Интересуют мнения, опыт и практика по оценке небольших fixed price проектов для одиночных фрилансеров и небольших команд разработчиков.
Так сложилось, что уже довольно давно работаю на upWork, но проекты были длительные и почасовые, всего на нескольких заказчиков. В итоге рейт приблизился к разумному максимуму по моей специализации, а хочется большего. Есть опыт тим лидства, некоторого проджект менеджмента, но с "бизнес"-частью плохо.
Пытаюсь разобраться и научиться работать по fixed price, чтобы это было мне выгодно. Основная идея — если правильно оценить фикс прайс и смочь это "продать", то можно заработать больше, чем на почасовой. Кроме того, работу по фикс прайс легче (?) масштабировать за счет привлечения субподрядчиков, т.к. с тебя требуется результат, а не демонстрация работы N людей.
Допустим речь идет о небольших проектах на месяц — два. Также, допустим, речь идет не о тиражируемых решениях, а о сравнительно сложных, новых для исполнителя разработках. Т.е. не типовые веб сайты, а довольно хардкорная ява, питон и т.п.
Итак вопросы по порядку:
1. Чтобы оценить время разработки на месяц, мне нужно потратить дня два — три на проработку ТЗ, архитектуры, плана, разбивки на задачи.
Как объяснить это клиенту и сделать так, чтобы он за это заплатил?
2. В условиях, когда клиент и исполнитель не знают друг друга, находятся в разных правовых пространствах, объективно не могут друг другу доверять, как вообще работать?
За последние несколько месяцев на апВорке, да и не только, сложилось впечатление, что абсолютное большинство небольших заказчиков так или иначе пытаются хитрить, оттягивать платежи, кидать (хотя, весь отрицательный опыт у меня и товарищей — по клиентам из РФ).
Просить предоплату в таких условиях похоже бессмысленно.
Я так понимаю, надо бить проект на недельные этапы и рисковать каждый раз неоплатой недели работы.
После оплаты первого этапа клиент заинтересован платить дальше до предпоследнего этапа включительно, т.к. уже вложился, и рискует остаться с незавершенным проектом.
А вот за последний этап клиент может при желании не заплатить или сильно оттянуть оплату, ставя ее в зависимость от багфиксинга и большого количества доработок, таким образом шантажируя исполнителя.
Какая практика по этому вопросу?
3. Если проект fixed price — сколько заложить времени на баг фиксинг, общение с клиентом, решение потенциальных, заранее неизвестных проблем и т.п.?
4. Что делать с багами по вине исполнителя, которые могут быть выявлены после завершения проекта и оплаты? Устанавливать гарантийный срок?
5. Что делать с проектами, требующими сравнительно больших временных затрат на исследование вариантов идеи, которые могут закончиться неудачей?
Т.е. например клиент хочет нечто новое, сложное, что в принципе можно сделать, но не 100%, что все будет работать.
Допустим, мне надо 3 — 5 дней на проверку идеи.
Почему клиент решит оплачивать мой труд с неизвестным результатом?
Пока по моему первому опыту месячного фикс прайс проекта получилось так:
Время разработки я оценил довольно хорошо и укладываюсь в него. Время на багфиксинг, общение, демо и т.п. я оценил сильно неверно.
Насколько сейчас вижу, чтобы быть в плюсе, мне надо было заложить стоимость в два раза больше, чем затрачивается непосредственно на разработку.
Выглядеть это будет так: Клиент общается с человеком, у которого и так достаточно высокий рейт. Человек говорит, что у него разработка займет месяц. Но цена будет как за два месяца. Почему бы не нанять трех индусов вместо этого? Как это преподнести клиенту?