Всем привет!
Может подскажет кто, вдруг опыт был, хотя боюсь нужны юристы будут.
Клиент хочет custom development, чтобы мы добавили к проекту 1-3% функционала.
И хочет эксклюзив на этот функционал, т.е. чтобы мы никому его больше не продавали.
И еще он хочет зарегистрировать как-то получившийся продукт на себя в роспатенте и/или реестре минкомсвязи.
Такое же сложно разрулить, чтобы у нас не было проблем с основным продуктом?
Я почему то уверен что этот клиент это такой человек одиночка который с острым умом который хочет заказать на 10 тыс рублей, а потом создавать вам проблем на милионы.
К>Я почему то уверен что этот клиент это такой человек одиночка который с острым умом который хочет заказать на 10 тыс рублей, а потом создавать вам проблем на милионы.
Не, там суммы выше — сотни часов разработки — примерно сопоставимы с проблемами)
Здравствуйте, eustin, Вы писали:
К>>Я почему то уверен что этот клиент это такой человек одиночка который с острым умом который хочет заказать на 10 тыс рублей, а потом создавать вам проблем на милионы.
E>Не, там суммы выше — сотни часов разработки — примерно сопоставимы с проблемами)
Да выкатить ценник x10, если уверены, что эти фичи не пригодятся в основном продукте, и всё.
И имхо тут надо давать эксклюзив на код, написанный в данный момент, но не на идею фичи как таковую. С тем, чтобы можно было другому клиенту сделать то же самое заново, с нуля. Иначе это потенциальная блокировка развития проекта. У меня были случаи, когда небольшие фичи переростали в отдельный продукт, который приносил гораздо больше основного (и становился основным).
Здравствуйте, eustin, Вы писали:
E>И еще он хочет зарегистрировать как-то получившийся продукт на себя в роспатенте и/или реестре минкомсвязи.
Что-то мне кажется что это будет способ вас кинуть таким способом т.к. зарегистрированное в роспатенте может быть проблемой если вы там сами не зарегистрированы. Ведь они будут регистрировать не 3% за которые заплатили, а 100% вашего + 3% за что заплатили, в итоге они за 3% получают ваших 100% зареганных в роспатенте, хех. Если бы я был ушлым челиком (кстати, пробей что за люди к тебе пришли, посмотри картотеку арбитражных дел по их фамилиям), то так бы и сделал, а потом бы в суде заставил ещё и код отдать, либо компанию отобрал, либо запретил распространение ПО на территории РФ. E>Такое же сложно разрулить, чтобы у нас не было проблем с основным продуктом?
Мне кажется, это должен быть продукт с ребрендом под бренд кастомера и не эксклюзивные какие-то права. Наверное это должна быть какая-то специальная лицензия на 3 года с правом продления. Это нужно для того чтобы нельзя было в будущем заблокировать разработку/интеграцию этого же функционала в ваш софт и его продажу, т.е. вам либо платят за эксклюзив, либо вы интегрируете эти 3% к себе либо через отдельную разработку, либо то, что сделаете и продаёте сами.
Да и вообще почему бы с них ещё и роялти не брать за продажу каждой лицензии под их брендом?
P.S. Это всё похоже на OEM разработку железа под брендом заказчика, вот только железо отгрузят и забудут, а софт не отгрузишь т.к. его надо и можно будет сопровождать и доделывать если надо.
Здравствуйте, eustin, Вы писали:
E>Клиент хочет custom development, чтобы мы добавили к проекту 1-3% функционала. E>И хочет эксклюзив на этот функционал, т.е. чтобы мы никому его больше не продавали. E>И еще он хочет зарегистрировать как-то получившийся продукт на себя в роспатенте и/или реестре минкомсвязи. E>Такое же сложно разрулить, чтобы у нас не было проблем с основным продуктом?
Предложите сделать это как плагин, это если вообще охота заморачиваться. Ну чтобы не получилось так, что вы им всю программу отдадите. Особенно с этими регистрациями в реестре.
Да и оно вообще стоит того? Я в таких случая всегда выбираю потратить деньги на развитие продукта чтобы его больше покупали. Кастом дев — та еще клоака.
Здравствуйте, eustin, Вы писали: E>Клиент хочет custom development, чтобы мы добавили к проекту 1-3% функционала. E>И хочет эксклюзив на этот функционал, т.е. чтобы мы никому его больше не продавали.
Думаю этот клиент будет выносить вам мозг как во время разработки так и после. Посудите сами, если они хотят заиметь фичу X, так чтобы никто другой ее не получил, зачем?
У меня все кастомные доработки идует по такому алгоритму:
1) Клиент: хочу XXX
2) Думаю будет ли это полезно другим. Если нет — отказ, даже за деньги.
3) Если клиент хочет срочно — выставляю ценник. Если несрочно и фича реально полезная, могу сделать и бесплатно.
4) В платном случае клиент предупреждается что его фичи будет влиты в основной продукт.
5) Если клиент не согласен — отказ.
Приоритет всегда на развитии своего продукта. То, что кому то надо "с перламутровыми пуговицами" это их проблемы.
Кастомная доработка это геморрой, а ее слияние с новыми релизами — двойной геморой.
А моя цель иметь высококачественный продукт который делает полезные вещи для максимального числа пользователей.
Здравствуйте, eustin, Вы писали:
E>И еще он хочет зарегистрировать как-то получившийся продукт на себя в роспатенте и/или реестре минкомсвязи.
А жопка у вашего клиента не слипнется за 3% вклада делать только себя автором? Вот это ни в коем случае! Авторы продукта по-любому вы, а не клиент, как уже Kernan написал, после такой регистрации вам вообще сложно будет доказать права на основной продукт.
В крайнем случае, региструете чисто на себя основной продукт, а на доработанный оформляете отдельную совместную регистрацию. Причем чтобы была хорошая разница в датах регистрации.
Здравствуйте, eustin, Вы писали:
E>Может подскажет кто, вдруг опыт был, хотя боюсь нужны юристы будут. E>Клиент хочет custom development, чтобы мы добавили к проекту 1-3% функционала.
Что за фичи — интеграция со специфическим продуктом клиента, или общий функционал, который может быть теоретически полезным другим? Что за клиент — госконтора, инвесторский фонд, неконкурирущее предприятие с работающим бизнесом (завод какой-нибудь), мутный стартап из одного человека? Сколько лет он в бизнесе и чем занимался раньше?
E>И хочет эксклюзив на этот функционал, т.е. чтобы мы никому его больше не продавали.
Вот это — ОГРОМНЫЙ красный флаг. Зачем нормальному клиенту это надо? Перепродавать через свои каналы? Тогда можно сделать функционал в виде плагина, и разделить права, но тут возникнет куча конфликтов интересов, если оно будет продаваться:
1. У клиента будет интерес заменить ваш продукт чем-то другим, чтобы не делиться с вами прибылью.
2. У вас будет интерес скопировать функционал клиента и увести у него юзеров.
Ни к чему хорошему такое не приводит (см. тот же Citrix vs. Microsoft с WinFrame/Terminal Services).
E>И еще он хочет зарегистрировать как-то получившийся продукт на себя в роспатенте и/или реестре минкомсвязи.
Это еще более огромный красный флаг. С 99% вероятностью, договор будет так составлен, чтобы потом в суде доказать, что вы фактически продали ему права на продукт, а доработки были предпродажной подготовкой. Причем, тут могут подключаться разные степени админресурса, подкупа соответствующих людей, подмен страниц договора и т.п.
E>Такое же сложно разрулить, чтобы у нас не было проблем с основным продуктом?
Можно, если понять, зачем ему это реально надо, и предложить схему, при которой у вас не будет интереса кинуть друг друга. Скажем, клиент активно ищет покупателей и перепродает им продукт за маржу. Если для этого нужны кастомные фичи, то он их может предоплачивать, а потом получать эти деньги обратно в виде % с продаж найденных им пользователей. Но надо договариваться, чтобы он не "искал" их, тупо продавая ваш продукт на N% дешевле вашего list price.
Если перепродавать на словах не планирует, но по прежнему хочет регистрации в роспатенте и т.п. — это практически 100% попытка отжать бизнес.
E>>И еще он хочет зарегистрировать как-то получившийся продукт на себя в роспатенте и/или реестре минкомсвязи. Q>Это еще более огромный красный флаг. С 99% вероятностью, договор будет так составлен, чтобы потом в суде доказать, что вы фактически продали ему права на продукт, а доработки были предпродажной подготовкой. Причем, тут могут подключаться разные степени админресурса, подкупа соответствующих людей, подмен страниц договора и т.п.
Если заключать договор через СКБ Контур — Диадок, то ничего не подменят и потом вечное хранение юридически значимого неподделываемого договора.
IMHO нужно самим зарегать права на свой продукт, хотя бы проставиь в каждом сорце свой (c) Copyright и сделать юридически значимые метки времени этих файлов в КриптоАРМ или хотя бы КриптоПро TSPUtil.
Если согласны на исключительность его фич, то сделать их плагином.
Клиенту предложить исключительную лицензию на такой плагин и НЕисключительную на сам продукт.