Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 30.06.08 13:27
Оценка:
Уважаемые Коллеги!

Хотелось бы знать, как можно решить подобную задачу (см. описание ниже). Свои решения имеются. Но хочется, чтобы посмотрели на задачу люди со стороны. Чтобы не навязывать свои решения, я опишу их чуть позже.

Задача: Навигационная система для КПК (с поддержкой GPS и GSM) должна включать модуль "поиск друзей". Функциональность этого модуля достаточно проста: любой пользователь системы может послать своему другу запрос (через СМС) о его местоположении. Получив такой запрос, пользователь может либо подтвердить его (т.е. навигационная система отсылает другу текущие координаты), либо отклонить (запрос остаётся без ответа).

Обязательное условие: Отсылка координат по запросу всегда должна утверждаться пользователем. Т.е. система сама без ведома пользователя не должна никому отсылать его координаты.

При этом, хотелось бы избежать ситуации, когда пользователь, управляя машиной и двигаясь по маршруту, вынужден будет отвлекаться и подтверждать или отклонять запросы от своих друзей.

Другое обязательное условие: Ничто не должно отвлекать внимание пользователя, пока он управляет автомобилем.

Получается, что, с одной стороны, пользователь должен узнавать о том, что получены запросы от друзей, и утверждать ответы на них, а, с другой стороны, пользователь не должен узнавать о запросах, т.к. уведомления отвлекают его от процесса вождения. Ситуация ухудшается тем, что уведомление требует ответа (подтверждения или отказа) со стороны пользователя. Ваши предложения?
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Rius Россия  
Дата: 30.06.08 14:16
Оценка: +2
Здравствуйте, Кирилл Лебедев, Вы писали:

подойдёт ли метод поиска устройств bluetooth?
* виден всем;
* скрыт новым, но виден ранее известным устройствам;
* скрыт ото всех.
Re[2]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 30.06.08 14:31
Оценка:
Здравствуйте, Rius, Вы писали:

R>подойдёт ли метод поиска устройств bluetooth?

Я тоже считаю такой метод оптимальным. Но задачедатель настаивает, чтобы подтверждение давалось на каждый запрос.

Спасибо!
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: rusted Беларусь  
Дата: 30.06.08 14:31
Оценка: +1
навигатор читает запрос, водитель подтверждает/отклоняет голосом — это почти не отвлекает, и при этом удобнее всего.
Re[2]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 30.06.08 14:33
Оценка:
Здравствуйте, rusted, Вы писали:

R>навигатор читает запрос, водитель подтверждает/отклоняет голосом — это почти не отвлекает, и при этом удобнее всего.

А как сделать так, чтобы за подтверждение не был принят возглас кого-нибудь из пассажиров в машине?

Спасибо!
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: grosborn  
Дата: 01.07.08 06:31
Оценка:
Погодите дайте проникнуться, не публикуйте свои варианты пока
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Забанен на рсдн за применение слова "Маргинал"
Re[2]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 01.07.08 07:28
Оценка:
Здравствуйте, grosborn, Вы писали:

G>Погодите дайте проникнуться, не публикуйте свои варианты пока

Хорошо!
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re[3]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: rusted Беларусь  
Дата: 01.07.08 08:42
Оценка:
Здравствуйте, Кирилл Лебедев, Вы писали:

КЛ>А как сделать так, чтобы за подтверждение не был принят возглас кого-нибудь из пассажиров в машине?


Я про распознование речи мало знаю, но думаю там есть способы "натренировать" систему, чтобы подходил голос только одного человека. И даже если так нельзя сделать с достаточной точностью, то всегда можно сказать, что это проблема водителя, если его пассажиры вместо него подтверждают запросы — пусть с ними и разбирается
Re[4]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 01.07.08 08:53
Оценка:
Здравствуйте, rusted, Вы писали:

R>Я про распознование речи мало знаю, но думаю там есть способы "натренировать" систему, чтобы подходил голос только одного человека. И даже если так нельзя сделать с достаточной точностью, то всегда можно сказать, что это проблема водителя, если его пассажиры вместо него подтверждают запросы — пусть с ними и разбирается


Спасибо! Ваше предложение интересно, но хотелось бы найти такое решение, которое не требовало бы чрезмерных затрат. Оно должно быть более-менее простое. Т.е. не должно слишком много времени уйти на research и кодирование. В идеале, к его реализации должно быть возможным приступить сразу.

К сожалению, я не уверен, что распознавание речи относится к таким решениям. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.

Ещё раз, спасибо за помощь.
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re[2]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Odi$$ey Россия http://malgarr.blogspot.com/
Дата: 01.07.08 10:22
Оценка: 83 (2) +3
Здравствуйте, rusted, Вы писали:

R>навигатор читает запрос, водитель подтверждает/отклоняет голосом — это почти не отвлекает, и при этом удобнее всего.


навигатор читает запрос, водитель подтверждает/отклоняет рычажком на руле (типа указателя поворотов)
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha 4 rev. 1090>>
Re[5]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Sinclair Россия https://github.com/evilguest/
Дата: 01.07.08 11:39
Оценка: +1
Здравствуйте, Кирилл Лебедев, Вы писали:
КЛ>К сожалению, я не уверен, что распознавание речи относится к таким решениям. Хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Распознавание команд значительно проще, чем распознавание речи в целом. Тем более, если распознавать нужно ровно одну команду. Тем более, если нужно распознавать одного человека.
КЛ>Ещё раз, спасибо за помощь.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 677>>
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
Re[3]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Sinclair Россия https://github.com/evilguest/
Дата: 01.07.08 11:39
Оценка: 5 (1)
Здравствуйте, Odi$$ey, Вы писали:
OE>навигатор читает запрос, водитель подтверждает/отклоняет рычажком на руле (типа указателя поворотов)
Рычажок — это пять. Его можно вообще применять во всех остальных случаях, когда нужна обратная связь. "да"/"нет"/"повтори вопрос" будет работать на интуитивном уровне после очень небольшой тренировки.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 677>>
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
Re[4]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 01.07.08 11:47
Оценка:
Здравствуйте, Sinclair, Вы писали:

S>Рычажок — это пять. Его можно вообще применять во всех остальных случаях, когда нужна обратная связь. "да"/"нет"/"повтори вопрос" будет работать на интуитивном уровне после очень небольшой тренировки.

Если GPS-навигатор встраивается в машину, то рычажок у руля очень даже кстати. Но мы рассматриваем ситуацию, когда навигационная программа продаётся отдельно, и может быть запущена практически на любом КПК с Windows Mobile (с поддержкой GPS и GSM). В этом случае, наличие дополнительного оборудования не очень кстати.

Давайте обострим задачу и поставим ещё одно ограничение: нельзя использовать дополнительное оборудование: рычажки, микрофоны и т.п. Можно только использовать, что и так уже есть: КПК и всё, что в нём — тач-скрин, стилус, GPS и GSM-модули, гарнитуру.
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Anry Spitsov Россия www.spitsov.ru
Дата: 01.07.08 12:19
Оценка: 1 (1)
Здравствуйте, Кирилл Лебедев, Вы писали:

Первая пришедшая идея такова:
— при запросе координат пользователь получает звуковое сообщение вроде "Иван Петров запросил Ваши текущие координаты, отослать?";
— на экране коммуникатора появляется две иконки да/нет;
— когда пользователь имеет возможность он кликает по иконке.
Очевидных проблем три:
— клик отвлекает внимание и заставляет совершить некоторое действие, но, к счастью, время осуществления этого действия не велико и коммуникатор, обычно, находится в легко доступном месте в машине;
— пользователь может забыть о запросе контактов, а периодическое напоминание в неподходящий момент будет раздражать;
— за время появления возможности ответить может придти еще несколько запросов, их можно поместить в очередь.

ИМХО, голосовое подтверждение тоже не очень хороший вариант:
— во-первых, может быть ситуация, когда не до подтверждения координат и как будет трактовать полученный в этот момент ответ коммуникатор?;
— во-вторых, велика вероятность ложного или неправильного срабатывания, всё-таки шумоизоляция не у всех идеальная, да еще и музыка и пассажиры, кстати, у них тоже могут быть подобные устройства, и их жена тоже может в этот момент захотеть удостовериться, что они с друзьями в бане, а не едут на дачу.
Re: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Mr.Cat  
Дата: 01.07.08 13:00
Оценка:
Здравствуйте, Кирилл Лебедев, Вы писали:
КЛ>Получается, что, с одной стороны, пользователь должен узнавать о том, что получены запросы от друзей, и утверждать ответы на них, а, с другой стороны, пользователь не должен узнавать о запросах, т.к. уведомления отвлекают его от процесса вождения. Ситуация ухудшается тем, что уведомление требует ответа (подтверждения или отказа) со стороны пользователя. Ваши предложения?

Хм... Вот чем придумывать каждому варианту недостатки — проведите испытания. Соберите в кучу все варианты решения, какие есть. Вроде по ходу беседы только три вырисовавается: голосовая команда; девайс на руле; и просто удобные большие кнопки на экране кпк, чтоб пальцем ткнуть. Сделайте прототип каждого варианта и покатайтесь по городу с каждым из них. Какой будет удобнее — такой и оставьте. А еще лучше — это если будут доступны все три варианта — на выбор пользователя.

Дело в том, что все озвучиваемые недостатки всех вариантов довольно субъективны. Основной недостаток — "неудобно". Но одному человеку ничего не стоит отвлечься от дороги на секунду и надавить на кнопку, а другому — это будет трудно. С голосовыми командами так же. Один предпочитает ездить в тишине — и голосовую команду дать — фигня, а другой заводит музыку на полную, и пытаться перекричать ее никакого желания у него нет.
Девайс на руль — отдельная песня. Это ведь не обязательно будет какое-то специализированное устройство под Вашу систему. Тема удобного пользования телефоном в машине как-то пока еще не полностью раскрыта. Мне бы вот было интересно поглядеть на какой-нить универсальный телефонный "контроллер", цепляющийся на руль. Например, чтоб звонки можно было с него делать. Или вот пришла смска (или мыло) — а ты надавил на кнопку и приятный (радостный, загробный — по вкусу) женский (мужской, детский — тоже по вкусу) голос тебе ее читает. Потом на другую кнопку надавил — и надиктовываешь ответ.
Re: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Mr.Cat  
Дата: 01.07.08 13:04
Оценка: +2
Здравствуйте, Кирилл Лебедев, Вы писали:
КЛ>Обязательное условие: Отсылка координат по запросу всегда должна утверждаться пользователем. Т.е. система сама без ведома пользователя не должна никому отсылать его координаты.

Ну а как же какие-нить постоянные правила/политики? Допустим, я жене своей доверяю, и пусть она сколько угодно смотрит, где я нахожусь — не жалко. А вот коллеге своему настырному — хрен я чего скажу. А шеф вообще пусть всегда думает, что я на даче где-нить. Под Владимиром. Короче, откуда такое обязательное требование взялось? Или это не от Вас зависит?
Re: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: goto Россия  
Дата: 01.07.08 13:14
Оценка: +3
Здравствуйте, Кирилл Лебедев, Вы писали:
...
КЛ>Обязательное условие: Отсылка координат по запросу всегда должна утверждаться пользователем. Т.е. система сама без ведома пользователя не должна никому отсылать его координаты.

КЛ>При этом, хотелось бы избежать ситуации, когда пользователь, управляя машиной и двигаясь по маршруту, вынужден будет отвлекаться и подтверждать или отклонять запросы от своих друзей.


КЛ>Другое обязательное условие: Ничто не должно отвлекать внимание пользователя, пока он управляет автомобилем.

...

Навигатор так или иначе периодически привлекает к себе внимание и иногда требует взаимодействия. Если появляется новая функция, то потребуется дополнительное взаимодейтсвие. Т.е. хоть одно из условий будет, строго говоря, нарушаться.

Если по условию голосом управлять нельзя, никаго доп. хардвера нельзя, то можно минимизировать телодвижения.

— 2 тыка стилусом или пальцем куда попало в экран = "да", 3 тыка — "нет".
— Или сделать кнопки "да" и "нет" очень большими, вплоть до в полэкрана каждая. Можно использовать прозрачные кнопки, которые не будут закрывать карту.

Во-вторых, предопрепределенные ответы (редактируемый список):
— этим всегда отвечаем "да", не спрашивая;
— этим — всегда "нет";
— остальным — спрашиваем водителя.

Можно расширить возможности предопределенных списков:
— если запрашивает лучший друг, отправляем настоящие координаты;
— запрашивает жена, отсылаем координаты "а я на работе";
— любовница — "я у жены";
— начальник — "я уже в пути", "я в туалете" или "ничего не знаю, навигатор остался в машине, а машина припаркована возле офиса на соседней улице"
и т.п.
Т.е. таблица идентификатор запрашивающего и что делать(всегда "да"/всегда "нет"/спросить/послать такие-то координаты). Софт с такими фичами пойдет нарасхват, как горячие пирожки. Конечно это шутка большей частью, но при желании можно сделать максимально простой UI для настроек и оперативных ответов.
Re[2]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 01.07.08 13:36
Оценка:
Здравствуйте, Mr.Cat, Вы писали:

MC>Хм... Вот чем придумывать каждому варианту недостатки — проведите испытания. Соберите в кучу все варианты решения, какие есть.

Тестировать хорошо уже отобранные варианты. А для того, чтобы их отобрать, их должно быть побольше (во всяком случае, не 2 и не 3).

Согласитесь, зачем я буду тестировать рычажок на руле, если заранее известно, что компания не будет поставлять каких-либо дополнительных устройств. Будет продаваться только программа. Рычажок хорош тогда, когда компания продаёт мультипродукт — программу + устройство под него. А здесь это не так.

Другое решение — это распознавание голосовой команды. Тут возможно тестирование. Но, опять-таки, время на research не должно быть большим. А в идеале, хорошо бы, чтобы research'а вообще не было.

MC>Вроде по ходу беседы только три вырисовавается: голосовая команда; девайс на руле; и просто удобные большие кнопки на экране кпк, чтоб пальцем ткнуть.

Решений гораздо больше. Просто на форуме пока привели 3.

Большие кнопки в навигационных системах делаются и так, т.к. большинство таких систем затачиваются под палец, а не под стилус. Выдача сообщения на экране плоха не тем, что сообщение маленькое (можно сделать и большое), а тем, что водитель вынужден отрывать свою взгляд от дороги, а руки — от руля. Кроме того, выводимое сообщение закрывает карту, положение машины на ней и указание по прохождению перекрёстка.

Основная задача навигационной системы — это всё-таки указывать дорогу. И другие задачи не должны каким-либо образом ухудшать качество решения этой основной задачи.
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re[2]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 01.07.08 13:41
Оценка:
Здравствуйте, Mr.Cat, Вы писали:

MC>Ну а как же какие-нить постоянные правила/политики? Допустим, я жене своей доверяю, и пусть она сколько угодно смотрит, где я нахожусь — не жалко. А вот коллеге своему настырному — хрен я чего скажу. А шеф вообще пусть всегда думает, что я на даче где-нить. Под Владимиром. Короче, откуда такое обязательное требование взялось? Или это не от Вас зависит?

Такое решение уже было (самым первым). Я считаю его вполне работоспособным. Но есть правило, которое нельзя нарушать: любые приватные данные с телефона должны отсылаться только по подверждению пользователя. Местоположение пользователя относится к приватным данным.

Недостаток списка друзей заключается в том, что пользователь вносит в этот список людей лишь однажды. А затем может вполне забыть о том, кто находится в его списке. Если же пользователь подтверждает запрос вручную, то он непосредственно в данный момент знает, кому будут отосланы его текущие координаты.
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Re[2]: Usability для GPS-навигатора (реальная задача)
От: Кирилл Лебедев Россия http://askofen.blogspot.com/
Дата: 01.07.08 13:46
Оценка:
Здравствуйте, goto, Вы писали:

G>Навигатор так или иначе периодически привлекает к себе внимание и иногда требует взаимодействия. Если появляется новая функция, то потребуется дополнительное взаимодейтсвие. Т.е. хоть одно из условий будет, строго говоря, нарушаться.

Не могу согласиться с тем, что навигатор отвлекает внимание пользователя. Наоборот, он помогает пользователю выполнять функцию управления автомобилем лучше и качественнее. В некоторых навигаторах голосовые подсказки доведены до такого совершенства, что пользователю не нужно смотреть на экран.

По остальному я уже сказал в других сообщениях.

Спасибо!
С уважением,
Кирилл Лебедев
Software Design blog — http://askofen.blogspot.ru/
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.