Сообщение Re[3]: Детерменизм, либертарианство и компатибилизм - что ва от 01.04.2021 14:11
Изменено 01.04.2021 14:12 gyraboo
Re[3]: Детерменизм, либертарианство и компатибилизм - что вам б
Здравствуйте, lpd, Вы писали:
G>>Если же всё в мире детерминированно, то есть просто высокая сложность, но свободы воли нет
lpd>'Свобода воли' — это, как в принципе и любое слово, — термин, удобный в использовании для описания определенных явлений. Можно сказать что свободны воли нет, как и чисел, программирования там, например, или других абстрактных понятий. Но так рассуждать и докапываться до физического смысла 'свободы воли' — не более чем игра словами.
Отчасти да, игра словами. Потому что в моем посте по сути смешивается два понятия "макро-свобода воли" и "микро-свобода воли". И отношения между ними, я предполагаю, такие же, как между макро и квантовым микро миром.
Макро-свобода воли — это когда человек принимает решение независимо от макро-обстоятельств (например, отдаёт последний кусок хлеба голодающему, макро-обстоятельствами здесь является то, что он сам умирает с голоду, но все же решает отдать хлеб другому). Но вот если запустить Вселенную с одними и теми же начальными условиями, несколько раз подряд, будет ли человек каждый раз отдавать хлеб? Или же будут варианты Вселенных, где он съедает хлеб сам?
Если при каждом прогоне человек отдаёт хлеб, значит ли это, что свободы воли нет? И следует ли из этого, что это не сам человек совершил хороший поступок, а просто расположение атомов Вселенной таково, что детерменистически привело к этому поступку? И если подобный микро-детерминизм присутствует, освобождает ли это всех от ответственности за зло или благодарности за добро?
Далее, если при ряде прогонов Вселенной человек отдает хлеб. а в другом ряде — не съедает сам, принимает ли он эти решения сам или это обусловлено игрой в кости на квантовом уровне (или любой другой истинно случайны процесс, я привязываюсь к квантовому миру просто потому что именно в нем гипотетически могут существовать истинно случайные процессы, на самом деле возможно есть и другие природные механизмы истинно случайных процессов). Если эти решения обусловлены случайными процессами, то всё равно выходит, что это не свобода воли, а просто игра в кости на микроуровне, проявляющаяся на макро-уровне разной историей одинаковых начальных Вселенных. И это тоже освобождает человека от ответственности за свои поступки.
Подытоживая, мне кажется, что истинная свобода воли — это наличие в мозге какого-то физического процесса, который не просто истинно случаен, а как-то связан с волей человека, с его моральными качествами, страданиями и т.д.. В общем, речь наверное про душу.
G>>Если же всё в мире детерминированно, то есть просто высокая сложность, но свободы воли нет
lpd>'Свобода воли' — это, как в принципе и любое слово, — термин, удобный в использовании для описания определенных явлений. Можно сказать что свободны воли нет, как и чисел, программирования там, например, или других абстрактных понятий. Но так рассуждать и докапываться до физического смысла 'свободы воли' — не более чем игра словами.
Отчасти да, игра словами. Потому что в моем посте по сути смешивается два понятия "макро-свобода воли" и "микро-свобода воли". И отношения между ними, я предполагаю, такие же, как между макро и квантовым микро миром.
Макро-свобода воли — это когда человек принимает решение независимо от макро-обстоятельств (например, отдаёт последний кусок хлеба голодающему, макро-обстоятельствами здесь является то, что он сам умирает с голоду, но все же решает отдать хлеб другому). Но вот если запустить Вселенную с одними и теми же начальными условиями, несколько раз подряд, будет ли человек каждый раз отдавать хлеб? Или же будут варианты Вселенных, где он съедает хлеб сам?
Если при каждом прогоне человек отдаёт хлеб, значит ли это, что свободы воли нет? И следует ли из этого, что это не сам человек совершил хороший поступок, а просто расположение атомов Вселенной таково, что детерменистически привело к этому поступку? И если подобный микро-детерминизм присутствует, освобождает ли это всех от ответственности за зло или благодарности за добро?
Далее, если при ряде прогонов Вселенной человек отдает хлеб. а в другом ряде — не съедает сам, принимает ли он эти решения сам или это обусловлено игрой в кости на квантовом уровне (или любой другой истинно случайны процесс, я привязываюсь к квантовому миру просто потому что именно в нем гипотетически могут существовать истинно случайные процессы, на самом деле возможно есть и другие природные механизмы истинно случайных процессов). Если эти решения обусловлены случайными процессами, то всё равно выходит, что это не свобода воли, а просто игра в кости на микроуровне, проявляющаяся на макро-уровне разной историей одинаковых начальных Вселенных. И это тоже освобождает человека от ответственности за свои поступки.
Подытоживая, мне кажется, что истинная свобода воли — это наличие в мозге какого-то физического процесса, который не просто истинно случаен, а как-то связан с волей человека, с его моральными качествами, страданиями и т.д.. В общем, речь наверное про душу.
Re[3]: Детерменизм, либертарианство и компатибилизм - что ва
Здравствуйте, lpd, Вы писали:
G>>Если же всё в мире детерминированно, то есть просто высокая сложность, но свободы воли нет
lpd>'Свобода воли' — это, как в принципе и любое слово, — термин, удобный в использовании для описания определенных явлений. Можно сказать что свободны воли нет, как и чисел, программирования там, например, или других абстрактных понятий. Но так рассуждать и докапываться до физического смысла 'свободы воли' — не более чем игра словами.
Отчасти да, игра словами. Потому что в моем посте по сути смешивается два понятия "макро-свобода воли" и "микро-свобода воли". И отношения между ними, я предполагаю, такие же, как между макро и квантовым микро миром.
Макро-свобода воли — это когда человек принимает решение независимо от макро-обстоятельств (например, отдаёт последний кусок хлеба голодающему, макро-обстоятельствами здесь является то, что он сам умирает с голоду, но все же решает отдать хлеб другому). Но вот если запустить Вселенную с одними и теми же начальными условиями, несколько раз подряд, будет ли человек каждый раз отдавать хлеб? Или же будут варианты Вселенных, где он съедает хлеб сам?
Если при каждом прогоне человек отдаёт хлеб, значит ли это, что свободы воли нет? И следует ли из этого, что это не сам человек совершил хороший поступок, а просто расположение атомов Вселенной таково, что детерменистически привело к этому поступку? И если подобный микро-детерминизм присутствует, освобождает ли это всех от ответственности за зло или благодарности за добро?
Далее, если при ряде прогонов Вселенной человек отдает хлеб, а в другом ансамбле — съедает сам, принимает ли он эти решения сам или это обусловлено игрой в кости на квантовом уровне (или любой другой истинно случайны процесс, я привязываюсь к квантовому миру просто потому что именно в нем гипотетически могут существовать истинно случайные процессы, на самом деле возможно есть и другие природные механизмы истинно случайных процессов). Если эти решения обусловлены случайными процессами, то всё равно выходит, что это не свобода воли, а просто игра в кости на микроуровне, проявляющаяся на макро-уровне разной историей одинаковых начальных Вселенных. И это тоже освобождает человека от ответственности за свои поступки.
Подытоживая, мне кажется, что истинная свобода воли — это наличие в мозге какого-то физического процесса, который не просто истинно случаен, а как-то связан с волей человека, с его моральными качествами, страданиями и т.д.. В общем, речь наверное про душу.
G>>Если же всё в мире детерминированно, то есть просто высокая сложность, но свободы воли нет
lpd>'Свобода воли' — это, как в принципе и любое слово, — термин, удобный в использовании для описания определенных явлений. Можно сказать что свободны воли нет, как и чисел, программирования там, например, или других абстрактных понятий. Но так рассуждать и докапываться до физического смысла 'свободы воли' — не более чем игра словами.
Отчасти да, игра словами. Потому что в моем посте по сути смешивается два понятия "макро-свобода воли" и "микро-свобода воли". И отношения между ними, я предполагаю, такие же, как между макро и квантовым микро миром.
Макро-свобода воли — это когда человек принимает решение независимо от макро-обстоятельств (например, отдаёт последний кусок хлеба голодающему, макро-обстоятельствами здесь является то, что он сам умирает с голоду, но все же решает отдать хлеб другому). Но вот если запустить Вселенную с одними и теми же начальными условиями, несколько раз подряд, будет ли человек каждый раз отдавать хлеб? Или же будут варианты Вселенных, где он съедает хлеб сам?
Если при каждом прогоне человек отдаёт хлеб, значит ли это, что свободы воли нет? И следует ли из этого, что это не сам человек совершил хороший поступок, а просто расположение атомов Вселенной таково, что детерменистически привело к этому поступку? И если подобный микро-детерминизм присутствует, освобождает ли это всех от ответственности за зло или благодарности за добро?
Далее, если при ряде прогонов Вселенной человек отдает хлеб, а в другом ансамбле — съедает сам, принимает ли он эти решения сам или это обусловлено игрой в кости на квантовом уровне (или любой другой истинно случайны процесс, я привязываюсь к квантовому миру просто потому что именно в нем гипотетически могут существовать истинно случайные процессы, на самом деле возможно есть и другие природные механизмы истинно случайных процессов). Если эти решения обусловлены случайными процессами, то всё равно выходит, что это не свобода воли, а просто игра в кости на микроуровне, проявляющаяся на макро-уровне разной историей одинаковых начальных Вселенных. И это тоже освобождает человека от ответственности за свои поступки.
Подытоживая, мне кажется, что истинная свобода воли — это наличие в мозге какого-то физического процесса, который не просто истинно случаен, а как-то связан с волей человека, с его моральными качествами, страданиями и т.д.. В общем, речь наверное про душу.