Тайская компания
От: D. Mon Великобритания http://thedeemon.livejournal.com
Дата: 21.10.10 08:45
Оценка: 212 (40) +2
По заявкам трудящихся делюсь опытом.

Немногие знают, что Таиланд — не только приятное место для жизни, но и хорошее место для ведения бизнеса. В рейтинге от The World Bank ( http://www.doingbusiness.org/ ) по простоте ведения бизнеса Тай на 12 месте в мире (для сравнения: Япония — 15, Финляндия — 16, Германия — 25, Бангладеш — 119, Россия — 120, Гондурас — 141, Украина — 142 ). И мой личный опыт вполне это подтверждает.

Памятка: 1 тайский бат = 1.02 рубля, так что можно в тексте баты смело заменять рублями.

1. Открытие компании.
Иностранец не может быть в Тае ИП, поэтому нужна компания. Доступных вариантов как бы два — представительство иностранной компании и тайская компания. Первый вариант очень ограничен в том, чем он может заниматься, поэтому остается тайская компания. Для создания тайской компании нужно не менее 3 учредителей, и хотя бы один из них должен быть тайцем. Поскольку тайская компания — это основной легальный способ иностранцу владеть землей (иностранное физ.лицо землю покупать не может), а землю и недвижимость иностранцы тут скупают активно, процесс создания тайских компаний под иностранцев тут хорошо отлажен и поставлен на поток. Этим занимается масса юридических и консалтинговых контор, которые подготовят все необхоимые документы и их переводы, сами обойдут все гос.органы и везде зарегистрируют. Заодно и разрешение на работу оформят. От будущего директора нужно только паспорт с бизнес-визой (такая виза получается за день и $60 в соседнем государстве по письму от конторы-регистратора) и несколько вариантов названия (чтобы был выбор, если какое-то название уже занято). Стоит вся процедура открытия компании и получения воркпермита где-то $2-3k. По времени занимает около месяца.
При открытии компании декларируется некоторый уставной капитал, который в случае получающего воркпермит директора-иностранца должен быть не менее 2 млн. бат (плюс еще миллион на каждого дополнительного иностранного работника). Но капитал этот существует только на бумаге, иметь такие деньги и предъявлять их не требуется.

Будучи директором компании, уже можно поехать в соседнюю страну и получить годовую визу себе и членам семьи. Стоит такая виза порядка $180.

2. Налоги.
Бухгалтерия в Тае довольно простая, отчетности немного, поэтому свой бухгалтер в штате обычно не нужен, а пользуются услугами бухгалтерских контор, где несколько человек могут вести сразу сотню-другую компаний. Налоги есть персональные, которые платятся каждый месяц, и корпоративные, которые платятся раз в полгода-год. Из персональных иностранец платит только подоходный налог. Считается он следующим образом: берется официальная зарплата за год, из нее делаются всевозможные вычеты (60к бат просто так, еще 30к бат если есть жена, еще по 15к на каждого ребенка и т.д., даже есть вычеты, если есть родители пенсионного возраста), дальше в зависимости от оставшейся суммы налог разный, но в типичном случае (150-500к бат) это будет 10%. На практике у меня выходит менее 1000 бат в месяц при официальной зарплате в 30000 бат. Официальную зарплату себе можно нарисовать любую, но если сделать слишком маленькую, это вызовет вопросы у налоговой. В нашем регионе 30к для иностранца считается нормальной. Если делать годовые продления визы, то там есть ряд дополнительных условий и есть минимум, который должен получать иностранец в зависимости от того, откуда он. Для русских это что-то вроде 35к бат. Но годовые продления — штука мало кому нужная, т.к. проще раз в год получить новую визу и не париться.
Тайские работники помимо аналогичного подоходного налога платят еще social security, те же 10% от налогооблагаемой базы, которая заметно меньше зарплаты. В принципе, большое количество тайцев вообще в жизни налогов не платили, потому что когда зарплата небольшая, и после вычетов остается менее 150к в год, то от налогов освобождаются.
Персональные налоги бухгалтер платит наличными в налоговой каждый месяц. У нас ближайшее отделение налоговой на соседнем острове, бухгалтерам приходится туда плыть каждый раз.

Что касается корпоративных налогов, то там все просто. Фискальный год совпадает с календарным. После окончания года дается аж пять месяцев, чтобы сдать годовой отчет, проверенный сторонним аудитором. При этом считается чистая прибыль, если в прошлом году были убытки, они вычитаются, от получившейся суммы платится налог на прибыль, ставка которого зависит от суммы. Для небольших компаний и прибыли до миллиона бат это 15%. В середине года после первого полугодия дается два месяца, чтобы заполнить простой онлайн-отчет, где оценивается прибыль за первое полугодие, делается прогноз на весь год, и платится половина годовых налогов исходя из этого прогноза. В конце года, соответственно, платится вторая половина, скорректированная по реальным данным. Поскольку прогноз составляешь сам, часто пишут прогнозируемую прибыль так, чтобы попасть под освобождение, а в конце года уже платят весь налог, какой получился.

Ставка НДС 7%, но компании с оборотом менее 1.8 млн бат в год от НДС освобождены.

Стоит мне ведение бухгалтерии 2000 бат в месяц, плюс годовой отчет и аудит еще порядка 15к бат. Другими словами, общая стоимость содержания небольшой действующей компании (налоги, бухгалтерия, виза, воркпермит), если не считать зарплаты работникам, получается порядка $2k в год.

Для отчетов в бухгалтерию я представляю оплаченные счета и выписку из банка о том, сколько было получено. Никаких договоров, никаких сложностей. Вопроса обналички нет вообще — пошел в банк и снял сколько надо денег. Поэтому формальный размер зарплаты для меня не имеет значения — сколько осталось после зарплат, аренды, налогов и т.п. — все мое.

3. Банки.
Слов "валютный контроль", "паспорт сделки" и т.п. здесь не услышишь. Деньги из штатов и европы приходят за считанные часы. Никаких вопросов банк при этом не задает, кроме "куда положить". Когда открывал счета компании, было забавное условие: если первое поступление на валютный счет будет менее $5k, то надо будет объяснить откуда деньги, а если больше $5к, то ничего объяснять не надо. За два года у меня лишь один раз устно спросили откуда приходят деньги, также устно передали в Бангкок мой ответ и все, никаких договоров не потребовалось даже.

4. Проверки.
Теоретически могут быть. На практике за два года пару раз в офис приезжали тетеньки из social security чего-то расспросить, им давался телефон моего бухгалтера, они при мне звонили, спрашивали, удовлетворялись ответом и уходили. Все. Еще из налоговой приходило письмо: сообщаем, что в этом полугодии такой-то налог будет снижен на столько-то процентов.

5. Работники.
Рабочая сила тут довольно дешевая (программиста или толкового офисного сотрудника со знанием языков можно нанять за 17-25к бат в месяц), но вот найти хороших квалифицированных людей сложно, особенно за пределами Бангкока. Пришлось переманивать из столицы. С одним мне вообще повезло — таец, но вырос в Норвегии, благодаря чему хорошо говорит и соображает.

6. Офис.
Аренда офиса в таком здании
http://www.infognition.com/office.jpg
с таким видом из окна, в 300 метрах от пляжа и поля для гольфа стоит 300 бат в месяц за метр. Вместе с электричеством, интернетом и обслуживанием мне офис в 35 кв. м. обходится в менее 14к бат/мес.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.