От: | Владимир Паронджанов | http://drakon.su/ Форумы сайта http://forum.drakon.su | |
Дата: | 02.09.21 19:28 | ||
Оценка: |
Ссылка на <u>Круглый стол</u>«Актуальные вопросы развития и применения автоматизированных систем управления комплексом технических средств жизнеобеспечения объектов военной инфраструктуры»
ie@iermakov.ruРусский визуальный язык ДРАКОН — инструмент для быстрой и надёжной разработки алгоритмов систем управления
В ОКБ АМУР 3 разрабатывается широкий спектр управляющих алгоритмов для ПЛК, для разнообразных промышленных, инфраструктурных и коммунальных объектов.
По нашему опыту, все языки МЭК мало приспособлены для быстрой и надёжной разработки алгоритмов управления.
Они не отображают наглядно состояния управляющей системы, переходы между ними, различные сценарии и исходы каждого логического блока. Управление через дополнительные логические переменные ещё сильнее снижает наглядность.
Как следствие – разработка ведется «методом проб и ошибок», с последующей «агонией отладки».
Мы постоянно встречаем в открытых библиотеках на языке ST пропуски целых логических веток, игнорирование особых случаев – а ведь эти библиотеки используются на тысячах реальных объектов.
Как выход мы применили визуальный язык ДРАКОН (https://drakon.su/), который выводит на другой уровень наглядность и проверяемость алгоритмов управления, улучшает повторное использование логических блоков.
Становится возможной визуальная верификация алгоритма (это не исключает интерактивную отладку как дополняющий инструмент).
Ключевая особенность языка – двумерное структурное программирование, дающее большую свободу управляющих структур, чем классическое структурное программирование (см. И. Е. Ермаков, Н. А. Жигуненко. Двумерное структурное программирование; класс устремлённых графов. – https://drakon.su/_media/biblioteka_1/ermakov_zhigunenko.pdf).
ДРАКОН определяет однозначное размещение схем на плоскости, для автоматической реализации редакторами. Схема не рисуется, а быстро набирается блоками.
В продуманной до мелочей наглядности, обозримости сценариев, в расширенном структурном программировании, в строгом размещении на плоскости – отличие ДРАКОНа от всех нам известных визуальных алгоритмических схем.
Кроме того, ДРАКОН непосредственно поддерживает программирование на основе конечно-автоматной модели.
Опыт ОКБ АМУР 3 по разработке систем управления на основе ПЛК ОВЕН, с генерацией кода на ST из ДРАКОН-схем:
— насосные станции;
— станции высокого давления СОЖ;
— станции поддержания пластового давления;
— тепловые пункты и вентиляционные установки;
— водозаборно-очистительные узлы;
— туннельные водооткачивающие установки;
— сверлильные станки;
— гибочные прессы;
— координатно-режущие станки;
— пищевые производства (пивзаводы и др.);
— процессы взаимодействия ПЛК с базами данных SQL.
Мы использовали ДРАКОН-редактор предыдущего поколения (ИС ДРАКОН), который позволял чертить схемы и в полуручном режиме генерировать ST-код.
В настоящее время мы ведём разработку новой интегрированной среды программирования ПЛК на основе ДРАКОН-схем.
Её преимущества: поддержка проекта ПЛК в целом, высокопродуктивный ДРАКОН-редактор с быстрым вводом схем, поддержка сильной инкапсуляции и повторного использования блоков, экспорт проекта в формате PLCopenXML.
Результатом нашего проекта должна стать отечественная универсальная визуальная система программирования ПЛК нового поколения.