Про свободу воли - слышали ли такой взгляд
От: Shmj Ниоткуда  
Дата: 10.09.23 10:13
Оценка:
Вот смотрите. Общепринято что свобода воли — это способность сделать некий выбор, который не возможно спрогнозировать. Типа встроенный внутренний ГСЧ, отличный от ГПСЧ. Так вы понимаете?

Т.е. если выбор определяется прошлыми событиями и можно вложить все это в комп. и просчитать какой выбор сделает человек — то это уже отсутствие свободы воли и человек как бы не виноват. Ведь он не виноват в прошлом — а значит и иначе поступить не мог.

Согласны или нет?

Теперь идем далее. Суд и наказание — имеют ли смысл при детерминизме? Ведь человек не мог поступить иначе.

Оказывается, и при детерминизме сама идея суда и наказания — тоже имеет смысл. Только формулировать нужно более честно — мы тебя наказываем не потому что ты плохой — все ОК. А лишь чтобы скорректировать твою программу и программу подобных тебе. Т.е. зная что тебя накажут — больше не сделаешь то, что свойственно твоей природе и твоим представлениям. А так же другие, узрев твой пример, скорректируют свою программу. Т.е. мы наказываем не ЗА, а наказываем ЧТОБЫ. Вот и вся разница.

Идем далее. Наделен ли человек свободой воли с т.з. религий? Вот, есть страшный суд и судить будут за то, что ты, будучи наделен свободой воли, сделал выбор не верный. Значит нет детерминизма как бы. Тогда что? Если предположить что ГСЧ — то как-то не разумно судить за ГСЧ.

Все это легко разрешается толкованием иудеев — они считают что ад не вечен и служит для добра — для обучения. Что Бог есть любовь и все что Он делает — это добро — и ад — всего лишь исправительное учреждение, а не место для вечной кровавой мести своим обидчикам. Т.е. евреи делают Бога очень добрым, а не как вам хотелось бы. Такого доброго Бога вы принять не можете, по этому были вынуждены придумать вечные муки — то что соответствует вашим предпочтениям.

Тогда как бы нет проблем — человека наказывают не ЗА а ЧТОБЫ. Чтобы он поднялся над собой и больше так не делал. Чтобы неповадно было. Т.е. получил кайф незаконным путем — будь добр отстрадай за него — тогда поймешь что смысла не было и больше так делать не будешь.

Т.е. у иудеев — все логично и выверенно — без всяких противоречий. Человек действует детерминистически, Бог заранее знает и наказывает не со злостью а с родительской любовью — как бы ремня дает, чтобы мозги вставить.

С т.з. вечных мук — нужно поделить на 2 категории — хорошие и полностью плохие, который либо уничтожить, либо, за невозможностью — просто посадить в плохое место, о котором они, будучи в муках, будут желать предупредить своих родственников, чтобы хотя бы они не попали туда. И тогда совсем не ясно почему так — ведь человек действует детерминистическии Бог заранее знает его выбор. Это предлагается принять как есть — без попытки понимания.

То есть в ракурсе толкования древних толкователей — свобода выбора — это возможность действовать согласно своей природе, а не ГСЧ или невозможность поступить непредсказуемо. Как раз наоборот — когда поступаешь по ГСЧ — это не отражает твою природу и скорее поступок не свободный — тебе навязали мысль поступить по ГСЧ. Слышали ли вы такой взгляд?
Отредактировано 10.09.2023 10:16 Shmj . Предыдущая версия .
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.