«…Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена… …чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!
Особенно приятно будет для "освобожденных" славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство.
России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае».
Из дневника Ф.М. Достоевского, сентябрь — ноябрь 1877 года, гл.III.
Здравствуйте, qtdev, Вы писали:
Q>России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае».
Q>Из дневника Ф.М. Достоевского, сентябрь — ноябрь 1877 года, гл.III.
... по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому -
Дергуны цитат достали, все выдранные предложения из одного источника и все цитаты идут без собственной мысли. Вы, видать, дальше цитатника не идете. Федор Михалыч много что писал и говорил, есть у меня убеждение, что вы с его творчеством и философией знакомы только по таким цитатникам.
Re: Достоевский о Русско-Турецкой войне 136 лет назад
Именно, это второе состоит в том, что, по внутреннему убеждению моему,
самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда еще не
было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов,
как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа
согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не
оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник
славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому
что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому,
неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в
этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и
происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не
надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться
вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно
с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например,
ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских
держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят
себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею
благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при
заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа,
так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, "имея в виду
расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении
славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени". Долго, о,
долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого,
святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех
идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи
перестанут жить в нем, — коченеет, калечится и умирает в язвах и в
бессилии. Нынешнюю, например, всенародную русскую войну, всего русского
народа, с царем во главе, подъятую против извергов за освобождение
несчастных народностей, — эту войну поняли ли наконец славяне теперь, как
вы думаете? Но о теперешнем моменте я говорить не стану, к тому же мы еще
нужны славянам, мы их освобождаем, но потом, когда освободим и они кое-как
устроятся, — признают они эту войну за великий подвиг, предпринятый для
освобождения их, решите-ка это? Да ни за что на свете не признают!
Напротив, выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь
во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами
сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая,
опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их
освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение наверно
существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у
них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут
говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие,
или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться
властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами,
будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. О,
я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила,
значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю
святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в
человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком
меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже
политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян
высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные
к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская,
мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и
ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого
начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры,
ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в
упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы,
извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец
министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и
что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель
президента совета министров. России надо серьезно приготовиться к тому, что
все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери
личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными,
и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма
прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в
своем особом славянском призвании в среде человечества. Между собой эти
землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против
друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все
непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать,
сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви,
но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а
не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда
останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что
стоит огромный магнит — Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к
себе, тем сдерживает их целость и единство. Будут даже и такие минуты,
когда они будут в состоянии почти уже сознательно согласиться, что не будь
России, великого восточного центра и великой влекущей силы, то единство их
мигом бы развалилось, рассеялось в клочки и даже так, что самая
национальность их исчезла бы в европейском океане, как исчезают несколько
отдельных капель воды в море. России надолго достанется тоска и забота
мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при
случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода
России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своею,
силами, деньгами? Неужто из-за того, чтоб пожать столько маленькой, смешной
ненависти и неблагодарности? О, конечно, Россия всё же всегда будет
сознавать, что центр славянского единства — это она, что если живут славяне
свободною национальною жизнию, то потому, что этого захотела и хочет она,
что совершила и создала всё она. Но какую же выгоду доставит России это
сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?
Здравствуйте, Andy77, Вы писали:
A>Здравствуйте, qtdev, Вы писали:
A>Раз ты придаешь такое большое значение русским классикам, у Украины есть хороший ответ —
Еще Пушкина можно вспомнить
По своему непосредственному устремлению, по своим оценкам Пушкин несомненно был "западником" в том смысле, что высоко ценил западную культуру, был убежден в ее необходимости для России и скорбел о культурной отсталости России по сравнению с Западом. Уже в самых ранних его письмах у него есть излюбленное противопоставление (в отношении явлений русской жизни) "азиатского" начала-"европейскому", как низшего высшему. Переселившись из Кишинева в Одессу, онпишет Александру Тургеневу: "надобно, подобно мне, провести года в душном азиатском заточении, чтобы почувствовать цену и не вольного европейского воздуха" (1823). Шутя он называет Россию "родной Турцией" и Петербург "северным Стамбулом".
В записке о народном образовании, поданной им Николаю I в 1826 г., он горячо отстаивает пользу европейского образования и желательность учения русских юношей заграницей; в своем дневнике (14 апреля и 3 мая 1834) он резко отрицательно отзывается об указе, ограничивающем право русских ездить в Европу. Он считает главной причиной относительной отсталости русской культуры татарское иго, которое отделило Россию от судеб Европы.
Как видно немногое изменилось с тех пор. Так и травят народ байками про злой запад, пользуясь тем что подавляющее большинство там никогда не было и не побывает, не говоря уже об учебе.
Здравствуйте, Andy77, Вы писали:
A>Здравствуйте, qtdev, Вы писали:
A>Раз ты придаешь такое большое значение русским классикам, у Украины есть хороший ответ —
A>
A>Прощай, немытая Россия,
A>Страна рабов, страна господ,
A>И вы, мундиры голубые,
A>И ты, им преданный народ.
A>...
Здравствуйте, peterbes, Вы писали:
P>Здравствуйте, qtdev, Вы писали:
Q>>России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае».
Q>>Из дневника Ф.М. Достоевского, сентябрь — ноябрь 1877 года, гл.III.
P>
... по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому -
И что?
P>Дергуны цитат достали, все выдранные предложения из одного источника и все цитаты идут без собственной мысли. Вы, видать, дальше цитатника не идете. Федор Михалыч много что писал и говорил, есть у меня убеждение, что вы с его творчеством и философией знакомы только по таким цитатникам.
Выдранные предложения искажают полный смысл? Или это не похоже на майдан в Киеве?
Здравствуйте, qtdev, Вы писали:
Q>«…Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена… …чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!
Q>Особенно приятно будет для "освобожденных" славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
Есть гипотеза, что у этого явления те же корни, что и у "зловещей долины", которая находится между похожими и непохожими на человека 3d-моделями или андроидами.
Здравствуйте, pik, Вы писали:
pik>Здравствуйте, Nikе, Вы писали:
N>>Это не Лермонтов
pik> — тарас шевченко не украинский писатель-поэт pik> — лев толстой экстремист pik> — ...
Здравствуйте, qwertyuiop, Вы писали:
Q>Здравствуйте, peterbes, Вы писали:
P>>
... по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому -
и так 25 раз и только здесь.
Q>Что ж поделаешь, если эта цитата так удачно подходит к текущему моменту. На то она и классика!
Это не цитата, а понадерганные из текста предложения, иногда неполные, в одном месте намеренно слово взято в кавычки, чтобы исказить смысл.
Без общего контекста смысл слов полностью меняется. Становится непонятным о ком и о чем вообще речь. Если бы Достоевский узнал, что кто-то думает, что это как-то относится к Украине, он бы в гробу перевернулся.
Здравствуйте, esil, Вы писали:
Q>>Что ж поделаешь, если эта цитата так удачно подходит к текущему моменту. На то она и классика!
E>Это не цитата, а понадерганные из текста предложения, иногда неполные, в одном месте намеренно слово взято в кавычки, чтобы исказить смысл. E>Без общего контекста смысл слов полностью меняется.
Да не очень-то он изменился, общий смысл тот же.
E>Становится непонятным о ком и о чем вообще речь. Если бы Достоевский узнал, что кто-то думает, что это как-то относится к Украине, он бы в гробу перевернулся.
Потому что это — общее свойство всех отсоединившихся окраин. Уровень жизни от этого неизбежно падает, но элитам хочется быть самостоятельными царьками. Поэтому, чтобы оправдать падение уровня жизни, начинают впаривать народу что в этом виновата их бывшая метрополия, начинают лишь на нее вёдра говна и объявлять себя отдельным народом, никогда не имевшим ничего общего с метрополией. То же относится и к странам, получившим свободу не самостоятельно, а благодаря другим — им же не хочется быть в долгу, хочется иметь собственную гордость, поэтому возникает черная неблагодарность за освобождение в точности как описано у Достоевского. И жизнь ярко подтвердила его предсказание, например Болгария, получив независимость благодаря России, уже в первую мировую воевала на стороне Германии. Может после этого их жизнь чему-нибудь научила? Нет, во вторую мировую она тоже легла под Гитлера. После войны у нас вроде бы был мир и дружба — но как только СССР распался, как Болгарию одной из первой приняли в НАТО. Можно ли представить более подлое и мерзкое поведение? Поляки тоже не любят Россию, но у них хотя бы есть для этого исторические основания, а у Болгарии? Боюсь, то же самое будет и с Украиной.
Я отвечаю за свои слова, а не за то как вы их интерпретируете!