ISDEF 2007 : Отчет
От: Dennis Zhuravlev a.k.a. Crane Россия Софт для создания хелп-файлов и онлайн справки
Дата: 23.10.07 07:28
Оценка: 232 (30) +1
Обещанное ...

Начать, пожалуй, стоит с описание места, где происходило все это действо. Отель этот затерян в лесах Подмосковья. По рассказам тех, кто добирался на собственных авто или такси, многие проскакивали поворот на него с основного шоссе. А от этого поворота идет дорога, которая местами показалась мне чуть ли не грунтовой, а местами была отмечена какими-то вешками и тряпочками. В общем добраться самостоятельно показалось мне задачей из разряда challenging tasks. Благо я доехал на обещанном организаторами автобусе и мне не пришлось ее решать самостоятельно.

Отель представляет из себя пару жилых корпусов, а-ля таун-хаусы. Все остальные общественные места (ресепшен, конференц-залы, ресторан, бассейн, боулинг и пр.) – это отдельные строения, разбросанные по территории площадью в пару-тройку гектар. С одной стороны приятно прогуляться между мероприятиями по красивому осеннему парку, по берегу небольшого озера, подышать туманом, пропитанным запахом октябрьского леса. С другой стороны такая разбросанность объектов приводила к тому, что сообщество также чрезмерно разбредалось по территории – например, стенды спонсоров и околоспонсорская тусовка были за 100 метров от одного из залов с докладами, что сильно понижало градус комьюнити. Отель, на мой дилетантский взгляд сам по себе тянет на 3 египетские звезды, но немного жадным он мне показался. Деньги пытаются брать за каждый пук. Вай-фай только в здании ресепшена и в одном из корпусов (не моем) и то периодически не работал. Карточки доступа ок. $11 / час. Поэтому вылезал в Инет редко и то в основном на ЖПРСке, но все это дороговато, медленно и как-то не уютно в наш век космических кораблей и бизнеса со скоростью мысли. В общем отель на весеннем ИСДЕФе в этом смысле мне понравился больше. Ну и заканчиваю свое брюзжание тем фактом, что кофе с закуской находилось в том же зале, где читались доклады, и поэтому народ чатившийся возле этого кофе с бутерами своим гомоном иногда заглушал докладчиков, что напрягало последних, а так же тех, кто пытался их слушать. Что-то я разворчался … осенняя хандра наверное

Теперь по программе:

День первый

Заезд, регистрация и традиционное барбекью-пати. Сыт, пьян, нос в табаке. Поздоровкался с теми, кого видел на весеннем ИСДЕФе, также наконец познакомился воочию с теми, с кем до этого общался только в он-лайне. Ну в общем пати оно и есть пати.


День второй

Прошелся по спонсорским стендам. Девчонки в SoftPressRelease реально симпатичные — голливудская парочка – блондинка и брюнетка. Прям хоть сам к ним каждый раз за актом выполненных работ езди. После бесед различной продолжительности (хоть немного восстановил свой запылившийся разговорный английский) со всеми репрезентативами заверил их в своих дальнейших намерениях сотрудничать с ними (действительно надо будет подумать над некоторыми предложениями, особенно в части целенаправленного продвижения на европейский рынок). В результате обхода спонсоров помимо визиток и контактов также собрал кучу презентов от ручек и шоколадок, до маек, чашек и бейсболок. Будет, что раздарить по возвращении в офис ребятам программистам и друзьям по песочнице.

На пленарном заседании и круглых столах, посвященных росту бизнеса, конечно понравились выступления легенд: Бориса Нуралиева (1С), Игоря Ашманова (почти все заметные Ру-нет проекты не обошлись без его участия), Наталья Касперская (думаю, понятно).

Согласно одной из заповедей, у меня нет кумиров ни по жизни, ни в том деле, которым я занимаюсь. Но искреннее уважение к этим людям я реально питаю и послушать их мне было действительно приятно и интересно.

В частности, Нуралиев хорошо и подробно, с цифрами, рассказал о проблемах и перспективах софтверного бизнеса в России (кому как не ему это знать). В общем и проблемы и перспективы есть

Ашманов говорил о кадровых и организационных проблемах, которые возникают в наших ИТ-компаниях. Говорил, как мне показалось, немного цинично и жестко, но в точку. Я ему поверил. Многое из того, о чем он говорил я видел или в этом участвовал(-ую).

Наталья Касперская – есть женщины в русских селеньях... А другая такой бизнес и не потянет. Империя KasperskyLab начиналась с продажи двух копий антивируса в месяц на сумму в 100 долларов. Есть на кого равняться.

В рамках круглых столов так же поговорили о том, как ИТ-компании приобретают друг друга: зачем они это делают, как это происходит, и что из этого получается.

Несколько круглых столов были посвящены венчурному инвестированию. Интересны подходы западных и российских венчурных капиталистов (которые собственно и сидели за этими круглыми столами). Западные – требуют, чтобы соискатели соответствовали формальному профайлу (>500К ревеню в квартал (каково?), наличие четкого бизнес-плана и т.д.), отечественные заявили, что для них главное интересная идея и активная команда, а бизнес-план – как правило фуфло, т.к. на деле он все равно никогда не реализуется. Так же было отмечено, что сейчас, по сравнению с 90-ми, хороших идей очень мало и отечественные инвесторы испытывают реальный голод в хороших проектах. Так что ловите момент! Деньги протухают.

Конечно же интересно было посмотреть и послушать ребят из Acronis и SWsoft, Сергея Буркова из русского Google, Феликса Мучника из Софткея. Реальные люди которые подняли свое дело или направление на достойный уровень в наших суровых реалиях и рассказывают о том, как они это делали – всегда интересны. В общем, как говорят мои студенты: «респект и уважуха».

Вечерняя культурная программа подкачала. Кулуарные посиделки размазались по территории и коммуникации между ними не было практически никакой.

День третий

Ну тут уже доклады распараллелились по двум секциям: юридической и маркетинговой. Поэтому отслушать все было просто не реально. Основное время я провел на маркетинге. Не уверен, что это было правильное решение, но что делать…

Тем не менее я все таки постарался вырваться (перебежать по дождю в другой зал) на один из юридических докладов – «Новые правила игры для Российских софтверных компаний или часть 4 Гражданского кодекса РФ. Что нас ждет после 01 января, 2008 года?», докладчик Игорь Моцный. Вырвался не зря — как владельца «белой» компании, доклад заставил кое над чем задуматься.

Однако, как я уже заметил, основное время я провел на маркетинге. Первые доклады делались в основном спонсорами (ПР агентствами, реселлерами, локализаторами) и поэтому были не очень интересны, т.к. все они говорят прописные истины или лозунги а-ля «локализуйтесь, развивайте каналы, работайте с реселлерами и т.д.»

Немного мяса было в круглом столе по продвижению на развивающиеся рынки (Латинская Америка и Ближний Восток). Михаил Филлипенко из FastReports рассказал о своем опыте работы в ЛА и преимущественно в Бразилии. А второй участник (кажется из DeviceLock) рассказал о Ближнем Востоке. Основной тезис – ОАЭ – ворота для продаж в Азию, а привратниками (т.е. основные профессионалы на этом рынке даже в арабских странах) как ни парадоксально являются индусы. В общем – учите албанский.

Конечно же не оставил равнодушным доклад Натальи Касперской об OEM продажах. До этого доклада у меня было достаточно сумбурное представление об OEM. Наталья же на примере своего опыта достаточно хорошо структурировала всю эту информацию: какие есть виды контрактов, какие плюсы и минусы в OEM и в разных типах его реализации, как должны компании работать с этим каналом на разных стадиях своего развития и каких грабель надо остерегаться. Success stories слушать всегда увлекательно, даже если к тебе они не имеют практически никакого отношения

Послеобеденная маркетинговая секция была посвящена контекстной рекламе. За круглым, а точнее прямоугольным, столом сидели представители Google, Бегуна и Яндекс-Директа. Говорили в основном банальщину, да и спросить их особо было не о чем. На мой взгляд больший интерес вызвали бы какие-нибудь практические мастер-классы по повышению реальной эффективности кампаний в этих сетях.

Понравился круглый стол по PR. В президиуме заседала опять же Наталья Касперская, редактор или журналистка какого-то из наших ИТ-журналов (сорри, не успел идентифицировать, а в программе не указано), ПР-менеджер из InfoWatch и кажется кто-то еще (просто потом все смешалось в этом доме). В этой секции рядовая публика в зале реально завелась, т.к. мысль о том, как пропихнуть свой продукт или бренд в прессу, я думаю, мешает спокойно спать практически всем. В общем опять же были озвучены какие-то реальные примеры работы с прессой, а также даны советы о том, как создавать хорошие информационные поводы в софтверных компаниях помимо выпуска новых версий программ. Я думаю, что по мотивам этой секции я даже напишу пост для своего блога. В общем – следите за рекламой и требуйте в аптеках вашего города.

Ну и последний значимый круглый стол был заявлен как посвященный микро-платежам в Рунете, но реально просто вылился в обсуждение методов платежей, которые применимы в нашей стране. Отдувались за эту тему представитель WebMoney, I-Free (SMS-платежи), Софткей (как обладатель значимой статистики по этому вопросу) и ребята из Alawar и KasperskyLab (как самые крупные вендоры Рунета в своих категориях). Ну кое какие факты для общего кругозора показались интересными, но в целом для своей практики я особенно ничего не вынес. Не знаю, как другие.

Вечер докладам, или играло 6 человек только. В общем я его не заметил. Шареитовцы устроили мини-вечеринку в боулинге, но места (а тем более сидячих мест) там было реально мало и поэтому особого удовольствия долго там находиться и пить стоя, как боевая лошадь, не было. Посему келейно попили пивка с некоторыми товарищами в соседнем баре. Часов в 11 вечера где-то был обещан то ли стриптиз, то ли анимация, то ли одно совмещенное с другим. Однако, я не большой любитель массовых цирковых представлений и различной народной самодеятельности с претензией на высокую эстетику, посему честно признаюсь – не посетил сие действо и опять же предпочел ему пивные кулуарные посиделки в баре.

День четвертый

Доклады все также продолжались двумя потоками. Один поток – маркетинг, другой – управление персоналом. Маркетинговая часть состояла в основном из выступлений спонсоров-регистраторов и ПР-агентств, которые опять говорят лозунгами да и сказать принципиально нового ничего уже не могли. Управление персоналом выглядело более привлекательным и полезным в хозяйстве, поэтому пошел сначала на эту секцию.

Открыл секцию по персоналу Александр Лысковский из Alawar, который рассказал немного про свою компанию. Довольно общо, но неплохо. За ним Дмитрий Дубограев очень подробно рассказал о практике поощрения персонала в американских компаниях опционами. Просто реально отличный доклад – других слов нету. Все разжевал до мельчайших деталей. Четко и по делу.

Того же нельзя сказать о следующем докладе, который сделал товарищ из Symantec. Я конечно стараюсь ко всем людям относиться лояльно и, может быть, даже интеллигентно. Но здесь уже сдержаться тяжело даже мне. В это раз этот товарищ нес откровенную ересь, не имевшую никакого отношения к управлению персоналом. Его доклад был какой-то бессмысленной нарезкой из слайдов их корпоративных презентаций, перемежаемых какими-то экскурсами в его туманное личное прошлое. В общем, когда дело дошло до вопросов из зала, встал Ашманов и со свойственной ему прямотой и суровостью так отчитал этого дядю за качества доклада, что у того я думаю пропал аппетит на неделю вперед. (Хинт: Ашманов сидел в зале со своей женой, Натальей Касперской. А кто у Касперского главный конкурент? )

Андрей Жиленко из PortaOne рассказал о практике организации совместной работы их сотрудников находящихся в двух офисах, в Ванкувере и в Киеве, а также нескольких удаленных аутсорсеров. Познавательно.

А в довершении предобеденной секции Михаил Дьячков (Pingram) просто поделился своими заметками на манжетах, о том какие мелкие, но важные, проблемы возникают при кросс-культурных и кросс-национальных коммуникациях. К теме управления персоналом его рассказ не имел особого отношения, но тем не менее сам по себе содержал достаточно интересные вещи.

Война – войной, но обед по распорядку. После обеда Сергей Рыжиков из Битрикса рассказал о своей методике импульсной мотивации персонала. Если говорить упрощенно, то в целом все примерно сводится к периодическим командным авралам, с последующими короткими релаксами. Надо подумать …

Дальше меня какой-то черт понес на маркетинговую секцию — хотел там один доклад послушать, про продвижение в Германии, но там к этому моменту уже вся программа поменялась и в итоге я попал на тех самых регистраторов с их саморекламой.

Тем не менее, привлекательным показался доклад Джека Чена (за глаза его все называли Джеки Чаном ) о продвижении в Китае, Японии и иже с ними. Короче – все надо локализовывать, переводить, и переделывать по них. В общем не для всякого бюджета это подойдет, но визиточку я все-таки у него взял. Мало ли как жизнь повернется. Может через 15 лет граница Китая уже будет проходить по Уральском хребту, вот тут-то она и пригодится.

Понравился доклад Игоря Мана из Арктела о том как они продвигают у себя в компании философию клинтоориентированности. Конечно большинство из того, что он сказал, мы все прекрасно знаем, но зачастую ни фига это не делаем.

Интересно было послушать круглый стол о паблишинге и дистрибуции в России с участием 1C, UserGate, и кого-то еще. Итог – нишевые продукты вообще нервно курят в стороне , а до полок в М-Видео или Эльдорадо, добираются считанные единицы.

Ну и завершил все это трехдневное мероприятие Александр Колосовский с рассказом о том какие грабли могут быть спрятаны в договорах с европейскими реселлерами.

Параллельно этому в другой секции состоялся круглый стол по управлению персоналом. Народ говорил, что было интересно, но везде успеть было не реально …

Кстати все доклады, даже шедшие двумя параллельными потоками, отснял Денис Назаренко ( www.freshsoft.info) – поэтому, если хотите получить все доклады на видео, пишите ему …

А завершающим дембельским аккордом был банкет от DigitalRiver с розыгрышем Nintendo WII, iPodo-ов и разного другого. Мне никогда в лотерею не везло, поэтому результат был для меня прогнозируемым. Талончики на розыгрыш надо было добывать с боем в различных дурацких конкурсах (DR выписал туда целую развлекательную бригаду с аттракционами и дискотекой). Я давно уже не видел, как серьезные люди, которые пару часов назад в галстуках с умными лицами доклады, вновь становились детьми и в погоне за этими талончиками куролесили по полной. Короче, кто видел банкеты от DR, тот догадается что это такое. Потом были пляски на двух дискотеках по очереди. Сброшенные за лето 9 кг веса, спортзал и регулярные многокилометровые пробежки сделали свое хорошее дело – дыхалка не подвела и ничего нигде не болело. В общем оттянулись хорошо.


День пятый

От этого отеля до ближайшего метро такси обошлось в 40 долларов. Пока сидел в Домодедово настучал основную часть этого повествования.


ИТОГ

Каждый едет или не едет на ИСДЕФ по своим сугубо индивидуальным причинам. Конечно есть вероятность из какого-нибудь доклада или кулуарной беседы заполучить какой-то прием, который позволит вам быстро увеличить ваши продажи на сколько-то процентов. Однако в основном ИСДЕФ просто позволяет взглянуть на то, что происходит в вашем бизнесе и вокруг него с другой точки, или высоты, если хотите. Все что вы там можете почерпнуть (идеи, новости, контакты) отразится или не отразится на вашем бизнесе вероятно лишь косвенно. Эффект скорее всего будет отдаленный и размытый. Если говорить о себе, то я не ездил туда продвигать свой продукт, я не охотился целенаправленно за какими-то hits and tricks (хотя и ими тоже разжился), я поехал туда именно, чтобы сориентироваться и понять – где я, что я из себя представляю, туда ли двигаюсь. За прошедшее лето я был завален какой-то фигней типа поиска нового офиса, укладки линолеума, прокладки проводов, закупкой мебели и техники и пр. И даже когда удавалось непосредственно поучаствовать в разработке продуктов я все равно не мог сосредоточиться на каких-то стратегических вопросах. Поэтому для меня этот ИСДЕФ был просто поводом вырваться из заевшей меня рутины, сменить круг общения и спокойно на берегу туманного озера подумать о каких-то других вещах и попытаться посмотреть на них по другому.
Что-то как-то пафосно получилось, не находите?

В общем каждый опять же решает для себя вопрос о целесообразности поездки сам. Поеду ли на следующий ИСДЕФ? Не знаю. Жизнь покажет.

Вот такой вот незатейливый обзор. Коммуникабельность и пронырливость не самые мои развитые качества, посему каких-то интересных peculiarities в этом тексте маловато. Но думаю получить какое-то общее представление о том, что такое осенний ИСДЕФ 2007 я вам помог. Спасибо, что дочитали до конца. Если интересуют какие-то детали, спрашивайте тут или в личку.
- — —
Dr.Explain: программа для создания хелп-файлов и онлайн справок
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.