Путь химика в программирование - ч11
От: Pavel Dvorkin Россия  
Дата: 10.02.24 05:39
Оценка: 18 (7)
Дела школьные

Предыдущие части

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016582.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1019433.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1239359.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.06.05

https://rsdn.org/forum/education/8671596.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 20.01 18:38

https://rsdn.org/forum/education/8675759.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.01 15:58

https://rsdn.org/forum/education/8676523.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 28.01 12:33

https://rsdn.org/forum/education/8679535.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 01.02 07:12

https://rsdn.org/forum/education/8684148.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 05.02 07:11

https://rsdn.org/forum/education/8685871.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 08.02 14:00


Собирался я дальше писать об университетских делах, но понял, что лучше именно сейчас и рассказать о делах школьных. Начал я ими заниматься в пединституте, потом продолжил недолго в университете, а потом прекратил вообще.

Как я уже писал, за год до того, как я начал свою пединститутскую деятельность, ЦК КПСС и Совмин выпустили постановление о компьютеризации средней школы. Постановление, может, само по себе и хорошее, вот только нет ни машин, ни учителей.

С машинами — дали задание двум министерствам их производить. Надеялись, что хоть одно сделает. Сделали оба. В итоге появилось 2 типа классов КУВТ (комплект учебной вычислительной техники) и начали они понемногу поступать в школы. Один — "Корвет". Процессор К580 (аналог Intel 8080), 8 битный, но с 16-битной адресацией. Память 64 Кбайта, черно-белый, но все же графический дисплей, флоппи-диски. Операционная система МикроДОС (то есть CP/M). Другой — "Электроника УК НЦ". Процессор K1801 (аналог PDP-11), 16-битный, память тоже 64 Кбайта, ОС ФОДОС (RT-11 то есть), примерно та же периферия.

В общем, не успели начать, как уже зоопарк появился. А еще есть, хоть и немного, Ямах, Агатов и учебный класс на базе "Электроника БК-0010" . Вот последнего лучше бы не было совсем. Сначала в нем был встроенный язык Фокал (где-то прочитал его оценку, она была очень короткой : "хуже Бейсика"). Потом начали ставить с Бейсиком. Технически — одни мучения.

А вот "Корвет" и "УК НЦ" — технически были сравнительно ничего, для того времени, конечно. Для Корвета кто-то в СССР написал компилятор, аналогичный Turbo Pascal, с ним вполне можно было работать. Для УК НЦ в основном использовали Бейсик. Впрочем, на Корвете тоже. Конечно, ни для какой серьезной работы эти машины не годятся. Свободного импорта техники типа IBM PC в стране еще нет. Интернета тоже нет. Но работать все же можно, вот только поступают они в школы не быстро.

С учителями дело обстоит еще хуже. Компьютеры пусть не за год, так за три сделать можно. А учителей где взять ?

Математики и физики в школах есть, их много. Вот только знание информатики у них строго нулевое. В пединститутах их этому не учили, не было тогда никакой информатики. Потом они преподавали математику и физику, хорошо или хуже, но с информатикой не сталкивались. Есть, конечно, некоторое количество энтузиастов. Эти более или менее знают. Работают они где-то в другом месте чаще всего, а в школе ведут факультативы. Но вести занятия у всех они не будут, да и мало их.

Новые учителя, которые вот-вот закончат пединституты ? Так и они ничего толком не знают. Хорошо, если их хоть "вприглядку" чему-то учили, а во многих пединститутах и этого не было. Да и закончат они не завтра, а через год-два-три.

Принимается решение делать учителей информатики из школьных учителей математики и физики. Проще говоря, вызывают такую Марию Ивановну, которая математику ведет с 5 по 10 класс, и уже не один выпуск сделала, и говорят ей —
в следующем учебном году Вам предстоит вести еще и информатику. Мы Вас на курсы отправим, научитесь там и будете вести.

Без курсов нельзя. Школа — не вуз. В вузе можно сказать преподавателю — нужно новый курс поставить, по родственной, но не прямо Вашей тематике. Вот Вам полгода, разбирайтесь, а через полгода должен быть курс готов. Обычная история. А в школе так нельзя. В ней всякое изменение сопровождается организованной подготовительной кампанией. Помню, сколько шума было, когда меняли комплект учебников по математике. Курсы по переподготовке, методические рекомендации и т.д. А ведь не было введено в школьную программу по математике ничего такого, чего учителя в свое время в пединституте не изучали. Ну добавили производные — их что, в институте им не давали ?

В общем, надо учить этих учителей. С нуля причем. А кто учить будет ? Срочно мобилизуются все, кто умеет отличать дисплей от дисковода и знают, как написать хотя бы простенькую программу. Таких тоже немного. В самом пединституте программировать умеют немногие. В технических вузах и в университете есть такие специалисты, конечно, да только технические вузы от школьных дел очень далеко отстоят. В общем, ищут тех, кто бы мог вести эту подготовку учителей, и на июнь назначаются такие курсы в Институте усовершенствования учителей (сейчас Институт развития образования). В самом институте таких специалистов нет, приглашают со стороны.

Как их там усовершенствовали до моего прихода туда — не знаю. Видимо, учили преподавать пресловутый безмашинный вариант курса информатики. Когда меня туда впервые позвали, там уже был класс "Корветов", и я мог хотя бы
дать каждому учителю доступ к машине и возможность писать простенькие программы.

В качестве языка взял, конечно, Паскаль, благо он на "Корветах" был. Бейсик отринул сразу. Определенной свыше программы не было, учите тому, что учителя потом смогут в школах применить.

Что можно сказать об этих курсах ? Ну конечно, чему-то они научились. Но существенное отличие преподавания , скажем, математики, от преподавания информатики заключается вот в чем. В математике какие задачи давать — решает учитель, и выходить за пределы программы ему совсем не обязательно, разве что на факультативе. А в пределах программы он, если он хороший учитель, все знает, и никакие ученики его в тупик не поставят. Ну а если и найдется вундеркинд, который знает математику лучше своего учителя, то он один на класс, и с ним как-то учитель справится, да и вообще-то такому вундеркинду, скорее всего, место не здесь, а в физматшколе, где и учителя другие совсем.

А в информатике в дело вмешивается еще один объект — компьютер, с довольно-таки своенравным поведением. Ему не скажешь — дескать, выходит все это за пределы курса, поэтому делай, что требуется и не возникай. Он делает то, что в его компьютерную душу заложено и до школьной программы ему дела нет. И поставить в тупик учителя он запросто может. Учитель все вроде знает, все объяснил, а начинает пропускать на машине — не работает. И диагностику выдает такую, о которой ни в одном методическом пособии не сказано. Что ему положено в таком случае, то и выдает, и дела ему нет до квалификации учителя.

А школьный учитель не может не ответить на вопрос ученика или допустить, чтобы у него что-то не получилось. Это в вузе я спокойно могу на вопрос, заданный на лекции, ответить "я сейчас не могу на Ваш вопрос ответить, уточню и отвечу на следующей лекции". Студенты прекрасно понимают, что мир ИТ необозрим, и на все вопросы я так сходу не отвечу. Конечно, если преподаватель такое будет на каждый вопрос говорить, они быстро поймут, что он сам мало в чем разбирается, но если такое происходит нечасто — все в порядке.

И вот эти математики и физики, порой 40-50 лет, должны вдруг стать специалистами в области ИТ хотя бы в тех рамках, которые требуются по школьной программе и в пределах той техники, которая в школе стоит. Ремонтировать компьютеры от них не потребуют, на это специалисты есть, а вот при нормально работающем компьютере они должны знать, что означает любое его сообщение и что делать в каждом случае. А знают они это примерно так же, как и я
во времена сражений с эфиопами и прочими блоками. И сделать их специалистами за двухнедельный курс я не в состоянии. Поэтому ограничиваюсь изучением языка и околоязыковой среды. В общем, вспоминаю себя самого в годы начала программистской карьеры и пытаюсь понять, чего мне больше всего тогда и не хватало. Этому и учу, конечно, в применении к нынешней технике и ПО.

Результат, прямо скажем, так себе. Некоторые хоть что-то осваивают, и простые программы ученикам показать смогут и научить их писать — тоже. Другие готовы проклясть всю эту информатику. Жили себе, жили, учили детей, вроде никто не жаловался, и вот на тебе... Третьи просто отказываются от этой информатики. Вполне понимаю их всех, но что я могу сделать, что им порекомендовать ? Пройти тот путь, который я прошел сам и который тут описываю ? Так им не 20 лет, чтобы все начинать с нуля.

Вел эти занятия несколько лет. Была ли от них для учителей польза — не мне судить. Надеюсь, что была. Для меня польза была, но совсем в другом плане.

Проводя эти курсы, я познакомился с доброй половиной учителей информатики города. И вот однажды мне позвонила одна учительница, которая была у меня на этих курсах и спросила, не соглашусь ли я вести факультатив в их школе. По воскресеньям, когда в школе никого нет. 2 группы мне предложили, по 4 часа с каждой.

Предложение было для меня несколько неожиданным. В школе я никогда не работал. А с другой стороны, почему бы и не попробовать ? В университете "звонковая" нагрузка небольшая, а все остальное я могу делать по своему расписанию, когда захочу. К тому же воскресенья, так что накладываться на другие дела не будет. В общем, подумав, согласился.

С "Корветами" или "УК НЦ" к счастью, иметь дело не пришлось. В школе был класс машин IBM PS/2. ОП 1 Мбайт, но винчестер только на машине учителя, а на ученических лишь флоппи-диск 1.44 Мбайта. Решил я вести курс на Паскале, он тогда в большой моде был, и в университете тоже мы на Паскале учили. Правда, пришлось повозиться, чтобы Turbo Pascal уложить на электронный диск — с дискеты очень уж медленно было. Уложил в конце концов.

Групп две, как я уже писал. Одна группа 10-11 классы, другая — 8-9. В первой группе их до меня чему-то учили, во второй ничего еще вообще не было. Дело происходило в середине 90-х годов, и дома компьютеров почти ни у кого не было.

Для начала меня проинформировали, что по каким-то министерским рекомендациям учащимся старших классов разрешается работать за компьютером не более 40 минут в неделю. Я об этих рекомендациях знал, но как-то позабыл. Напомнили. В ответ я сказал, что, конечно, я могу следовать этим рекомендациям, но в таком случае от меня никаких серьезных результатов не ждите. Это поняли и больше мне о рекомендациях не напоминали.

Министерство порой любит всякие рекомендации выдавать, не слишком сообразуясь с тем, насколько их выполнение реально. Создателям школьных компьютеров, о которых я писал выше, было выставлено требование — напряжение должно быть 42 вольта, не более, а то вдруг школьников током ударит ! И сделали ведь они — 42 вольта. Потом появились импортные компьютеры, которые, естественно, работали от сети 220 вольт, и про это распоряжение все тихо забыли.

В общем, ПО я поставил, класс осмотрел, все в порядке. Теперь надо решать, как и чему их учить.

Пришли они в воскресенье на занятия. Человек по 20-25 в каждой группе. А компьютеров примерно десяток. Я категорически против обучения, когда за одним компьютером сидит два ученика. Хватит, насмотрелся на это еще в пединституте. Один что-то делает, другие смотрят, а потом как с них спрашивать, если они толком за компьютером и не сидели ? Нет. За каждым компьютером будет только 1 ученик.

Значит, часть надо удалить. Просто сказать : "не приходи больше" нельзя. Не имею я права такое говорить. Стало быть, надо сделать, чтобы ушли сами.

Подумал я и решил — на первых порах их вообще к компьютерам не подпускать. Открыли соседний обычный класс, рассказал я им введение в Паскаль и начали мы решать задачи — писать простые программы. Без пропуска их на машине. Тестировал их решения я сам, в уме

Расчет был простой. Среди них было немало тех, кто надеялся, дорвавшись до компьютеров, всласть уж поиграть. Больше им ничего не надо было. Они мне не нужны. Были те, кто , может, и хотел научиться программированию, да только способностей к нему не имел. Эти тоже, лучше, если уйдут. И не пускать их к компьютерам, ограничиться написанием программ на бумаге или доске — самый верный способ этого добиться. А тех, кто всерьез хочет этому
научиться, это не отпугнет.

Расчет оправдался полностью. Посидев 2-3 занятия и увидев, что тут не игры или что они в этом мало что понимают, эти школьники просто перестали ходить. Только после этого я оставшихся пустил к компьютерам и тут уж ничем не ограничивал, сидели все 4 часа. Конечно, иногда я их опять уводил в обычный класс и там что-то рассказывал или задачи решали.

По ходу действия усваивал и сам кое-что, порой такое, чего не ожидал. Был у меня один мальчик. Вызываю его к доске — безуспешно. Еще раз вызвал — тот же результат. В душе я его списал уже. А потом, однажды, дал им задание и к доске никого не вызвал, а решил пройтись по рядам и посмотреть, что в тетрадях. С удивлением обнаружил у него совершенно правильное решение. Его просто нельзя было к доске вызывать, он там терялся. Вполне успешно в итоге прошел все занятия, закончил школу и больше я его не видел. Не знаю, как сложилось его судьба, но могу сказать — вряд ли он смог бы сделать доклад или ответить на вопросы после него, но программистом он стать вполне мог.

С удивлением обнаружил, что успехи по программированию и по математике порой резко не совпадают. Был у меня еще один мальчик, очень неплохой. Однажды мне попал в руки школьный журнал класса, где он учился (я сам отметок в журнал не ставил), и я с удивлением увидел там у него сплошь двойки. Спросил его — в чем дело, он что-то неопределенное ответил. Думаю все же, что виной учитель математики — не мог он при таких логических способностях программу по математике не освоить.

А когда все лишние ушли, появилась возможность нормальной работы. Оставшиеся меня понимали, что называется, с полуслова. Был у нас Паскаль, потом рассказал им язык С, про структуры данных рассказал. В общем, дал я им программирование на уровне 1-2 курса института, это оказалось совсем не сложным для них, да и какая по существу, разница : 14-15 или 17-18 лет. Писали программы для конкурсов школьного творчества, участвовали в российской олимпиаде, не без успеха. Многие из них поступили в вузы по профильной специальности — в наш университет или в политех. У одного был впоследствии научным руководителем дипломной работы. С некоторыми из них поддерживаю
отношения до сих пор.

В целом этот этап моей деятельности я считаю одним из лучших в моей карьере. Студенты ко мне приходили на 2-3 курсах, ни у одного студента я не был первым учителем программирования. Мне оставалось лишь надеяться, что уходя от меня по окончании курса, они знали больше, чем придя на него. А вот этих школьников я взял, что называется, "с нуля" и был их первым учителем программирования.

С теплотой вспоминаю эти годы. Из школы я ушел в конце 90-х годов. Потом не раз посещала мысль — а не попробовать ли еще раз ? Но было другое время, у меня были другие дела... Больше в школу я не возвращался.
With best regards
Pavel Dvorkin
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.