Справка по элементам управления в UI
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 26.04.19 07:22
Оценка: :)
Раньше у Microsoft была такая идея, что можно выбрать пункт меню, указатель мыши менялся со "стрелки" на "стрелку с вопросительным знаком" и потом можно было куда-нибудь ткнуть, и выводилась справка по этому элементу пользовательского интерфейса.

Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...

UPD:
ещё топик на эту тему (2021):
http://rsdn.org/forum/usability/8125863.all
Автор: Эйнсток Файр
Дата: 06.11.21
Отредактировано 05.11.2021 22:23 Эйнсток Файр . Предыдущая версия .
Re: Справка по элементам управления в UI
От: qaz77  
Дата: 26.04.19 10:13
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:
ЭФ>Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...

Полагаю, что основная причина лень пользователей.
Подсказка не видна сама по себе или не выскакивает сама в зависимости от состояния программы и текущих действий пользователя.
Ключевое слово здесь "сама". Главное не переборщить, как со скрепкой в офисе.

Также, если пользователь начинающий, то он не догадается искать в меню Help пункт "Что это такое?".
Это для режима справки по панелям инструментов, главному меню и всяким пристыкованным окнам.
С диалоговыми окнами лучше, т.к. кнопка контекстной справки у него под носом — в заголовке диалога.

Где-то во времена XP в Microsoft эти проблемы похоже осознали и начиная с Висты добавили возможности подсказок непосредственно в стандартные контролы.
Например, EM_SETCUEBANNER для edit и LVN_GETEMPTYMARKUP для пустых списков. Кроме того, EM_SHOWBALOONTIP и простые тултипы никто не отменял.

Вторая причина — трудоемкость со стороны разработчиков.
Для большинства элементов управления назначение самоочевидно и написание банальных фраз никому не нужно.
В более или менее сложном UI элементы связаны между собой по смыслу, поэтому описание логичнее давать для работы с группой элементов или со всем окном.

Многострочные всплывающие подсказки вполне могут выполнять роль контекстной справки для элементов управления, которые могут вызвать замешательство у пользователя.
2, 3 или 4 строчки максимум позволяют сообщить довольно много информации. При необходимости более развернутое описание можно дать в справке по всему окну.
Минус может быть в том, что текст контекстной справки делает тех. писатель, а тултипы приходится делать разработчику UI.

Например, я так делал админку для сервера, где задавались порты, таймауты и т.п. не слишком очевидные параметры.
При наведении мышкой на контрол во всплывающей подсказке отображалось краткое описание, за что данный параметр отвечает.
Re[2]: Справка по элементам управления в UI
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 26.04.19 11:43
Оценка: :)
Q> В более или менее сложном UI элементы связаны между собой по смыслу, поэтому описание логичнее давать для работы с группой элементов или со всем окном.

Что же они идею до логического завершения не довели? На дворе искусственный интеллект прорастает, а тут контекст не получается вычислить... Ведь как было бы чудесно, если бы это работало для всех приложений во всех местах. Ведь нажатия кнопок же обрабатывают несколькими контролами, всякие там командные клавиши быстрого доступа. Точно так же коллективно могли бы и контекст для справки вычислять. Я подозреваю, что нет среди них (проектировщиков взаимодействия с пользователем) должной воли.
Отредактировано 26.04.2019 11:44 Эйнсток Файр . Предыдущая версия .
Re[3]: Справка по элементам управления в UI
От: qaz77  
Дата: 26.04.19 12:33
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Что же они идею до логического завершения не довели? На дворе искусственный интеллект прорастает, а тут контекст не получается вычислить... Ведь как было бы чудесно, если бы это работало для всех приложений во всех местах. Ведь нажатия кнопок же обрабатывают несколькими контролами, всякие там командные клавиши быстрого доступа. Точно так же коллективно могли бы и контекст для справки вычислять. Я подозреваю, что нет среди них (проектировщиков взаимодействия с пользователем) должной воли.


Проблема не в вычислении контекста. У всех контролов есть id. У содержащего их окна есть свой id. Они образуют уникальную пару в пределах приложения. Зачем еще что-то нужно для привязки справки?
Вменяемая система справки будет искать сначала по паре окно-элемент, а если такого топика нет, то только по id окна.
Технически есть сообщение WM_HELPINFO, которое предназначено для организации такой контекстной справки.
Фреймворк может использовать его и связывать непосредственно со справкой по каким-то правилам.
Например, в MFC для различия контекстов команд, диалогов, элементов к ним прибавляется некие константы, "базы".

По F1 это все можно вызвать для элемента в фокусе ввода. Специальный указатель мыши — просто более длинный путь.
Пользователь должен сначала (тем или иным способом) перевести приложение в режим "Что это такое?".

По поводу "...как было бы чудесно, если бы это работало для всех приложений во всех местах."
Такая идея и была у Microsoft изначально. Сначала с использованием WinHelp, потом HtmlHelp. Технология позавчерашнего дня.
В любом случае, речь идет о маппинге программных идентификаторов UI на топики справки.
Сейчас можно мапить на урлы онлайн-справки, например.
Такая пассивная справка как раз хороша тем, что разработчикам UI ничего специального делать не надо, а только тех. писатели генерируют контент.

В будущем, скорее всего, пассивная справка будет вытесняться активной, наподобие режима обучения в играх.
Тут ИИ и пригодится, чтобы выдавать релевантные подсказки в зависимости от состояния программы и истории действий пользователя.
Re: Справка по элементам управления в UI
От: Sinclair Россия https://github.com/evilguest/
Дата: 03.06.19 09:49
Оценка: +4
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:
ЭФ>Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...
Не, не ускоряет.
Потому что пользователь мыслит не категориями "элементов интерфейса", а категориями задач. Нет у него вопроса "а что такого можно сделать со списком выбора валюты".
Точнее, если такой вопрос возникает, то UI дизайнера нужно отправить кормить белых медведей пингвинами.

Необученному пользователю нужна помощь не с элементами интерфейса, а со сценариями.

Грубо говоря, то в УФМС пользователей в последнюю очередь интересует вопрос "что можно сделать с дверной ручкой". Их интересуют вопросы типа "где взять бланк заявления, чтобы сохранить старый загранпаспорт на руках при выдаче нового".
А ответы на эти вопросы невозможно выразить в виде комментариев, всплывающих при тыкании в двери, ручки, батареи, стулья, столы, и письменные приборы.
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
Re[2]: Справка по элементам управления в UI
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 03.06.19 10:12
Оценка: -1
S> ответы на эти вопросы невозможно выразить в виде комментариев, всплывающих при тыкании в двери, ручки, батареи, стулья, столы, и письменные приборы.

Не согласеин. Был в военкомате, там регламентами все стены, двери и прочее завешаны. То есть ответы на вопросы выразить навешиванием можно.
Re: Справка по элементам управления в UI
От: Pzz Россия https://github.com/alexpevzner
Дата: 29.03.20 10:51
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Раньше у Microsoft была такая идея, что можно выбрать пункт меню, указатель мыши менялся со "стрелки" на "стрелку с вопросительным знаком" и потом можно было куда-нибудь ткнуть, и выводилась справка по этому элементу пользовательского интерфейса.


Раньше в UI, еще во времена, когда UI делался псевдографикой на текстовом экране, была замечательная идея, что ввод пользователя — священен, и без явной пользовательской команды терять его нельзя.

Я сейчас сидишь в бровсере, вводишь URL ручками, а предыдущая страничка продолжает в фоне догружать свои невидимые глязом ошметки. Когда догрузит, все, что ты навводил, сбросится.
Re[4]: Справка по элементам управления в UI
От: Pzz Россия https://github.com/alexpevzner
Дата: 29.03.20 10:55
Оценка:
Здравствуйте, qaz77, Вы писали:

Q>В будущем, скорее всего, пассивная справка будет вытесняться активной, наподобие режима обучения в играх.

Q>Тут ИИ и пригодится, чтобы выдавать релевантные подсказки в зависимости от состояния программы и истории действий пользователя.

Ну да. Раньше можно было хранить в голове идею, что если полезешь примерно туда-то, то получишь там релевантную подсказку, всегда одну и ту же. А в недалеком светлом будующем там будет сидеть ИИ, и подсовывать тебе контекстную рекламу что ему заблагорассудится, в зависимости от его текущего настроения.
Re[2]: Справка по элементам управления в UI
От: Pzz Россия https://github.com/alexpevzner
Дата: 29.03.20 11:02
Оценка: +1
Здравствуйте, Sinclair, Вы писали:

S>Грубо говоря, то в УФМС пользователей в последнюю очередь интересует вопрос "что можно сделать с дверной ручкой". Их интересуют вопросы типа "где взять бланк заявления, чтобы сохранить старый загранпаспорт на руках при выдаче нового".


При этом у пользователя откуда-то в голове должна зародиться идея, что 1) старый ЗП можно сохранить (сама по себе эта возможность не является очевидной, и каждый раз, когда я приходил за очередным ЗП, условия игры были другими) 2) для этого надо написать заявление на бланке.

Если уж отталкиваться от задач, должна быть задача "получить ЗП", с опцией "сохранить старый ЗП" и открывающимся линком на бланк потребного для этого заявления, если эта опция активирована. А еще лучше, чтобы опция "сохранить старый ЗП" была всегда неявно активирована и отдельных заявлений не требовала.

Вообще, такое ощущение, что в мир ИТ под видом разработчиков пользовательского интерфейса проникли иноземные шпионы, и все, что они не делают, с человеческим разумом плохо совместимо. Предлагаю, шшионов изловить, а на эти должности поставить нормальных человеческих людей.
Re: Справка по элементам управления в UI
От: Carc Россия https://vk.com/gosha_mazov
Дата: 11.07.20 06:44
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Раньше у Microsoft была такая идея, что можно выбрать пункт меню, указатель мыши менялся со "стрелки" на "стрелку с вопросительным знаком" и потом можно было куда-нибудь ткнуть, и выводилась справка по этому элементу пользовательского интерфейса.


ЭФ>Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...

Я нечто подобное делал. Всплывающие подсказки при выделении команды меню. Если вкратце: то безо всяких курсоров-вопросов-со-стрелками и специальных режимов — все автоматически. Плюс есть некоторые нюансы.

Вот в этом посте "Re: Usability: 'Smart' Tips
Автор: Carc
Дата: 01.03.12
", в пункте 2 описано ("2) Второй вариант: всплывающая подсказка при выделении команды меню. ")

Оказалось вполне действенно и эффективно.
Aml Pages Home
Re: Справка по элементам управления в UI
От: Михaил  
Дата: 11.07.20 07:57
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Раньше у Microsoft была такая идея, что можно выбрать пункт меню, указатель мыши менялся со "стрелки" на "стрелку с вопросительным знаком" и потом можно было куда-нибудь ткнуть, и выводилась справка по этому элементу пользовательского интерфейса.


ЭФ>Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...


Такое все ещё иногда делают у сложных приложений (Эппл например):



этот режим больше раздражает, чем помогает. Лучше сесть и очень хорошо подумать об интуитивности, чем заставлять юзера читать эти подсказки.
Re: Справка по элементам управления в UI
От: Shtole  
Дата: 20.09.20 18:05
Оценка: 3 (1)
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Раньше у Microsoft была такая идея, что можно выбрать пункт меню, указатель мыши менялся со "стрелки" на "стрелку с вопросительным знаком" и потом можно было куда-нибудь ткнуть, и выводилась справка по этому элементу пользовательского интерфейса.


ЭФ>Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...


С этой идеей стало следующее:

1. Паразитный клик убрали -- подсказка выводится при наведении.
2. Отпала нужда в комментировании всего и вся в целях единообразия -> не стало идиотских комментариев к OK в духе: "Нажми сюда и выбранные тобой параметры применятся, а диалог закроется".
3. Текст стал максимально коротким, чтобы юзерам не пришлось читать "Войну и мир", чего они делать всё равно не стали бы -- юзеры не любят читать.
4. Текст стал плоским, поскольку разрабы всё равно напрягаются рисовать картинки, а если и рисуют, то иконки и на самих контролах.
5. Мышинный GUI уступает во многих областях тачу -> сама собой появилась тяга к единообразию в интерфейсах, чтобы они были понятны без подсказок. Универсальные иконки, вот это всё.
Do you want to develop an app?
Re[2]: Справка по элементам управления в UI
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 05.11.21 22:26
Оценка:
S> Мышинный GUI уступает во многих областях тачу

или наоборот —
http://rsdn.org/forum/flame.comp/8125420.all
Автор: Эйнсток Файр
Дата: 05.11.21
Re: Справка по элементам управления в UI
От: Marty Пират https://www.youtube.com/channel/UChp5PpQ6T4-93HbNF-8vSYg
Дата: 05.11.21 23:18
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Раньше у Microsoft была такая идея, что можно выбрать пункт меню, указатель мыши менялся со "стрелки" на "стрелку с вопросительным знаком" и потом можно было куда-нибудь ткнуть, и выводилась справка по этому элементу пользовательского интерфейса.


Насчёт пункта меню — не знаю, но для диалогов был флаг класса окна, который создавал кнопку в заголовке с вопросиком, которая делала описанное тобой


ЭФ>Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...


Я так делал, когда пытался делать хорошие программы. Я писал справку в специальном RTF-формате, компилировал её в WinHelp-файл, и связывание контролов со справкой было практически автоматическим. Заодно вроде и F1 работал.

У меня был кое-какой свой инструментарий для этого, и я его использовал до тех пор, пока MS окончательно не похоронил WinHelp и не перешёл на HtmlHelp. У меня были планы по миграции на HtmlHelp, но я забил
Маньяк Робокряк колесит по городу
Re[2]: Справка по элементам управления в UI
От: Эйнсток Файр Мухосранск Странный реагент
Дата: 05.11.21 23:50
Оценка: +1
M> я забил

И виноват в этом Microsoft и законы природы. Которые я и пытаюсь понять в этом топике.
Re: Справка по элементам управления в UI
От: rosencrantz США  
Дата: 06.11.21 00:45
Оценка:
Здравствуйте, Эйнсток Файр, Вы писали:

ЭФ>Раньше у Microsoft была такая идея, что можно выбрать пункт меню, указатель мыши менялся со "стрелки" на "стрелку с вопросительным знаком" и потом можно было куда-нибудь ткнуть, и выводилась справка по этому элементу пользовательского интерфейса.


ЭФ>Что стало с этой идеей, почему она не взлетела? Это же ускоряет изучение пользователем компьютерной системы...


За последние лет 25, что я имею какое-то отношение к компьютерам, субъективно наблюдается отрицательный рост мотивации пользователей изучать инструменты. Как-то раньше и книжку было прочитать не западло, и посидеть-потыкаться в аппликейшне ок. Сейчас ожидание, что любой человек с улицы должен быть способен включить аппликейшн, и успешно пройти пару основных сценариев. Если не получается, всё, это "хреновый UX", надо переделывать. Винда раньше здорово требовала всякие вещи типа там "открыть файл", "сохранить файл", "отправить по почте файл". Было хотя бы это понятие — "файл". Сейчас же нет такого. Сейчас "облачный документ". Слово "файл" знает всё меньше и меньше людей. Что вообще такое "сохранить"?
Re[2]: Справка по элементам управления в UI
От: Евгений Музыченко Франция https://software.muzychenko.net/ru
Дата: 06.11.21 09:07
Оценка: +1
Здравствуйте, rosencrantz, Вы писали:

R>Сейчас ожидание, что любой человек с улицы должен быть способен включить аппликейшн, и успешно пройти пару основных сценариев. Если не получается, всё, это "хреновый UX", надо переделывать.


Дык, закономерное следствие активной конкуренции и снижения порога входа в профессию. Те, кто не может делать сложные/эффективные/наукоемкие приложения, пытаются выезжать ориентацией на дурака, обещая нянчиться с юзером и везде водить за ручку, лишь бы платил. Это везде так — основная ориентация на то, чтобы завлечь клиента изначально, а там хоть трава не расти.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.