В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 29.03.05 13:28
Оценка: 365 (59) +12 -4
#Имя: FAQ.philosophy.hi.serg
Мы тут в последнее время довольно много обсуждаем сабж.
Вот я и подумал — может кому-то будет интересно.
Была такая статья "Как вырастить армию хороших программистов..."
Автор: Зверёк Харьковский
Дата: 15.03.05

Ниже — мой ответ на нее (он был опубликован в последней Компьютерре, но на computerra.ru еще не выложен):


Привет, Серёга!
Письмо Одногрупнику, Уехавшему в Столицу.

Место действия: Большой Город Маленькой Страны. Время действия: полгода после диплома.

...жить пятьдесят лет, думая, – это, вообще говоря, гораздо утомительнее, чем жить пять тысяч лет, ни о чем не думая.
Харуки Мураками. «Слушай песню ветра»


У нас даже «выпускного бала» не было: институту было уже не до нас – да и нам не до него. Рассовав по карманам свежеполученные корочки, народ разъехался по своим делам. С тех пор мы и не виделись.

А дальше – лишь от случая к случаю, то на случайном форуме узнаешь ник, то в аську стукнет старый знакомый, а то – хлоп – статья в «КТ»(Сергей Науменко, «Как вырастить армию хороших программистов...», КТ №576). Привет, Серёга!

...Оба мы 5 лет промучали собой Самый Большой Компьютерный ВУЗ Небольшой Страны. Оба получили свои (заслуженные?) красные дипломы. Оба учились и работали одновременно. Оба большей частью своих знаний и умений обязаны вовсе не родному ВУЗу. Да только ты – человек сознательный и целеустремленный – подался в науку; и – в Москву. А я – раздолбай и бездельник – остался. Бросил свою унылую работу, сижу вот, пью чай, смотрю как подрастает 10-месячная дочка, немножко пишу в «КТ», немножко рулю своим маленьким, но гордым бизнесом. В конце концов, в отличие от многих других одногрупников, мы оба, кажется, оказались именно там, где хотели оказаться: там, где нам самое место, а не там, где можно срубить сколько-нибудь немножко денежек ((с)Экслер) на хлеб. Ты не стал бы сидеть дома и пить чай, а я – я никуда отсюда не поеду; так что все в порядке. Привет, Серёга!

Да, впрочем, всю эту прикладную мемуаристику все равно редактор вырежет – поскольку не важно. Давайте не будем говорить, о чем мы не будем говорить, и будем – о чем будем.((с) Стругацкие) Важно вот что: нам не понравилось. Ну совсем. В программирование влюбленные со школы, поступившие на «свою» специальность своими силами и по своему желанию, пришедшие на первый курс с радостным ожиданием в глазах – мы последовательно сменили это ожидание на: удивление; недоумение; горестное недоумение; полную безнадежность. Помнишь, с каким аппетитом мы перечитывали расписание в начале каждого семестра? Какие предметы! – от одних названий, кажется, становишься умнее... Ни фига. Привет, Серёга!


Казалось – и преподаватели хороши, да и мы не дураки; казалось – не наступило еще время, когда ты перестал ходить на лекции, а я на них отсыпался после случайных ночных подработок; казалось бы – да... Даже если у меня возникнет сегодня такое желание – я не знаю, куда пойти и в чьи честные глаза посмотреть, и спросить так, ласково-ласково: какого, извиняюсь, хрена? Кто составил эту программу и расписал часы этих курсов – да так, что сначала учат объектно-ориентированным языкам, а потом, курсе на третьем – самому понятию объектной ориентированности; что преподаватель одного из самых сложных языков изучает его по карманной книжке перед лекцией; что электронной, так ее, коммерции нас учили, а основополагающим структурным идиомам, существующим в любой программе – нет; что на рисование веб-страничек было выделено больше часов, чем на архитектуру и проектирование... Лишь к началу четвертого курса (который обещал наконец-то «серьезные предметы профилирующих направлений», а дал... эх, да что там!) – лишь тогда мы поняли, что лучше уже не будет; а посещение пар – это не то, чтобы необязательно, а вообще бесполезно (примечание: Ну, не совсем. Твоя заветная записная книжка, в которую записывались ключевые фразы преподов, таки пригодилась! («Программирование сродни игре на балалайке» – это ведь Бонд на первом курсе сказал, а?)), и вот тогда-то... Привет, Серёга!

Заметка на полях
Сапожник без сапог. В хххх году Министерство Образования Небольшой Страны дало Самому Крупному Компьютерному ВУЗу Небольшой Страны амбициозное задание: создать всеобъемлющую Систему Управления ВУЗом (от бухгалтерии до звонков на перемену) – которую впоследствии планировалось внедрить во всех ВУЗах страны. К сожалению, привлечение к этой задаче студентов младших курсов (старшим – не до того), а так же некоторое пренебрежение некоторыми важными стадиями разработки (архитектурное проектирование, координирование разработчиков, тестирование) привело к тому, что Система так никода и не была окончена.


Конечно, можно было плюнуть (по большому счету, так мы и сделали). Кто хотел – тот выучился, а кто не хотел – и шут с ним. Но я – не такой, и ты тоже не такой. Нам, чтобы жить, надо обо всем думать. От завтрашней погоды – и до размера затычки в ванной. Правильно? ((с) Тоже Мураками) – и мы не могли хотя бы не попытаться понять, что здесь не так, и что надо сделать, чтобы было «так». Ведь наверное же, где-нибудь умеют учить программистов? И конечно же, эта твоя статья про «армию программистов» – она оттуда, из тех наших разговоров под пиво, из той безнадежности и недоумения; я словно вернулся на пару лет назад и вживую услышал твой голос. Привет, Серёга!

Да, так, собственно, о чем это я? Вот о чем: интересно, что из настолько одинаковых (по крайней мере, близких) посылок мы сделали настолько различные – почти противоположные – выводы (Я здесь не стану останавливаться на том, что сама цель – поднять уровень экспорта страны, куда ты сам уехал полгода назад, до уровня страны, известной своими отвратительными, но продуктивными программистами – кажется мне сомнительной. Важен сам принцип – ведь мысли эти ты вывез из Большого Города Небольшой Страны).

Заметка на полях
Индусский код. Жаргонное нарицательное название для программного кода крайне низкого качества, использующего простые, но порочные принципы «copy-paste», «главное завалить – а там запинаем», «шапкозакидательство». Так же известен как «write only», или (в пику принципу «написано однажы – читается везде») – «написанное однажды – лучше не читать».


Ты пишешь: программистов надо учить быстрее, ведь после третьего курса им уже интереснее работать, а не учиться. Но: может быть, их стоит учить интереснее – чтобы они все же учились? Спроси себя: отчего и почему мы забили на лекции и практики? Оттого ли, что так хотелось найти хоть какую завалящую работу – или оттого, что уже не ждали от этого института ничего нового? И неужели – будь эти спецкурсы такими же шикарными, как их названия – мы бы не нашли возможность все это изучить? Будь это обучение настоящим, систематическим, с постоянным повышением уровня проектов, с опорой последующих курсов на предыдущие?

Ты пишешь: сделать обучение более «утилитарным» – основные понятия, спецкурс по выбранному направление – и вперед на мины. Но: ведь это нормальная, десятилетиями отработанная схема. Профессионально-техническое училище (ПТУ) называется. Таким образом здорово готовить строителей – но не инженеров. А программист (даже тот, который решает задачу «сделать синим квадратик 8 при нажатии на кнопку ОК») – это все-таки инженер; это человек, нормальная повседневная деятельность которого – как минимум творческая адаптация известных методов, а как максимум – создание новых методов и даже принципов проектирования/программирования. Инженер немыслим без фундаментальной подготовки – как знания общих «законов природы» (математики, теории вероятности и далее со всеми остановками), так и прочной основы в своей области: алгоритмики и паттернов; не только выборочных языков программирования (одного? двух?), но и их общих принципов; не только «модной» обьектно-ориентированной парадигмы, но и прочих, хоть в общих чертах. Важнейшая, но вообще никем здесь неосвоенная область – история компьютерных наук; вовсе не ради интереса – просто потому, что решая задачу, нужно знать, как ее решали раньше и что из этого вышло. Ну с какой ёлки в МТИ, в Беркли этим фундаментальным курсам уже больше 30 лет (!) – а у нас! У нас только – привет, Серёга!

Заметка на полях
Повышение плотности программистов на душу населения. В 1999 году студенты, поступившие на специальность «Программное Обеспечение» Крупного ВУЗа составили 3 группы по 20-25 человек. В 2004 – 8 групп, из них 5 – полностью контрактных. Впрочем, перенасыщенность программистами Большому Городу пока не грозит: из каждой группы по специальности идут работать в среднем 3-5 человек.


Ты пишешь: всех посадить за компьютеры, компьютерные занятия – главные, никаких домашних занятий. Но: зачем? Известно же (ты это видел – и я это видел), что в условиях ограниченного времени и «насильственного» программирования (делай сию секунду, а то не успеешь сдать) – какое программирование? Да никакое практически. И вот фундамент – историю, теорию, метод – можно (и нужно! нужно!) прочитать на лекции; а вот средство – язык, IDE, БД – насколько приятнее и полезнее освоить пусть и на институтском компьютере, но в свободное от рамок (1 пара от звонка и до оного) время.

Туда же – в лес – отправить «олимпиады»; фарс несусветный, соревнования по некачественному решению абстрактных задач за жестко ограниченное время: заведомо известно, что за победы на олимпиадах и за создание работающих, практических проектов отвечают совсем-совсем разные полушария. Тем бы людям, что затевают эти нешуточные игрушечные войны – встретиться в мирной обстановке, на конференции поспорить до хрипоты о любимых методах решения общих задач; о странных – малоизвестных, но кем-то любимых языках; о путях развития наших с тобой информационных технологий.

И, может быть, это и чересчур самоуверенно (...но мы ведь оба этим грешим, а?) – но мне очень хочется верить, что «народ за тобой не пойдет»; что все же перекосы нашей образовательной системы выправятся в сторону создания специалистов с правом выбора и «роста» – не «армию исполнителей», а, пардон, «креативщиков», способных решать новые задачи нетривиальными методами, а может и – чем черт не шутит? – эдак плечиком хоть чуть-чуть, но подтолкнет музыку (то есть программирование – В.Ш.) ... куда?.. вперед?.. выше?.. Что значит – вперед, выше, дальше?.. куда-то, он еще и не ведает куда, на новое место.. Мне ведь тоже где-то «за державу обидно» – да только не за Большую Страну, и не за Небольшую Страну – а за наш «программистский интернационал» – который все пытается скатиться из инженерной науки в «бери больше, кидай дальше...» И мечтается лет через ...надцать посмотреть ласково на подрастающее поколение, вспомнить с горечью «армию программистов» и спросить строго:

Если вы такие умные, то почему строем не ходите?

А в остальном – привет, Серёга!


ЗЫ aka PS: У дихотомии ВУЗ/ПТУ, на самом деле, есть еще и «третья голова», то бишь третья альтернатива: армейская система. Там рядовой, малоподготовленное «пушечное мясо» (Ахтунг! Все несущественное сильно упрощено!), когда его амбиции и способности вплотную подводят его к офицерскому званию, отправляется в академию – где и получает необходимое в/о к уже имеющемуся о/р. Заметим, что по этой же системе часто работают «постсоветские бухгалтеры»: двухмесячные бухгалтерские курсы (пройденные в начале девяностых), с возрастанием амбиций требуют фундамент высшего экономического образования. А вот программисту с о/р ВУЗовское образование уже не даст ничего. Ноль. И сие прескорбно весьма.
это мы, Зверьки!
FAQ — це мiй ай-кью!
Re: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Hobot Bobot США  
Дата: 29.03.05 13:36
Оценка:
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

ЗХ>Заметка на полях

ЗХ>Сапожник без сапог. В хххх году Министерство Образования Небольшой Страны дало Самому Крупному Компьютерному ВУЗу Небольшой Страны амбициозное задание: создать всеобъемлющую Систему Управления ВУЗом (от бухгалтерии до звонков на перемену) – которую впоследствии планировалось внедрить во всех ВУЗах страны. К сожалению, привлечение к этой задаче студентов младших курсов (старшим – не до того), а так же некоторое пренебрежение некоторыми важными стадиями разработки (архитектурное проектирование, координирование разработчиков, тестирование) привело к тому, что Система так никода и не была окончена.


Дайте угадаю... ХИРЭ, Бондарев, СНПО "Программист", right?

А вообще — статья в точку. Именно такое впечатление от вуза у меня и осталось. Что грустно.
What a piece of work is a man! how noble in reason! how infinite in faculty! in form and moving how express and admirable! in action how like an angel! in apprehension how like a god! the beauty of the world! the paragon of animals!
Re[2]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Alexey Rovdo Россия http://ru.linkedin.com/in/rovdo
Дата: 29.03.05 14:24
Оценка: 76 (9) +7
Здравствуйте, Hobot Bobot, Вы писали:

HB>Дайте угадаю... ХИРЭ, Бондарев, СНПО "Программист", right?


HB>А вообще — статья в точку. Именно такое впечатление от вуза у меня и осталось. Что грустно.


Грустнее то, что называть конкретные ВУЗы вовсе не обязательно. Ровно такие же впечатления, я уверен, остались и у тех, кто обучался в других самых разных ВУЗах. Так уж случилось, что построенная на научном авторитете и заслугах в научном мире система не сработала в области программирования. Слишком велик отрыв преподавателей, получавших свои знания и опыт десятки лет тому назад, от текущей действительности, и нет никаких работающих механизмов сокращения этого отрыва.

Удивляет и еще один факт. Как-то все дружно перенесли общепризнанное качество и фундаментальность советской высшей школы на сферу компьютерных наук. Дескать и программисты у нас хорошие и архитекторы есть "что надо", в общем — сами с усами. В результате совершенно не наблюдается перетока знаний из западных школ в наши (вернее этот переток очень вялый). Та же история программирования худо-бедно присутствует в западных учебных курсах. У нас же предпочитают учить либо по фундаментальным математическим трудам сорокалетней давности, либо по переводам help-ов к конкретным продуктам. Первые признаны как классика нашей науки и игнорировать их нельзя, а вторые можно выдать за собственную разработку (дескать вот он я какой молодец — учебный курс разработал).

А что в итоге? Нет практически никаких серъезных непереводных книг по теории программирования. Из чего элементарно делается вывод о том, что никто этим и не занимается у нас по-настоящему. Имеющиеся книги отстают от западной реальности лет на 10 (Понятное дело — перевод третьего издания выходит аккурат через 10 лет после выхода на западе первого издания в оригинале. Тут стоит только добавить, что это первое издание обычно является компиляцией учебного курса, который атор читал в каком-нибудь известном западном университете еще года за два до выхода книги). Практически все более-менее толковые местные разработки оказываются вне основного русла развития индустрии — поскольку нет никаких механизмов влияния на эту индустрию. Где эти наши толковые архитекторы? Почему они не участвуют в работе международных организаций и институтов, занимающихся выработкой стандартов и спецификаций? Даже в опен-соурсных проектах никаких следов наших очень умных программистов не наблюдается. Да что говрить, в России даже нет организованного программисткого сообщества как такового. Нет ни площадки для дискуссий, ни каких-то механизмов стимулирующих к таким дискуссиям.

Вяло текущий развал, полагаю, рано или поздно заставит по крайней мере основные ВУЗы перейти к западной схеме поиска преподавателей — не "выращивать" их своими силами, а приглашать специалистов из бизнеса почитать лекции (разработать учебный курс) за хорошую плату. А иначе — так и будем в хвосте, поскольку образование будет на много лет отставать от реальной практики и развития науки.
Re: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: raise_app_error Украина  
Дата: 29.03.05 14:49
Оценка:
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

2raise_app_error — излишнее цитирование запрещено правилами форумов RSDN

Тем неменее есть несколько дисциплин, которые мне очень много дали в жизни практически (хотя материальной базы у ВУЗа практически не было и читали в теории): "Теоретические основы Баз Данных", "Основы компиляторов и интерпритаторов", "Машинная графика", "Теоретические основы компьютерных сетей", и т.д. (точные названия многих дисциплин уже не вспомню, но многие из них сильно расширили мой кругозор, а многие помогли в свое время неплохо заработать .

Хотя должен согласиться, что практика в ВУЗе — дело рук самого "утопающего"
Re: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Dog  
Дата: 29.03.05 15:44
Оценка: +2
ЗХ>Ниже — мой ответ на нее (он был опубликован в последней Компьютерре, но на computerra.ru еще не выложен):
ЗХ>

ЗХ>Привет, Серёга!
ЗХ>Письмо Одногрупнику, Уехавшему в Столицу.
Уфффф.... ну и бессвязный поток сознания давящий на мозгъ.
Про плюсы у вас кошернее вышло.
Где-то между собакой и богом.
Re[2]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: DEMON HOOD  
Дата: 29.03.05 17:40
Оценка:
Здравствуйте, Hobot Bobot, Вы писали:

А ты сам, там преподавателем не работал?
... <<silent RSDN@Home 1.1.4 beta 4 [303] Windows XP 5.1.2600.0 >>
Re[2]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: DEMON HOOD  
Дата: 29.03.05 17:42
Оценка:
Здравствуйте, Hobot Bobot, Вы писали:

А ты сам, там преподавателем не работал?
... <<silent RSDN@Home 1.1.4 beta 4 [303] Windows XP 5.1.2600.0 >>
Re: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: rev3nant  
Дата: 30.03.05 00:50
Оценка:
я чуть не плакал, когда читал
правда на все сто
Re: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Fox007 Россия http://nalobin.ru
Дата: 30.03.05 04:20
Оценка: 4 (1) :)
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

ЗХ>Да, впрочем, всю эту прикладную мемуаристику все равно редактор вырежет – поскольку не важно. Давайте не будем говорить, о чем мы не будем говорить, и будем – о чем будем.((с) Стругацкие) Важно вот что: нам не понравилось. Ну совсем. В программирование влюбленные со школы, поступившие на «свою» специальность своими силами и по своему желанию, пришедшие на первый курс с радостным ожиданием в глазах – мы последовательно сменили это ожидание на: удивление; недоумение; горестное недоумение; полную безнадежность. Помнишь, с каким аппетитом мы перечитывали расписание в начале каждого семестра? Какие предметы! – от одних названий, кажется, становишься умнее... Ни фига. Привет, Серёга!

Та же история. Однако всё же некоторые названия себя оправдали. Были даже и приятные неожиданности: напрмер практики по системному программированию Unix. Как оказалось, читать нужно было не столько названия курсов, сколько имена их преподавателей..

ЗХ>необязательно, а вообще бесполезно (примечание: Ну, не совсем. Твоя заветная записная книжка, в которую записывались ключевые фразы преподов, таки пригодилась! («Программирование сродни игре на балалайке» – это ведь Бонд на первом курсе сказал, а?)), и вот тогда-то... Привет, Серёга!

Ха, один наш замечательный преподаватель как-то сказал: "На первый взгляд программировать это так же весело, как ехать на машине и бибикать"

ЗХ>Заметка на полях

ЗХ>Сапожник без сапог. В хххх году Министерство Образования Небольшой Страны дало Самому Крупному Компьютерному ВУЗу Небольшой Страны амбициозное задание: создать всеобъемлющую Систему Управления ВУЗом (от бухгалтерии до звонков на перемену) – которую впоследствии планировалось внедрить во всех ВУЗах страны. К сожалению, привлечение к этой задаче студентов младших курсов (старшим – не до того), а так же некоторое пренебрежение некоторыми важными стадиями разработки (архитектурное проектирование, координирование разработчиков, тестирование) привело к тому, что Система так никода и не была окончена.
ЗХ>

У нас масштаб ограничивался автоматизацией документооборота нашего же вуза, но результат был достигнут аналогичный

ЗХ>Ты пишешь: сделать обучение более «утилитарным» – основные понятия, спецкурс по выбранному направление – и вперед на мины. Но: ведь это нормальная, десятилетиями отработанная схема. Профессионально-техническое училище (ПТУ) называется. Таким образом здорово готовить строителей – но не инженеров. А программист (даже тот, который решает задачу «сделать синим квадратик 8 при нажатии на кнопку ОК») – это все-таки инженер; это человек, нормальная повседневная деятельность которого – как минимум творческая адаптация известных методов, а как максимум – создание новых методов и даже принципов проектирования/программирования. Инженер немыслим без фундаментальной подготовки – как знания общих «законов природы» (математики, теории вероятности и далее со всеми остановками), так и прочной основы в своей области: алгоритмики и паттернов; не только выборочных языков программирования (одного? двух?), но и их общих принципов; не только «модной» обьектно-ориентированной парадигмы, но и прочих, хоть в общих чертах. Важнейшая, но вообще никем здесь неосвоенная область – история компьютерных наук; вовсе не ради интереса – просто потому, что решая задачу, нужно знать, как ее решали раньше и что из этого вышло. Ну с какой ёлки в МТИ, в Беркли этим фундаментальным курсам уже больше 30 лет (!) – а у нас! У нас только – привет, Серёга!

Мне кажется реальность состоит в том, что у нас сейчас не только грамотных инженеров, но и грамотных "строителей" не хватает. Таких строителей, которые могут без извращений самостоятельно реализовать замысел инженера. И на самом деле потребность в таких строителях гораздо больше, чем в инженерах. Не спорю, инженеры тоже нужны, именно они должны возглавлять разработку критически важных частей проектов, но если не будет строителей — не будет конечного результата. Самое плохое в этом то, что мой вуз не смог бы подготовить не только грамотного инженера, но даже грамотного "строителя". Поэтому для думающих людей вывод очевиден — всё изучать самому..
Re[2]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Дарней Россия  
Дата: 30.03.05 05:35
Оценка: +1
Здравствуйте, Fox007, Вы писали:

F>Мне кажется реальность состоит в том, что у нас сейчас не только грамотных инженеров, но и грамотных "строителей" не хватает. Таких строителей, которые могут без извращений самостоятельно реализовать замысел инженера. И на самом деле потребность в таких строителях гораздо больше, чем в инженерах. Не спорю, инженеры тоже нужны, именно они должны возглавлять разработку критически важных частей проектов, но если не будет строителей — не будет конечного результата. Самое плохое в этом то, что мой вуз не смог бы подготовить не только грамотного инженера, но даже грамотного "строителя". Поэтому для думающих людей вывод очевиден — всё изучать самому..



И начинать надо с того, чтобы организовать подготовку "строителей" — ибо без них армия инженеров будет просто никому не нужна.
Всех излечит, исцелит
добрый Ctrl+Alt+Delete
Re: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Дарней Россия  
Дата: 30.03.05 05:36
Оценка:
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

ЗХ>А вот программисту с о/р ВУЗовское образование уже не даст ничего. Ноль.


Почему?
Всех излечит, исцелит
добрый Ctrl+Alt+Delete
Re[3]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Hobot Bobot США  
Дата: 30.03.05 06:30
Оценка:
Здравствуйте, DEMON HOOD, Вы писали:

DH>Здравствуйте, Hobot Bobot, Вы писали:


DH>А ты сам, там преподавателем не работал?


Нет, а что?
What a piece of work is a man! how noble in reason! how infinite in faculty! in form and moving how express and admirable! in action how like an angel! in apprehension how like a god! the beauty of the world! the paragon of animals!
Re[3]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: GlebZ Россия  
Дата: 30.03.05 08:15
Оценка: 15 (2) +6 -1
Здравствуйте, Alexey Rovdo, Вы писали:

Я бы сказал еще больше. У нас нет развития компьютерных наук вообще. Практически все самые концептуальные прорывы произошли в западных университетах. Там разрабатывались вещи со слишком высокой степенью риска для бизнеса. А что творится у нас. Набор лабораторных. Студентов и не учат мыслить нестандартно. Не учат достигать на своем опыте конкретных целей. В результате, даже если взять то, что набор знаний недостаточен, они еще не выстроены в концепции. Из-за этого и они теряют смысл.

С уважением, Gleb.
... << RSDN@Home 1.1.4 beta 4 rev. 358>>
Re[4]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Andrei N.Sobchuck Украина www.smalltalk.ru
Дата: 30.03.05 09:45
Оценка:
GlebZ пишет:
> Я бы сказал еще больше. У нас нет развития компьютерных наук вообще.
> Практически все самые концептуальные прорывы произошли в западных
> университетах. Там разрабатывались вещи со слишком высокой степенью
> риска для бизнеса. А что творится у нас. Набор лабораторных. Студентов и
> не учат мыслить нестандартно. Не учат достигать на своем опыте
> конкретных целей. В результате, даже если взять то, что набор знаний
> недостаточен, они еще не выстроены в концепции. Из-за этого и они теряют
> смысл.
http://www.paulgraham.com/mac.html
[...]
If you want to know what ordinary people will be doing with computers in
ten years, just walk around the CS department at a good university.
Whatever they're doing, you'll be doing.
[...]

--
Andrei N.Sobchuck
JabberID: andreis@jabber.ru. ICQ UIN: 46466235.
Posted via RSDN NNTP Server 1.9
Я ненавижу Hibernate
Автор: Andrei N.Sobchuck
Дата: 08.01.08
!
Re[4]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Eugene Kilachkoff Россия  
Дата: 30.03.05 10:39
Оценка: +1
Здравствуйте, GlebZ, Вы писали:

GZ>Я бы сказал еще больше. У нас нет развития компьютерных наук вообще. Практически все самые концептуальные прорывы произошли в западных университетах. Там разрабатывались вещи со слишком высокой степенью риска для бизнеса. А что творится у нас. Набор лабораторных. Студентов и не учат мыслить нестандартно. Не учат достигать на своем опыте конкретных целей. В результате, даже если взять то, что набор знаний недостаточен, они еще не выстроены в концепции. Из-за этого и они теряют смысл.


не могу не согласиться, все правильно, но... Задача нашего студента — выжить. Хорошее образование — на n-ном месте. Это на западе можно прокормиться на пособие по безработице, а в задачу выживания нашего студента входит:
a) перекантоваться N лет в стороне от армии
б) поднять достаточно денег, чтобы выжить. Заметьте, _выжить_. Потому что на студенческую стипендию можно сделать ровно одно: сдохнуть с голоду.
в) Устроиться на теплое место, для соответствия пункту б. Я сказал не "поступить" (что подразумевает некоторое соответствие должности и профессиональных знаний), а "устроиться". Понятно, что "устроиться" менеджером в салон сотовой связи несколько проще.

Виной всему, как обычно, общая угребищность нашего государственного устройства. А при наличии достаточного количества "теплых мест" в сфере обслуживания, нафига _вообще_ парить мозги каким-то там программированием. Число долбанутых на голову, желающих заниматься программированием просто потому, что профессия нравится, существенно меньше (как и любых других отклонений) в любой нормальной популяции.
Re[5]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: GlebZ Россия  
Дата: 30.03.05 11:17
Оценка:
Здравствуйте, Eugene Kilachkoff, Вы писали:

EK>не могу не согласиться, все правильно, но... Задача нашего студента — выжить.

Задача нашего профессора выжить. Это значительно хуже.
EK>Хорошее образование — на n-ном месте. Это на западе можно прокормиться на пособие по безработице
На западе — проблема безработицы студентов не стоит перед образованием. Либо ты учишься как надо — и получаешь стипендию, либо платишь деньги в надежде потом заработать больше.
EK>, а в задачу выживания нашего студента входит:
EK>a) перекантоваться N лет в стороне от армии
EK>б) поднять достаточно денег, чтобы выжить. Заметьте, _выжить_. Потому что на студенческую стипендию можно сделать ровно одно: сдохнуть с голоду.
EK>в) Устроиться на теплое место, для соответствия пункту б. Я сказал не "поступить" (что подразумевает некоторое соответствие должности и профессиональных знаний), а "устроиться". Понятно, что "устроиться" менеджером в салон сотовой связи несколько проще.
с) получить образование
Все таки все не так плохо. Народу который хочет получить образование, много. Я думаю и данная ветка говорит о наличии таких людей. Плохо, что голодный и незаинтересованный профессор с низким уровнем знаний — мало что им может дать. Это называется добавка к пенсии. Энтузиастов не много, но они есть. И я их видел и у них учился. За что им поклон.

EK>Виной всему, как обычно, общая угребищность нашего государственного устройства. А при наличии достаточного количества "теплых мест" в сфере обслуживания, нафига _вообще_ парить мозги каким-то там программированием. Число долбанутых на голову, желающих заниматься программированием просто потому, что профессия нравится, существенно меньше (как и любых других отклонений) в любой нормальной популяции.

Maybe. Но все равно не все так хреново. РГГУ живет во многом на спонсорские деньги. Профессура и приглашенная и местная имеет более менее хорошую зарплату. Судя по рассказам — там не все так хреново. Могут попробовать научить. Но для категорий а)б)в) такое не поможет. Все равно выйдут продавцами компьютеров.

С уважением, Gleb.
... << RSDN@Home 1.1.4 beta 4 rev. 358>>
Re[2]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 30.03.05 12:17
Оценка:
Здравствуйте, Дарней, Вы писали:

ЗХ>>А вот программисту с о/р ВУЗовское образование уже не даст ничего. Ноль.


Д>Почему?


Да ну вроде понятно должно быть из предыдущей статьи. Более развернуто, имелось в виду:

А вот программисту с о/р ВУЗовское образование (такое, как я видел в своем ВУЗе) уже не даст ничего. Ноль.


То есть идея в том, что должно давать, но на данный момент в СНГшных ВУЗах — зась.
это мы, Зверьки!
FAQ — це мiй ай-кью!
Re[3]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Дарней Россия  
Дата: 30.03.05 12:48
Оценка:
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

ЗХ>То есть идея в том, что должно давать, но на данный момент в СНГшных ВУЗах — зась.


да уж.. наше образование — ничего не даст
А как хотелось бы, чтобы был умный дяденька, к которому можно пойти и научиться
Всех излечит, исцелит
добрый Ctrl+Alt+Delete
Re[4]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 30.03.05 13:10
Оценка: +1
Здравствуйте, Дарней, Вы писали:

ЗХ>>То есть идея в том, что должно давать, но на данный момент в СНГшных ВУЗах — зась.


Д>да уж.. наше образование — ничего не даст

Д>А как хотелось бы, чтобы был умный дяденька, к которому можно пойти и научиться

Ну, в общем-то — неплохо бы
Я бы, например, с большим удовольствием (и даже — за деньги) прослушал бы пару курсов старых и матерых юзабилистов.
Ну и — моя старая любофф
Автор: Зверёк Харьковский
Дата: 16.12.04
— по истории IT.

А, напротив, какую-то конкретику (коей меня в херятне* и пичкали) — я лучше сам по книжкам и на практике, вместо "смотрите дети, вот так пишется operator+"



* это вуз так называется
это мы, Зверьки!
FAQ — це мiй ай-кью!
Re[4]: В продолжение темы обучения, ПТУ, ВУЗов и т.п.
От: DEMON HOOD  
Дата: 30.03.05 18:48
Оценка:
Здравствуйте, Hobot Bobot, Вы писали:

DH>>А ты сам, там преподавателем не работал?

HB>Нет, а что?
значит почудилось Фамилия похожая....
... <<silent RSDN@Home 1.1.4 beta 4 [303] Windows XP 5.1.2600.0 >>
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.