Путь химика в программирование - ч9
От: Pavel Dvorkin Россия  
Дата: 05.02.24 04:11
Оценка: 16 (5)
В роли и.о. зав.кафедрой.

Предыдущие части


https://rsdn.org/forum/philosophy/1016582.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1019433.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1239359.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.06.05

https://rsdn.org/forum/education/8671596.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 20.01.24

https://rsdn.org/forum/education/8675759.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.01.24

https://rsdn.org/forum/education/8676523.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 28.01 12:33

https://rsdn.org/forum/education/8679535.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 01.02 07:12


Итак, на следующий день я выхожу на работу уже в новой роли — и.о. зав. кафедрой информатики и вычислительной техники. Кафедра общеинститутская, а это значит, что декана надо мной нет, подчиняюсь только ректорату.

Поначалу, правда, я думал, что это и.о. надолго не затянется. Безвыходное положение : избранный зав. кафедрой от работы отказался, семестр начинается через 2 недели, вот временно мне и поручили. Будут искать нового зав. кафедрой, изберут его, и мое и.о. закончится. Прошли несколько месяцев и стало понятно — никого искать не собираются, я их в этой роли вполне устраиваю. Нашли, правда, еще одного преподавателя, тоже кандидат наук, но заведовать ему не предложили.

И началось...

Слово "текучка" мне, конечно, было знакомо, но меня как-то не касалось. Во время работы над диссертацией я был в основном предоставлен самому себе. В ЦЗЛ — я уже писал, как я там работал. А тут именно текучка и началась.

Мне надо готовить учебные планы. Точнее, конечно, не готовить, а вносить в них изменения. Надо как-то вставить туда новый курс "информатика". В учебные планы для химиков, географов, филологов, историков и еще нескольких специальностей. Это все не так просто, так как учебный план не резиновый, количество часов там ограничено, значит, надо что-то убирать или сокращать. А это общение с деканами, зам. деканами и преподавателями кафедр...

Мне надо готовить учебные программы по этой новой дисциплине — их просто нет, никаких, Омский пединститут первым из всех пединститутов в СССР такое начинает. А учебная программа — это не просто записка о намерениях. В ней несколько разделов, с обоснованием введения такого курса, описанием его содержания, методическими разработками и описанием пресловутых ЗУН — знаний, умений и навыков, которые студенты после этого курса должны получить. И так для каждого факультета.

Мне надо готовить конференцию по применению ВТ в учебном процессе для педвузов Западной Сибири. Проректор решил такую конференцию провести в Омске. А это ее программа, общение с коллегами из других вузов по телефону (а связь совсем не нынешняя, дозвониться в соседний город — проблема), заказ гостиницы для них, питание и т.д. и т.п. Тут, правда, не я один этим занимаюсь, на мне больше вопросы по содержанию, а оргвопросами занимаются другие.

Мне чуть ли не каждый день приходится сидеть по часу, а то и больше, в кабинете у проректора, куда меня то и дело вызывают для обсуждения тех или иных вопросов.

Мне надо утрясти с учебным отделом расписание. А это далеко не так просто. 2 корпуса института находятся рядом друг с другом, можно за перерыв дойти, а третий далеко, до него быстрее, чем за 20 минут, не доберешься. Значит, чтобы преподаватель успел после занятия в одном корпусе провести занятие в другом, надо сделать ему "окно" в 1.5 часа, а это ему не понравится — что он целый час делать там будет ? Или сделать так, чтобы он вел сегодня только в одном корпусе, а завтра только в другом. И занятия поставить в любой аудитории нельзя — только в одной аудитории есть компьютер. В общем, сидим с начальником учебного отдела и делаем это расписание. Мне бы лишь занятия своих преподавателей расставить, а она должна обо всех занятиях на факультете думать. Так что разговор иногда слегка нервный. Но все же сделали то, что более или менее устраивает всех. А через полгода все по новой...

Приглашают на какие-то заседания. Помню только про какой-то психолого-педагогический совет, на котором мое присутствие обязательно. Мне ни до педагогики, ни до психологии и дела нет, но не присутствовать я не могу. Сижу, слушаю, а в голове крутится составление расписания. А если эти занятия поручить одному преподавателю, а эти другому, то , может, и состыкуется. Надо этот вариант запомнить, к следующему разговору с начальником учебного отдела.

А тут еще проректор задумал провести курсы по информатике для всех преподавателей пединститута. Вести их придется мне, правда, не одному, а с коллегой, которому я задачку со скобками выдал. Он уже немного освоился и может тоже вести эти занятия. Мне половина, и ему половина. Оплачивается это, правда, отдельно. Проводя эти занятия, перезнакомился с половиной преподавательского состава института, это потом порой облегчало решение всяких организационных вопросов, да и просто порой поговорить было интересно. Помню, одна преподавательница филфака рассказала про различные говоры в России. Про московское "аканье" и волжское "оканье" знают, наверное, все, а она назвала десяток-два других говоров и рассказала ,чем они отличаются. Грешен, решил ее проверить и задал вопрос — а как Вы мой говор оцениваете ? Ответила сразу : "типичный сибирский, но немного испорченный". Все верно — московские годы не могли не повлиять. Сейчас-то, уж, наверное, просто "типичный сибирский".

Вдобавок ко всему я должен еще помогать преподавателям института в их научной работе, где требуются какие-то расчеты. Они их раньше вручную проводили, а теперь, если им надо, будут приходить к нам и мы должны им программу составить и по ней посчитать. Большинству, правда, ничего не надо, а если надо — лучше бы, если бы было не надо. Помню, пришла ко мне одна преподавательница — надо линейную зависимость чего-то от чего-то построить. Данные у нее есть, на бумажке. Ввел их в файл, запрограммировал МНК, посчитал коэффициент корреляции и получился он равным 0.2. Первая мысль — я где-то в программе ошибся. Прогнал тест, в котором должно получиться 1.0 — получил 1.0. А там 0.2. Ничего не понимаю. Решил график сделать и точки на него нанести. Сделал — глаза на лоб полезли. Типичное звездное небо. Пришла она, показал ей результат и сказал, что при таком коэффициенте корреляции говорить о линейной зависимости вообще нельзя. График ей показал. А она мне в ответ — ничего, сойдет, главное, что коэффициенты линейного уравнения определены. Взяла и ушла.

А еще олимпиады для школьников. Тут хоть интересно, правда — ребята хорошие и умные. Участвуя в проведении этих олимпиад, познакомился с коллегами из университета, и это знакомство потом сыграло существенную роль в моей дальнейшей судьбе.

И т.д и т.п. В общем, возвращаюсь я порой домой и думаю — а чем же я сегодня занимался ? Минуты свободной не было, а что делал-то ? Куда-то ходил, с кем-то объяснялся, какие-то бумаги писал или подписывал, а толком что сделал-? В общем, суета сует и всяческая суета.

Вот этого-то я и не учел, когда легко дал свое согласие на роль и.о. завкафедрой. Что такое преподавание — я в общих чертах представлял, насмотрелся на своих преподавателей во времена студенчества. А работа зав. кафедрой, по понятным причинам, была мне не видна. Не ждал я такого.

К тому же кафедра общеинститутская. Заведующий обычной факультетской кафедрой должен контактировать со своим деканом, другими кафедрами факультета, а до других факультетов ему и дела особого нет, ну разве что кафедра
ведет занятия и на них. А тут приходится иметь дело со всеми факультетами.

И наконец, самое главное. Подготовка и ведение занятий. И отвечаю я не только за свои занятия, а за занятия всех преподавателей кафедры. Надо обсудить, что будем делать, что и как давать и в каком порядке. Учебников нет, пособий нет, ничего нет. Значит, надо срочно садиться и писать хотя бы методические рекомендации для студентов. Обсуждаем эти дела на кафедре, порой часами.

А что им в самом деле давать ? Сейчас составить программу их введения в информатику — не проблема. У каждого есть свой компьютер дома, да еще и планшет, да еще и телефон. Найдется, о чем рассказать и химикам, и филологам. А тут нет почти ничего. И студентам совершенно непонятно, зачем им это надо.

А с техникой как дело обстоит ? Очень просто.

Класс Ямах пришел. Посмотрел я на них — сказка! Цветной графический дисплей, 16 цветов. После моего алфавитно-цифрового черно-зеленого в ЦЗЛ — просто чудо какое-то. Дискеты 3.5 дюйма на 720 Кбайт (1.44 еще не появились), страшный дефицит, всего 10 штук дали . Принтер, маленький, но с поддержкой черно-белой, конечно, но все же графики, так что можно и картинки на него выводить. Световое перо. Неубиваемая клавиатура. А игры! Боже, какие игры! Все мои пещеры и лунники и в подметки не годятся. Графика, анимация, музыка даже. Хочешь — стреляй, хочешь — бегай за кем-то или сражайся в Кунг-Фу. Их штук 20 есть.

Компьютер 8-битный, процессор Z80 (расширение Intel 8080). Адресное пространство 64 Кбайт и может быть назначено 2 способами. Либо в младших 32 Кбайтах ПЗУ MSX-BASIC, и тогда в старших 32 Кбайтах программа на этом Basic. Это дефолтный режим, достаточно просто включить компьютер, и набирай программу на BASIC. Второй вариант — загрузить MSX-DOS (не путать с MS-DOS). Тогда ей и программе будет отведено почти все 64 Кбайта. Есть компиляторы (командной строки) с Fortran (никто его не использует нигде), C (пока тоже неясно, что за зверь такой и нужен ли он), того же Basic(именно так, компилятор с BASIC), компилятор и IDE Turbo Pascal (я о Pascal кое-что слышал и даже немного читал, но еще с ним не работал), еще какие-то. Текстовые редакторы, электронные таблицы, база данных DBASE II, что-то еще.

А вот программ для обучения почти нет. Есть несколько японских программ, арифметика для начальных классов. Есть кое-что, сделанное уже в СССР. Но в целом — прискорбно мало. Удивительного тут ничего нет, машины только что купили. Предполагается, что педвузы (и другие) на них ПО для школ разрабатывать и будут. Комплект этот так и называется — инструментальный, в нем 10 одинаковых машин. Есть еще и учебные комплекты, в них 1 машина (учителя) такая же, как наши инструментальные, а 15 попроще, с монохромным экраном и без дисковода. Один такой комплект в Омск попал, но не в пединститут, а в УПК.

Итак, 10 машин есть. Но приоритетное право на их применение для обучения отдано математикам и физикам, на этих факультетах кафедра наша занятий не ведет, там свои преподаватели. Для естественно-географического факультета (химики, биологи, географы) добиваюсь возможности вести занятия на этих же машинах. Стоят они в двух классах, по 4 машины, а студентов в подгруппе 10-15. Но все же хоть что-то. Сам и буду на ест-гео занятия вести, химики мне все же ближе, а заодно и остальные там.

А вот в других корпусах намного хуже. В каждом из них будет по одной аудитории, и в аудитории 1 (одна) машина ДВК-2М. Подробно ее описывать не буду. Аналог LSI-11, то есть опять архитектура PDP-11. Это хорошо — мне она знакома по моей СМ-4. Правда, другая ОС — РАФОС (она же RT-11), но это мелочи. Дисплей алфавитно-цифровой.

Вот и все. А надо вести занятия. Лекции читать и практику проводить. И то и другое — по 90 минут, и таких занятий 8 в семестр. Что им давать-то, чем занять ?

Начал лекции писать. Не для того, чтобы выйти потом перед аудиторией и читать с бумажки, а просто чтобы систематизировать, что им давать буду и в каком порядке. В дальнейшем, в университете, я лекции никогда не писал и говорил всегда без шпаргалки. Единственное — писал на перфокартах пункты лекции, чтобы что-то не пропустить, ну и всякие заголовки функций/методов — имена их я и так помню, а списки параметров помнить не обязан.

Первая лекция вроде удалась. Попробовал в ней "на пальцах" объяснить, что такое цифровизация информации из внешнего мира. Дело в том, что компьютеров еще почти нет, а дома просто нет, и у обычного среднего человека они
ассоциируются с чем-то таким, что умеет выполнять то ли десятки, то ли сотни тысяч операций в секунду. Дело, конечно, хорошее, вот только зачем филологам или студентам художественно-графического факультета эти тысячи операций в секунду ? Химикам еще можно что-то объяснить, географам — тоже, а этим как объяснить, что и им компьютеры могут пригодиться ?

Дальше было хуже. Компьютеров-то нет. Всего один на 10-15 человек. Что тут делать можно ?

Пошел по избитому пути — начал им рассказывать про основы алгоритмизации. Чтобы понятнее было, пытался изложить не на формально-алгоритмическом языке, а с "жизненными ситуациями". Вроде того, как найти ящик с синим шаром в веренице ящиков, и т.п. Вот такие задачки мы на практике и решали. Это шло хуже, они просто не понимали, зачем нужно это излагать с какими-то на их взгляд странными методами при том, что как это сделать без этих методов, они и так понимали. Объяснение, что так работают ЭВМ, помогало плохо — ну работают себе, а нам это зачем ? В общем, они, конечно, правы были — не нужно им все это было. Потом рассказывал им основы BASIC, и какие-то программки на единственной ЭВМ им демонстрировал. Понятно, что особого успеха тут добиться было нельзя.

Отчасти мои действия объясняет и один лозунг, который был выдвинут в то время "Программирование — вторая грамотность". Выдвинул его ак. Ершов А.П., тот самый, который (еще не академиком) руководил разработкой транслятора Альфа, который и выслал в свое время на меня армию эфиопов (см ч.1). Понять этот лозунг можно — а что еще, собственно говоря, в тех условиях можно было сделать на ЭВМ ? Ответ простой — программировать. Вот и решили, что учить программированию нужно всех. Долго потом этот подход еще держался, да и сейчас не сошел вообще на нет. Посмотрел я перед написанием этой части учебники информатики для школы — там все еще программирование есть, хотя, конечно, оно занимает лишь относительно небольшую часть курса. Мое мнение на этот счет однозначное — учить программированию нужно только тех, кто имеет способности к нему. Впрочем, это верно и для всех других дисциплин. А остальных — учить тому, что должен знать средний человек XXI века в областях, где он не специалист.

Ну а как обстоит дело с программированием у меня ? В общем, плохо обстоит. Должен я писать обучающие программы по какой-нибудь дисциплине (выбрал, конечно, химию), но идет дело плохо. Времени нет. Да и никто не требует от заведующего кафедрой, чтобы он сам эти программы писал, не поделки линейного или разветвленного типа, а на приличном уровне. Все же пару программ написал, одна из них потом в какой-то министерский сборник вошла, а другую химики раскритиковали, сказали, что в таком виде она для школы не годится. Не так все это просто — кроме умения программировать надо многое знать о преподавании в школе, а тут у меня опыт строго равен 0.

Писал на этом самом MSX-BASIC. Что такое BASIC — думаю, объяснять не надо. И это, конечно, не Visual Basic.NET, а тот самый BASIC с добавлением операторов графики и анимации. Писать на нем — удовольствие ниже среднего. К циклам, организуемым с помощью GOTO назад, я конечно, привык, в Фортране-4 это норма, так что отторжения они у меня не вызывают. Но ни модульности, ни толком реализованных условных операторов, циклов, подпрограмм — в общем, почти ничего из того минимума, который должен иметь любой приличный язык. Примитив. Я вообще удивляюсь, что его таким сделали. Понятно, какова была цель авторов языка — дать инструмент для программирующих непрограммистов. Но все же можно было его сделать более или менее разумно построенным! В Фортране-4, конечно, тоже дикое пренебрежение всеми принципами, но он-то начал свою жизнь в 1954, когда и принципы-то сформулированы еще не были. И кстати, к 1977 его более или менее к чему-то разумному привели — Фортран-77. BASIC же создали в 1964, после Алгола, можно же было имеющийся опыт учесть. А писать на других языках почти невозможно —
библиотек для графики нет, а писать программу в алфавитно-цифровом интерфейсе — это уж без меня, пожалуйста.

В общем, как-то процесс наладился. Занятия идут, моя деятельность в институте вроде нареканий особых не вызывает, все благополучно. Год прошел, полтора, я уже освоился в этой роли, можно и продолжать.

Вопрос лишь один — а что будет дальше ? Но об этом в следующей части.
With best regards
Pavel Dvorkin
Re: Путь химика в программирование - ч9
От: SergeyIT Россия  
Дата: 05.02.24 20:11
Оценка:
Здравствуйте, Pavel Dvorkin, Вы писали:

PD>В роли и.о. зав.кафедрой.


Да уж... начинать новое, которого еще не было, т.е. не на что было ориентироваться, да еще в роли начальника — это нечто.
И какую же нервную систему надо иметь, чтобы во все это окунуться...
Извините, я все еще учусь
Re[2]: Путь химика в программирование - ч9
От: Pavel Dvorkin Россия  
Дата: 06.02.24 05:19
Оценка:
Здравствуйте, SergeyIT, Вы писали:

SIT>Да уж... начинать новое, которого еще не было, т.е. не на что было ориентироваться, да еще в роли начальника — это нечто.

SIT>И какую же нервную систему надо иметь, чтобы во все это окунуться...

Мне было чуть больше 30. На нервную систему я не жаловался
With best regards
Pavel Dvorkin
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.