Путь химика в программирование - ч17
От: Pavel Dvorkin Россия  
Дата: 26.02.24 12:56
Оценка: 8 (3)
Университет. Ковид и дистанс

Предыдущие части

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016582.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1019433.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1239359.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.06.05

https://rsdn.org/forum/education/8671596.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 20.01 18:38

https://rsdn.org/forum/education/8675759.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.01 15:58

https://rsdn.org/forum/education/8676523.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 28.01 12:33

https://rsdn.org/forum/education/8679535.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 01.02 07:12

https://rsdn.org/forum/education/8684148.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 05.02 07:11

https://rsdn.org/forum/education/8685871.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 08.02 14:00

https://rsdn.org/forum/education/8688728.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02 08:39

https://rsdn.org/forum/education/8690558.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 13.02 13:38

https://rsdn.org/forum/education/8691597.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 15.02 09:37

https://rsdn.org/forum/education/8694030.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 17.02 08:58

https://rsdn.org/forum/education/8696590.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 21.02 05:53

https://rsdn.org/forum/education/8698527.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.02 07:15


В январе 2020 пошли какие-то сообщения и слухи о новой болезни, начавшейся в Ухани.

На первых порах я не отнесся к ним серьезно. Мало ли таких сообщений было и в прошлые годы ? Птичий грипп, свиной грипп, еще какой-то грипп. Коровье бешенство, когда из-за того. что два человека заразились и умерли, перерезали сотни тысяч коров.

Январь прошел спокойно, и в конце января мы с женой отправились в свое любимое Гоа. Там все тоже было тихо и спокойно, все как всегда. Интернет тоже как всегда — ближе к рецепшен ловит, в номере — если повезет, но все же иногда есть.

И вот лежу я как-то на кровати и читаю новости. Опять про Ухань пишут. Что-то у меня нехорошие какие-то подозрения появились. Вошла жена, и я ее спросил — если что, твоя сестра нас примет (а сестра тогда жила в частном доме в отдаленном от всего города поселке). Жена ответила, что примет, и добавила, что я зря тревожусь. Напомнила мне про все эти гриппы и бешенства, и сказала, что будет скорее всего то же самое.

Отдохнули в Гоа нормально, вернулись в Омск. На выходе из самолете медики проверили у всех температуру, а потом на пограничном контроле предложили заполнить какую-то анкету, указать адрес и место в самолете, на котором сидел. В общем, оперативно сработали. Ковида в Омске еще нет, да и в России тоже.

Февраль прошел относительно спокойно. Начался семестр, занятия как обычно, все напряженно прислушиваются к новостям. Вирус вышел из Китая и пошел в Европу, в Италию в первую очередь. У нас, впрочем, пока что его нет, так что все идет как обычно.

В первой декаде марта стало ясно, что дело обстоит плохо. Пока еще ковида в Омске нет, но надо его ждать в ближайшее время.

В первой половине марта я, как обычно, прочитал свою лекцию на тему сокетов и работы с сетью. Все, как обычно. Не думал я, что это моя последняя лекция в аудитории.

Через пару дней сообщение в омских СМИ, что два вуза уходят на дистанционную работу. Еще через день — что и ОмГУ уходит тоже.

Всё. Началось.

Никаких объяснений, как эту дистанционную работу вести, ни от кого нет. Всё застало всех настолько врасплох, что никакого времени на подготовку не было. Для школ это оказалось шоком, они потом всю весну не могли прийти в себя. Для вузов , в общем, тоже, хотя и меньше.

Мне легче. Во-первых, все-таки это близко к моей специальности, и во всяких митингах по сети я участвовал не раз. Второе, может быть даже более существенное — я только что провел свои занятия, а следующие через несколько дней. Время есть.

К тому же еще за пару лет до этого я подготовил все примеры к лекции в виде файлов, а от студентов потребовал использовать git на bitbucket. Так обычные занятия и шли — на лекциях я рассказывал и показывал примеры через проектор, а на практике студенты должны были свои задания записывать на bitbucket, откуда я их брал и смотрел. Так что в принципе все готово, до самого конца семестра, и ничего делать в этом плане делать не надо.

Нет только студентов. Надо выбрать ПО, в котором будем проводить занятия и собрать там студентов.

ПО выбирал недолго. И до этого некоторые студенты были у меня в Контактах в Скайпе. Раз так, там и будем вести всю работу. Можно бы, конечно, в Google Meet, но там нет индивидуальных чатов, так что лекции вести можно, а для разговоров со студентами все равно что-то другое придется брать. Да и нет у нас корпоративного аккаунта в Google Meet (потом с моей подачи его сделали, но я им пользоваться не стал), а для личного аккаунта там какие-то ограничения по времени и/или по числу участников, могу и не уложиться. В Скайпе, правда, тоже ограничения есть, но на 50 человек. Мне хватит. В общем, будем в Скайпе.

Правда, тут проснулся какой-то отдел по дистанционному обучению университета и выдал свои рекомендации. Вроде как Moodle там был и что-то еще. Почитал я о ней и решил, что мне лишняя головная боль не нужна, и не буду я этим рекомендациям следовать.

Замечу, забегая вперед, что выбор оказался вполне удачным. Я вел занятия в Скайпе 3 года, и ни разу никаких проблем не возникло, ни на лекциях, ни на практических занятиях.

Так что остается лишь одна задача — найти и собрать студентов. На это, слава богу, время есть. В деканате дали телефон старосты, но, увы, он не отвечает. Впрочем, кое-кто у меня и так в Контактах есть, вот с них и начнем.

Пересказывать, что было дальше, я не буду. Просто приведу сообщения из Скайпа. Я не редактировал их, только убрал те, которые к делу не относятся, и фамилии, а также сделал ряд примечаний (помечено PD). Сообщения от студентов предваряет их имя и время, мои — без имени.

..........................................................................................................................................

16:13
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич открыл всем историю чатов
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника
Дмитрий
Рамиль
Сергей
Виктория
Роман
Василий

16:16
Добрый день!
Нам надо обсудить, как будут проходить занятия. Я собрал здесь тех, чьи Skype ID у меня есть Просьба — сообщите об этом чате всем остальным и предложите им попроситься к этой учетной записи в Контакты. Учетная запись Дворкин Павел Лазаревич. Особо просьба найти Дарью (староста — PD) и попросить ее связаться со мной как можно быстрее. Здесь или по телефону *****. Мне в деканате дали ее телефон, но не отвечает. Виктория, я вижу, Вы пока одна тут онлайн. Возьмите на себя миссию связаться с остальными, пожалуйста. В идеале — собрать здесь всех к вечеру или к утру завтра.

Виктория 16:21
Здравствуйте! Хорошо, информацию передаю.

Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Ангелина
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Богдан
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Данил
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Артур
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Нюта
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Мария

16:44
Просьба всем, кого я добавил, подтвердить здесь, что Вы все прочитали Можно просто эмотиконом. Впрочем, даже эмотикона не надо. Скайп мне показывает, кто прочитал (для небольших групп).

Пользователь Виктория добавил в беседу участника Дарья

Дарья 17:10
Здравствуйте! Я тут

17:10
Хорошо. Минуту. Примите приглашение Так, все. Трое уже здесь Дарья, Ваша задача найти всех, и пусть они сюда зайдут. Можете их сами в этот чат добавлять. Если не получится — пусть попросятся в Контакты мне, я добавлю. Что будем делать. На завтра я выложил Упражнение 2 в нашу папку.

Дарья 17:14
Хорошо

17:14
Примеры к последней лекции тоже выложил, но я не все из этого рассказал. Желательно завтра к 11.30 собрать здесь всех Попробуем провести репетицию лекции. Я расшарю экран и что-то расскажу, посмотрим, как пойдет. Практика тоже будет. Что именно и как будем делать — расскажу на практике. Сейчас основная задача — собрать всех. Я добавил тех, кого нашел. Не уверен, что некоторые аккаунты не "мертвые". В общем, все должны тут оказаться с живым аккаунтом. Вопросы ?

Пользователь Дарья добавил в беседу участника Darya
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Андрей

18:55
Кто сейчас онлайн — отзовитесь

Артур 18:56
+

Андрей 18:56
+

Сергей 18:56
+

Я попробую провести тестовое расшаривание экрана. Примите вызов
Звонок начат
18:56
18:59
Звонок завершен

19:01
Пока более или менее нормально. Жду завтра всех к 11.30.

Пользователь Виктория добавил в беседу участника Кирилл

19:09
Вопрос к тем, кто был на последней лекции. На чем мы остановились ? Я обычно смотрю по ноутбуку, а его нет (он деканатский — PD). public class SimpleHttpClient — это я показал ? Если да — а это HttpClientDemo ?

Пользователь Виктория добавил в беседу участника Василий

Сергей 19:16
кажется мы рассмотрели некоторые аспекты работы сервера и клиента. Рассматривали knock-knock сервер

19:16
это я помню, а вот чем закончили ?

Кирилл 19:20
сервлетов и почты не было

19:20
ясно

Кирилл 19:20
делали запросы на rsdn.ru

19:20
спасибо

Пользователь Кирилл добавил в беседу участника Миша
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич удалил из беседы участника Василий

20:42
Удалил второй аккаунт

Пользователь Виктория добавил в беседу участника Евгений
Пользователь Дарья добавил в беседу участника Рамиль
Пользователь Рамиль удалил из беседы участника Рамиль
Пользователь Дворкин Павел Лазаревич добавил в беседу участника Aleksandra
Пользователь Артур добавил в беседу участника Дмитрий
Пользователь Darya добавил в беседу участника Татьяна

11:14
Добрый день!
Через 15 минут начало. Подготовьте микрофон и наушники

Данил 11:20
Можно ли будет отключить микрофон, если нет вопросов, чтобы не создавать лишних звуков?

11:21
да
Просьба отметить любым эмотиконом данное сообщение. , чтобы я знал, кто есть
5 — минутная готовность
Если у Вас дома ожидаются какие-то посторонние звуки — отключите микрофон. Вы сможете его в любой момент включить, если понадобится

Сергей 11:29
так волнительно )

11:30
Все вопросы после начала
Звонок начат


Рамиль 11:36
Можно ли поставить разговор в скайпе на запись? Чтоб потом можно было пересматривать лекцию.

11:36
Да

Сергей 11:41
Павел Лазаревич, вы не могли бы сделать шрифт кода немного побольше ? буквально на пару значений , мне кажется читаемость будет получше.

Дарья 12:29
Я считаю, что это достаточно хороший формат для лекций. Все видно и понятно, лучших альтернатив не знаю.

Данил 12:30
Я считаю так же как Даша , сейчас все хорошо и, думаю, менять ничего не надо.

Миша 12:30
Аналогично.

Данил 12:30
Если нечего сдавать пока что, нужно об этом написать перед парой, чтобы не занимать время на переход?

Звонок завершен
12:32

Данил 12:33
Если нечего сдавать пока что, нужно об этом написать перед парой, чтобы не занимать время на переход?

Примеры к лекции выложены в папку
Если кто-то скачал их раньше — советую скачать заново. я там немного изменил

Данил 12:34
Тогда сразу предупрежу, что сегодня я сдавать ничего не буду, но на следующую пару подготовлюсь

12:34
ясно

Артур 12:34
Аналогично, не хочу отнимать время

Миша 12:35
аналогично

12:36
По теме лекции "сокеты" выложено Упражнение 2

15:00
Не было света полтора часа в доме
Отзовитесь, кто присутствует

Дарья — есть что показать ?

Darya 15:03
Да

15:03
Обсуждение в личном чате

15:16
Информация для всех. Мы можем обсуждать Вашу задачу в оба дня — в среду и четверг, независимо от того, в какой Вы подгруппе. В частности, те, чьи работы я сегодня посмотрю, могут завтра "прийти на занятие" и я посмотрю еще раз

Андрей — есть что показать ?

Андрей 15:19
да

15:19
Уходим в личный чат

15:34
Виктория — есть что показать ?

Виктория 15:34
Да

15:34
В личный чат

15:45
Дмитрий — есть что показать ?

Дмитрий 15:46
Да

15:46
В личный чат

15:50
Кирилл — есть что показать ?

Кирилл 15:51
Прямо сейчас нет, почему-то в репозитории нет изменений

15:51
То есть ?

Кирилл 15:51
Я скорее всего не сделал push

15:51
Вполне возможно

Кирилл 15:52
Нужно некоторое время, что включить ноутбук и проверить, я пропускаю ход)

15:52
Хорошо. Будете готовы — сообщите
Сергей — есть что показать ?
Кто еще готов что-то показать ?
Занятие как обычно, до 17.05. Будете готовы — пишите сюда

Сергей 16:11
Сегодня пока нечего показывать

16:11
Ясно

Кирилл 16:34
Я готов показать упражнение 1

16:34
Минуту

Следующий день.

Дарья, 9:17
Здравствуйте, Павел Лазаревич!
Я сегодня не смогу быть ровно в 9:45. Можете, пожалуйста, подождать меня, спросить других? Постараюсь в 10:00-10:15 быть!

9:32
Хорошо

9:42
Доброе утро!
Отметьте любым эмотиконом это сообщение, чтобы я знал, кто присутствует


Анна — есть что показать ?

Анна 9:47
Сейчас нет, можно ли показать сегодня на 2 занятии ?

9:47
хорошо, но напомните сами
Роман ?

Роман 9:48
есть

9:48
в личку

10:00
Напоминаю всем, что обсуждать Вашу работу мы можем и во время занятий другой подгруппы

Евгений — есть что показать ?

Евгений 10:05
Есть вопросы по заданию

10:05
в личку

Есть кто-то еще ?

Дарья 10:17
Я подошла

10:18
В личку

..........................................................................................................................................

Упоминание rsdn.ru объясняется тем, что я им показал HTTP клиенты на Java, и хотел показать коды HTTP от реального сервера, но не только 200 и 404. rsdn.ru оказался весьма удобным для этой демонстрации, так как он возвращает 301, а в теле ответа содержится "rsdn.org".

В общем, все прошло нормально, если не считать, что у меня дома на полтора часа выключили электричество. К счастью, после лекции. Мобильного Интернета тогда у меня не было. Как только свет включили, занятие продолжилось.

Первый блин, к счастью , не комом, а дальше как ?

В техническом плане — все ясно, а вот в организационном как будет ?

С лекциями все понятно, как первую провел, так и остальные проведу. В конце концов какая разница — показывать им эти примеры с ноутбука через проектор в аудитории и рассказывать, или же показывать их через Скайп и говорить в микрофон ? Никакой разницы. И вопросы вполне студенты могут задавать, в Скайпе же.

А вот с практикой интереснее. Формально есть занятия по расписанию, 4 часа на подгруппу, итого 8. Никто расписание не отменял, оно действует. Значит, в эти часы я должен быть в сети и проверять задания либо отвечать на вопросы.

Как проверять — тут проблем нет. git есть git, и ему все равно, загружаю я их решения на преподавательский компьютер в учебной аудитории или же на свой компьютер дома. Обсуждать — тоже проблем нет, в личке Скайпа.

А вот что с посещениями ? В первый семестр действовал по обычной схеме, то есть в отведенные для занятий часы спрашивал, кто присутствует и обсуждал с каждым его дела. Но довольно быстро выяснилось, что толку от этого немного. Ну пусть я требую, чтобы к началу занятия они были, и я мог спросить, как у них дела, ну и что ? Кто мешает студенту после того, как он все мне показал, исчезнуть из Сети на всю оставшуюся часть занятия ? Да и в аудиторные времена я никогда не занимался мелочным учетом посещения, хотя там была полная возможность. Иногда отмечал, но редко. Неужели теперь буду ?

А между тем настала "самоизоляция" . Так что и я в основном дома, да и студенты тоже (впрочем, кто их знает!). Подумал я и решил, что проще всего дать им возможность обращаться ко мне в любое время, ну а проверю я и выскажу замечания либо в часы занятий (я обязан в эти часы быть на связи), либо тогда, когда мне удобно будет, вне расписания.

Так оно и вышло. Первое время расписание еще кое-как соблюдалось, а в последующие годы я лишь формально сам в это время был в Сети, а студенты мне писали, когда им понадобится.

Бывали случаи, когда утром я обнаруживал сообщение о чем-то в Скайпе, сделанное в 2-3 часа ночи. Ну и ладно. Мессенджер — замечательная штука. Если мне кто-то вздумает в 2-3 часа ночи по телефону позвонить — я расценю это
как откровенное хамство и выскажусь довольно резко. А в мессенджере — бога ради. Более того, в телефонном разговоре надо отвечать немедленно или же просить перезвонить. А если мне минут 5 подумать надо ? В мессенджере — никаких проблем. И , наконец, вести разговор одновременно с 2-3 студентами — тоже никаких проблем. Написал ему и жди, пока он ответит, а пока он отвечает, можно и другому что-то сказать. Ну а если у студента что-то не получается, или надо ему что-то показать, то нужно лишь расшарить экран (его или мой, в зависимости от того, что нужно сделать), установить связь голосом и можно все показывать и обсуждать как при живой встрече.

И еще один момент. Было у меня задание, которое я давал в существенно упрощенном виде. После того, как студент нашел решение, я его усложнял, и так несколько раз. Вот тут на аудиторных занятиях была проблема. Объяснять тому, кто уже первый вариант сделал, приходилось при всех, в том числе и тех, кто пусть сначала найдет решение для предыдущего варианта, а потом с ним и более сложный можно обсудить. А как сделать, чтобы он не слышал ? Не могу же я первого студента пригласить в коридор для приватной беседы! А в Скайпе — нет проблем, разговор в личке, другим не виден и не слышен.

Ну а если спишут ? Сделать свой вариант каждому я не могу. Тут решение простое — в самом начале я объявлял студентам, что меня больше интересует процесс написания кода, а не конечный результат. Что я хочу этот процесс видеть, и что git мне поможет это сделать. Если же Вы в течение семестра ничего не делали, а за неделю до зачета принесете мне решение такое, что его хоть на выставку посылай — я даже и смотреть не буду. Будете настаивать — устрою допрос с пристрастием, на добрый час, где придется мне все детали объяснить. Найду какое-то не вполне простое место и попрошу объяснить, почему сделано так, а не иначе, и как можно было бы иначе сделать, и что будет, если сделать иначе. Автор на этот вопрос ответит (впрочем, его и спрашивать не придется, процесс написания им кода я видел и корректировал по ходу разработки), ну а списавший — нет.

В общем, когда учебный семестр наконец закончился, я стал активным сторонником этого дистанционного метода работы. Хотя один недостаток все же есть, но он — как сказать. Какой-то студент вообще перестает что-то делать, не отзывается совсем — что делать ? Ничего сделать я не могу, остается лишь ждать, когда он появится (или не появится больше совсем). Впрочем, если на аудиторных занятиях студент переставал появляться, я и раньше делал то же самое. Пойдет дело к концу семестра — появится, если его уже не отчислили или в академотпуск не ушел.

А вот с экзаменами — хуже. Многие преподаватели оценивали экзамен по сети как чистую профанацию. Я их понимаю — поди проверь, кто именно отвечает и кто решает задачи. Но у меня экзаменов, к счастью, не было, и думать об этом не пришлось.

В следующие годы было то же самое, но более организованно. Все же было лето на подготовку. К тому же я смог воспользоваться курсом лекций и заданиями, которые делал для Школы программиста в омской фирме, и сервером, где эти задания (не все) проверялись автоматически. Так что не все лекции пришлось читать вживую, некоторые из них я им просто давал в записи. И с практикой стало проще — сервер репозиториев присылал мне e-mail об очередном коммите, я смотрел, что там сделано, иногда писал замечания и открывал следующее задание, или обсуждал в Скайпе решение.

В итоге 3 учебных года я провел в дистанционном режиме. Не всегда его легко было согласовать, однажды понадобилось писать служебную записку на имя проректора на предмет разрешения. Мог бы вести и дальше, но осенью 2023 года, уже когда было дано разрешение на дистант и в этом году, я решил закончить свою университетскую карьеру.

Ковидом я так в итоге и не заболел. Либо, возможно, перенес его бессимптомно. Прививки делал, и не раз, может быть, благодаря им и не заболел.
With best regards
Pavel Dvorkin
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.