Есть предположение (предпосылка), что хорошее прочное сообщество (community), образовавшееся вокруг программного продукта, is good:
* в смысле развития программы — куча всяких советов; некоторые — даже полезные
* в смысле бесплатных услуг — и бетатестеров искать не надо; и переведут если что на экзотическую мову, и о критичном баге в свежевыложенной версии узнаешь не случайно через пару недель, а гарантированно через пару минут
* в смысле разрастания пользовательской базы — есть стимул не просто купить программу (она нужна), но и присоединиться к интересной тусоффке (программа не сильно нужна, но хочется быть не хуже других в тусоффке).
* ну и в смысле самолюбия и стимула к развитию тоже неплохо — твои пользователи это не строчки в клиентской базе, а живые люди с отзывами, требованиями, похвалами и ругательствами.
Отсюда вытекает мысль строить сообщество сразу (а не ждать, пока оно образуется стихийно) — то есть изначально делать не "сайт программы ХХХ = Home-Features-Download-Order-Contacts", а "место жительства коммьюнити ХХХ, где круто, интересно, и всякое такое, а еще можно купить шикарную программу".
Тут, естественно, встает вопрос "первоначального содержимого" оного коммьюнити. Т.е. 2 человека между собой на сайте вряд ли станут общаться. 100 — уже станут. Имеем проблему перехода 0 => 100.
Для некоммерческой программы, имхо, переход происходит "сам собой" (если программа того достойна): из "погляди, что сделал тот чувак" в "мы тут всем миром делаем программу".
Для коммерческого продукта на пути такого развития событий становится естественное "дружба дружбой, а табачок врозь" — как это "мы тут делаем программу", если мы же ее и должны покупать?! И даже всякие там скидки самым активным и конкурсы с подарками — все равно ставят всех в позу "коммерческая организация vs. клиенты", что способствует наплыву халявщиков (любым путем нафлудит в коммьюнити, чтобы получить звание самого активного => скидку), а вовсе не творческих доброжелательных граждан.
Путей выхода из этой неприятной позы я вижу 2 (и типа, "хто больше?"):
Путь 1. начать создание сообщество до первой версии (по сути, это то, что делает Flamer с MakeNotes) — то есть "это еще не программа, это еще ранние наброски, давайте обсуждать, чего вы хотели бы иметь от конечной версии" — дальше идет как бы развитие предрелизное; дальше:
1.1. либо убедить все сообщество, что мы (разработчики) хорошо поработали для вас (сообщества) — неплохо бы нас теперь деньгой поддержать
1.2. либо разделить всех пользователей на клиентов (за деньги) и сообщество (бесплатников) — здесь, опять же, примером Flamer, т.к. я сильно сомневаюсь, что кто-то из РСДНовцев, активно обсуждавших программу, собирался/собирается ее купить (я — нет )
Путь 2. создать сообщество не вокруг программы, а вокруг некоторого полезного контента, связанного с программой — статей/блога. Примером — Joel, существенно большую известность завоевавший джоел-он-софтварой, нежели FogBugz'ом. Однако, есть подозрение, что на прибыли он тоже не жалуется
Я подчеркну здесь — имхо, важен не сам контент, как многие думают (типа: раз — поисковиками индексируются хорошо; и два — читатели подумают "какой умнейший чувак, надо у него что-нибудь купить"), а именно его обсуждение и те, кто его обсуждает.
Тут, конечно, проблема та, что нужен качественный и, желательно, регулярный контент — плюс, для нас (русско/украинско/белорусско-язычных) — еще и крайне качественный его перевод на язык вероятного противника (либо сразу создание на оном языке — но для этого, видимо, нужен наемный специалист — натив и умница).
Все короче, я выговорился. Теперь это все можно обсуждать. А то — бомбочек навесить, ибо нефиг флудить на форуме
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:
ЗХ>* в смысле бесплатных услуг — и бетатестеров искать не надо; и переведут если что на экзотическую мову, и о критичном баге в свежевыложенной версии узнаешь не случайно через пару недель, а гарантированно через пару минут
За время, пока тебе укажут на крит. баг, ты уже можешь потерять клиента.
Здравствуйте, Олег Гашев, Вы писали:
ЗХ>>* в смысле бесплатных услуг — и бетатестеров искать не надо; и переведут если что на экзотическую мову, и о критичном баге в свежевыложенной версии узнаешь не случайно через пару недель, а гарантированно через пару минут
ОГ>За время, пока тебе укажут на крит. баг, ты уже можешь потерять клиента.
ОГ>Значит будешь софт с ошибками релизить?
вот так и знал, что кто-то к мелочам придерется В контексте поднятой темы этот вопрос неважен.
но все-таки отвечу коротко: нет, я не считаю, что добровольные тестеры из коммьюнити сделают ненужным профессиональное тестирование. но помочь в нем могут.
Очевидно, не для каждой программы такое подойдет. Для, скажем, библиотек для разработчиков вполне. Обычно на соответствующих форумах есть активный костяк, который предлагает новые фичи, указывается на баги, недоработки.
ЗХ>Есть предположение (предпосылка), что хорошее прочное сообщество (community), образовавшееся вокруг программного продукта, is good:
[...] ЗХ>Все короче, я выговорился. Теперь это все можно обсуждать. А то — бомбочек навесить, ибо нефиг флудить на форуме
On Fri, 20 May 2005 13:33:45 GMT,
=?windows-1251?q?=C7=E2=E5=F0=B8=EA=20=20=D5=E0=F0=FC=EA=EE=E2=F1=EA=E8=E9?=
<21481@users.rsdn.ru> wrote:
>>> Такая полуфилософская телега. > U>Это все еще с молоком матери впитали. > Лихо поставил меня на место. И что, многие этим "впитанным" пользуются?
В смысле "это очевидно, Ватсон".
Собрать пытаются все. А как этим пользоваться, если нету людей, да и им
это зачем. Там, где большая тусовка — там да, там люди задерживаются.
Здравствуйте, uzer, Вы писали:
>>>> Такая полуфилософская телега. >> U>Это все еще с молоком матери впитали. >> Лихо поставил меня на место. И что, многие этим "впитанным" пользуются?
U>В смысле "это очевидно, Ватсон".
U>Собрать пытаются все. А как этим пользоваться, если нету людей, да и им U>это зачем. Там, где большая тусовка — там да, там люди задерживаются.
Эээээ.... Диалога не понял.
Я: программе нужно коммьюнити, давайте обсудим, где его взять.
Вы: что нужно — это очевидно, да где ж его взять?..
On Fri, 20 May 2005 14:00:04 GMT,
=?windows-1251?q?=C7=E2=E5=F0=B8=EA=20=20=D5=E0=F0=FC=EA=EE=E2=F1=EA=E8=E9?=
<21481@users.rsdn.ru> wrote:
> Эээээ.... Диалога не понял. > Я: программе нужно коммьюнити, давайте обсудим, где его взять. > Вы: что нужно — это очевидно, да где ж его взять?..
Ээээ. В методах. Вы говорите — нужен специалист, а я говорю — нужна толпа.
Здравствуйте, uzer, Вы писали:
U>Ээээ. В методах. Вы говорите — нужен специалист, а я говорю — нужна толпа. U>
Без специалистов в комьюнити сомневаюсь, что кто-то будет обращаться с вопросами.. Хотя всё зависит от софта
U>-- U>Using Opera's revolutionary e-mail client: http://www.opera.com/mail/
Здравствуйте, uzer, Вы писали:
U>Вы говорите — нужен специалист, а я говорю — нужна толпа. U>
Ага, это я торможу
Насчет толпы — честно говоря, не верится мне, что из оплаченной толпы получится хорошее коммьюнити.
От того, что 100 человек наперебой выкрикивают "что говорить, когда нечего говорить", творческая среда не образуется.
имхо.
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:
ЗХ>Насчет толпы — честно говоря, не верится мне, что из оплаченной толпы получится хорошее коммьюнити. ЗХ>От того, что 100 человек наперебой выкрикивают "что говорить, когда нечего говорить", творческая среда не образуется. ЗХ>имхо.
Можно сначала тематический сайт сделать (есди есть такая возможность), а потом на нём и программу продавать.
On Fri, 20 May 2005 14:40:26 GMT,
=?windows-1251?q?=C7=E2=E5=F0=B8=EA=20=20=D5=E0=F0=FC=EA=EE=E2=F1=EA=E8=E9?=
<21481@users.rsdn.ru> wrote:
> Здравствуйте, uzer, Вы писали: > > U>Вы говорите — нужен специалист, а я говорю — нужна толпа. > U>
> Ага, это я торможу > Насчет толпы — честно говоря, не верится мне, что из оплаченной толпы > получится хорошее коммьюнити. > От того, что 100 человек наперебой выкрикивают "что говорить, когда > нечего говорить", творческая среда не образуется. > имхо.
Это я утрировал про оплату.
Имеется ввиду тратить деньги на привлечение народу, сулить финансовые
стимулы, вместо траты тех же денег на специалиста.
Здравствуйте, uzer, Вы писали:
>> Ага, это я торможу >> Насчет толпы — честно говоря, не верится мне, что из оплаченной толпы >> получится хорошее коммьюнити. >> От того, что 100 человек наперебой выкрикивают "что говорить, когда >> нечего говорить", творческая среда не образуется. >> имхо.
U>Это я утрировал про оплату.
U>Имеется ввиду тратить деньги на привлечение народу, сулить финансовые U>стимулы, вместо траты тех же денег на специалиста.
Можно я себя процитирую? (может, опять "великим и ужасным обзовут"...)
И даже всякие там скидки самым активным и конкурсы с подарками — все равно ставят всех в позу "коммерческая организация vs. клиенты", что способствует наплыву халявщиков (любым путем нафлудит в коммьюнити, чтобы получить звание самого активного => скидку), а вовсе не творческих доброжелательных граждан.
Мы имеем 2 возможных модели для создания коммьюнити — "вокруг" программы (т.е. сообщество увлечено самой программой) или "около" программы (сообщество увлечено общефилософскими беседами на близкую к программе тематику).
Вокруг Преимущества:
* легко "генерировать контент" — если вы правда любите свою работу, обсуждение на тему "чтобы еще такого забабахать, как оно будет выглядеть дальше, а вот у ХХХ не так, а лучше или хуже" — пойдут за милую душу.
* обсуждающие сосредоточены на интересующем вас предмете
* новые члены сообщества с большой вероятностью купят программу Недостатки:
* рискуете оказаться в позиции крикливого рекламщика, которого все игнорируют "а вот я! а вот мы! наши принципы!"
* если сильно увлечься построением такого коммьюнити, человек, зашедший просто скачать-купить нужную программу, почувствует себя "чужим на этом празднике жизни" и развернется-уйдет.
Около Преимущества:
* больше любителей потрепаться, как правило, собираются вокруг "абстрактных" тем
* вы всегда остаетесь "чисты" — "да, я толкаю рекламу иногда, зато сколько я вам интересных мыслей рассказал!"
* больше возможностей заработать серьезный авторитет Недостатки:
* нужно больше усилий для генерации качественного, регулярного, интересного контента
* ваша главная цель — продать программу — остается несколько в стороне
* несогласие с опубликованными вами идеями будет автоматически распространяться на негативное отношение к программе.
ЗЫ: есть еще комбинированный вариант — типа "дайте две!", т.е. попытаться породить сообщество, заинтересованное как в общих вопросах, так и в их воплощении в конкретном продукте.
ЗЗЫ: есть и четвертый вариант. об этом — в следующей серии. Может, кто раньше догадается?
Здравствуйте, Олег Гашев, Вы писали:
ЗХ>>Насчет толпы — честно говоря, не верится мне, что из оплаченной толпы получится хорошее коммьюнити. ЗХ>>От того, что 100 человек наперебой выкрикивают "что говорить, когда нечего говорить", творческая среда не образуется. ЗХ>>имхо.
ОГ>Можно сначала тематический сайт сделать (есди есть такая возможность), а потом на нём и программу продавать.
On Fri, 20 May 2005 15:10:30 GMT,
=?windows-1251?q?=C7=E2=E5=F0=B8=EA=20=20=D5=E0=F0=FC=EA=EE=E2=F1=EA=E8=E9?=
<21481@users.rsdn.ru> wrote:
> U>Это я утрировал про оплату. > > U>Имеется ввиду тратить деньги на привлечение народу, сулить финансовые > U>стимулы, вместо траты тех же денег на специалиста. > > Можно я себя процитирую? (может, опять "великим и ужасным обзовут"...) >
> И даже всякие там скидки самым активным и конкурсы с подарками — все
> равно ставят всех в позу "коммерческая организация vs. клиенты", что
> способствует наплыву халявщиков (любым путем нафлудит в коммьюнити,
> чтобы получить звание самого активного => скидку), а вовсе не творческих
> доброжелательных граждан.
Это ты про то, что сначала собрать людей, которые помогут, а потом им
подарки раздать, и сказать — теперь вы такие же, как все, только с
подарками.