Посередине между теоремой останова и теоремой Райса находится ещё одна теорема, чуть более общая, чем первая и чуть менее, чем вторая. Это теорема о самоприменимости алгоритмов. Под самоприменимостью здесь подразумевается способность алгоритма корректно отработать в ситуации, когда входными данными для него является его собственное формальное описание. Данная теорема утверждает, что алгоритмы, решающие проблему самоприменимости, не могут существовать. Доказывается она ещё проще, чем теорема останова, поскольку необходимость рассмотрения диагонального случая (f(f(f))) здесь очевидна из самой формулировки. Таким образом, мы рассматриваем алгоритм, решающий для самого себя проблему самоприменимости и показываем наличие противоречия, как бы намекающего на справедливость формулировки теоремы.
Все существующие ныне реальные вычислительные модели (то есть те, которые могут существовать с точки зрения современных законов физики), будь то квантовые вычисления, или нейросети и т.п., могут быть эмулированы на классической машине Тьюринга. Это значит, что:
а) все такие модели не превосходят тьюринговую модель с точки зрения вычислительной мощности в плане мощности множества решаемых ими алгоритмических проблем;
б) чтобы допустить существование машинного мышления, эквивалентого человеческому, необходимо также и допустить, что человеческое мышление суть -- невероятно сложный, но всё же алгоритм, поддающийся эмуляции на машине Тьюринга.
Философия определяет мышление, как неотъемлемую часть проявления сознания человека. Вот что
пишут об этом в этих их википедиях:
"Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями."
Сами посчитаете, сколько раз в этой цитате упомянута та самая диагональная конструкция, доказывающая в т.ч. неразрешимость проблемы самоприменимости?