Досадные особенности софтварного рынка
От: Freid  
Дата: 06.09.11 13:06
Оценка:
Доброго времени суток, граждане софтварщики.

Я программист с приличным стажем и кое-какими навыками в области десктопных и сетевых программ. В целом, я обычный кодер и мне постоянно кажется, что я знаю и умею меньше, чем хотелось бы. У меня достаточно узкая специализация — всю свою профессиональную деятельность я пишу не шибко сложные программы под виндовоз. Линукс я освоил только в области консольного кодинга, а про Мак ось я знаю только о том, что такая существует

И вот, решил я замахнуться на создание какого-нибудь своего собственного стоящего и долгоиграющего проекта, чтобы потом самостоятельно продавать продукт и, соответственно, пожинать плоды своих трудов. Если дело пойдет, то количество проектов должно расти, прибыль увеличиваться, ну и так далее.
У меня есть несколько коллег, которые согласны мне помочь с разработкой на условиях партнерства, а также дизайнер для рисования и бывший сеошник для консультаций.

Осталось выбрать нишу, спроектировать программу и ринуться за орденами. И вот здесь-то я уткнулся в преграду. И хоть сама эта преграда и так давно была очевидна, но сейчас она стала в полный рост, я ее пристально рассмотрел и теперь она упорно отбивает у меня всякое желание бороться.
С одной стороны, мы не ищем легких путей, а с другой — я почему-то не вижу выхода из этого тупика.

Теперь объясню, собственно проблему.

На мой взгляд, рынок десктопного ПО перенасыщен. Я перебрал самые разные варианты и что бы я ни выбрал, каждый раз оказывалось, что конкурентов там УЖЕ огромное количество и их уровень не то, что высок, а недосягаемо высок! Они потратили годы(!) на разработку своих программ и их продвижение. Для того, чтобы приблизиться к их продуктам, мне нужно будет потратить вероятно даже не человеко-месяцы, а человеко-годы! И это при том, что я буду работать не один. А если же работать на фултайме и по вечерам попиливать свой проект, то хорошо бы успеть к пенсии

В процессе поисков я нашел массу самых неожиданных и занятных чужих проектов, решающих такие проблемы, о которых я даже не догадывался. Но и у них тоже масса конкурентов. Файлопомойки просто ломятся от разнообразия самых разных программ и мне кажется, что 90% из них вообще не может продаться, потому что они гарантированно затеряются среди более навороченных вариантов!

Далее. В обычном офлайновом бизнесе эта проблема решается путем конкуренции по цене. То есть, более качественный товар стОит дороже, а порой и значительно дороже менее качественного.
Отлично. Казалось бы — вот и ответ!
НО только не в области софта. Здесь такой подход просто не сработает. Почему? А вот почему:

Предположим есть продукт А, который имеет весь необходимый функционал, оттестирован и вылизан за годы продаж, имеет массу довольных пользователей, отличных отзывов и обзоров. Он проверен временем как швейцарский банк! Купив данную программу человек может быть полностью уверен в том, что он получит качественное решение всех его соответствующих проблем.

И есть более новый продукт Б, который имеет более скромный функционал, общее его качество неизвестно, отзывов нет и что получит покупатель в обмен на свои деньги, соответственно, — загадка.

И теперь, казалось бы, чтобы решить данную проблему, нужно просто продавать продукт Б по более низкой цене, чем А. Выглядит логично.
Но, дело в том, что цена продукта А = $30!!! Та самая "канистра бензина", о которой талдычат всякие шароварные руководства. И КАК теперь продукт Б вообще может тягаться со своим прямым конкурентом?! Поставить цену $15-20? Но какой человек в здравом уме будет экономить $10, покупая кота в мешке??? Человек, который зажмет эту сумму, скорее найдет кряк да и всё! А тот, кто хочет получить оптимальное и гарантированное решение своей проблемы, с радостью переплатит эти жалкие копейки, чтобы получить проверенный и уж точно качественный продукт!

К тому же, цены на массовый софт не так уж и велики, чтобы даже теоретически можно было конкурировать по этому параметру. Обычно, это где-то от 15-20 до 100-150 долларов за копию, при чем, что внутри отдельно взятой ниши этот разброс ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше.
Тем более, что уже написанный софт не требует никаких затрат для производства новых копий, а, следовательно, уровень цены ограничен только лишь спросом. Поэтому лидеру ничего не стоит сокращать цену до любых пределов, реагируя на новых участников рынка и просто выбивая новичков
из его ниши. В то время как новички не могут себе позволить снижать планку цены слишком сильно, потому что им нужно инвестировать в разработку для того, чтобы догнать флагманов и эта цель будет достигнута очень не скоро если вообще это когда-либо случится.

Все говорят — надо сделать программу ЛУЧШЕ, чем у конкурентов. Отличная мысль!
Но даже догнать конкурента с ходу врядли возможно, потому что у него огромное преимущество по времени и ресурсам — они на рынке давно, уже получили прибыль и готовы инвестировать в дальнейшее развитие. В то время как новый разработчик не имеет средств даже на то, чтобы реализовать весь набор фичей конкурента и добиться того же самого уровня качества! Что уже говорить о том, чтобы сделать лучше... И это заведомо проигрышная ситуация. По логике вещей, продукт Б никогда не будет успешным и всегда будет пребывать на убыточной позиции догоняющего.

Но даже если удастся сделать какие-то новые фичи, которых нет у конкурента, то это все равно ничего не решит, потому что конкурент имеет достаточно ресурсов, чтобы быстренько прикрутить нужный функционал к своему продукту и снова оказаться впереди планеты всей.

Я правильно понимаю ситуацию?

А теперь рассмотрим еще один интересный момент.

В офлайновом бизнесе при таких раскладах существует вариант решения данной проблемы — чисто географическое увеличение дистанции между продавцами.
Если есть какой-то серьезный конкурент, то можно просто поставить свой магазин по-дальше и люди будут покупать потому что:

а) им лень ехать к конкуренту
б) они вообще не в курсе, что существует более продвинутый (или дешевый) конкурент, а значит, кто первый впарил, тот и победил.

Но в онлайновом бизнесе это опять же не работает!!! Потому что здесь нет расстояний! Максимум — это языковой барьер, но даже китаец сможет легко пользоваться англоязычной программой.
Как люди обычно ищут софт?
Прежде всего, они используют поисковики. И, я уверен, что 90% искателей находят там всё, что им нужно и этим ограничиваются. Но тот же самый продукт А всегда будет стоять значительно выше в поисковой раздаче, чем новый продукт Б, потому что они уже давным давно занимаются продвижением своих сайтов и имеют отличную инфраструктуру.
Авторам же продукта Б придется постоянно вкладываться в продвижение, но так как при выборе между этими двумя альтернативами, покупатель скорее выберет продукт А, то новичок будет снова терять деньги. И хоть маркетинг, конечно, рулит, но мы видим, что в интернете он не так уж хорош, потому что здесь все предложения на виду — достаточно только ввести правильный ключевик в строку поиска. Поэтому ситуация, когда покупатель не осведомлен об альтернативных рыночных предложениях, здесь слишком маловероятна, а конкуренция в поисковиках — это слишком длительное и затратное мероприятие.
Отсюда, я опять прихожу к выводу, что старт нового продукта в этих условиях слишком рискован...

Казалось бы, если сравнить весь рынок софта с обычным базаром, то на базаре тоже, вобщем-то тысяча и один фермер продают одну и ту же картошку. Но там, во-первых, хорошая картошка быстро заканчивается, а во вторых есть очереди, в которых многие не любят стоять, да и предложения не ранжированы по поисковой раздаче, а пересмотреть все у многих не хватит терпения. Вот и получается, что такая модель хоть и сходна, но не вполне соответствует онлайн-бизнесу.

Тогда остается только одно — искать такую нишу, где будет минимум конкурентов и все они будут иметь вполне досягаемый уровень. Но это тоже не вариант! Ведь это явно говорит о том, что ниша низкоприбыльная, иначе нашлось бы огромное количество желающих и снова появляются все те проблемы, которые я описал выше.

Последний вариант — это ниша совсем без конкурентов. Но, мне кажется, что таких ниш в области десктопного софта просто не существует! За те 20 лет (а то и больше) развития вычислительных систем и персональных компьютеров, передовые корыстные умы уже выявили и определили ВСЕ возможные потребности конечных пользователей и все хоть как-либо востребованные ниши уже заняты. К тому же, если нет конкурентов, то слишком высок риск того, что такой ниши де-факто вообще не существует или же она убыточна.

Вот, собственно, те соображения, которые лишают меня всякого энтузиазма
Я понимаю, что это всё теория и на практике все может быть иначе, но я никак не могу увидеть свет в конце тоннеля.
Неужели всё так плохо??? Как вы вообще решаете описанные мной проблемы?

Реально ли начать свой бизнес в области разработки и продаж коммерческого и именно десктопного софта в наши дни?
Я пробовал зондировать почву в области веб-программирования и серверных приложений, но там ситуация точно такая же, да еще и усугубляется недостатком моих знаний и навыков в этой области. Поэтому я решил не выдумывать велосипед и оставаться в рамках классического десктопного софта, но тут уже столько всего понаделано, что обрести свое место под солнцем — это задача, как мне кажется, почти нереальная.

Но так ли это на самом деле???

Кто прочел весь опус, спасибо за внимание
Надеюсь на плодотворное обсуждение, поддержку и понимание, даже не смотря на то, что плодить конкурентов не выгодно никому.
проблемы при вступлении в софтварный бизнес
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.