Re[3]: Фриланс: за и против
От: Niemand Австралия  
Дата: 24.02.20 09:33
Оценка: 34 (4) +1
Здравствуйте, c3p0, Вы писали:

C>Руководство по продаже бизнеса:


C>1. Создать продукт и начать его продавать.

C>2. Зарегистрировать компанию в развитой стране.
C>3. Переехать туда физически и открыть головной офис (пусть даже в гараже).
C>4. Получить предложение о поглощении, подписать NDA, пройти due-дилижанс, заключить сделку.
C>5. Profit.

C>Схема понятна, но нереализуема без пункта 3.


во время постройки

0.1. не пообещать никому ни единого кусочка. а если пообещал — заставить "получателя" подписать бумагу, что тот не хочет.
0.2. не юзать опенсорс — потом все расходы на его выковыривание лягут на тебя. или надо будет договариваться о лицензии по принципу "а куда ты денешься с подводной лодки?". я о этот прекрасный AGPL
0.3. сделать все ключевые контракты так, что бы их нельзя было разорвать менее, чем за 3-6 месяцев. Очередь с ложками будет стоять длинная
0.4. всех ключевых людей зафиксировать через LTI — кешем или ESOP.
0.5. еще раз — никому ничего не обещать.
0.6. все покрыть конкрактами. абсолютно все.
0.7. не подписывать длительных договоров аренды, вообще ничего длиннее 3 лет.
0.8. реселлеры и партнеры — никаких постоянных или экслюзивных контрактов. все временное, с возможностью непродления.
0.9. бояться слова "partnership", любить выражение "strategic partnership" в странах с британским правом.
0.10. если кто-то что-то где-то сделал для тебя бесплатно — см. 0.1.
0.11. выучить ставку CGT в своей юрисдикции, если надо — сделать правильный траст. Стоит копейки, а потом может стоить очень дорого.
0.12. купить PI Insurance и при каждом значимом инциденте говорить со своим брокером.

перед DD:

3.1. закрыть все щели, где нет договоров. При этом важно не иметь LOI на руках, иначе суд
3.2. COMPLIANCE! шифрования, PCI, вся другая дичь, Data Sovereignty, Penetration Test.
3.3. еще раз — всех ключевых людей зафиксировать через LTI — кешем или ESOP. Потому что первое время все будут в шоке, а тебе еще earnouts зарабатывать.
3.4. сделать DD на покупателя. Они 20-60% суммы отдадут своими акциями в escrow. Хош — не хош, а будешь шарехолдером покупателя.
3.5. еще раз перебрать в уме всех, кто может засудить. Поговорить со страховым брокером.
3.6. придумать целостную историю, почему продаешь, в которой доходы фирмы должны вырасти и протаранить МКС.
3.7. постараться сделать себя ненужным. Иначе будет 1-3 года ада. Переход их владельца фирмы в рядового сотрудинка — не самая легкая вещь.

DD:

4.1. НЕ ВРАТЬ.
4.2. лучше не приукрашивать, наоборот держать в рукаве туз (незарелизеный продукт например), который должен резко выстрелить.
4.3. не нанимать адвокатов за процент — чисто почасово.
4.4. не вести коммерческие переговоры через юристов. Все что по сути — только напрямую, юристы пусть ищут херню заложенную другими юристами
4.5. юристы != покупатель. Они всегда всунут какую-то абсолютно неприемлемую ересь (типа 100% гарантии что нет багов или возможность вернуть компанию или ее часть через время, если так захочется) на случай "а вдруг прокатит". В таком случае самый дешевый вариант — напрямую сказать покупателю чтобы успокоил юристов и вы оба не тратили деньги.
4.6. без юриста договор подписывать нельзя.
4.7. стараться сделать completion date в день подписания. иначе будет 1-2 недели большой жести.
4.8. очень серьезно отнестись к restraints и non-compete. А то могут запретить программировать на всей планете лет 10. Non-compete — только со своим бизнесом, не со всем материнским.
4.9. если очень сильно хочется продаться — при разговорах с покупателем лучше вести себя на половину как подчиненный. Если задача вырвать больше денег — как хочешь

C>Вопрос, можно ли продать бизнес, не присутствуя физически в стране/юристдикции продажи? Мне кажется — нет.


фактически нет

C>В России в принципе не стал бы продавать бизнес. Не доверяю российскому NDA. Например, хочет у меня купить бизнес российская компания, подписываем NDA.

C>Сливаю всю информацию (продажи, сотрудники, рынок, и т.д.), в ответ получаю "Нет, мы передумали". А если эта компания была конкурентом?

а тут все такие белые принцы на единорогах? как правило конкуренты делают слияние, а если таки покупка — то это либо база, либо попытка получить лучшую технологию. Потому часто инсайд не всегда супер полезен. Ну и вообще DD — дорога с двухсторонним движением. Если продукт не помирает, то в основном покупатели — это те, кто может сильно разогнать продукт (например есть клиентская база).
If the message above is in English — means I'm wasting my work time and work computer to post here. No hard feelings
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.