Shareware и бизнес
От: Alexey Rovdo Россия http://ru.linkedin.com/in/rovdo
Дата: 17.04.06 12:44
Оценка: 24 (4) +1 -1 :)))
Shawere и общество

Человек — существо социальное. Мы живем в мире людей, взаимодействуя с ним постоянно в самых разных формах. Любые наши инициативы и деяния так или иначе попадают под влияние со стороны общества и конкретных индивидумов. Равно как и наоборот — окружающий нас социум тоже подвержен влиянию наших дел и настроений. Задумывались ли вы о том, что все сказанное более чем справедливо, если мы будем говорить о взаимоотношениях нашего общества с такой сферой деятельности, как shareware? Ведь мысли и оценки, которые сегодня бродят в головах российских шароварщиков, уже завтра могут выплеснуться «в мир» и стать определяющими при формировании общественного мнения в отношении самих шароварщиков и их деятельности. Понимаем ли мы, что засевшие у нас в головах стереотипы и привычки мы неизбежно пытаемся перетащить и в наш бизнес, который, будучи по своей природе интернациональным, далеко не всегда готов терпеть российскую ментальность? Если вы действительно бепокоитесь о своем будущем в shareware (и о самом будущем shareware в России), то задумываться о таких вопросах никогда не вредно (было бы грустно оказаться у разбитого корыта через несколько лет кажущегося процветания).

Исторический аспект

Когда пять-шесть и более лет тому назад в России стали появляться одиночки, добывающие свой хлеб путем продажи на западе своих программных разработок, их влияние на общество было совершенно незаметным. А в свете царивших в те времена в российском бизнесе законов и понятий, их и за бизнесменов то никто и не считал (крышу не предлагал, в карман не заглядывал ...). Мол развлекаются люди всякой ерундой, пока более пронырливые бабки куют. Самих шароварщиков такое отношение к себе до поры до времени вполне устраивало. Тем более, что получаемые средства никто в Россию возвращать не спешил, а скорее наоборот – норовил сам побыстрее переправиться на запад, поближе к своим источникам дохода. Но времена легких заработков миновали, прогремели финансовые и банковские кризисы – российский бизнес стал подтягиваться под мировые стандарты, вытесняя ловкачей и бандитов в их традиционные ниши. Цена «входного билета» стала заметно выше, а социальное расслоение привело к значительному сокращению числа кандидатов в бизнесмены. Все это время казавшиеся незаметными шароварщики процветали на фоне общего развала и обнищания. А ведь общество не забыло о них, оно по своему интерпретировало их успех.

Легкие деньги для умных

Кто же наблюдал за шароварщиками все прошлые годы, делал выводы и распространял их в обществе, формируя то, что принято называть общественным мнением? Их родные и близкие, коллеги по «основной» работе в различных НИИ и КБ, одноклассники и однокурсники. В результате ряда противоречивых процессов, когда одни аспекты шароварной деятельности радостно выпячивались (в т.ч. и размеры доходов), а другие – оставались за кадром (технология и размеры рисков), сегодня в нашем обществе сложилась довольно однобокая оценка, распространяемая на весь shareware. Эту оценку можно свести к следующим простым и понятным для всех обывателей тезисам:
1. Это доступно программистам (причем нужно обязательно быть программистом).
2. Хорошие (многократно превышающие средний уровень) заработки почти гарантированы
3. Написал программу – можно ехать на Канары.
Учитывая общепринятый имидж хорошего программиста как компьютерного отшельника или юного гения, решающего любые задачи направо и налево, в общественном сознании сложилась вполне четкая картина. В этой картине проограммисты (к которым по формальным признакам общество относит и множество разнообразных маргиналов) пишут программы и живут за счет роялти, которое проливается на них в виде неоскудевающего золотого потока (хотя и не такого широкого, как это имеет место в любом бизнесе, но много большего чем средний уровень зарплат в стране/городе/деревне).

Вторая «ударная» волна

Сформировавшееся общественное мнение не могло не оказать влияние на саму шароварную тусовку. Началось довольно массовое «второе пришествие» новичков в shareware. И вот тут то оказалось, что социальный состав этой волны не очень то стыкуется с тем, к чему привыкли «старожилы». Массовый наплыв студентов-неформалов и разочаровавшихся в жизни ИТРов, которые так и не сумели найти себя в современных экономических реалиях, стал оказывать разрушительное воздействие на сложившиеся в российской shareware традиции и сообщества. Все это наложилось на довольно активную текущую трансформацию shareware как бизнеса, сопровождающуюся смещением от чисто технологических разработок в сторону традиционных для любого бизнеса маркетинговых и рекламных направлений.

Мы такие, какими хотим казаться

В глазах общества, которое несоизмеримо больше шароварной тусовки, российские шароварщики сегодня предстают именно в том виде, который они сами неявно культивировали все прошлые годы. Именно этот не слишком внятный (и на самом деле – неправильный) образ сегодня сидит в головах у миллионов, хоть краем уха слышавших слово shareware. Зачем я повторяю свою уже высказанную мысль? На мой взгляд для многих активных участников shareware (да и вообще всех разработчиков тиражных продуктов) пришло время понять взаимосвязь своих действий и высказываний с тем, какие мысли после этого рождаются в головах у народа (в т.ч. и у чиновников). Сегодня мы еще сами в ответе за то, как нас будут «обзывать» через три-пять лет и какие ярлыки и стереотипы возобладают в наших взаимоотношениях с обществом.

Реальность и ее отражения

Удивительнее всего то, что ныне существующие взгляды общества на shareware проникают внутрь сообщества и начинают оказывать влияние на самоидентификацию самих шароварщиков. Таким образом, в собственном восприятии мы начинаем оперировать не самой реальностью, как она есть, а вторичной, отраженной, картиной, которая нам навязана «мнением масс». А в конечном итоге это приводит к ошибочным действиям в бизнесе и мешает широкому пониманию ситуации во всем ее многообразии. Но как отличить реальность от навязанного отражения? Какой из многочисленных возможных взглядов на shareware является истинным? Существует ли такой взгляд в принципе?

Угроза эпидемии

Полагаю, что мэтры «первой волны», которые сегодня формируют ядро российского бизнеса по разработке ПО, уже ответили для себя на множество озвученных выше вопросов. Состоявшийся в последние годы «исход» из SWRUS в ISDEF (или еще куда) сам по себе объясняет многое. Но теперь пришло время оглянуться и посмотреть на то, что остается за спиной. Сможет ли поредевшее профессионально сообщество преодолеть все те трудности, которые мешают ему развиваться и создавать необходимую инфраструктуру и «базу поддержки» в обществе? Не придем ли мы к тому, что через пару лет ситуация, наблюдаемая сегодня в SWRUS, с некоторыми поправками повторится в ISDEF и т.д.?

Обратная связь

Ответы на многие вопросы становятся понятными, если явно рассмотреть задачу построения видимой системы обратных связей с общественными институтами и всем социумом в целом. Именно через эти обратные связи и создается то самое «общественное мнение», которое в конечном итоге приведет в shareware неангажированных профессиональных участников, реально способных заниматься этим непростым бизнесом и добивающихся реальной отдачи от потраченных сил и средств (и именно эти игроки смогут стать надежными и успешными «младшими» партнерами нынешних мэтров, которые сегодня просто захлебываются в водовороте идей и проектов). Очевидно, что построение такой системы – одна из основных функций самих shareware-сообществ и их лидеров. Но тут не стоит сбрасывать со счетов и самих шароварщиков. Их роль тоже важна, и именно поэтому вы читаете это обращение.

Кто мы

Кто же такие современные российские деятели shareware? Да что такое вообще этот shareware? Было бы не совсем честно предлагать единственный ответ на эти вопросы. Но основные ориентиры очевидны.
1. Это бизнесмены, работающие на рынке разработки тиражных программных продуктов и распространения цифрового контента.
2. Это авторы программ, которые уже прошли этап наемного труда и готовы рискнуть, открыв собственное дело.
3. Это исследователи и предприниматели, которые обладают знаниями и/или патентами на перспективные технологии и намерены вкладывать свои (чужие) силы и средства в их превращение в тиражные продукты.

Ребрэндинг

До сих пор я довольно смело использовал термин «shareware» и называл разработчиков «шароварщиками». Но в заключение своей заметки я предлагаю вообще отказаться от этих названий. Их сохранение в долгосрочной перспективе наносит вред сообществу, поскольку они не отражают сложившихся реалий. Кто же мы и как нам себя называть? Наиболее отвечающим моменту мне видися термин «Разработчики тиражного ПО» (в противовес к «разработчикам заказного ПО»).

Таким образом социальный портрет «бывшего» шароварщика сегодня описывается так:
Бизнесмен. Разработчик и продавец тиражного ПО.

Чего и вам желаю .
С уважением, Алексей Ровдо.
e-mail:
www.softkey.ru
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.