Долгое время УЕФА продвигал ценности популяризации футбола — удерживая баланс между широким представительством в Лиге Чемпионов клубов от мала до велика и финансовой прибылью.
Но похоже в западном мире спортивные ценности всё дальше уходят на второй план, уступая место политике (история с коллективным наказанием паралимпийцев за доклад МакЛарена) и сверхприбыли.
Что же произошло с УЕФА. Самым первым шагом был отказ собственно от Лиги Чемпионов — в эту лигу стали брать не только чемпионов, но клубы, занявшие в сезоне 2-е, 3-и места в своих чемпионатах. Далее шло постепенное увеличение представительства клубов из топ-чемпионатов, но с сохранением некой более или менее нормальной пропорции между сильными и слабыми лигами. Это уже привело к тому, что пирог доходов от ЛЧ стал уходить больше в топ-чемпионаты.
Как следствие — ведущие клубы из этих стран могли покупать всё больше лучших футболистов. И соответственно всё чаще играть и выигрывать в ЛЧ, получая всё большие доходы. В общем — типичный механизм монополизации, присущий рыночной экономике в отсутствии регуляторов.
Но тут появилась загвоздка. Некоторые клубы, не входящие в топ, не входящие порой даже в топ-лиги и не играющие в ЛЧ (и в России такие клубы были) — получили щедрых владельцев, готовых инвестировать весьма приличные средства — для того чтобы клуб становился сильнее и мог попадать и успешно играть в Лиге Чемпионов (и со временем начать зарабатывать там). Это поставило под угрозу бизнес-проекты европейских топ-клубов. Их лобби смогло продвинуть принятие УЕФА так называемого финансового фейр-плей. По этому закону клубы могут тратить только заработанное втечение сезона, иначе УЕФА отстранит их от еврокубков — тем самым лишая способа заработать крупные деньги. Т.е. уже нельзя придти, купить клуб, купить на пару сотен миллионов сильных игроков и начать конкурировать с топ-клубами в сжатые сроки. Теперь единственный путь — пытаться "отжимать долю рынка" в жестких тисках монополии топ-клубов и отсутствия доходов от рекламы и Лиги Чемпионов.
Но и это еще не всё. Оставалась еще одна проблема. Формула Лиги Чемпионов всё-таки давала достаточно много мест не топ-клубам. Это приводило к тому, что некоторые топ-клубы могли пролететь мимо ЛЧ — а это означает падение доходов и как следствие необходимость урезать расходы, продавать сильных игроков — ведь "финансовый фейр-плей" как бы один для всех. А ведь это вообще ставит под угрозу место в топе (лишает лидирующего положения на рынке).
И вот сегодня решена последняя проблема. УЕФА теперь гарантирует 16 мест из 32-х в групповом этапе Лиги Чемпионов 16-ти клубам из 4-х чемпионатов (Испания, Англия, Германия, Италия). Так же — урезает маркетинговую долю доходов (т.е. ту долю, которую клубы получали независимо от результатов своих выступлений — просто деля пирог доходов самой ЛЧ) — т.е. не топ-клубы будут получать еще меньше доходов, чем раньше — и это при том, что шансов пробиться у них стало совсем мало.
В общем — на мой взгляд, УЕФА этим решением просто приговорил исторические принципы европейского футбола — в котором было место всем — и бедным и богатым — что приносило праздник футбола во все страны. Теперь же монополия закреплена за небольшой горсткой топ-клубов.
Вот такой вот он — звериный оскал "рыночной экономики".
http://www.championat.com/football/news-2560708-anglija-ispanija-italija-i-germanija-budut-imet-po-4-mesta-v-lch-s-2018-goda.html