А зачем вы выпускаете OpenSource проекты?
От: eao197 Беларусь http://eao197.blogspot.com
Дата: 03.06.05 07:43
Оценка: 70 (9) +1
Добрый день!

Думаю, что могу назвать себя сторонником OpenSource. У себя на работе я пытаюсь убедить руководство в необходимости выпуска части внутренних продуктов по принципу OpenSource. А тут еще в "Священых воинах" тема развилась: Легальность свободной лицензии GNU GPL
Автор: Олег Гашев
Дата: 03.05.05
. В результате не удержался и решил изложить свои мысли по поводу... Точно не знаю, наверное в попытке найти практический смысл в OpenSource проектах...

Итак, лично я вижу для себя три основные причины выпуска OpenSource продуктов.



1. Некоммерческое ПО. Фактически, идеалистический OpenSource в духе RMS с ярчайшими примерами в виде GCC, emacs, Linux.
Что заставляет людей создавать такие проекты и участвовать в них? Имхо, лучше всего на этот вопрос отвечает следующая цитата из Законов Паркинсона:

Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед собой, мы пока что обошли молчанием ту цель, которая, может статься, значит больше всего в нашей жизни. Это — стремление создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ставит перед собой цель, которая не ведет (непосредственно) ни к положению в обществе, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, высекающий шедевр из глыбы мрамора, создает прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, которую он изваял, может принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытывает удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава переживет его самого и его лучшие произведения останутся в наследство грядущим поколениям... Значит, он может получить и удовольствие, и плату за это удовольствие — эту привилегию он делит с композитором или драматургом, с живописцем и поэтом. Только такой род занятий может соединить в гармоническом единстве все — или почти все — мыслимые цели. Какая радость сравнится с радостью композитора, написавшего музыку к оперетте, имеющей бешеный успех? Заставить петь весь мир — это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во время работы, а по окончании ее на тебя еще сваливается слава и богатство, по-моему, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добиться в жизни. Это — привилегия великих художников, и мало кто из нас окажется достойным такого жребия. Однако мы все время забываем, что и нам это доступно, только в меньших масштабах. Не имея особых талантов, не отличаясь ничем, кроме способностей и здравого смысла, мы можем участвовать в творческой работе и радоваться ее результатам. Мы способны сыграть некую роль в создании чего-то полезного и прекрасного и имеем право поставить внизу свою размашистую подпись. Великие произведения искусства редко создаются без помощников. Чаще всего работой руководил мастер, который точно знал, что ему нужно и вообще что к чему. В этом смысле каждый из нас имеет возможность оставить какой-нибудь памятник, чтобы увековечить свое имя; можно хотя бы обогатить местность новой постройкой — пусть это будут ворота, фонтан или колодец. Конечно же, это прекрасно, когда после тебя остается что-то существенное.


Еще одно интересное мнение высказал McSeem2
Автор: McSeem2
Дата: 13.04.05
.



2. Получение прибыли за счет OpenSource. Здесь я вижу три основных варианта, для двух из которых я видел реальные примеры.

2.1. Выпуск продукта по двойной лицензии, например, Berkeley DB, Qt, LZO real-time compression library. Здесь все понятно, GPL-версии используются для популяризации коммерческой версии. Признаюсь, что в отношении Qt я сам попался на такую удочку -- когда-то попробовал попрограммировать на Qt в Linux-е и мне настолько понравилось, что когда встал вопрос о выборе кросс-платформенной GUI-библиотеки для C++ я сумел убедить свое руководство в необходимости покупки Qt.

2.2. Разработка проекта за счет инвестиций. Вряд ли здесь речь может идти о больших прибылях, но зато появляется возможность работать над тем, чем хочется и иметь при этом средства на бутерброд с маслом В качестве примеров можно привести The ADAPTIVE Communication Environment (ACE(TM)), в разработку которой было инвестировано более семи миллионов долларов (такими компаниями, как Boeing, Cisco, Ericsson, Lockheed Martin, Lucent, Motorola, Nokia, Siemens и др.). Думаю, что из той же области и успех JBoss (хотя утверждать не берусь). Имхо, важно здесь то, что такие продукты распространяются по BSD-like или LGPL лицензиям, чтобы не было проблем в их использовании в закрытых проектах (оно и понятно, инвестиции-то отрабатывать необходимо).

2.3. Выпуск OpenSource продукта для рекламы другого, более сложного и дорогого коммерческого продукта. Например, OpenSource библиотека для работы с multimedia в качестве рекламы навороченного инструмента для компьютерного видеомонтажа. Или криптографическую библиотеку как рекламу дорогого пакета для обеспечения корпоративной информационной безопасности.
Реальных примеров такого подхода я вспомнить не могу. Но, почему бы не рассматривать, скажем, Янус, в качестве инструмента для привлечения внимания к проекту RSDN.ru вообще, и журналу RSDN Magazine в частности (приношу извинения команде RSDN, если мой пример им покажется некорректным).

Я здесь специально не затрагивал подход, когда пытаются заработать на внедрении и сопровождении уже существующих OpenSource продуктов, как это происходит, например, с некоторыми коммерческими Linux-дистрибутивами. Отчасти это потому, что меня больше интересуют причины, по которым новые проекты разрабатываются и выпускаются как OpenSource. А отчасти потому, что далеко не всегда такой подход является прибыльным (см. например, Leading Open Source Software Companies MySQL AB, Sleepycat Software and Trolltech AS Prove Strength of Dual-License Model).



3. Снижение затрат на развитие собственного продукта. Отчасти это перекликается с пунктом 2.2, но я объясню, почему я выделил этот случай отдельно. Более того, это мой случай
Начинается все с велосипеда, который по каким-то причинам создается внутри компании и оказывается настолько удачным, что получает широкое распространение внутри компании. Но, и это очень большое но, компания не может занятся его продвижением и развитием как своего еще одного коммерческого продукта, продолжая нуждается в нем. Если велосипед действительно получился удачным, то он будет требовать постоянного сопровождения и улучшения. Однако, как правило, основые разработчики велосипеда и так уже загружены донельзя. А взять новых нет возможности. Да и более того, откуда взять новых велосипедистов? Имхо, изобретатели вообще штучный товар, их нельзя приорести в большом количестве (либо из-за отсутствия в наличии, либо из-за высокой стоимости). В таких условиях, открыв свой внутренний продукт, компания может расчитывать на привлечение к его развитию недостающих творческих личностей, способных вдохнуть в застоявшийся проект новую жизнь (поскольку самое ценное -- это идеи). С примерами здесь у меня так же не ахти, но вот могу припомнить: [ANN] Adobe Source Libraries
Автор: eao197
Дата: 03.03.05
.
Я выделил этот пункт отдельно от 2.2 потому, что это взгляд на программный продукт с разных точек зрения. Например, профессор Дуглас Шмидт (разработчик ACE) может сказать: "Я хочу и могу разработать крутую штуку, за ваши деньги. И вы заплатив сейчас всего $7M получите продукт стоимостью $20M. Вы экономите, я нормально работаю и зарабатываю". Это ситуация с подходом 2.2. А вот Adobe говорит своим пользователям: "Ребята, у меня больше нет ресурсов для развития UI-библиотеки. Но я хочу продолжать создавать продукты, которые вы с удовольствием используете. Помогите мне с UI-библиотекой и мы сможем продолжать радовать вас новыми версиями Reader-а, Acrobat-а и др. Да и вы сможете сделать интерфейс ваших программ гораздо лучше с помошью нашей общей UI-библиотеки."




Вот такое сочинение получилось. Старался изъяснятся лаконично.

Поделитесь, пожалуйста, своими мнениями на этот счет.
... << RSDN@Home 1.1.4 beta 7 rev. 447>>


SObjectizer: <микро>Агентно-ориентированное программирование на C++.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.