TOC
https://rsdn.org/forum/philosophy/1016582.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05
https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05
https://rsdn.org/forum/philosophy/1019433.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.05
https://rsdn.org/forum/philosophy/1239359.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.06.05
https://rsdn.org/forum/education/8671596.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 20.01.24
https://rsdn.org/forum/education/8675759.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.01.24
https://rsdn.org/forum/education/8676523.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 28.01.24
https://rsdn.org/forum/education/8679535.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 01.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8684148.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 05.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8685871.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 08.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8688728.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8690558.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 13.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8691597.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 15.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8694030.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 17.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8696590.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 21.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8698527.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8699859.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.02.24
https://rsdn.org/forum/education/8701690.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 29.02.24
Предыдущие части
https://rsdn.org/forum/philosophy/1016582.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05
https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05
https://rsdn.org/forum/philosophy/1019433.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.05
https://rsdn.org/forum/philosophy/1239359.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.06.05
Первый опыт преподавания.
Без малого 20 лет назад я написал кусок своих воспоминаний о том, как из химика я стал программистом. Про первые свои шаги.
https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05
Много с тех пор воды утекло... Но вот подумал и решил продолжить написание своих мемуаров

. Тем более, что преподавание в университете я закончил в прошлом году, время теперь есть...
Те страницы было в "Философии программирования" — не я тот топик начал. Ну а это продолжение будет скорее о преподавании, так что помещаю его здесь. А Subject оставлю прежний.
Впрочем, в этом опусе речь пойдет не о программировании, а все же о химии. Мой первый опыт преподавания был именно в химии. Первый и последний в ней. Но, может быть, я продолжу, а для продолжения надо сначала и этот опыт описать.
С событий, описанных по ссылке выше, прошло почти 2 года. Я успел закончить университет, немного освоился в программировании, так что перестал пугаться эфиопов, и остался работать на кафедре органической химии, на которой учился. Занимался своим расчетами в предверии поступления в аспирантуру.
В общем, жизнь была прекрасной, я был молод и все было впереди. На кафедре меня особо не напрягали, приходил на работу когда хотел, уходил тоже. Правда, в какой-то момент начались у нас проверки, все ли приходят на работу в положенное время (в 9.00). Я сказал, что в 9.00 приходить ни за что не буду (я тогда был резко выраженной совой, ложился в 2-3 ночи, вставал в 10), написал в графике работы "9-12 — вычислительный центр" и спокойно появлялся там в 11, а на кафедру приходил после обеда, тем более, что и делать мне на ней было особо нечего.
И вот однажды на заседании кафедры заведующая кафедрой (мир ее праху) сообщила, что один из преподавателей ложится в больницу на месяц и надо его заменить. Кто готов ?
Подумал — а почему бы и нет ? Правда, ни о какой преподавательской деятельности я студентом и не думал, но почему бы не попрообовать ? Не знал, я что буду потом больше 30 лет преподаванием заниматься...
Сказано — сделано. Оформляют меня на условиях почасовой оплаты. Лекции, мне, конечно, читать не поручили, их кто-то из доцентов взял. Семинары тоже не дали вести. Только лабораторные работы.
Вести лабораторные работы по органическому синтезу — милое дело. 3 года назад сам их проходил. Конечно, ничего не помню, но и не требуется. Надо просто сидеть и смотреть, чтобы студенты технику безопасности не нарушали и т.д. Потом, когда они этот синтез проведут, принять у них синтезированное вещество, посмотреть на вещество и на студента с умным видом, вещество принять, зачет по этому методу синтеза поставить в рабочую ведомость, и пусть следующий метод синтеза осваивает. Я прекрасно помню, что делала наща преподавательница, когда я сам был студентом, ну и буду делать то же — то есть почти ничего.
Вещество сдается потом лаборанту, и он его куда-то кладет, а потом, когда студентов нет, выбрасывает в мусорную корзину. Использовать его для чего-то нельзя — чистота этого продукта неопределенная. Да и вообще тот ли это продукт или нет — еще тоже вопрос. Помню, мои однокурсницы синтезировали малоновую кислоту, и что-то у них не получилось. Так они взяли из шкафа малеиновую кислоту и сдали под видом малоновой — название же похожее! Преподавательница посмотрела, покачала головой, но приняла. Проводить анализ нет никакого времени, и приборов для этого тоже нет.
Прихожу на лабораторные, сажусь с важным видом на место преподавателя и начинаю наблюдать происходящее. В общем, мое вмешательство не требуется. Сижу, смотрю. Жаль, книгу нельзя почитать — не поймут.
Проходит примерно час. И тут подходит ко мне студентка и спрашивает : "А коллоквиум Вам можно сдать ?"
Черт побери! Про то, что еще я должен коллоквиумы принимать, я совсем и забыл.
Коллоквиум — это вот что такое. Прежде чем приступать, скажем, к синтезу методом окисления, студент должен изучить эту тему самостоятельно (лекции посвящены иной тематике) по учебникам. По каждому коллоквиуму есть листочек со списком разных методов этого типа синтеза. По некоторым методам можно было бы и в лаборатории реакцию провести, по другим никак нельзя, так как требуются условия, которых в лаборатории быть не может (давление, например, или высокая температура или реактор для газовой смеси). В общем, он должен разобраться с темой, скажем, "Окисление" и знать, для каких синтезов его можно использовать, где и как. И только после этого ему дается лабораторный синтез по окислению. Тем таких в семестр около десятка, так что и коллоквиумов надо сдать десяток. Когда-то я их все сдал, конечно. Не то, чтобы блестяще разобрался в этих методах (синтез я никогда не любил и никогда им не занимался), но сдал. И, конечно, все давно забыл.
А теперь надо этот коллоквиум принимать. И как же я буду это делать, если знаю обо всем этом на порядок меньше студентов ? К тому же порядок тем у каждого студента свой (не получится, чтобы все студенты одновременно делали работу по окислению, аппаратуры не хватит, поэтому одни сейчас получили тему "окисление", другие — "нитрование", третьи — "галоидирование" и т.д. Так что сдавать мне могут любой коллоквиум, а я и про один толком ничего не помню.
Но делать нечего. Имеет она право сдавать коллоквиум, и не могу я ей отказать. Выбираю из списка на этом листочке несколько разделов, даю ей, она идет готовиться, а я сижу и думаю — что дальше мне делать ? Вариант "срочно все вспомнить" не проходит — ни книг, ни времени нет. Сижу. Жду, когда она пойдет сдавать.
Подготовилась, садится рядом и начинает рассказывать. Я молча слушаю с умным видом.
И тут я понял, что делать. Надо просто ее слушать и ничего не говорить. Не задавать вопросы. Девушка вроде аккуратная, рассказывает то, что прочитала в учебниках — зачем ей врать ? Если я ей вопросы начну задавать — пойми потом, верно ответила или нет. А так — сама рассказывает, ну скорее всего все верно. Остается лишь слушать и самому вспоминать, все же что-то я помню, основные принципы запомнил, некоторые из них и сейчас смогу вспомнить.
В общем, рассказала она мне, как это окисление проводят и что при этом происходит, поставил я ей зачет по окислению и разошлись мы взаимно довольные друг другом. Она — тем, что получила зачет, ну а я — тем, что освежил в памяти то, что давно забыл.
Когда мне другой студент пришел сдавать коллоквиум по окислению, я уже примерно знал, что он скажет. И да, говорил он почти то же. Тут я окончательно убедился, что и первая студентка все верно говорила, и он тоже.
Так месяц я эти коллоквиумы и принимал. К концу этого месяца многое вспомнил, и порой позволял себе некоторые вопросы задавать. Но штатный преподаватель вышел из больницы, и моя первая работа в роли преподавателя закончилась.
Много позже я где-то прочитал фразу, которая мне понравилась
"Хороший преподаватель должен быть в состоянии принять экзамен по предмету, в котором он совершенно не разбирается"
Правда, больше мне принимать зачеты (экзаменов в моей карьере почти не было) по предмету, в котором я не разбираюсь, не приходилось.
P.S. Спустя несколько лет познакомился я с одним доктором наук, который нередко принимал кандидатский по химии. Он любил это делать и говорил : "я всегда рад соискателя послушать, может, он что-то расскажет, чего я не знаю"
Следующая часть
https://rsdn.org/forum/education/8675759.1Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.01.24