Советские учебники по математике
От: LaptevVV Россия  
Дата: 20.07.24 04:46
Оценка: 41 (7)
https://sovietime.ru/matematika?start=160
Там по ссылкам много чего можно найти.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re: Советские учебники по математике
От: kov_serg Россия  
Дата: 20.07.24 11:43
Оценка: 28 (2)
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:

LVV>https://sovietime.ru/matematika?start=160

LVV>Там по ссылкам много чего можно найти.

https://youtu.be/7DvrNOtMDTs — Игорь Петрович Костенко — рассказывает как построили лучшее образование, как были выстроены обратные связи и как всё похоронили.

  Методические ценности русской школы

1. Принцип сознательности усвоения знаний. Формальные,
механически заученные знания — это не знания. Обучение таким "знаниям"
недопустимо. В частности, этот принцип не допускает перегрузки программ.

2. Принцип системности: "знания и навыки, сообщаемые
учащимся, должны располагаться в определенной системе и строгой
последовательности". Система и последовательность не придумывается
методистами, а вырабатывается длительной практикой обучения.

3. Принцип предметного обучения рекомендуется строить
обучение последовательными цельными блоками. Предметная цельность
обеспечивает внутреннюю взаимосвязь всех элементов учебного предмета,
которая определяет такую же связь знаний о предмете и является необходимой
предпосылкой не формального, сознательного и прочного усвоения.

4. Принцип постепенности: "переход от одной ступени к
другой может совершаться лишь тогда, когда хорошо усвоена предыдущая
ступень". Нужно "медленно, тщательно выяснять каждую
произведённую операцию, пока выполнение не станет прочно усвоенным
навыком".

5. Принцип достаточности учебного времени
предполагает взаимообусловленность содержания обучения и учебного времени,
отводимого учебным планом на полноценное усвоение этого содержания.
Принцип определяет необходимое условие для сознательного обучения, для
преодоления формализма в математических знаниях учащихся. Он
предостерегает от перегрузки программ и указывает путь преодоления этой
перегрузки: с одной стороны, — сокращением содержания до минимально
необходимых основ наук, с другой — добавление числа учебных часов,
достаточных для сознательного и прочного усвоения этих основ. Гармония
содержания обучения и выделенного для усвоения этого содержания учебного
времени выверяется, опять-таки, длительной массовой практикой обучения.

6. Принцип учета возрастных особенностей детей
предполагает, в частности, недопустимость непосильных абстракций в
обучении и соответствующий детскому опыту язык преподавания и учебников
("язык задачи обязательно надо приспособить к детям").

7. Принцип систематического устного счета:
воспитание внутреннего внимания и сосредоточенного, последовательного
мышления с помощью устного счета и устного решения задач и примеров на
протяжении всех лет обучения.

8. Принцип систематического повторения
и закрепления пройденного. В частности, обязательного повторения в начале
учебного года материала, пройденного в предыдущем учебном году, и
повторение курса каждого класса в конце учебного года.

9. Принцип систематической самостоятельной
(в частности, домашней) работы учащегося с учебником и задачником под
руководством учителя.

10. Принцип стабильной организации учебного процесса
(основная форма занятий — урок, стабильные учебный план, программа,
расписание, систематический учет знаний, ежегодные проверочные испытания,
стабильная классная комната, индивидуальное учебное место и др.)

Все эти принципы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Все они нацелены
на сознательное восприятие знаний учащимися, глубокое их понимание и
прочное усвоение. Все они определяют разнообразные условия и методы,
позволяющие достичь этой цели. Все они, как говорил наш великий педагог и
математик академик Н. Н. Лузин, ориентированы но понимание. Поэтому
объединим их в один обобщенный всеохватывающий принцип, на котором
строилась русская школа, — принцип понимания.

В качестве примера реальной работы этих принципов приведём выдержки
из Инструктивно-методических указаний начинающему учителю, разработанные в
1941г. старшим научным сотрудником кабинета математики Института школ
В.Г. Почухаевым и Е.Д. Загоскиной:

"... особое значение в работе учителя приобретает чётка и продуманная
организация педагогического процесса. ... Большое внимание надо
уделять привитию ученику навыка самостоятельной работы. В начале
учебного года необходимо дать учащимся указания, как работать над
домашним заданиями ... К самостоятельной работе необходимо
приучать учеников на уроке, давая им в классе разбор несложных теорем
..., самостоятельная работа в классе должна быть хорошо подготовлена
предыдущей коллективной работой и тщательно продумана её
продолжительность, чтобы на неё не затрачивалось время
не производительно. ... Учет работы учащегося ... Проведение
контрольных работ должно сопровождаться анализом ошибок. ... Ведение
тетрадей ... Работа учителя над ученической тетрадью является
исключительно важной. Аккуратность ведения записей ... Повторение
изученного материала ... Лишь систематическая организация повторения
... обеспечит глубокое усвоение нового материала и сознательное
закрепление его ... В каждом классе в начале учебного года необходимо
по каждой теме математической дисциплины выделить время для
повторения основных вопросов курса предшествующего года, а затеи уже
переходить к изучению программного материала".

Обратим внимание на простоту, понятность и существенность
рекомендаций. И на небольшое, легко обозримое их число — вся Инструкция
содержит 22 страницы.

Re: Советские учебники по математике
От: Marzec19 Россия  
Дата: 20.07.24 16:28
Оценка:
LVV>https://sovietime.ru/matematika?start=160
LVV>Там по ссылкам много чего можно найти.

Современные крутые книги видел? Очень вероятно, что их больше.
Достаточно в магазин в МЦНМО зайти, и всё. Там ломится всё.
И ещё форумов, переписки и т.д. сейчас полно.
Re[2]: Советские учебники по математике
От: gyraboo  
Дата: 20.07.24 17:58
Оценка: +2
Здравствуйте, Marzec19, Вы писали:

M>Достаточно в магазин в МЦНМО зайти, и всё. Там ломится всё.

M>И ещё форумов, переписки и т.д. сейчас полно.

Ты попробуй ту же алгебру по современным учебникам изучать — с ума сойдешь от путаницы, в текстах куча воды, просто десятки страниц пустого трёпа, и полнейшая путаница в системности. Другое дело — сталинские учебники.
Re[3]: Советские учебники по математике
От: Лазар Бешкенадзе СССР  
Дата: 20.07.24 19:36
Оценка:
Здравствуйте, gyraboo, Вы писали:

M>>Достаточно в магазин в МЦНМО зайти, и всё. Там ломится всё.


G>Другое дело — сталинские учебники.


Ой. А я там несколько книжек купил. А вот еще для меня в Берлине приобрели:



В начале августа обещают привезти. Чую пойду по статье "низкопоклонство."

-
Re[4]: Советские учебники по математике
От: LaptevVV Россия  
Дата: 21.07.24 02:56
Оценка:
M>>>Достаточно в магазин в МЦНМО зайти, и всё. Там ломится всё.
Ну, это только москвичи, не ?
G>>Другое дело — сталинские учебники.
ЛБ>Ой. А я там несколько книжек купил. А вот еще для меня в Берлине приобрели:
Это ты для себя купил. На английском.
А учебники — для детей. На русском.
Хочешь быть счастливым — будь им!
Без булдырабыз!!!
Re[5]: Советские учебники по математике
От: Лазар Бешкенадзе СССР  
Дата: 21.07.24 04:20
Оценка:
Здравствуйте, LaptevVV, Вы писали:

LVV>Это ты для себя купил. На английском.

LVV>А учебники — для детей. На русском.

Это тоже учебники. И выбрал я их не потому что на английском. На русском у меня тоже есть.

LVV>Ну, это только москвичи, не?


оформить доставку почтой России или транспортной компанией


И есть электронные книги:

https://biblio.mccme.ru/ebooks

-
Re[4]: Советские учебники по математике
От: gyraboo  
Дата: 21.07.24 08:17
Оценка:
Здравствуйте, Лазар Бешкенадзе, Вы писали:

G>>Другое дело — сталинские учебники.


ЛБ>Ой. А я там несколько книжек купил. А вот еще для меня в Берлине приобрели:


Данного автора не читал, но он вроде старой школы?
Вообще против современных книг по математике ничего не имею, есть хорошие, я имел ввиду качество современных учебников в школе, они стали на мой взгляд заметно хуже. Как минимум могу это сказать про алгебру, химию и информатику. Проблема именно в потери системности и лаконичности. Причём намерениях авторов благие и они явно "читаются" — это попытка объяснить и попытка научить мыслить. Но реализация подкачала, в итоге это километры текста в стиле "поток сознания", за которым теряется общая мысль. В сталинских учебниках изложение лаконичнее, часто в угоду избавлению от объяснений и размышлений, но это же школьные учебники, а не трактат или монография. Если нужен поток мысли, есть прекрасные фейнмановские лекции например. Там тоже поток сознания, но гениального ученого и там действительно можно научиться мыслить. Доверить подробные объяснения и способы мыслить нужно школьному учителю, а не фиксировать в школьном учебнике не самые удачные примеры мышления в попытке объять необъятное и объяснить без привлечения той же вышки или полной химии. Если какой-то школьник горит желанием понят пределы, валентность или СТО/ОТО, лучше отправить его к нормальной книжке из вышки, где всё объясняется без купюр, не по детски, чем пытаться по детски на десятках страниц объяснять такие вещи "на пальцах", всё равно ничего путного не выйдет.
Отредактировано 21.07.2024 8:43 gyraboo . Предыдущая версия .
Re[6]: Советские учебники по математике
От: kov_serg Россия  
Дата: 21.07.24 10:24
Оценка:
Здравствуйте, Лазар Бешкенадзе, Вы писали:

ЛБ>И есть электронные книги:


ЛБ>https://biblio.mccme.ru/ebooks


Разве это электронные книги? Вот электронные книги
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.