Детям про IT
От: MaximVK Россия  
Дата: 24.01.22 15:26
Оценка:
Привет,

Меня пригласили в школу рассказать детям про IT. Возраст примерно 13-16 лет. Формат — круглый стол, т.е. дети будут садиться, я им что-то рассказывать и отвечать на вопросы.

Соответственно, у меня вот такие вопросы:
1) Что такого интересного можно было бы рассказать с вашей точки зрения?
2) Какие материалы можно было бы подготовить?
3) Есть ли идеи какого-то интерактива?

Буду очень признателен за любые идеи и комментарии. В школу идти в среду, так что времени как всегда в обрез
Re: Детям про IT
От: blacktea  
Дата: 24.01.22 15:44
Оценка: +1
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

MVK>1) Что такого интересного можно было бы рассказать с вашей точки зрения?


Я рассказывал об опыте своей работы, какими проектами занимался, что именно там делал итд. Рассказывал о том, как дошел до жизни такой: физмат/олимпиадки -> технический ВУЗ -> работа.

MVK>2) Какие материалы можно было бы подготовить?


Я подготовил слайды, взял кучу прикольных видео выпущенных работодателями в Ютуб

MVK>3) Есть ли идеи какого-то интерактива?


Вряд ли за ограниченное время можно успеть что-то интересное организовать. У меня ответы на вопросы затянулись на целый час.
Re: Детям про IT
От: velkin Удмуртия http://blogs.rsdn.org/effective/
Дата: 24.01.22 16:09
Оценка: +1 -1 :))) :))) :))) :)))
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

MVK>1) Что такого интересного можно было бы рассказать с вашей точки зрения?


Расскажи им, что большинство не смогут стать программистами и добиться каких-либо успехов. Так же эту профессию сопровождает раннее выгорание. Немного постарев они уже просто не смогут сидеть столько времени за компьютером как в молодости.

А те кто говорят иначе это школы, которые зарабатывают на заблуждениях. В итоге они только потеряют молодость на ужасной работе выворачивающей их мозги, вызывающей головную боль, переутомление, а так же болезни связанные с сидячим образом жизни.

Ещё расскажи детям про самолёты. Что когда-то с войны возвращались повреждённые самолёты, и на них обнаруживались различные повреждения. Потом повернись и дай им себя рассмотреть со всех сторон, сказав:

- "Посмотрите, на мне нет повреждений, после которых программисты не возвращаются. Я выжил, но это не значит, что вы сможете выжить. Потому осматривать на повреждения нужно прежде всего не вернувшийся самолёт, тому которому пробили бензобак или двигатель."

Ещё нужно рассказать, что для того, чтобы сделать хоть что-то работающее нужно затратить на обучение чудовищное количество времени. И в это время не будет никакой зарплаты, а если и будет, то её переплюнет куча специальностей, которые почти что не требуют обучения.

Обязательно дай почитать вакансии работодателей, об их требованиях. Расскажи о том кто такие хрюши. Ну и в целом, если они готовы потратить на программирование столько сил и времени, чтобы стать специалистом, то и в другой профессии их практически наверняка ждёт успех, а вот обратное не верно.
Re[2]: Детям про IT
От: MaximVK Россия  
Дата: 24.01.22 23:51
Оценка: +1 :))
Здравствуйте, velkin, Вы писали:

Как-то у тебя все грустно. Может лучше ты поделишься, как ты дошел до жизни такой? Будет ценный кейс "как не надо".
Re[3]: Детям про IT
От: velkin Удмуртия http://blogs.rsdn.org/effective/
Дата: 25.01.22 00:53
Оценка: +1 :)
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

MVK>Как-то у тебя все грустно. Может лучше ты поделишься, как ты дошел до жизни такой? Будет ценный кейс "как не надо".


На мой взгляд нужно сразу идти работать программистом. Если не получается срочно бросать пока программирование не стало частью тебя. Ещё лучше вообще не начинать. Причём все эти советы полностью противоречат тому, что чтобы стать профессиональным программистом человек должен долго и упорно учиться и трудиться.

Почему к примеру сейчас так много школ программирования. А потому, что учитель не отвечает за результат — Как я хотел торговать колбасой, а открыл школу программирования. Для многих выгоднее обучать программированию, чем программировать, так как само программирование это гораздо более сложная область, чем её основы.

Что отличает хорошего программиста от плохого? В первую очередь это умение начинать и самостоятельно доделывать проекты. Поскольку учителю не нужно доделывать проекты, то он может балаболить всё, что угодно.

В наше время стало модно впаривать программирование лохам. Почему тех же программистов так мало. Да всё очень просто, потому что это тяжёлый интеллектуальный труд. Потому что высокий процент отказов от программирования.

Уже недостаточно просто выдумывать программы из головы, теперь нужно согласовывать свои выдумки с десятком тысяч функций фреймворков, подниматься на десятки уровней абстракций.

Хотя в моих словах нет ни доли шуток, но в контексте форума программистов это действительно юмор, потому что не будешь же резать детям правду матку, тебя ведь в школу не за этим пригласили.

Лучше почитай как престарелые программисты уезжают жить на юга. Вот же рабочий кейс для детей, сразу уезжайте на юга, незачем тратить десятки лет на программирование. Ну или скажи им чтобы не программировали, а обучали других программированию.

Если же попробовать говорить о самом программировании, то там и года не хватит, чтобы наговориться, не то что короткой встречи. Или что, расскажи им о программной инженерии, если уж тебе так нужен совет, тот же SWEBOK.

Или другой совет, набери в веб-поисковике, что по такому случаю рассказывают детям и подросткам о программировании. Я сейчас посмотрел, а там зачем-то пытаются повысить интерес к профессии программиста, когда по хорошему его нужно понижать.

Представь я ребёнок или подросток и задаю тебе вопрос:

- Дяденька Максим, а зачем учить программирование?

Re: Детям про IT
От: Pavel Dvorkin Россия  
Дата: 25.01.22 05:55
Оценка: 7 (2)
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

Честно говоря, в голову что-то ничего определенного не приходит.
13-16 лет — все они компьютеры видели и с ними работали. И с телефонами и планшетами тоже, конечно.
Что за контингент ? Обычная школа или "с уклоном". Если второе — можно им рассказать про профессию программиста.

Я бы следующий сценарий сделал. Иметь что-то, о чем можно говорить, но это держать про запас. А придя , сказать — я готов ответить на ваши вопросы по ИТ. Если, конечно, уверен, что сможешь ответить.
Про запас — имеется в виду, что если вопросов не будет, рассказать подготовленное.
With best regards
Pavel Dvorkin
Re: Детям про IT
От: Miroff Россия  
Дата: 25.01.22 06:26
Оценка: 6 (1)
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

MVK>Привет,


MVK>Меня пригласили в школу рассказать детям про IT. Возраст примерно 13-16 лет. Формат — круглый стол, т.е. дети будут садиться, я им что-то рассказывать и отвечать на вопросы.


MVK>Соответственно, у меня вот такие вопросы:

MVK>1) Что такого интересного можно было бы рассказать с вашей точки зрения?

Например, что computer science не ограничивается кодированием и кремниевыми компьютерами вообще. Показал ролик как построили Машину Тьюринга из студентов на стадионе и что-то на ней посчитали. Возьми jupyter, загрузи какой-нибудь датасет и что-нибудь посчитай. Какую-нибудь гипотезу выдвинуть и тут же проверить статистически. Не особо важно какую, главное сама идея что не обязательно становиться промышленным программистом, но вот программировать придется учиться даже социологам.
Re: Детям про IT
От: Privalov  
Дата: 25.01.22 06:44
Оценка: 7 (2) +3
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:


MVK>Буду очень признателен за любые идеи и комментарии. В школу идти в среду, так что времени как всегда в обрез


Я бы упомянул вот какой момент. Некоторые школьники думают, что работать в ИТ очень легко. Сили себе, нажимай кнопки. А формируют такое мнение всякие фильмы и сериалы, где есть кул-хацкеры и вообще итшники. Я по крейней мере парочку таких дарований встречал. Сдается мне, стоит как-то отметить, что киношные "итшники" не имеют ни малейшего отношения к реальности.
Re[2]: Детям про IT
От: klopodav  
Дата: 25.01.22 07:57
Оценка: 97 (4) +1
V>Расскажи им, что большинство не смогут стать программистами и добиться каких-либо успехов. Так же эту профессию сопровождает раннее выгорание. Немного постарев они уже просто не смогут сидеть столько времени за компьютером как в молодости.

V>А те кто говорят иначе это школы, которые зарабатывают на заблуждениях. В итоге они только потеряют молодость на ужасной работе выворачивающей их мозги, вызывающей головную боль, переутомление, а так же болезни связанные с сидячим образом жизни.


V>Ещё расскажи детям про самолёты. Что когда-то с войны возвращались повреждённые самолёты, и на них обнаруживались различные повреждения. Потом повернись и дай им себя рассмотреть со всех сторон, сказав:

V>

V>- "Посмотрите, на мне нет повреждений, после которых программисты не возвращаются. Я выжил, но это не значит, что вы сможете выжить. Потому осматривать на повреждения нужно прежде всего не вернувшийся самолёт, тому которому пробили бензобак или двигатель."

V>Ещё нужно рассказать, что для того, чтобы сделать хоть что-то работающее нужно затратить на обучение чудовищное количество времени. И в это время не будет никакой зарплаты, а если и будет, то её переплюнет куча специальностей, которые почти что не требуют обучения.

V>Обязательно дай почитать вакансии работодателей, об их требованиях. Расскажи о том кто такие хрюши. Ну и в целом, если они готовы потратить на программирование столько сил и времени, чтобы стать специалистом, то и в другой профессии их практически наверняка ждёт успех, а вот обратное не верно.


Прикольно получилось — примерно как в знаменитом стихотворении Гумилева, только в прозе и применительно к ИТ
(кстати, если у них в курсе литературы это упоминалось, то можно сослаться)

  Гумилев, Волшебная скрипка
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Сколько боли лучезарной, сколько полуночной муки
Скрыто в музыке весёлой, как полуденный ручей!

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Re[3]: Детям про IT
От: MaximVK Россия  
Дата: 25.01.22 08:06
Оценка:
Здравствуйте, klopodav, Вы писали:

K>Гумилев, Волшебная скрипка

Ох, одно из моих любимых стихотворений студенческих лет
Спасибо прям!
Re: Детям про IT
От: Михаил Романов Удмуртия https://mihailromanov.wordpress.com/
Дата: 25.01.22 08:52
Оценка: 32 (4) +1
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

Я так понимаю, что это круглый стол из серии "профориентации" (т.е. идя в первую очередь в том, чтобы у ребят сложилось некое представление — чем именно и как занимаются люди в ИТ).
Поэтому я бы, наверное, сделал упор на большое разнообразие того, чем сейчас можно заниматься в ИТ.
Например, навскидку:
— что есть не только "программисты" и "админы", а есть и аналитика, и тестирование, и дизайн, ... А также постоянно возникают всякие новые направления, те же data scientist...
— что есть огромное разнообразие направлений: то, что на слуху и на переднем крае (AI, автопилоты, робототехника, ...), то что может не так "престижно", но имеет устойчивый спрос (в первую голову бизнес-задачи), ...


Плюс, как уже говорили коллеги, попробовал развеять некоторые мифы (или "мифы"). Например, что "геймдев это для тех, кто любит игры", или "если плохой математик, то в программировании делать нечего", или "девушек-программистов не существует", ...

По поводу того, в какой форме... Ну вообще какие-то части визуализировать было бы, не плохо (просто хотя бы потому что не всем и не всё на слух удобно воспринимать), но тут смотрите как у вас со временем.

Из моего опыта общения со студентами (со школьниками работать не довелось, но не думаю, что разница прямо радикальная) — не ждите, что ребята будут готовы к беседе, т.е. что смогут сами задавать вопросы или что начнут это делать сами и легко. Лучше всего их немного "расшевелить" — позадавать вопросы что-то типа "скажите, а какие вы знаете ... " (например, "какие вы знаете профессии — тех, кто работает в ИТ") или "как вы думаете, чем занимается ..." и периодически по ходу разговора обращаться к ребятам снова и снова, т.е. ни в коем случае не увлекаться чисто своим рассказом.
Кстати, вопросы с подвохом или слегка провокационные иногда куда интереснее — ну, например "скажите, если человек совершенно не математик — есть ли ему вообще смысл становиться разработчиком" — что-то в этом роде.

Можно попробовать разбить беседу на несколько крупных блоков — о чем именно вы хотите рассказать (просто для примера — не обязательно делать именно так, может у вас в целом будет совсем другой концепт — "кто работает в ИТ", "чем занимается ИТ", "как попасть в ИТ", "что есть в ИТ в России"):
— для каждого из них заготовить пару вопросов-мячиков (те, которые вы зададите в начале блока — так чтобы ребята сами что-то вспомнили, заинтересовались, размялись).
— потом ваш небольшой обобщающий рассказ (т.к. он заранее подготовлен — здесь уже можно и слайды, и ролики). Здорово, если будут какие-то жизненные примеры-байки (не в стиле "обычно бывает так ... ", или "принято считать, что ...", а "на одном моем проекте ..." или "коллеги рассказывали, что ...").

Ну и да, не забывайте про тайминг. Думаю, в школе никто не будет сильно возражать, если у ребят проявится интерес и они будут заваливать вас вопросами, но если затяните, все банально выдохнуться (и вы, и ребята).
Re[2]: Детям про IT
От: blacktea  
Дата: 25.01.22 09:58
Оценка: +1
Здравствуйте, velkin, Вы писали:

V>Расскажи им, что большинство не смогут стать программистами и добиться каких-либо успехов. Так же эту профессию сопровождает раннее выгорание. Немного постарев они уже просто не смогут сидеть столько времени за компьютером как в молодости.


V>Обязательно дай почитать вакансии работодателей, об их требованиях. Расскажи о том кто такие хрюши. Ну и в целом, если они готовы потратить на программирование столько сил и времени, чтобы стать специалистом, то и в другой профессии их практически наверняка ждёт успех, а вот обратное не верно.


Re[4]: Детям про IT
От: AWSVladimir  
Дата: 25.01.22 10:50
Оценка:
Здравствуйте, velkin, Вы писали:

V>На мой взгляд нужно сразу идти работать программистом. Если не получается срочно бросать пока программирование не стало частью тебя. Ещё лучше вообще не начинать. Причём все эти советы полностью противоречат тому, что чтобы стать профессиональным программистом человек должен долго и упорно учиться и трудиться.


Согласен полностью, когда ребенок подрос и он спросил какой ему выбрать язык программирования, я сказал, какое нафиг программирование?
Иди в сисадмины, железячники, DBA.
Ты хочешь так же как я херачить 24*7 ?
У самого было 2 выгорания, это звездец...
Своему ребенку такого не пожелаешь.
Но встать рядом (как на фоточках "колбасного учителя") с основателями гугла, оракла, мс и тд.
Это 100% миф, так как программирование в бизнесе IT, занимает менее 30% усилий и навыков которые нужны, что бы не даже не быть основателем компании, а просто выдать на гора коммерческий продукт.
Отредактировано 25.01.2022 10:58 AWSVladimir . Предыдущая версия . Еще …
Отредактировано 25.01.2022 10:56 AWSVladimir . Предыдущая версия .
Re[5]: Детям про IT
От: MaximVK Россия  
Дата: 26.01.22 17:45
Оценка: 9 (1)
Здравствуйте, AWSVladimir, Вы писали:

AWS>Согласен полностью, когда ребенок подрос и он спросил какой ему выбрать язык программирования, я сказал, какое нафиг программирование?

AWS>Иди в сисадмины, железячники, DBA.
AWS>Ты хочешь так же как я херачить 24*7 ?
Я вообще про индустрию в целом, а не только про программирование. В IT много ролей.
Но вот не понимаю, зачем херачить 24*7. У меня куча друзей, коллег и знакомых программистов, которые работают свои 5*8, параллельно участвуют в других проектах и находят время на учебу и на хобби.

AWS>У самого было 2 выгорания, это звездец...

А ты думаешь в других профессиях такого не бывает?
Тут вопрос не в индустрии, а в навыке: а) не допускать таких ситуаций, б) уметь из них выходить.
У меня тоже такое случалось и теперь я более-менее понимаю, что надо делать.
ИМХО, большая ценность IT индустрии в том, что можно работать на стыке с разными областями. И это отличный ключ к разнообразию опыта.

AWS>Это 100% миф, так как программирование в бизнесе IT, занимает менее 30% усилий и навыков которые нужны, что бы не даже не быть основателем компании, а просто выдать на гора коммерческий продукт.

Это также будет верно про практически любую другую область.
Re[3]: Детям про IT
От: AlexMld Россия  
Дата: 26.01.22 20:03
Оценка:
Здравствуйте, blacktea, Вы писали:

B>Image: 1631966252115361482.webp


Боюсь, что современный профессиональный токарь/фрезеровщик должен уметь составлять управляющие программы для станков.
Re[2]: Детям про IT
От: Sheridan Россия  
Дата: 27.01.22 05:25
Оценка: 3 (1) +1
Здравствуйте, velkin, Вы писали:

V>Расскажи им, что большинство не смогут стать программистами и добиться каких-либо успехов. Так же эту профессию сопровождает раннее выгорание. Немного постарев они уже просто не смогут сидеть столько времени за компьютером как в молодости.

Ерунда какаято. Я вот уже лет двадцать почти каждый день часами за компом и не надоедает. Более того, до сих пор интересно.
Matrix has you...
Re: Детям про IT
От: goto Россия  
Дата: 30.01.22 12:54
Оценка: 6 (1) +1
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

MVK>Привет,


MVK>Меня пригласили в школу рассказать детям про IT. Возраст примерно 13-16 лет. Формат — круглый стол, т.е. дети будут садиться, я им что-то рассказывать и отвечать на вопросы.


MVK>Соответственно, у меня вот такие вопросы:

MVK>1) Что такого интересного можно было бы рассказать с вашей точки зрения?
MVK>2) Какие материалы можно было бы подготовить?
MVK>3) Есть ли идеи какого-то интерактива?

MVK>Буду очень признателен за любые идеи и комментарии. В школу идти в среду, так что времени как всегда в обрез


Я бы без фанатизма и кратко пробежался по истории ИТ, от абака или арифмометра "Феникс" ("Феликс"?) до смартфонов. Это позволит детям понять, что то, что они видят, — не данность, все находится в движении, раньше было не так, и когда они повзрослеют, будет уже не так. Можно упомянуть о том, какие сейчас видятся яркие перспективы, и о том, что неизвестно, что будет на самом деле.

Есть ораторы, которые могут зажечь аудиторию любой темой, но проще говорить о том, что детям интересно и так. Что влечет людей в ИТ? Это может быть прагматика: деньги, престиж, карьера. Это может быть, скажем так, романтика. И о то, и это можно затронуть.

С прагматикой понятно, но что такое романтика в современных ИТ? Для меня, например, она в том, что создаю что-то живое, вкладываю туда часть своей личности, свои представления о технически правильном и гармоничном, о людях, которые будут пользоваться тем, что я сделал. Это касается и UI, и внутреннего устройства. Ты садишься перед чистым листом, а через некоторое время вырастает продукт, предназначенный для других. Подобное или что-то другое, не как у меня, можно обдумать и раскрыть детям.

Еще, мне кажется, с романтической стороны большинство детей объединяет геймдев (там и платят мало, что подтверждает романтичность). Можно взять именно комп. игры как основу для рассказа о технологиях, в том числе программирования. Может быть, на примере игр показать истории взлетов и падений маленьких стартапов и больших фирм. Рассказать на примере игр, как устроена фирма, люди каких профессий работают в связке. Может, кто-то захочет стать продюсером, дизайнером или хрюшей.

За круглым столом детей айтишниками не сделаешь, программировать не научишь, но создать заинтересованность, немного поучить жизни можно.
Re[2]: Детям про IT
От: goto Россия  
Дата: 30.01.22 12:57
Оценка:
Здравствуйте, goto, Вы писали:

MVK>>Буду очень признателен за любые идеи и комментарии. В школу идти в среду, так что времени как всегда в обрез


Блин, я лопухнулся с датой, та среда уже в прошлом.
Re[3]: Детям про IT
От: MaximVK Россия  
Дата: 30.01.22 20:13
Оценка:
Здравствуйте, goto, Вы писали:

G>Блин, я лопухнулся с датой, та среда уже в прошлом.


Спасибо в любом случае. Мне еще не один раз рассказывать.
Re[4]: Детям про IT
От: Sinclair Россия https://github.com/evilguest/
Дата: 31.01.22 03:58
Оценка: 1 (1) +1
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:
MVK>Спасибо в любом случае. Мне еще не один раз рассказывать.
Расскажи, как прошло?
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.