Путь химика в программирование - ч16
От: Pavel Dvorkin Россия  
Дата: 24.02.24 04:15
Оценка: 33 (10) +1
Университет и другие вузы. Стиль отношений.

Предыдущие части

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016582.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1019433.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1239359.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.06.05

https://rsdn.org/forum/education/8671596.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 20.01 18:38

https://rsdn.org/forum/education/8675759.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.01 15:58

https://rsdn.org/forum/education/8676523.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 28.01 12:33

https://rsdn.org/forum/education/8679535.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 01.02 07:12

https://rsdn.org/forum/education/8684148.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 05.02 07:11

https://rsdn.org/forum/education/8685871.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 08.02 14:00

https://rsdn.org/forum/education/8688728.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02 08:39

https://rsdn.org/forum/education/8690558.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 13.02 13:38

https://rsdn.org/forum/education/8691597.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 15.02 09:37

https://rsdn.org/forum/education/8694030.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 17.02 08:58

https://rsdn.org/forum/education/8696590.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 21.02 05:53


Я проработал более 30 лет в университете, несколько лет в пединституте и 2 года в политехе (по совместительству). Кроме того, я учился и работал (хоть и не преподавателем) в другом университете. Попробую их сравнить. Конечно, не по предметам, которые изучаются, и не об их уровне, а по отношениям между преподавателями и студентами.

Вполне возможно, что кто-то посчитает, что я не прав. Наверное, есть вузы, в которых все "не так". Как минимум, я исключаю из рассмотрения крупнейшие вузы страны — там наверняка во многом не так. Говорю лишь о вузах, с которыми более или менее знаком, то есть о вузах областного уровня.

Для себя я дал такое определение

Пединститут — высшая ступень средней школы
Технические вузы — высшая ступень промышленного производства
Университет — младшая ступень академической науки.

Попробую обосновать.

Средняя школа — место, где учат и воспитывают, с малых лет и до выпуска. Школьник — объект этого обучения и воспитания. Его индивидуальная роль сведена почти что к 0, он должен делать то, что от него требуют. Учитель — не друг и коллега, а наставник, чье мнение и действия не оспариваются, а указания подлежат выполнению, по крайней мере в теории, беспрекословно.

Пединститут эти принципы заимствует. Большинство его преподавателей — в прошлом учителя школ, и они принесли этот стиль работы и в пединститут. Соответственно студент пединститута — существо обучаемое и воспитуемое. Закончив и получив диплом, он будет делать то же самое.

Но в пединституте по крайней мере нет особого чинопочитания. Хотя бы между самими преподавателями. Мне никак не пришло бы в голову во время моего недолгого заведования кафедрой перейти с коллегами на стиль "я сказал, выполняйте", и не потому, что я такой хороший, а просто этого бы не понял никто. Нет там такого.

А вот в политехе есть. Он принес к себе принципы промышленного производства, а там сплошь и рядом действует принцип "я начальник, ты дурак". Соответственно и отношение к студентам, их, может быть, и неосознанно, готовят к такому стилю отношений.

Помню, сижу на семинаре в политехе. Дал студентам задания, сам уткнулся в свою тетрадь, аудиторию вижу краем глаза. Открывается дверь, и вдруг все студенты, как один , встают, чуть ли не по стойке смирно. Оказывается, зашел декан, чтобы что-то сообщить. Убедился он, что все встали, сесть не предложил, сообщил, что нужно ему было и ушел, оставив мне усаживать их.

Откуда взялось это вскакивание при его входе ? Со школьных лет ? Вряд ли. Помню, мы в старших классах при входе учителя вставали как-то разрозненно, кто хотел, вставал, кто не хотел — нет. Учителя на это внимания не обращали, и первым делом обычно говорили "садитесь, садитесь".

А тут — будто в роту на занятиях майор вошел. Видимо, от них жестко требовали это вставание с первых же занятий. Приучали к дисциплине и повиновению, так сказать. Кстати, и на моих занятиях при моем входе в аудиторию они пытались вставать, хотя я им ясно сказал, что этого делать не надо. В университете, если даже ректор войдет, никто и не подумает встать.

Мелочь ? Конечно. Но мелочь, ярко характеризующая стиль отношений. Я твой начальник, ты должен меня приветствовать. Должен. Обязан. И попробуй не сделай это!

В общем, не очень мне этот стиль работы со студентами понравился. К счастью, работал я там всего 2 года. Поработай лет 20 — может, и я бы к этому привык и требовал бы безусловного подчинения, но только при одном условии — что я бы не работал в это же время и в университете. А там стиль отношений совершенно иной, по крайней мере на матфаке, где я работал.

Матфак бы создан в 1974 году и первыми его преподавателями были сотрудники НГУ и Новосибирского Академгородка, которым предложили перебраться в Омск и работать в только что созданном университете — так называемый "десант". Когда я пришел в университет, было еще много преподавателей из этого десанта, потом все меньше и меньше. Но свой стиль они матфаку привили и он не менялся десятилетиями.

С Академгородком я дел почти не имел, но академическую науку знаю не понаслышке, провел в ней около 5 лет. Чего в ней нет — это чинопочитания. Все тут занимаются наукой, кто знает больше, кто меньше, кто уже старший научный сотрудник, а кто еще аспирант или стажер, но чтобы старший смог сказать аспиранту "делай так, как я приказал" — такого быть не могло. Возможно, он и настоит на том, что он предлагает, и аспирант вынужден будет подчиниться, но это будет сделано в корректной и разумной форме.

Аналогично и отношение к студентам. Они не воспитуемые и не подопечные, а просто младшие коллеги. Это не мешает поставить студенту двойку и отчислить его, если он того заслуживает. Но чтобы студент до дрожи боялся своего преподавателя и ждал от него жесткого разноса — нет, такого не видел. Конечно, дистанция соблюдалась. Не мог, скажем, студент обратиться ко мне на "ты" (впрочем, и я студентам "ты" не говорил). Авторитет преподавателя поддерживался, но как-то ненавязчиво, без командирского тона. В общем, нормальные человеческие отношения, пусть и старшего по отношению к младшим.

И не без чувства юмора, причем с обеих сторон. Преподаватель вполне мог пошутить, но и шутки о нем отнюдь не преследовались, скорее наоборот. Студенты собирали всякие высказывания преподавателей, иногда с ошибками, иногда просто забавные. Эти высказывания объединялись в сборники под названием "афонаризмы преподавателей матфака", потом распространялись в печатном виде, не без участия самих преподавателей. По некоторым сведениям, инициатором сбора этих афонаризмов был один из тогдашних преподавателей матфака, и тогда все это носило название "Издранное".Некоторое их количество утекло в сеть, где они благополучно существуют до сих пор.

Вот, например, мои "афонаризмы"

https://imit-omsu.livejournal.com/30829.html

В общем, все тут правда, именно это я и говорил когда-то. Ну может чуть-чуть
приукрасили. Насчет защиты каталогов — дело было во времена Windows 95.

А тут не мои

http://www.univer.omsk.su/students/shadrin/DM98/afonar.htm

http://www.univer.omsk.su/students/m84/words.html

Ну и вот это еще

https://imit-omsu.livejournal.com/185576.html

Никто из преподавателей на это не обижался, наоборот, мы с удовольствием обменивались ими друг с другом .

Еще один пример. В начале апреля проводилась (и проводится) Неделя математики. Готовят ее студенты, включает она в себя около десятка мероприятий, в том числе конкурс на звание "Мистер и мисс математика", олимпиаду, турнир по "парному дураку", посвящение первокурсников, и ряд других. Я расскажу лишь о двух — пресс-конференции преподавателей и аукционе.

Пресс- конференция преподавателей — это узаконенное издевательство студентов над преподавателями. Я многие годы посещал ее. Выглядит это так : в большой аудитории амфитеатром преподаватели садятся за лекционный стол, против каждого ставится табличка с ФИО (будто студенты и так не знают, но ритуал есть ритуал). Студенты сидят в аудитории и посылают записочки с вопросами. На записке указано, кому она, а вот автор не указывается, так что от кого она, я не знаю. Можно задавать вопросы серьезные, а можно какие угодно, лишь бы было смешно. Преподаватель на серьезный вопрос может тоже ответить серьезно, а может и нет. Лишь бы всем было весело. Когда-то я эти записки хранил, но растерял, так что лишь несколько по памяти.

-А правда, что если Вас дернуть за два пальца, то Вы переключитесь на английский язык ?
Ответил, что если меня дернуть за три пальца, то я устрою перезагрузку тому, кто дернет.

-А правда, что Вы по образованию химик. Можете для доказательства перечислить все элементы Периодической системы ?
Дело происходило в химической аудитории, периодическая система висит у меня за спиной, студентам видна, мне, естественно, нет. В студенческие годы смог бы все перечислить (те, что тогда были открыты уже). Смог бы и сейчас, но были бы паузы, пришлось бы вспоминать. Ответил поэтому, что все сейчас не смогу уже, но первые 4 ряда — пожалуйста, и выдал их без пауз. Для химика это несложно.

— А правда, что Вам экзамен сдать труднее, чем такому-то преподавателю ?.
Видимо, писал какой-то первокурсник, хотел понять, что его дальше ждет.

Тут я решил их разыграть.
— Да, правда. Поднимите руки, кому я на экзамене поставил пять.
Никто руку не поднял.
-Хорошо, а кому я поставил четыре ?
Опять ни одной руки. Представляю себе, как екнуло сердце у автора записки.
-Ладно, тогда поднимите руки, кому я тройку поставил.
Опять ни одной руки.
-Ну вот видите. Мне экзамен сдать очень сложно — я их не принимаю вообще.

Больше всего вопросов доставалось, конечно, декану и замдекана, так что для них это было самое настоящее испытание, из которого они всегда с честью выходили.

Другое мероприятие во время Недели математика — это Аукцион. В общем, конкурс самодеятельности под видом аукциона. Преподаватели предлагаю лоты, студенты за них борются, предлагая в качестве ставки песню или танец или что-то подобное. Фишка тут в том, какие лоты предлагаются. Помню, в качестве лота кто-то принес живого хомячка. Особый лот — тортик от всеми любимого профессора алгебры (увы, давно уже покойного).

А еще — индульгенции. Студенты перед аукционом обращались к разным преподавателям с просьбой выставить на аукцион индульгенцию. Ко мне тоже обращались, я обычно не отказывал.

Индульгенция выглядела примерно так

"Предъявитель сего имеет право получить зачет (или оценку такую-то на экзамене) по <название предмета>". Подпись преподавателя, дата.

Все было честно. С этой индульгенцией можно было потом подойти ко мне , и я без разговоров ставил этот зачет. Однажды студенты, которые выиграли этот лот, подошли ко мне и сказали, что они намерены передать его своей однокурснице, не буду ли я возражать? Правильно сделали — им я и так бы его поставил, а вот ей — еще вопрос. Мне ей зачет не очень хотелось просто так ставить, но сказано же — на предъявителя. Поставил, конечно.

Все это вместе и формировало тот стиль отношений, который я так любил и ценил в университете.
With best regards
Pavel Dvorkin
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.