной упругости. Если бы это была не палка, а нитка, то все происходило бы именно так, как ты описываешь.


G>Вот возьмите и нарисуйте _все_ силы для этого эксперимента. Не забудьте трение о воду и поверхностное натяжение. Еще раз говорю, сил тут много, их порядки одинаковы, так что я даже рассматривать подробно этот пример не хочу.


Да не получится там силы нарисовать, как в школьной задачке, потому что в каждой точке шеста действуют разные силы и точек приложения сил у нас вообще бесконечно много.

V>>Все это здорово, только вот второй закон Ньютора справедлив исключительно по отношению к материальной точке.


G>Цитата: "Второй закон Ньютона утверждает, что ускорение, которое получает тело, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к телу сил и обратно пропорционально массе тела".


G>Надеюсь то, что равнодействующая равна той самой единственной силе доказывать не нужно?


Во-первых, нужно, во-вторых:

Согласно современным представлениям и терминологии, в первом и втором законах под телом следует понимать материальную точку, а под движением — движение относительно инерциальной системы отсчёта.

(с) БСЭ

Надеюсь то, что гибкий упругий шест материальной точкой не является, доказывать не надо?

G>Я не придираюсь. Просто вот такие "интуитивно понятные" термины очень часто сбивают с толку.


Тем неменее, понял то ты все правильно

G>>>Пусть центр масс диска переместился на расстояние s1.


G>Он утверждает наличие ускорения. А ускорение это вообще-то вторая производная перемещения.


Ну ускорение есть — шест раскручивается. В чем проблема?

V>>Вот, рассмотрим наш многострадальный шест с двумя грузиками. Если приложить силу точно по центру, то вся работа уйдет ипключительно на поступательной движение шеста с грузами. Теперь будем плавно сдвигать точку приложения силы. Шест начнет плавно раскручиваться. Причем чем дальше точка приложения силы от центра шеста, тем меньше у шеста поступательного движения и больше вращательного. Очередной экстремум, очевидно, наступает при приложении силы к краю шеста, когда количество поступательного движения станет минимальным (ноль???), а вращательного максимальным.


G>Нет. Потому что нет ни одной силы, которая будет двигать противоположный конец шеста _назад_.


Как это нет? Есть! Это сила упругости шеста. Мы давим на шест. Он из-за собственной инерции упруго сгибается. В следующее мгновение разгибается. Вот во время разгибания он и разворачивается:



G>Представьте, что груз с противположного конца убрали вообще. Вспомните, что шест безмассовый (безынерционный). Тогда если оставшийся груз двигать, противоположный конец будет двигаться ровно по направлению движения. Вот в этом направлении и действует сила на противположном конце. Силы толкающей _назад_ просто нет.


Ну да, так и есть. Если шест безмассовый, то он он и не согнется (а просто вперед уедет), соответственно, силы упругости, разворачивающей его не возникнет.
лэт ми спик фром май харт
Re[12]: a = 2*F/m
От: Alex Reyst Россия  
Дата: 04.05.08 06:15
Оценка:
Здравствуйте, skeptik_, Вы писали:

_>Ну как же это нет?


Здесь. Каждый решающий понимает условие задачи по-своему, делает удобные лично ему "упрощения физической модели", и соответственно каждый решает им же составленную по мотивам исходного текста задачу. В результате "правильных" решений множество...
Все, что здесь сказано, может и будет использоваться против меня.
Re[34]: Взлетит - не взлетит
От: prVovik Россия  
Дата: 04.05.08 06:22
Оценка:
Здравствуйте, andy1618, Вы писали:


A>Неправда ваша! В качестве эксперимента можно взять две пудовые гири, жёстко соединённые лёгкой лыжной палкой, поместить их на лёд и с разбегу пнуть одну из гирь перпендикулярно палке, при этом внимательно наблюдая за поведением второй гири. Вы действительно верите, что вторая гиря начнёт двигаться в противоположную сторону и центр палки останется неподвижным?


Ну с гирями понятно, а если это просто упругий шест с равномерно распределенной массой?
лэт ми спик фром май харт
Re[35]: Взлетит - не взлетит
От: Alex Reyst Россия  
Дата: 04.05.08 06:53
Оценка: +1
Здравствуйте, prVovik, Вы писали:

V>Ну с гирями понятно, а если это просто упругий шест с равномерно распределенной массой?


При прочих равных условиях у такого, но жесткого шеста момент инерции в три раза меньше, чем у точечных жестко соединенных масс, т.е. у шеста будет в три раза большее угловое ускорение относительно центра масс. Упругость шеста лишь несколько усложнит картину за счет появления собственных колебаний, но принципиально ничего не изменит.

З.Ы. По поводу предыдущего твоего сообщения: к серьезному разговору на полную силу пока не хочу подключаться. Мне на фоне нервотрепки имени Деда Лайна позитивных эмоций не хватает, а этот стеб стал прикалывать
Все, что здесь сказано, может и будет использоваться против меня.
Re[49]: Взлетит - не взлетит
От: Gadsky Россия  
Дата: 04.05.08 06:55
Оценка:
Здравствуйте, prVovik, Вы писали:

V>Да не получится там силы нарисовать, как в школьной задачке, потому что в каждой точке шеста действуют разные силы и точек приложения сил у нас вообще бесконечно много.


Не можете нарисовать — тогда и незачем использовать в качестве демонстрации.

V>>>Все это здорово, только вот второй закон Ньютора справедлив исключительно по отношению к материальной точке.


G>>Цитата: "Второй закон Ньютона утверждает, что ускорение, которое получает тело, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к телу сил и обратно пропорционально массе тела".


G>>Надеюсь то, что равнодействующая равна той самой единственной силе доказывать не нужно?


Там только _одна_ внешняя сила. Это что, нужно доказывать?!!

V>Во-первых, нужно, во-вторых:

V>

V>Согласно современным представлениям и терминологии, в первом и втором законах под телом следует понимать материальную точку, а под движением — движение относительно инерциальной системы отсчёта.

V>(с) БСЭ

здесь
центр масс системы движется как материальная точка, масса которой равна суммарной массе всей системы, а действующая сила — геометрической сумме всех внешних сил, действующих на систему.

Еще пояснять нужно?

V>Ну ускорение есть — шест раскручивается. В чем проблема?


Проблема в том, что центр масс остается на месте.

G>>Нет. Потому что нет ни одной силы, которая будет двигать противоположный конец шеста _назад_.


V>Как это нет? Есть! Это сила упругости шеста. Мы давим на шест. Он из-за собственной инерции упруго сгибается. В следующее мгновение разгибается. Вот во время разгибания он и разворачивается:


V>


Для того чтобы шест изгибался — нужно приложить к нему силу минимум в _трех_ разных точках. Если одну найти запросто — инерция груза на противоположной стороне, то откуда вы возьмете третью?

V>Ну да, так и есть. Если шест безмассовый, то он он и не согнется (а просто вперед уедет), соответственно, силы упругости, разворачивающей его не возникнет.


Так вот это то же самое, абсолютно то же самое, что и сплошной диск. Просто момень инерции вычисляется не столь очевидно.
Re[35]: Взлетит - не взлетит
От: Gadsky Россия  
Дата: 04.05.08 06:56
Оценка: +1
Здравствуйте, prVovik, Вы писали:

V>Здравствуйте, andy1618, Вы писали:



A>>Неправда ваша! В качестве эксперимента можно взять две пудовые гири, жёстко соединённые лёгкой лыжной палкой, поместить их на лёд и с разбегу пнуть одну из гирь перпендикулярно палке, при этом внимательно наблюдая за поведением второй гири. Вы действительно верите, что вторая гиря начнёт двигаться в противоположную сторону и центр палки останется неподвижным?


V>Ну с гирями понятно, а если это просто упругий шест с равномерно распределенной массой?


Вообще то речь шла изначально о безмассовом стержне с двумя точечными грузами. Но по всей видимости, для убеждения вам понадобились гири .

Если подумаете, то поймете, что принципиальной разницы между сплошным стержнем и двумя точечными грузами нет.
Re[8]: a = 2*F/m
От: DEMON HOOD  
Дата: 04.05.08 10:55
Оценка: :)
Здравствуйте, skeptik_, Вы писали:

_>По сути дела вся энергия двигателя уходит на раскрутку колёс, релятивистскими эффектами я пренебрёг.


энергия двигателя самолёта уходит в основном на движение самолёта а не на раскрутку его колёс, это так сказать побочный эффект.
http://www.rsdn.ru/Forum/Default.aspx?mid=2933312&flat=0
Re[35]: Взлетит - не взлетит
От: andy1618 Россия  
Дата: 05.05.08 05:53
Оценка:
A>>Неправда ваша! В качестве эксперимента можно взять две пудовые гири, жёстко соединённые лёгкой лыжной палкой, поместить их на лёд и с разбегу пнуть одну из гирь перпендикулярно палке, при этом внимательно наблюдая за поведением второй гири. Вы действительно верите, что вторая гиря начнёт двигаться в противоположную сторону и центр палки останется неподвижным?

V>Ну с гирями понятно, а если это просто упругий шест с равномерно распределенной массой?


Про шест — выше уже ответили. У него будет немного другой момент инерции. При ударе второй конец действительно начнёт сначала немного двигаться назад, но середина шеста (центр масс) всё равно будет двигаться вперёд. Хорошим примером ялвяется карандаш — если его положить на пол и щёлкнуть по краю, он не только закрутится, он ещё и под шкаф улетит
То же самое будет и с колесом, свободно стоящим на транспортёре.

Ну а для строгого доказательства (что поставленное на транспортёр колесо начнёт сдвигаться) — есть Второй закон Ньютона: если к (любой) точке тела приложить силу, то центр масс этого тела начнёт двигаться. И даже ускорение ЦМ известно: a=F/m
Но при этом ничто не мешает этому телу начать ещё и крутиться с угловым ускорением Alpha=M/I (где M — суммарный момент сил, I — момент инерции тела), за это отвечает отдельный закон — сохранения момента импульса.

По правде говоря, теоретически возможна ситуация, когда колесо на транспортёре будет только крутиться — для этого вся масса колеса должна быть сосредоточена в центре, а сам колёсный диск должен быть невесомым (у такого "колеса" будет нулевой момент инерции). Но второй закон Ньютона от этого не нарушится — дело в том, что к ободу этого псевдоколеса силу приложить не удастся — оно просто не будет сопротивляться. А раз сила равна 0, то и ускорение ЦМ равно 0. Приближённой моделью является гиря с жёстко закреплённой лёгкой лыжной палкой — удары по свободному концу палки приведут только к вращению гири на месте.

Именно поэтому ключевой фишкой задачи является наличие у самолёта реальных тяжёлых колёс с ненулевым моментом инерции (кстати, это в полный рост проявляется при посадке — когда в момент касания полосы от проскальзывания резины возникает дым).
Re[36]: Взлетит - не взлетит
От: prVovik Россия  
Дата: 05.05.08 06:33
Оценка:
Здравствуйте, andy1618, Вы писали:

A>Ну а для строгого доказательства (что поставленное на транспортёр колесо начнёт сдвигаться) — есть Второй закон Ньютона: если к (любой) точке тела приложить силу, то центр масс этого тела начнёт двигаться. И даже ускорение ЦМ известно: a=F/m

A>Но при этом ничто не мешает этому телу начать ещё и крутиться с угловым ускорением Alpha=M/I (где M — суммарный момент сил, I — момент инерции тела), за это отвечает отдельный закон — сохранения момента импульса.

Если тело начнет еще и крутится, то оно уже не будет двигаться с ускорением a=F/m. Чем больше вращательного движения, тем меньше поступательного. Это вообще-то следует из закона сохранения энергии.
лэт ми спик фром май харт
Re[37]: Взлетит - не взлетит
От: Gadsky Россия  
Дата: 05.05.08 07:40
Оценка:
Здравствуйте, prVovik, Вы писали:

V>Здравствуйте, andy1618, Вы писали:


A>>Ну а для строгого доказательства (что поставленное на транспортёр колесо начнёт сдвигаться) — есть Второй закон Ньютона: если к (любой) точке тела приложить силу, то центр масс этого тела начнёт двигаться. И даже ускорение ЦМ известно: a=F/m

A>>Но при этом ничто не мешает этому телу начать ещё и крутиться с угловым ускорением Alpha=M/I (где M — суммарный момент сил, I — момент инерции тела), за это отвечает отдельный закон — сохранения момента импульса.

V>Если тело начнет еще и крутится, то оно уже не будет двигаться с ускорением a=F/m. Чем больше вращательного движения, тем меньше поступательного. Это вообще-то следует из закона сохранения энергии.


Чтобы ссылаться на закон сохранения энергии надо вообще-то сначала разобраться, откуда она берется. Про работу силы я вам уже объяснял.