Разработка интерфейса
От: nesesser Удмуртия  
Дата: 13.09.06 09:30
Оценка:
Доброго всем времени суток.
Возник такой вопрос:
1) Должна ли usability выделяться как отдельный этап разработки? Нужно ли уделять этому особое внимание?
2) Кто должен заниамться разработкой usability? (разработчик или другие люди)
3) Как делаете вы? (как делают у вас в компании).
Re: Разработка интерфейса
От: eXod Россия  
Дата: 13.09.06 10:56
Оценка:
N>Доброго всем времени суток.
N>Возник такой вопрос:
N>1) Должна ли usability выделяться как отдельный этап разработки? Нужно ли уделять этому особое внимание?
N>2) Кто должен заниамться разработкой usability? (разработчик или другие люди)
N>3) Как делаете вы? (как делают у вас в компании).

1) Да, конечно. Причём этот этап должен предшествовать началу разработки, а по хорошему даже проектирования архитектуры. Хотя тут зависит от процесса. Если проектировать архитектуру на основе use case, то эти самые use case есть продукт деятельности юзабилистов и поставляются вместе с описанием интерфейса. Если нет, то можно по всякому, но желательно что бы проектировщики интерфейса(юзабилисты) учавствовали в процессе сбора и формирования требований.

2) Обычно юзабилити должны заниматсья выделенные люди — дизайнеры взаимодейтсвия(юзабилисты). У них есть специальные знания в этой области, а так же богатый опыт разработки интерфейсов, плюс очень хорошо, если юзабилист имеет подготовку в области психологии. Однако часто проектированием интерфейса занимаются разработчики или маркетологи. Это, конечно, не лучший вариант, т.к. скорее всего результаты буду хуже, чем если бы этим занимался юзабилист. Хотя и программисты могут этим заниматься, правда должны иметь соответствующую минимальную подгоовку, хотя бы прочитать Джоэла "Проетирование интерфейса для программистов" (или как-то так, перевод представлен на http://russian.joelonsoftware.com/).

3) Собственно я вот и являюсь тем самым юзабилистом. Так что у нас выделенный человек над этим работает(я=) ). Хотя последовательность разработки у нас не совсем правильная, часто прототипы создаются и изменяются, тестируются непосредственно в ходе кодинга... но что делать, не всегда сроки и бюджет позволяют сделать это полностью предварительно.
Re: Разработка интерфейса
От: Sinclair Россия https://github.com/evilguest/
Дата: 14.09.06 03:54
Оценка:
Здравствуйте, nesesser, Вы писали:

N>Доброго всем времени суток.

N>Возник такой вопрос:
N>1) Должна ли usability выделяться как отдельный этап разработки?
Имхо, нет. Сравни с вопросом "Должна ли производительность выделяться как отдельный этап разработки?". Наверное, нет. Просто если хочется, чтобы приложение было достаточно производительным, то нужно уделять этому внимание на всех этапах.
Так и с юзабилити. Надо просто учитывать ее при проектировании, реализации, тестировании и поддержке.
N> Нужно ли уделять этому особое внимание?
Если хотите, чтобы она была выше плинтуса — то да. Пока что в большинстве случаев программы, разработанные без внимания к юзабилити, получаются почти совершенно непригодными к использованию.
N>2) Кто должен заниамться разработкой usability? (разработчик или другие люди)
Гм. Юзабилити — это не какая-то отдельная фича. Поэтому, на мой скромный взгляд, ею должны заниматься просто все:
— продакт менеджер обязан определять набор требований к юзабилити
— проджект менеджер обязан координировать работу различных участников проекта. Например, обеспечивать использование результатов юзабилити-тестирования разработчиками для корректирования UI
— архитектор обязан учитывать требования usability при проектировании приложения
— разработчик обязан учитывать требования usability при реализации UI
— дизайнер обязан учитывать требования usability при рисовании графических элементов и определении стиля
— специалист по юзабилити обязан оценивать решения архитектора, разработчика, дизайнера и прочих с точки зрения юзабилити, и давать свои рекомендации по доработке продукта.

При этом мировые специалисты, типа С.Круга, считают, что "специалист по юзабилити" — это нифига не профессия, а просто отношение к потребительским свойствам продукта. И что любой человек, оборудованный ненулевым количеством здравого смысла, способен ею заниматься.
Я часто сталкиваюсь с тем, что разработчики не могут решить, как реализовать что-то в UI. На рекомендацию сделать так, как удобнее пользователю, они говорят что-то вроде: "но ведь совсем не факт, что пользователю будет удобно то, что удобно мне". Моя точка зрения: Зато то, что неудобно тебе, уж совершенно точно будет неудобно и пользователю.

N>3) Как делаете вы? (как делают у вас в компании).

Мы делаем неправильно, но скоро это исправим.
1.1.4 stable rev. 510
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
Re[2]: Разработка интерфейса
От: dmitre Россия http://del.icio.us/dmitre
Дата: 14.09.06 07:53
Оценка: 1 (1)
Здравствуйте, Sinclair, Вы писали:

1. Главное в этом деле определить, что же такое юзабилити :}. ISO 9241-11 предлагает такую формулировку:

The extent to which a product can be used by specified users to achieve specified goals with effectiveness, efficiency and satisfaction in a specified context of use.

В переводе Головача:
Степень, в которой продукт может быть использован определенными пользователями при определенном контексте использования для достижения определенных целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью.

При таком определении, юзабилити получается свойством продукта. Потому в отдельный процесс можно вынести лишь действия (исследование пользователей, проектирование интерфейса, юзабилити-тестирования), которые помогают достичь нужных свойств, но никак не само юзабилити.


2. Практики показывает, что в объемных проектах отдельного разработчика, менеджера проекта не хватает на то, чтобы целенаправленно думать о юзабилити. Часто бывает что когда юзабилити занимаются все, то ей не занимается никто :}.
В небольших проектах, например, в shareware над юзабилити может работать один человек, он же занимается программированием и маркетингом, и управлением :}
Вам придётся самим решить, даёт ли пользу в Вашем проекта наём "юзабилиста", тот ли у Вас масштаб (словом "юзабилист" обозначим и проектировщика интерфейса, и юзабилити-тестера, и user researcher)

Если снова обратиться к переводу определения ISO 9241-11, то у нас в компании определением кто пользователь, контекста использования, цели пользователей и степень в которой "эффективность, продуктивность и удовлетовренность" — занимается аналитик и проектировщик интерфейса (я). Затем проектировщик интерфейса всё проектирует, советуясь с участнегами.
Отдельный человек — юзабилити-тестер — проводит серию тестирований на то, что предложенное решение достигает должной степени эффективности, продуктивности и удовлетворенности.

Это если очень грубо. Есть детали и нюансы, которые опущу.

3. У нас в компании стараемся делать правильно.
Re[3]: Разработка интерфейса
От: nesesser Удмуртия  
Дата: 14.09.06 11:26
Оценка:
Здравствуйте, dmitre, Вы писали:

D>3. У нас в компании стараемся делать правильно.

Круто!
Интересно, сколько человек в вашей компании? Каков масштаб такой компании, которая может себе позволить серьезно относиться к юзабилити?
Например, в нашей компании ~150чел, но к юзабилити отношение посредственное.
Re[2]: Разработка интерфейса
От: Аноним  
Дата: 14.09.06 11:26
Оценка:
См. также ISO 18529 Описания процессов человеко-ориентированных жизненных циклов разработки ПО и аппаратных средств
Re[4]: Разработка интерфейса
От: dmitre Россия http://del.icio.us/dmitre
Дата: 14.09.06 19:58
Оценка:
Здравствуйте, nesesser, Вы писали:

Чуть меньше 400 человек, я полагаю. Мне кажется, что отношение к юзабилити "зависит" от типа выпускаемой продукции. В некоторых нишах еще можно позволить себе халявить, выезжать только за счёт фич. У нас коробочные продукты, технологии-фичи выравниваются и юзабилити является одним из конкурентных преимуществ.

Дмитрий
Re[4]: Разработка интерфейса
От: qs Россия  
Дата: 19.09.06 12:34
Оценка:
Здравствуйте, nesesser, Вы писали:

N>Здравствуйте, dmitre, Вы писали:


D>>3. У нас в компании стараемся делать правильно.

N>Круто!
N>Интересно, сколько человек в вашей компании? Каков масштаб такой компании, которая может себе позволить серьезно относиться к юзабилити?
N>Например, в нашей компании ~150чел, но к юзабилити отношение посредственное.
Я сам, к примеру, работал в компании из 20 человек, где разработкой интерфейсов занимался (да и сейчас занимается) отдельный отдел из нескольких человек.
Re: Разработка интерфейса
От: qs Россия  
Дата: 19.09.06 12:43
Оценка:
Здравствуйте, nesesser, Вы писали:

N>Доброго всем времени суток.

N>Возник такой вопрос:
N>1) Должна ли usability выделяться как отдельный этап разработки? Нужно ли уделять этому особое внимание?
N>2) Кто должен заниамться разработкой usability? (разработчик или другие люди)
N>3) Как делаете вы? (как делают у вас в компании).

1) Да, должна, при работе над проектом, по времени, занимающем более трех месяцев. Внимание уделять стоит, т.к. сейчас уже не те времена, когда у пользователей (кастомеров) не было выбора при покупке ПО, теперь такой выбор есть и пользователь выбирает продукт не только по критерию "куча фич" но и по критерию "с ним удобно работать". Причем не всегда известно какой из этих критериев главнее.
2) Хорошо, когда разработчик разбирается и имеет какое-то седьмое чувство "юзабилити", но все же каждый должен заниматься своим делом (при большом проекте, учтите главный критерий оценки компании — не количество человек, а все же длительность проекта, который ей поручен). Хороший программист очень редко хорошо проектирует взаимодействие, все-таки у него задачи и интересы другие.
3) Специально обученные люди занимаются GUI.
Re: Разработка интерфейса
От: Spidola Россия http://www.usametrics.ru
Дата: 29.09.06 09:09
Оценка:
Здравствуйте, nesesser, Вы писали:

Отвечали много, но хотелось бы немного сместить акценты...

N>Возник такой вопрос:

N>1) Должна ли usability выделяться как отдельный этап разработки? Нужно ли уделять этому особое внимание?

В общем случае — да. Только это не отдельный этап, а несколько подпроцессов, которые могут буть запараллелены с другими подпроцессами. Как каждый процесс, должны быть входные и выходные данные, переходящие в другие процессы.

Также зависит от типа программного обеспечения. Чем более типовые задачи (типовые, с точки зрения существующих функциональных аналогов) стоят при разработке ПО, тем больше нужно использовать типовые рекомендации и стандарты (например, рекомендации по GUI от MS)

N>2) Кто должен заниамться разработкой usability? (разработчик или другие люди)


Здесь скорее речь идёт не о "разработке usability", а о нескольких функциях (грубо):
— проектирование интерфейса;
— контроль за реализацией;
— тестирование интерфейса.

Вот если первое и второе — функции, которые можно отдать специально обученным людям (имеется ввиду не выделенным, а имеющим некоторый теоретический навык), то третье — это скорее специальные люди или оутсорсинг, поскольку тестирование подразумевает специальный процесс, начиная с рекрутинга респондентов и заканчивая точными рекомендациями по созданию и усовершенствованию дизайна. А это уже требует знание специальных методик, административных мощностей, оборудования и программного обеспечения.

N>3) Как делаете вы? (как делают у вас в компании).


Сейчас следуем рекомендациям MS и периодически проыводим usability тестирование своими силами. Отдельного подразделения пока нет.
... << RSDN@Home 1.1.4 stable SR1 rev. 568>>
Re: Разработка интерфейса
От: sraider http://dvinogradov.blogspot.com
Дата: 06.10.06 11:27
Оценка:
N>Доброго всем времени суток.
N>Возник такой вопрос:
N>1) Должна ли usability выделяться как отдельный этап разработки? Нужно ли уделять этому особое внимание?
N>2) Кто должен заниамться разработкой usability? (разработчик или другие люди)
N>3) Как делаете вы? (как делают у вас в компании).

Мы делаем как завещал великий Купер. Подробности детально описаны в его книге "Психбольница в руках пациентов". Очень рекомендую к прочтению.

Usability мы отдельно не выделяем, но выделяем отдельный этап "Разработка интерфейса" — у нас это следующий этап после "Сбора требований". Идет разработка интерфейса ДО разработки архитектуры, до кодирования и тому подобных штук.

Разработкой интерфейса у нас занимается отдельный человек, планируем отдавать этот этап на outsorcing.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.