Онлайн образование и пост-советские вузы
От: _Oswald_ Украина  
Дата: 14.10.13 09:04
Оценка:
Среди всего многообразия нынешних вариантов он-лайн курсов от разлиных универов со всего мира что-то не видно пост-советских вузов.
Может я что-то пропустил или это тенденция такая? Мне кажется, что они заинтересованы в этом, нет?
O(.,.)O
Re: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: elgoog  
Дата: 14.10.13 09:22
Оценка: +1
Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:

_O_>Среди всего многообразия нынешних вариантов он-лайн курсов от разлиных универов со всего мира что-то не видно пост-советских вузов.

_O_>Может я что-то пропустил или это тенденция такая? Мне кажется, что они заинтересованы в этом, нет?
Просто не доросли. О чем можно говорить, если у большинства "пост-советских вузов" сайты существуют для галочки и не содержат даже методических материалов? В то время, как некоторые западные учебные заведения выкладывают видео лекций в свободный доступ, пост-совковые гадюшники даже списки экзаменационных билетов выложить не могут.
Re: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Курилка Россия http://kirya.narod.ru/
Дата: 14.10.13 09:33
Оценка:
Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:

_O_>Среди всего многообразия нынешних вариантов он-лайн курсов от разлиных универов со всего мира что-то не видно пост-советских вузов.

_O_>Может я что-то пропустил или это тенденция такая? Мне кажется, что они заинтересованы в этом, нет?

Были слухи, что СПбГУ готовит какой-то курс, но официальных ссылок под рукой нет, к сожалению.
Re[2]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Курилка Россия http://kirya.narod.ru/
Дата: 14.10.13 09:36
Оценка:
Здравствуйте, Курилка, Вы писали:

К>Были слухи, что СПбГУ готовит какой-то курс, но официальных ссылок под рукой нет, к сожалению.


Хотя не совсем так — есть вот такая грустная статья
Re[3]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Vzhyk  
Дата: 14.10.13 10:25
Оценка:
14.10.2013 12:36, Курилка пишет:

> Хотя не совсем так — есть вот такая грустная статья

> <http://lenta.ru/articles/2013/08/06/edu/&gt;
Врут, как обычно. Это же лентавру.
Вероятнее всего в РФ не надо никому такое вот онлайн-образование.
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[2]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Sinix  
Дата: 14.10.13 10:37
Оценка:
Здравствуйте, elgoog, Вы писали:

E>Просто не доросли. О чем можно говорить, если у большинства "пост-советских вузов" сайты существуют для галочки и не содержат даже методических материалов? В то время, как некоторые западные учебные заведения выкладывают видео лекций в свободный доступ, пост-совковые гадюшники даже списки экзаменационных билетов выложить не могут.


Что в принципе правильно. Билеты должны выкладываться за месяц-полтора до сессии, иначе вместо изучения предмета получается банальное зазубривание шпаргалок. Остальное зависит от кафедры и от преподавателя. Даже в 2002-м всё выкладывалось, что на сайт вуза, что на сетевые папки в локальной сети.

Лекции есть, их искать надо уметь. С ходу вспомнились univertv.ru и lektorium.tv (я уж молчу про интуит). Из недавнего — к юбилею МИФИ записывались короткие демки по физике.
Re[4]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: bastrakov Россия http://bastrakof.livejournal.com/
Дата: 14.10.13 10:43
Оценка:
Здравствуйте, Vzhyk, Вы писали:

V>Вероятнее всего в РФ не надо никому такое вот онлайн-образование.


точнее, множества тех, кто может дать, кто хочет взять, и кто будет платить — не пересекаются.
поэтому наши уже ушли "к ихним" за этим делом. во
Re[5]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Vzhyk  
Дата: 14.10.13 10:56
Оценка:
14.10.2013 13:43, bastrakov пишет:

> поэтому наши уже ушли "к ихним" за этим делом. во

И категорически против получать это дело по-русски?
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Михаил Романов Удмуртия https://mihailromanov.wordpress.com/
Дата: 14.10.13 11:18
Оценка: 17 (2) +1
Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:

_O_>Среди всего многообразия нынешних вариантов он-лайн курсов от разлиных универов со всего мира что-то не видно пост-советских вузов.

Вы имеете в виду публично выложенные записи лекций или полноценное on-line образование (когда вы не просто слушаете лекции, а ещё и участвуете в семинарах, решаете задания, которые проверяют, ...)?

Если первое, то в основном есть материалы отдельных преподавтелей (преподавательских групп), т.е. представляет не ВУЗ, а сами авторы.
Есть несколько ресурсов-агрегаторов таких лекций. Я навскидку назову:
http://www.intuit.ru/
http://www.lektorium.tv/

Есть еще несколько специализированных медицинских, математических,... — наверняка есть и другие.

Если второе (полноценное on-line образование), то ВУЗы пытаются такую практику развивать. Вот, например, вполне работающий (по словам организаторов — я не пользовался ни как студент, ни как преподаватель) вариант от УдГУ http://e-learning.udsu.ru/.

_O_>Может я что-то пропустил или это тенденция такая?

Я не знаю всех тенденций и мотивов в отечественном образовании, также как и не знаю всех мировых тенденций, поэтому с выводами я могу ошибаться, но мне кажется, что:
Оn-line курсы это пока не стали заменой традиционному образованию (и даже близко не видно). По крайней мере сотни сообщений о "университет XXX опубликовал 300 курсов", это по большей части выложенные в сети материалы курсов (в большинстве случаев презентации, конспекты и видео-записи лекций). Это не полноценный курс! Даже если будут выложены варианты практических заданий, у слушателей не будет шанса получить анализ их работы, да что анализ — просто задать преподавателю вопрос не получится! Это не традиционный курс, это — продвинутый самоучитель по предмету.

Не понятно в чем выгода для ВУЗа в развитии дистанционных вариантов образования (я не говорю, что ее нет, я не понимаю в чем она).
Если взять ведущие мировые ВУЗы, то у них и так перебор с желающими поступить, т.е. им увеличения числа студентов никуда не уперлось. Скорее они публикуют именно материалы потому что:
— на это есть заказ (правительство, частные гранты, ...), а публикация готовых (или полуготовых) материалов это проще, чем подготовка и публикуация с 0.
— это своего рода статусноть: "мы на столько хороши, что можем позволить себе публиковать все наши материалы не скрывая — от этого мы не будем иметь никакого ущерба".
Для менее известных ВУЗов это, как мне кажется в большей степени реклама.

По идее дистанционное образование — это подстраивание под студента. В теории он может получать образование не меняя свою дислокацию, что значительно снижает стоимость обучения для студента.
Но это значительно поднимает её для ВУЗа (при условии, что мы хотим сохранить качество образования). Вот, к примеру, только один момент: специальностей, в которых результаты своей работы всегда можно продемонстрировать удаленно, не так уж и много (помимо математики и программирования, это еще, быть может, филология и журналистика), а во всех остальных нужно иметь дело с материальными артефактами (нужен доступ в специализированные лаборатории, к оборудованию, ...), что организовать одному человеку на месте практически не реально.

Я сталкивался с вариантом, когда крупный московский ВУЗ использовал смешанную форму (on-line/off-line) организации работы в своих филиалах:
— лекции читали удаленно лекторы из центрального ВУЗа
— экзамены принимались комиссией также удаленно
— локально велись семинары, лабораторные работы, ... — т.е. те формы, которые априори требуют живого человека или специальной организации процесса.
Но там решалась частная задача — обеспечение единого стандарта качества образования во всех филиалах (там и работа преподавателей на местах очень жестко регламентировалась).

_O_>Мне кажется, что они заинтересованы в этом, нет?

Я выше описал возможные (видимые мне) варианты интереса. Может я что-то упускаю? Какие интересы для вуза в on-line курсах видите вы?
Re[2]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: _Oswald_ Украина  
Дата: 14.10.13 11:37
Оценка:
Здравствуйте, Михаил Романов, Вы писали:

МР>Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:


_O_>>Среди всего многообразия нынешних вариантов он-лайн курсов от разлиных универов со всего мира что-то не видно пост-советских вузов.

МР>Вы имеете в виду публично выложенные записи лекций или полноценное on-line образование (когда вы не просто слушаете лекции, а ещё и участвуете в семинарах, решаете задания, которые проверяют, ...)?

МР>Если первое, то в основном есть материалы отдельных преподавтелей (преподавательских групп), т.е. представляет не ВУЗ, а сами авторы.

МР>Есть несколько ресурсов-агрегаторов таких лекций. Я навскидку назову:
МР>- http://www.intuit.ru/
МР>- http://www.lektorium.tv/

Про интуит я знаю, но это частная инициатива преподавателей, а не часть программы некоторого(ых) вуза(ов). Я даже пробовал что-то на нем учить, правда не помню что именно, давно это было.

МР>Не понятно в чем выгода для ВУЗа в развитии дистанционных вариантов образования (я не говорю, что ее нет, я не понимаю в чем она).

МР>Если взять ведущие мировые ВУЗы, то у них и так перебор с желающими поступить, т.е. им увеличения числа студентов никуда не уперлось. Скорее они публикуют именно материалы потому что:
МР>- на это есть заказ (правительство, частные гранты, ...), а публикация готовых (или полуготовых) материалов это проще, чем подготовка и публикуация с 0.
МР>- это своего рода статусноть: "мы на столько хороши, что можем позволить себе публиковать все наши материалы не скрывая — от этого мы не будем иметь никакого ущерба".
МР>Для менее известных ВУЗов это, как мне кажется в большей степени реклама.


Согласен, на мой взгляд онлайн курсы для вуза это прежде всего вопрос зрелости и статусности. Потому что, скажем иметь популярныйкурс на курсере наряду со Стенфордом и МИТ это по крайней мере престижно и показательно. Думаю что как раз китайцы это быстро поняли. Кстати, вот из них мне и стало интересно почему это нашим профессорам неинтересно.

Кроме того, я считаю что доступность образования определяет общий уровень образования в стране. И здесь очень помогают онлайн курсы.
Есть еще один момент, на постсоветском пространстве есть большие перекосы в востребованности специалистов (причины обсуждаемы отдельно). Так вот вопрос переквалификации встанет, если уже не встал, очень остро. И тут должно сыграть свою роль дистанционное образование.
O(.,.)O
Re[3]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Vzhyk  
Дата: 14.10.13 12:04
Оценка:
14.10.2013 14:37, _Oswald_ пишет:

> Согласен, на мой взгляд онлайн курсы для вуза это прежде всего вопрос

> зрелости и статусности. Потому что, скажем иметь *популярный*курс на
> курсере наряду со Стенфордом и МИТ это по крайней мере престижно и
> показательно. Думаю что как раз китайцы это быстро поняли. Кстати, вот
> из них мне и стало интересно почему это нашим профессорам неинтересно.
Как видишь даже присутствующим здесь оное не интересно.
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[4]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: _Oswald_ Украина  
Дата: 14.10.13 12:12
Оценка:
Здравствуйте, Vzhyk, Вы писали:

V>14.10.2013 14:37, _Oswald_ пишет:


>> Согласен, на мой взгляд онлайн курсы для вуза это прежде всего вопрос

>> зрелости и статусности. Потому что, скажем иметь *популярный*курс на
>> курсере наряду со Стенфордом и МИТ это по крайней мере престижно и
>> показательно. Думаю что как раз китайцы это быстро поняли. Кстати, вот
>> из них мне и стало интересно почему это нашим профессорам неинтересно.
V>Как видишь даже присутствующим здесь оное не интересно.

Ну подождем, что скажет Laptevv.
O(.,.)O
Re[5]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Vzhyk  
Дата: 14.10.13 12:13
Оценка:
14.10.2013 15:12, _Oswald_ пишет:

> Ну подождем, что скажет Laptevv.

Не только Лаптев тут из преподов есть.
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[3]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Sinix  
Дата: 14.10.13 13:06
Оценка:
Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:

_O_>Согласен, на мой взгляд онлайн курсы для вуза это прежде всего вопрос зрелости и статусности. Потому что, скажем иметь популярныйкурс на курсере наряду со Стенфордом и МИТ это по крайней мере престижно и показательно. Думаю что как раз китайцы это быстро поняли. Кстати, вот из них мне и стало интересно почему это нашим профессорам неинтересно.


Куча проблем. Навскидку:
1. Объём лекций и разбивка тем по часам по одной и той же дисциплине меняется в зависимости от специальности, предпочтений преподавателя, уровня студентов на потоке и множества других факторов (например, спуск сверху тестирования типа несчастного ФЭПО может украсть 1-2 лекции чисто на подготовку к своеобразным требованиям теста).

2. Объём. 1 семестр — это ~48 часов лекций только по одной дисциплине, не считая материалов для семинаров и самоподготовки. Профильные дисциплины (и связанные с ними предметы) тянутся на протяжении 2-3 лет и прыгать на середину курса обычно бессмысленно — не хватит базовых знаний. Осилить 1 семестр и бросить — тоже толку немного. Много ли "добровольных" студентов продержится эти три года?

3. Собственно запись. Для записи курса закреплённой веб-камеры недостаточно Нужна нормальная камера, микрофоны (хотя бы один петличный, в идеале — микрофон для вопросов из зала), оператор, монтаж и сведение (включая обязательное убирание шумов). Учитываем объём лекций — кто это будет делать?

Не, можно снизить входные требования до неполного среднего, обрезать объём лекций до одного семестра и по итогам выдавать корочку как за курсы переподготовки, но на полноценное высшее это никак не тянет. Ну и зачем связываться?
Re[4]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: _Oswald_ Украина  
Дата: 14.10.13 13:42
Оценка: +1
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:

S>Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:


_O_>>Согласен, на мой взгляд онлайн курсы для вуза это прежде всего вопрос зрелости и статусности. Потому что, скажем иметь популярныйкурс на курсере наряду со Стенфордом и МИТ это по крайней мере престижно и показательно. Думаю что как раз китайцы это быстро поняли. Кстати, вот из них мне и стало интересно почему это нашим профессорам неинтересно.


S>Куча проблем. Навскидку:

S>...

Я так полагаю что Вы не смотрели видео лекции ни на одном из сайтов с онлайн курсами. Все намного проще. Конечно если не искать оправданий почему это невозможно.

У меня есть одна причина, боюсь она банальна, но она объясняет почему "они" живут так, а "мы" эдак — лень.
O(.,.)O
Re[5]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Sinix  
Дата: 14.10.13 13:52
Оценка:
Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:

_O_>Я так полагаю что Вы не смотрели видео лекции ни на одном из сайтов с онлайн курсами. Все намного проще. Конечно если не искать оправданий почему это невозможно.

Более чем смотрел. На ликбез ещё тянет, на полноценный курс — увы.
Re[3]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Михаил Романов Удмуртия https://mihailromanov.wordpress.com/
Дата: 14.10.13 14:05
Оценка: +1
Здравствуйте, _Oswald_, Вы писали:

_O_>Про интуит я знаю, но это частная инициатива преподавателей, а не часть программы некоторого(ых) вуза(ов). Я даже пробовал что-то на нем учить, правда не помню что именно, давно это было.

Сейчас это не совсем частная инициатива. Сейчас это вполне нормально учебное заведение с лицензией и правом выдачи дипломов.
Но у них все (или почти все) курсы без обратной связи. А это очень плохо в плане качества подготовки.
Ну и серьезного контроля качетва материалов я там не наблюдаю.

_O_>Думаю что как раз китайцы это быстро поняли. Кстати, вот из них мне и стало интересно почему это нашим профессорам неинтересно.

Кто сказал, что не интересно? Возможно интересно, тем более что как мы уже выяснили выложенных лекций достаточно много.
Это не интересно ВУЗам или точнее интересно, но как вариант решения частных задач (как та, что я описаывал в работе с филиалами).

Кроме того, некоторые ВУЗы (я приводил ссылку на УдГУ) экспериментируют с вариантами полноценного преподавания, а не простого "выбрасывания материалов в public". Но пока, как я понял нет достаточного спроса на подобного рода услуги.

_O_>Кроме того, я считаю что доступность образования определяет общий уровень образования в стране. И здесь очень помогают онлайн курсы.

У нас сейчас нет с этим проблем — в любом районом центре можно найти региональный ВУЗ или филиал столичного. А если плюнуть на улице, то с вероятностью 0.9 попадешь в человека с ВО.

Проблема в качестве этого образования.
Я не верю, что дистанционное образование само по себе эту проблему хоть как-то решит. Точнее я считаю, что в текущей ситуации, когда дистанционные курсы готовятся и проводятся по остаточному принципу, качество таких курсов не может превосходить качество очных, а у нас с ними как раз проблемы.

_O_>Есть еще один момент, на постсоветском пространстве есть большие перекосы в востребованности специалистов (причины обсуждаемы отдельно). Так вот вопрос переквалификации встанет, если уже не встал, очень остро. И тут должно сыграть свою роль дистанционное образование.

Как я уже говорил, некоторые ВУЗы уже экспериментируют с данной формой, но она в загоне, т.к. нет спроса (и заработка), а также просто по тому, что очень ограниченное число дисциплин можно преподавать не имея специализированной материальной базы.
Re[4]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Vzhyk  
Дата: 14.10.13 14:24
Оценка:
14.10.2013 17:05, Михаил Романов пишет:

> Как я уже говорил, некоторые ВУЗы уже экспериментируют с данной формой,

> но она в загоне, т.к. нет спроса (и заработка), а также просто по тому,
> что очень ограниченное число дисциплин можно преподавать не имея
> специализированной материальной базы.
Но есть громадное количество дисциплин, где материальная база:
аудитория, доска и мел.
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[5]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Михаил Романов Удмуртия https://mihailromanov.wordpress.com/
Дата: 14.10.13 14:32
Оценка:
Здравствуйте, Vzhyk, Вы писали:

V>Но есть громадное количество дисциплин, где материальная база:

V>аудитория, доска и мел.
Ну так по ним курсы давно есть.
Re[6]: Онлайн образование и пост-советские вузы
От: Михаил Романов Удмуртия https://mihailromanov.wordpress.com/
Дата: 14.10.13 14:33
Оценка: +1
Здравствуйте, Sinix, Вы писали:

S>Более чем смотрел. На ликбез ещё тянет, на полноценный курс — увы.

Увы, да, это именно продвинутый самоучитель.
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.