Информация об изменениях

Сообщение Re: Аккордеон vs баян от 02.06.2020 22:18

Изменено 02.06.2020 22:25 vdimas

Re: Аккордеон vs баян
Здравствуйте, alzt, Вы писали:

A>Итак, заинтересовал меня на ночь следующий вопрос:

A>А зачем вообще нужен аккордеон?

Наверно, вопрос стоило построить наоборот — зачем нужен баян, если уже есть аккордеон? ))
Аккордеон появился примерно на 80 лет раньше баяна, одновременно с другими ручными гармониками в Германии/Австрии.

Первые ручные гармоники были не хроматическими, т.е., не содержали всех нот.
Например, русская гармошка может сыграть далеко не все мелодии.
Или под неё порой мелодии адаптируют, немного изменяя.

В общем, один русский немец, органных дел мастер, в начале развития ручных гармоник прилепил на правую руку гармоники хроматическую клавиатуру, как на органе, а на левую руку аккорды, поэтому "аккордеон".
Одной теперь на этом инструменте можно было правой рукой играть те же мелодии, что и на органе. Ну... почти все, бо 2.5-3.5 октавы для некоторых мелодий маловато.

Ближе к концу 19-го века уже немецкий немец сделал партию трехрядных кнопочных аккордеонов с хроматическим рядом.
Кнопки в три ряда решали фатальный недостаток аккордеона — добавляли октав.

Есть еще один фатальный недостаток аккордеона — характерные сугубо для гармоник "переливы" играть на нём практически невозможно, т.к. органная (рояльная) клавиатура является слишком широкой, что не позволяет перебирать клавиши с нужной скоростью.

Разумеется, бывают мастера исполнения, которые всё могут... но при сравнимом уровне владения инструментом баянист может играть минимум в полтора раза живее аккордеониста.

В общем, эти трёхрядные гармоники попали в Россию, где их довели до ума (в основном левую руку), и сегодня наш "баян" известен всему миру как "русский аккордеон".


A>По звучанию это тоже самое, что и баян.


Набери в ютубе баян и аккордеон и ты быстро услышишь разницу в звучании.
Каждый свисток баяна и аккордеона состоит из двух язычков.
У аккордеона эти язычки поют немного не в унисон, создавая подобие органного звучания.
У баяна оба язычка свистка настроены в унисон.

Еще момент — из-за малого кол-ва октав у аккордеонов стало стандартом де-факто иметь регистровые переключатели.
У баянов они тоже есть, но гораздо реже.
Т.е., на аккордеонах почти всегда есть эти регистровые переключатели, а их устройство таково, что включив сразу пару из них можно нажатием одной кнопки открывать сразу два свистка в одну-две октавы разницей, что позволяет извлекать еще более органный звук (или его подобие, в зависимости от класса инструмента) из аккордеона.


A>Какие плюсы у аккордеона?


1. Своеобразное звучание.
Бывают и баяны специально сделанные с аккордионовым звучанием.
Аккордеон, как более ранний инструмент, является менее совершенным, чем баян.
Т.е. более ограниченным в мелодиях, которые на нём можно сыграть.


A>Но сколько вообще пианистов пересаживается потом на аккордеон?


Музыканты профики часто владеют более одним инструментом.

2. Я знаю некоторых пианистов, которые неплохо фигачат на аккордеоне.
В этом смысле аккордеон имеет кое-какое преимущество перед баяном.


A>Где x — зажатая, то получится мажорный аккорд, и как его не переноси, он им и останется по очевидной причине. Запомнить очень легко. Аналогично нарабатываются пальцы.


Верно.
Баянисты легко могут транспонировать уже заученные мелодии с шагом в полтора тона, т.к. рисунок движения пальцев сохраняется.
В т.ч. в левой руке.


A>На аккордеоне придётся учить каждый аккорд


Аккорды пофик, это как гаммы, они входят в базу.
А вот более-менее сложные участки мелодий надо нарабатывать на пальцах до автоматизма.
А транспонировать нетривиальные мелодии в рантайм на рояльной клаве могут только профики нехилого уровня. ))

Буквально со школы момент (хрен знает сколько лет назад) — какие-то школьные игрища-соревнования, прыжки в мешках, эстафеты, в конце номер самодеятельности и т.д.
Классуха соседнего класса попросила подыграть частушки на их номере.
Одна репетиция в классе и огонь выступать.
Буквально перед выступлением попросила играть чуть повыше, чтобы девочкам было удобнее петь — и прямо сходу сыграл им на полтора тона повыше.
Для школьников-пианистов сей трюк в 99.99% случаев недоступен, ес-но.
Re: Аккордеон vs баян
Здравствуйте, alzt, Вы писали:

A>Итак, заинтересовал меня на ночь следующий вопрос:

A>А зачем вообще нужен аккордеон?

Наверно, вопрос стоило построить наоборот — зачем нужен баян, если уже есть аккордеон? ))
Аккордеон появился примерно на 80 лет раньше баяна, одновременно с другими ручными гармониками в Германии/Австрии.

Первые ручные гармоники были не хроматическими, т.е., не содержали всех нот.
Например, русская гармошка может сыграть далеко не все мелодии.
Или под неё порой мелодии адаптируют, немного изменяя.

В общем, один русский немец, органных дел мастер, в начале развития ручных гармоник прилепил на правую руку гармоники хроматическую клавиатуру, как на органе, а на левую руку аккорды, поэтому "аккордеон".
Теперь на этом инструменте можно было правой рукой играть те же мелодии, что и на органе. Ну... почти все, бо 2.5-3.5 октавы для некоторых мелодий маловато.

Ближе к концу 19-го века уже немецкий немец сделал партию трехрядных кнопочных аккордеонов с хроматическим рядом.
Кнопки в три ряда решали фатальный недостаток аккордеона — добавляли октав.

Есть еще один фатальный недостаток аккордеона — характерные сугубо для гармоник "переливы" играть на нём практически невозможно, т.к. органная (рояльная) клавиатура является слишком широкой, что не позволяет перебирать клавиши с нужной скоростью.

Разумеется, бывают мастера исполнения, которые всё могут... но при сравнимом уровне владения инструментом баянист может играть минимум в полтора раза живее аккордеониста.

В общем, эти трёхрядные гармоники попали в Россию, где их довели до ума (в основном левую руку), и сегодня наш "баян" известен всему миру как "русский аккордеон".


A>По звучанию это тоже самое, что и баян.


Набери в ютубе баян и аккордеон и ты быстро услышишь разницу в звучании.
Каждый свисток баяна и аккордеона состоит из двух язычков.
У аккордеона эти язычки поют немного не в унисон, создавая подобие органного звучания.
У баяна оба язычка свистка настроены в унисон.

Еще момент — из-за малого кол-ва октав у аккордеонов стало стандартом де-факто иметь регистровые переключатели.
У баянов они тоже есть, но гораздо реже.
Т.е., на аккордеонах почти всегда есть эти регистровые переключатели, а их устройство таково, что включив сразу пару из них можно нажатием одной кнопки открывать сразу два свистка в одну-две октавы разницей, что позволяет извлекать еще более органный звук (или его подобие, в зависимости от класса инструмента) из аккордеона.


A>Какие плюсы у аккордеона?


1. Своеобразное звучание.
Бывают и баяны специально сделанные с аккордионовым звучанием.
Аккордеон, как более ранний инструмент, является менее совершенным, чем баян.
Т.е. более ограниченным в мелодиях, которые на нём можно сыграть.


A>Но сколько вообще пианистов пересаживается потом на аккордеон?


Музыканты профики часто владеют более одним инструментом.

2. Я знаю некоторых пианистов, которые неплохо фигачат на аккордеоне.
В этом смысле аккордеон имеет кое-какое преимущество перед баяном.


A>Где x — зажатая, то получится мажорный аккорд, и как его не переноси, он им и останется по очевидной причине. Запомнить очень легко. Аналогично нарабатываются пальцы.


Верно.
Баянисты легко могут транспонировать уже заученные мелодии с шагом в полтора тона, т.к. рисунок движения пальцев сохраняется.
В т.ч. в левой руке.


A>На аккордеоне придётся учить каждый аккорд


Аккорды пофик, это как гаммы, они входят в базу.
А вот более-менее сложные участки мелодий надо нарабатывать на пальцах до автоматизма.
А транспонировать нетривиальные мелодии в рантайм на рояльной клаве могут только профики нехилого уровня. ))

Буквально со школы момент (хрен знает сколько лет назад) — какие-то школьные игрища-соревнования, прыжки в мешках, эстафеты, в конце номер самодеятельности и т.д.
Классуха соседнего класса попросила подыграть частушки на их номере.
Одна репетиция в классе и огонь выступать.
Буквально перед выступлением попросила играть чуть повыше, чтобы девочкам было удобнее петь — и прямо сходу сыграл им на полтора тона повыше.
Для школьников-пианистов сей трюк в 99.99% случаев недоступен, ес-но.