Путь химика в программирование - ч8
От: Pavel Dvorkin Россия  
Дата: 01.02.24 04:12
Оценка: 66 (8)
Переход в пединститут.

Предыдущие части

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016582.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1016773.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 09.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1019433.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 10.02.05

https://rsdn.org/forum/philosophy/1239359.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 24.06.05

https://rsdn.org/forum/education/8671596.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 20.01.24

https://rsdn.org/forum/education/8675759.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 26.01.24

https://rsdn.org/forum/education/8676523.1
Автор: Pavel Dvorkin
Дата: 28.01 12:33


Искать работу... Хорошо сказать, а как ? Всяких headhunter и прочих мест, где можно разместить резюме, еще не существует, как и Интернета в СССР. Объявления порой печатаются в омских газетах. Но там они больше в плане
вакансий слесарей и токарей, а не научных сотрудников или преподавателей вузов. Можно, конечно, опять пройтись по тем институтам, которые мне что-то обещали.

Но сложилось иначе.

В газетах объявления о конкурсе для научных сотрудников или преподавателей вузов все же встречаются. Но эти объявления ничего не значат. Это обычно просто переизбрание на должность человека, у которого закончился срок договора. Договор с научным сотрудников или преподавателем вуза заключается после избрания по конкурсу, обычно на 5 лет, иногда меньше. Конкурс — почти всегда формальность. Если работающий на должности человек устраивает организацию, то он и будет единственным кандидатом на эту должность. Если нет — можно его не избрать, ему придется уйти, никакой суд ему не поможет. Увольнение с формулировкой "не избран по конкурсу" — пятно на репутации, поэтому, если он понимает, что его не изберут, то , не дожидаясь этого, уйдет по собственному желанию.

Ну а этот, который сейчас переизбирается, как сюда попал ? Может быть, это бывший выпускник этого же вуза. Вузы вообще не любят со стороны людей брать. Зачем, когда свои выпускники есть и их хорошо знают, плохому не предложат. После окончания как молодой специалист он может быть принят без конкурса, ассистентом на 3 года. А потом пройдет конкурс, защитится и станет старшим преподавателем, потом доцентом и т.д.

Но не всегда так получается. Например, техническому вузу нужен преподаватель математики. Технический вуз их не готовит. Обычно в таких случаях кандидатуру подбирают неформально, через знакомых и знакомых знакомых. С предполагаемым кандидатом обо всем договариваются, и тогда он подает на конкурс, где и будет единственным кандидатом.

В те времена о конкурсе было положено печатать объявление в областной прессе. Сейчас не печатают.

В общем, шансы найти работу по объявлению о конкурсе близки к 0. Пару раз все же позвонил, спросил прямо : "вам нужен сотрудник или это переизбрание" ? Ответили тоже прямо — переизбрание, я попрощался и положил трубку.

И вот однажды, придя домой и развернув газету, я обнаружил там объявление от пединститута о конкурсе по кафедре информатики и вычислительной техники на должности заведующего кафедрой, доцентов, старших преподавателей и ассистентов.

Объявление меня удивило. Обычно объявляют конкурс на одну должность, редко на две, а тут на все сразу. Если это переизбрание, то избирались они раньше в разные годы, значит, и пятилетний срок у них закончится в разные годы. Один в этом году переизбирается, еще двое в следующем и т.д. А тут вдруг все сразу! Надо все же попробовать выяснить, ничего же я не теряю.

Позвонил в пединститут. В конце концов дали мне телефон проректора по учебной работе. Сказал ему пару слов о себе и предложил он приехать для личной встречи.

Приехал, встретился с ним и все стало ясно. Кафедры такой еще нет. В те времена приказ о создании новой кафедры должен был быть издан министерством. (Сейчас достаточно приказа ректора). Документы в министерство отправлены, приказа пока нет. В пединституте уже есть кафедра, которая ведет занятия по программированию у математиков и физиков, а новая кафедра будет общеинститутской и будет приобщать к информатике все остальные факультеты.

Показал я ему открытку из ВАКа и пообещал он мне должность старшего преподавателя. Отлично, это максимум из того, на что я могу сейчас рассчитывать. Зарплата та же, что и у доцента, зависит от стажа. 250-280-320 рублей. С моим стажем — 250, но через полгода будет 280. Это раза в 1.5 выше, чем в среднем по стране и моей зарплаты на заводе, у меня там как раз средняя примерно.

Ждите. Мы Вам позвоним, как только кафедра будет открыта.

Месяц проходит — не звонят. Через 1.5 месяца позвонил сам. Нет, кафедра все еще не открыта, ждите. Еще месяц проходит — не звонят. Я уж и надеяться перестал.

Продолжаю работать в ЦЗЛ. Точнее, бездельничать. От скуки ищу чем бы себя занять. Раздобыл какую-то игру, работает она в текстовом режиме (дисплей графики не имеет). Какая-то пещера, в которой у меня шутер и прибор, показывающий приближение врагов. Враги — то ли вурдалаки, то ли еще кто. Команды типа "повернуть налево", "повернуть направо", "пройти десять метров" и т.д. В предисловии к программе сказано, что она "написана на С и переведена на Фортран двумя ненормальными программистами". Что за такой язык С — не знаю. Никто в московские мои годы никогда о нем не упоминал. Маргинальный язык какой-то, наверное. Впрочем, нет мне до этого дела. Сражаюсь с вурдалаками и плутаю в пещере.

Вспомнил еще про одну игру, которую мне еще во время аспирантуры показали. Называется "Лунник". Посадочный модуль вышел на орбиту Луны и надо его аккуратно посадить, надо использовать горючее для торможения. Израсходуешь его раньше времени — превратишься в искусственный спутник Луны. Мало израсходуешь — врежешься в поверхность Луны. Нашел где-то эту программу, перевел ее с Бейсика на Фортран и сажаю этот Лунник. В начале получаю сообщение
о том, что Вы разбились о поверхность Луны, а после нескольких таких результатов — "не лучше ли Вам попробовать свои силы в сфере торговли". Потом получил "тяжелые разрушения, Вы никогда больше не увидите Землю". До идеальной посадки не добрался, максимум, чего достиг — "это похоже на прыжок козла, но примите поздравления — Вы внизу"

А еще узнаю, что есть еще одна операционная система для моей машины. Unix называется. В поставке ее нет. В ЦКБ, где я был, сказали, что у них есть и переписать можно. Но для этого нужно вынести с завода ленту, а это целая проблема. Ладно, думаю, пока обойдусь.

Вдруг в один прекрасный день, после обеда, звонят на этот завод из пединститута и просят сообщить мне, что через 3 часа я должен быть на заседании Ученого Совета, где будет рассматриваться моя кандидатура на должность старшего преподавателя.

А пропуск-то под замком. Иду и требую немедленно мне его выдать. Сидит там какая-то дура лет 50 и выдать его категорически отказывается. Формально она права.

Опять "Гараж" вспомнился.

— Ключи у вахтера, но он их не дает
— Ваш вахтер – идиот!
— Да, но он на посту.


Нужно разрешение начальника ЦЗЛ. Иду к нему — его нет и сегодня не будет.

Возвращаюсь обратно и требую выдать пропуск. Что именно говорил — не помню точно, но разговор был на весьма повышенных тонах. Кажется, что-то говорил про незаконное лишение свободы. Это подействовало. Пропуск мне выдется и обещаются потом крупные неприятности. Плевал я на них — считайте, меня тут уже и нет.

Приезжаю в пединститут, и тут выясняется, что избирать меня по конкурсу не будут. Проректор углядел, что с окончания аспирантуры мной не прошло 3 лет, а значит, я молодой специалист и могу быть принят по приказу, без конкурса. Конкурс будет, когда 3 года с момента окончания аспирантуры пройдут. Он прав, конечно. Пришел кот в мешке, опыта работы преподавателем не имеющий, кто его знает, что из этого получится. Не придется ко двору — можно его и не избрать. Но меня и этот вариант вполне устраивает.

Заодно выясняется еще одна интересная деталь. Оказывается, на должность заведующего этой кафедрой на Совете только что был избран сын директора того завода, где я работаю. Тут же меня с ним и познакомили. Сказал он мне,
что в программировании он не специалист и надеется на мою помощь. Охотно пообещал ее.

Дело происходит в самом конце декабря, а со 2 января (тогда не было новогодних праздников на неделю, 2 января — уже рабочий день) я должен выйти на работу. Напоминаю проректору, что по закону после подачи заявления об увольнении я обязан проработать 2 недели. В ответ : "мы Вам поможем".

На следующий день иду в ЦЗЛ и сообщаю о том, что я увольняюсь. Сказал и о том, кто будет заведовать кафедрой. Немая сцена. О неприятностях и речи, конечно, нет. Потом все же делается попытка меня удержать и задается вопрос — что надо сделать, чтобы Вы остались в ЦЗЛ. Да хоть "весь Мировой свет в придачу" мне пообещайте — все равно не останусь.

Никаких 2 недель мне отрабатывать не пришлось. Не знаю, как там именно было сделано, может, мой будущий завкафедрой подписал это заявление у отца на вечернем чаепитии или как-то иначе, но с 30 декабря я уволен и с 1 января принят в пединститут.

А опыт работы преподавателем — только тот, что я в ч5 описал. Но там моя роль была пассивная — сиди, смотри, слушай, можешь ничего и не говорить. А тут предстоит через месяц лекции читать, это по 90 минут что-то говорить.

Нашел у отца учебник педагогики (отец — учитель химии на пенсии) и решил его проштудировать. Первые несколько страниц прочитал. Потом стал листать. Потом стал перебрасывать кусками страниц. Наконец, заглянул в оглавление,
наше там пару разделов с вроде бы интересным названием, посмотрел их, убедился, что там то же самое и захлопнул его навсегда.

Редко я встречал столь пустопорожние тексты. Сплошное словоблудие, Общие слова, ничего конкретного. Вода. Причем вода дистиллированная, на сухой остаток рассчитывать нечего. Мне-то хотелось узнать, как аудиторию держать во внимании, когда серьезно говорить, когда и пошутить, как от одной темы плавно к другой перейти и т.д. Ничего подобного там не было. Одни пустые слова.

Понял я, что впереди меня ждет второй акт Марлезонского балета. Первый был, когда я первые шаги в программировании делал (ч1-3), а теперь будет второй, с похожими успехами, только студенты вместо эфиопов. Э, ладно, первый прошел, пройду и второй.

Осваиваюсь в пединституте. На кафедре должно быть 5 человек. С двоими меня тут же и познакомили. Одна из них — программистка, другой — физик, программирования пока что не знающий, но обещающий за месяц до начала занятий в нужном объеме освоить. Третий — я. Четвертый — зав. кафедрой. Пятого пока нет, ищут.

Коллега — физик оказался и впрямь дотошным. Программирование на BASIC он действительно за месяц в первом приближении освоил (с некоторой моей помощью), а освоив кое-что, начал с важным видом поучать. Меня в том числе. Я ему ответил что-то в духе "Вы сами только что изучать это дело начали". В ответ он мне выдал что-то типа "учитель, научи ученика, чтобы было у кого учиться". Мне это в конце концов надоело, и я предложил ему написать на этом BASIC программу проверки правильности расстановки скобок в арифметическом выражении при том, что все скобки круглые. Два дня он над ней работал и наконец с гордостью мне показал. Разбираться в тех 50 строках, что он написал, мне не хотелось, но тест, для которого она дает неверный результат, соорудил быстро. После этого набросал тут же классическое решение с указателем стека в десятке строк. Он на меня сильно обиделся, но поучать перестал.

Проректор прекрасно понимает, что я в преподавании информатики пока что нуль, и предлагает мне поехать в Ленинку, посмотреть там, что умные люди пишут. Ну а Ленинка для меня — дом родной, не одну сотню часов там просидел, читая всякое и по теме диссертации, и прочее тоже.

Все делается в каком-то волшебном темпе. Написал он записку в отдел кадров, через полчаса звонят из бухгалтерии — зайдите, получите деньги и зайдите к проректору. Захожу, он мне дает телефон, надо туда позвонить и мне сделают билет туда и обратно (в те времена — некоторая проблема, да и очередь обычно на час-два). Нравится.

Командировка через неделю, пока что осваиваюсь в новой обстановке. Оказывается, я кое-что важное в программировании не знаю. Программы бывают линейные, разветвленные и циклические. Про эти три клаcсические конструкции я, конечно, знаю, но что программа целиком может быть линейной, разветвленной или циклической — это для меня новость. Впрочем, это непреложная истина, плакат для студентов висит, объясняющий эти три вида. Линейные — это когда программа задает вопросы и принимает ответы, сравнивая с эталонными, и больше ничего. Разветвленная может выбирать один вариант из нескольких в зависимости от предыдущего ответа или еще чего-то. Ну а циклическая
может повторять одни и те же вопросы, меняя что-то в них. Да уж... Век живи — век учись.

За два дня до командировки приходит письмо из министерства о том, что в Протвино будет конференция по применению ВТ в учебном процессе вообще и по Ямахам в частности. Начало ее через 2 дня после моего возвращения из командировки в Ленинку. Иду к проректору, объясняю ситуацию, говорю — может командировку в Ленинку отменить ? Он посмотрел, посчитал дни и ответил — ладно, вернетесь и в новую командировку поедете.

Пора и об общей обстановке сказать.

За год до описываемых событий ЦК КПСС и Совмин приняли постановление о компьютеризации средней школы. Срочно написан пробный учебник для 10 класса (кстати, мой проректор — один из его авторов), т.н. безмашинный вариант. Безмашинный потому, что машины для школ в СССР не выпускаются. Точнее, выпускаются малой партией (Агат, копия Apple II), но массово их запустить нельзя, не годятся. А постановления достаточно, чтобы запустить создание пробного учебника, но компьютеры за месяц никакое постановление сделать не может. Поэтому принимается решение купить несколько десятков комплектов учебных компьютеров, и выбор падает на Ямаху, которая вообще-то нечто иное делает, но вот и учебные компьютеры научилась делать. Комплекты раздадут по пединститутам, и будем мы на этих Ямахах программное обеспечение писать и методики обучения отрабатывать. Один такой комплект назначен Омскому пединституту. 10 машин. Но они еще не пришли. О характеристиках Ямахи в следующей части, и так уж довольно длинно получается.

Еду в Ленинку, сижу там неделю. Выписал ряд книг на английском, почитал, как там обучение компьютеризируют. Ясно, в общем.

Возвращаюсь в Омск. Прихожу на кафедру, спрашиваю — ну как, пятого сотрудника кафедры нашли ? Мне в ответ — нашли, скоро она появится, а вот первый где ? Оказывается, он с момента своего избрания и до сих пор ни разу не появился. Ямахи тоже еще не пришли.

Ладно, еду на конференцию. Там все интенсивно обсуждают эти Ямахи и составляют планы. Я участвовать в обсуждении не могу — я эти Ямахи тут в первый раз и увидел. Впрочем, планы какие-то строим. Ямахи, не Ямахи, план действий от этого слабо зависит. Кстати, представитель от министерства сообщает, что двум министерствам СССР (кажется, радиопромышленности и электронной промышленности, за названия не поручусь) дано задание разработать отечественные школьные компьютеры, но что они из себя будут представлять — пока никто сказать не может. И честно признается, почему двум — чтобы хоть одно сделало. Забегая вперед, скажу — сделали оба, так что в школах спустя несколько лет появились компьютеры двух видов, а у нас прибавилось головной боли — пришлось изучать и те, и эти.

Возвращаюсь с конференции, прихожу на кафедру. Знакомят меня с новым преподавателем, а завкафедрой, оказывается, так и не появился. Ну да ладно, не мои это проблемы.

Наконец однажды вечером он появляется. И не один, а вместе со своим отцом, директором завода, где я уже не работаю. Разделись на кафедре, прошли в кабинет проректора, побыли там с полчаса, вернулись, оделись и ушли, никому не сказав ни слова.

Через 15 минут после этого вызывает меня проректор, говорит, что заведующий от работы в пединституте отказался и что он предлагает мне исполнять обязанности заведующего. И ждет немедленный ответ. Я, недолго думая, согласился.

Поехал домой и думаю по дороге — ничего себе начало карьеры!
With best regards
Pavel Dvorkin
Отредактировано 01.02.2024 5:58 Pavel Dvorkin . Предыдущая версия .
Re: Путь химика в программирование - ч8
От: SergeyIT Россия  
Дата: 01.02.24 09:55
Оценка: +1
Здравствуйте, Pavel Dvorkin, Вы писали:

PD>Искать работу...


Ммм...да.
Мне повезло больше. Работу искать не приходилось... в струю попал (в Питере проще).
Работа сама предлагалась. Было даже в СпбГУ приглашали Фортран преподавать (позже — в Штаты, во Францию).
Но меня это не интересовало, как и начальником становиться (отбрыкивался).
Извините, я все еще учусь
Re: Путь химика в программирование - ч8
От: SkyDance Земля  
Дата: 13.02.24 17:46
Оценка:
PD>Вспомнил еще про одну игру, которую мне еще во время аспирантуры показали. Называется "Лунник". Посадочный модуль вышел на орбиту Луны и надо его аккуратно посадить, надо использовать горючее для торможения. Израсходуешь его раньше времени — превратишься в искусственный спутник Луны. Мало израсходуешь — врежешься в поверхность Луны. Нашел где-то эту программу, перевел ее с Бейсика на Фортран и сажаю этот Лунник.

"Посадка на Луну".

Это было первой (реальной, длинной) программой, которую я вводил в калькулятор МК-61. Году, пожалуй, в 89 или около того. Я до сих пор помню, как здорово развивалась усидчивость при вводе программы. Нагуглил сейчас на пикабу, но там какой-то усеченный вариант, всего 69 инструкций, а не 104, как было в оригинале (кажется, из журнала Моделист-Конструктор).

Про "вурдалаков" игру не помню, наверное, мне не попадалась. Но зато хорошо помню в начале 90х книжечки про компьютерные игры, где были карты всех подземелий Eye of Beholder. Так что не нужно было самому использовать "тетрадку в клеточку"
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.