Контекстно-зависимый Help
От: Glenn  
Дата: 02.09.11 09:26
Оценка:
Концепция 'Контекстно-зависимого Help-а' существует уже годов с 80х; но я не вижу большого прогресса в этой области. Установился некий негласный стандарт который можно описать так: 'контекстность' имеет 'экранную гранулярность'. То есть под 'текущим контекстом' подразумевается текущий экран (форма); и на этом всё. Соответственно, 'контекстная заивисимость' сводится к тому что при нажатии на F1 открывается раздел Help-а соответствующий этому текущему экрану.

Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.
Glen
Re: Контекстно-зависимый Help
От: AlexNek  
Дата: 02.09.11 09:56
Оценка:
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>Концепция 'Контекстно-зависимого Help-а' существует уже годов с 80х; но я не вижу большого прогресса в этой области. Установился некий негласный стандарт который можно описать так: 'контекстность' имеет 'экранную гранулярность'. То есть под 'текущим контекстом' подразумевается текущий экран (форма); и на этом всё. Соответственно, 'контекстная заивисимость' сводится к тому что при нажатии на F1 открывается раздел Help-а соответствующий этому текущему экрану.


G>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.

Примеры не помню, но видел прогу которая по курсору мышки на поле показывала дополнительную информацию.
Тут нужно еще не забывать о том что систему помощи нужно также поддерживать и переводить, то бишь требуется некий компромисс. Экран --> Хелп — это вроде и есть компромисс.
Мы хотели также больше показывать пользователю, но прибежали с отдела документации и уболтали этого не делать.
Cообщение написано в << RSDN@Home 1.2.0 alpha 5-AN-R6 rev. 8461>>
Re[2]: Контекстно-зависимый Help
От: monax  
Дата: 02.09.11 10:03
Оценка:
Здравствуйте, AlexNek, Вы писали:

G>>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.

AN>Примеры не помню, но видел прогу которая по курсору мышки на поле показывала дополнительную информацию.

eclipse так делает для java-кода. может и для других языков умеет.
Re[2]: Контекстно-зависимый Help
От: Glenn  
Дата: 02.09.11 11:24
Оценка:
Здравствуйте, AlexNek, Вы писали:

AN>Здравствуйте, Glenn, Вы писали:


G>>Концепция 'Контекстно-зависимого Help-а' существует уже годов с 80х; но я не вижу большого прогресса в этой области. Установился некий негласный стандарт который можно описать так: 'контекстность' имеет 'экранную гранулярность'. То есть под 'текущим контекстом' подразумевается текущий экран (форма); и на этом всё. Соответственно, 'контекстная заивисимость' сводится к тому что при нажатии на F1 открывается раздел Help-а соответствующий этому текущему экрану.


G>>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.

AN>Примеры не помню, но видел прогу которая по курсору мышки на поле показывала дополнительную информацию.
AN>Тут нужно еще не забывать о том что систему помощи нужно также поддерживать и переводить, то бишь требуется некий компромисс. Экран --> Хелп — это вроде и есть компромисс.
AN>Мы хотели также больше показывать пользователю, но прибежали с отдела документации и уболтали этого не делать.

"но прибежали с отдела документации и уболтали этого не делать." — как я их понимаю (как человек сам писавший и правившйи документацию).

Это кстати одна из причин такого медленного прогресса Help-ов. Пока Help статичен и сводится с отдельному Help-докумениту (который потом переводится в CHM или ещё какой формат) — всем жить легче. А вот если попробовать сделать Help неотъемлемой частью GUI приложения — всё резко усложняется; я бы сказал — экспоненциально усложняется
Glen
Re[3]: Контекстно-зависимый Help
От: AlexNek  
Дата: 02.09.11 12:53
Оценка:
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>Здравствуйте, AlexNek, Вы писали:


AN>>Здравствуйте, Glenn, Вы писали:


G>>>Концепция 'Контекстно-зависимого Help-а' существует уже годов с 80х; но я не вижу большого прогресса в этой области. Установился некий негласный стандарт который можно описать так: 'контекстность' имеет 'экранную гранулярность'. То есть под 'текущим контекстом' подразумевается текущий экран (форма); и на этом всё. Соответственно, 'контекстная заивисимость' сводится к тому что при нажатии на F1 открывается раздел Help-а соответствующий этому текущему экрану.


G>>>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.

AN>>Примеры не помню, но видел прогу которая по курсору мышки на поле показывала дополнительную информацию.
AN>>Тут нужно еще не забывать о том что систему помощи нужно также поддерживать и переводить, то бишь требуется некий компромисс. Экран --> Хелп — это вроде и есть компромисс.
AN>>Мы хотели также больше показывать пользователю, но прибежали с отдела документации и уболтали этого не делать.

G>"но прибежали с отдела документации и уболтали этого не делать." — как я их понимаю (как человек сам писавший и правившйи документацию).


G>Это кстати одна из причин такого медленного прогресса Help-ов. Пока Help статичен и сводится с отдельному Help-докумениту (который потом переводится в CHM или ещё какой формат) — всем жить легче. А вот если попробовать сделать Help неотъемлемой частью GUI приложения — всё резко усложняется; я бы сказал — экспоненциально усложняется

Тут еще проблема перевода добавляется, если бы Хелп был на одном языке, то это еще как то можно было поддерживать, а вот если хотя бы пяток... И это при том что у нас сделали что-то типа темплате, тексты для которого подгружаются из базы. Все равно нужно хотя бы все просмотреть и проверить.
Cообщение написано в << RSDN@Home 1.2.0 alpha 5-AN-R6 rev. 8461>>
Re: Контекстно-зависимый Help
От: goto Россия  
Дата: 02.09.11 13:00
Оценка: 6 (1) +1
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>Концепция 'Контекстно-зависимого Help-а' существует уже годов с 80х; но я не вижу большого прогресса в этой области. Установился некий негласный стандарт который можно описать так: 'контекстность' имеет 'экранную гранулярность'. То есть под 'текущим контекстом' подразумевается текущий экран (форма); и на этом всё. Соответственно, 'контекстная заивисимость' сводится к тому что при нажатии на F1 открывается раздел Help-а соответствующий этому текущему экрану.


G>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.


Насколько я понимаю ситуацию, массовый прогресс в этой области маловероятен.

Надо определить, в каких ситуациях может потребоваться интеллектуальная интерактивная помощь? Помощь в основном бывает 3-х типов:
1. когда пользователь только начал работать с софтом или его частью, ему нужны подсказки для освоения UI и понимания основных операций. Такая помощь может выглядеть "навязчиво", доминировать в UI;
2. в дальнейшем требуется скорее качественный справочник, плюс, возможно, оперативная справочная информация в краткой и ненавязчивой форме. Тут Help уже "сливается" с каким-нибудь IntelliSense, т.е. с частью функциональности самого софта;
3. решение проблем (конфликтов). Для этого есть телефон технической поддержки.

Мне кажется, end-user'овские экспертные системы Help'а сейчас разрабатывать нерационально. При не очень высоком качестве их полезность будет стремиться к нулю или отрицательной величине. А разработка и поддержка системы серьезной, качественной, угадывающей и помогающей решать большинство задач пользователя, будет чересчур дорога. По-моему, "туториалы", "тултипы" и техподдержка решают задачу экономически более эффективно.

---
Из развитых примеров обучения можно вспомнить "скрепку-советчика" из МС Офиса. В Google SketchUp есть Instructor с зависимостью от контекста, но простой.
Re: Контекстно-зависимый Help
От: D. Mon Великобритания http://thedeemon.livejournal.com
Дата: 02.09.11 13:36
Оценка: :))) :))) :)
Здравствуйте, Glenn

http://merelyadequate.net/old_iBlog_site/C1014346192/E1763114679/Media/OfficeAssistantSuicide.gif
Re: Контекстно-зависимый Help
От: gegMOPO4  
Дата: 02.09.11 19:22
Оценка:
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:
G>Концепция 'Контекстно-зависимого Help-а' существует уже годов с 80х; но я не вижу большого прогресса в этой области. Установился некий негласный стандарт который можно описать так: 'контекстность' имеет 'экранную гранулярность'. То есть под 'текущим контекстом' подразумевается текущий экран (форма); и на этом всё. Соответственно, 'контекстная заивисимость' сводится к тому что при нажатии на F1 открывается раздел Help-а соответствующий этому текущему экрану.

G>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.


Кажется, в последних борландовских IDE с текстовым интерфейсом контекстную помощь можно было вызвать для конкретного пункта меню или элемента формы (Ctrl-F1, вроде). Это было возможно благодаря тому, что управление шло в основном клавиатурное и существовал фокус, чтобы изменить параметр или нажать кнопку, всё равно нужно было на них перейти курсором.

В графических интерфейсах это менее применимо, потому, что клавиатурой для этого почти не пользуются, а с мышкой фокус переходит одновременно с нажатием и действием. Но появилась другая возможность, на форме может присутствовать специальная кнопка (со знаком вопроса), при нажатии на которую курсор мыши превращается в знак вопроса и, нажав на любой элемент формы, можно вызвать контекстную помощь. К сожалению, даже если фреймворк и среда стимулируют такой подход, чаще всего контекстная помощь оказывается отсутствующей — ленятся разработчики. Вот в KDE3 почти любой элемент в диалогах системных настроек был с контекстной помощью, а в KDE4, после стольких лет, — пшик.

Ещё проще и распространённее — тултипы, всплывающие подсказки просто при наведении указателя мыши на пункт меню/кнопку/поле ввода. Но тут много текста не засунешь, иначе будет мешать.

О неестественном интеллекте, вроде задолбавшего многих Скрепыша в МС Офис, уже говорили.

Контекстное локальное меню и контекстный список действий на боковой панели тоже могут выполнять функцию помощи.
Re: Контекстно-зависимый Help
От: Centaur Россия  
Дата: 03.09.11 02:42
Оценка:
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.


В Windows 95 и до младших XP включительно был такой жест: правый клик по контролу или его подписи, пункт контекстного меню What’s This. (Иногда функция срабатывала также по F1.) Всплывало маленькое окошко подсказки, на пару строчек.

Потом WinHelp выпилили как дыру в безопасности (выполнение произвольного кода), и фича сдохла. В Windows Vista в кнопках встроенного Калькулятора разобраться невозможно.
Re[2]: Контекстно-зависимый Help
От: Sinclair Россия http://corp.ingrammicro.com/Solutions/Cloud.aspx
Дата: 04.09.11 16:49
Оценка: +1
Здравствуйте, gegMOPO4, Вы писали:

MOP>В графических интерфейсах это менее применимо, потому, что клавиатурой для этого почти не пользуются, а с мышкой фокус переходит одновременно с нажатием и действием. Но появилась другая возможность, на форме может присутствовать специальная кнопка (со знаком вопроса), при нажатии на которую курсор мыши превращается в знак вопроса и, нажав на любой элемент формы, можно вызвать контекстную помощь. К сожалению, даже если фреймворк и среда стимулируют такой подход, чаще всего контекстная помощь оказывается отсутствующей — ленятся разработчики. Вот в KDE3 почти любой элемент в диалогах системных настроек был с контекстной помощью, а в KDE4, после стольких лет, — пшик.


Тот же регресс мы наблюдаем в MS Office. Раньше нажатие на кнопку с вопросом меняло курсор на вопрос и можно было ткнуть в элемент UI и выяснить, что это за хрень. Теперь эта кнопка просто открывает окно хелпа на странице поиска, и нужно начинать всё от корня. Бесит неимоверно — особенно когда в поиске тупо нет информации об искомом элементе.
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
http://rsdn.org/File/5743/rsdnaddict.GIF
Re[2]: Контекстно-зависимый Help
От: Sinclair Россия http://corp.ingrammicro.com/Solutions/Cloud.aspx
Дата: 04.09.11 16:51
Оценка: +1
Здравствуйте, Centaur, Вы писали:

C>Потом WinHelp выпилили как дыру в безопасности (выполнение произвольного кода), и фича сдохла. В Windows Vista в кнопках встроенного Калькулятора разобраться невозможно.

Я считаю, что calc.exe всех версий включая win7 можно преподавать как антипример юзабилити. Например, я так и не научился делать "настоящий C" с очисткой нахрен всего с клавиатуры.
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
http://rsdn.org/File/5743/rsdnaddict.GIF
Re: Контекстно-зависимый Help
От: Dennis Zhuravlev a.k.a. Crane Россия Софт для создания хелп-файлов и онлайн справки
Дата: 04.09.11 17:41
Оценка: 12 (2) +2
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.


Экраны сами в большинстве случаев статичны и поэтому зачастую достаточно описать весь экран на одной странице хелпа, отметив какие-то вариации.
Если экран в ходе работы может сильно изменять контекст и фактически работать в различных режимах, то тогда можно каждый режим также описать отдельной страницей хелпа и, соответственно, показывать ту или иную страницу в зависимости от режима.
В обоих случаях достаточно традиционного хелп-файла.

Однако, действительно, существуют случаи не укладывающиеся в эту схему. Под них уже придумываются более хитрые и гибкие решения. Они уже не описывают конктекст, а прямо пытаются помочь пользователю в решении задачи:
— IntelliSense в IDE, который "угадывает" методы, функции, параметры и т.д.
— Автоматический spell checker, предлагающий исправить что-то as-you-type
— Всплывающие над контроллами хинты на многих сайтах и веб-приложениях
— Сообщения\подсказки в статус-барах
— Персонажи-ассистенты (да, таже скрепка из офиса), хотя сильно отвлекают внимание.
— Подсказки-алерты при каких-то действиях (например, в яндексе, когда начинаешь вводить пароль кириллицей)

Т.е. фактически идет интеграция контекстной помощи в интерфейс на уровне юзабилити программы. Я думаю, что именно в этом направлении и будет все двигаться. Хелп файлы остануться для того, чтобы можно было быстро ознакомиться с контекстом (окном, функцией, приложением, модулем) в целом, а более детальная помощь будет встроена на уровне юзабилити. Тут уже не будет единого решения. Под каждую задачу\приложение\тип системы будет изобретаться свое решение. Этот тренд уже складывается в отдельную специализацию — UA (User Assistance), которая выходит за рамки технического писательства и требует учета платформы, специфики, предметной области, средств и пр.
- — —
Dr.Explain: программа для создания хелп-файлов и онлайн справок
Re[3]: Контекстно-зависимый Help
От: Glenn  
Дата: 05.09.11 07:50
Оценка:
Здравствуйте, Sinclair, Вы писали:

S>Здравствуйте, gegMOPO4, Вы писали:


MOP>>В графических интерфейсах это менее применимо, потому, что клавиатурой для этого почти не пользуются, а с мышкой фокус переходит одновременно с нажатием и действием. Но появилась другая возможность, на форме может присутствовать специальная кнопка (со знаком вопроса), при нажатии на которую курсор мыши превращается в знак вопроса и, нажав на любой элемент формы, можно вызвать контекстную помощь. К сожалению, даже если фреймворк и среда стимулируют такой подход, чаще всего контекстная помощь оказывается отсутствующей — ленятся разработчики. Вот в KDE3 почти любой элемент в диалогах системных настроек был с контекстной помощью, а в KDE4, после стольких лет, — пшик.


S>Тот же регресс мы наблюдаем в MS Office. Раньше нажатие на кнопку с вопросом меняло курсор на вопрос и можно было ткнуть в элемент UI и выяснить, что это за хрень. Теперь эта кнопка просто открывает окно хелпа на странице поиска, и нужно начинать всё от корня. Бесит неимоверно — особенно когда в поиске тупо нет информации об искомом элементе.


Кстати, наличие 'регресса' меня не удивляет. Любой кто помнит ДОинтернетовскую эпоху согласится — переход на Web-интерфейсы привёл к ПОНИЖЕНИЮ уровня интерактивности интерфейсов (я здесь вообще об интерфейсах, не только о Help-ах)

У Help-ов это в частности привелок тому, что вполне допустимым стало предоставлять Online Help без поиска. Вот тебе hierarchycal content; и если в нём 500 страниц, то это твои трудности — как ты в них найдёшь нужную информацию.
Glen
Re: Контекстно-зависимый Help
От: Glenn  
Дата: 05.09.11 09:14
Оценка:
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>Концепция 'Контекстно-зависимого Help-а' существует уже годов с 80х; но я не вижу большого прогресса в этой области. Установился некий негласный стандарт который можно описать так: 'контекстность' имеет 'экранную гранулярность'. То есть под 'текущим контекстом' подразумевается текущий экран (форма); и на этом всё. Соответственно, 'контекстная заивисимость' сводится к тому что при нажатии на F1 открывается раздел Help-а соответствующий этому текущему экрану.


G>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.




А кто кстати пользовался Dynamic Help-ом когда тот ещё присутствовал в Visual Studio (сейчас там я его не вижу). 'Dynamic' и означало контекстность, так? Как глубока она была?
Glen
Re[4]: Контекстно-зависимый Help
От: Sinclair Россия http://corp.ingrammicro.com/Solutions/Cloud.aspx
Дата: 06.09.11 03:00
Оценка:
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>У Help-ов это в частности привелок тому, что вполне допустимым стало предоставлять Online Help без поиска. Вот тебе hierarchycal content; и если в нём 500 страниц, то это твои трудности — как ты в них найдёшь нужную информацию.

Странно, мне кажется — совсем наоборот. Я Online Help без поиска не видел уже лет десять — можно пример?
На мой взгляд, вторая половина 2010х ознаменовалась всеобщим внедрением поиска; как раз задача структурирования как бы потеряла свою актуальность. Вспомните Yahoo! — в девяностых это был каталог. И где он теперь?
Что, в общем-то, правильно — потому, что структурирование подразумевает некоторую жёсткую категоризацию, которая у автора может не совпадать с точкой зрения читателя. Я помню свои мучения при освоении программирования в Visual Studio в 1995. Понять, в каком разделе MSDN нужно искать то или иное, было невозможно.
Потом, с опытом, пришло умение пользоваться MSDN — точнее, понимание структуры их каталога.
Впрочем, сейчас я обратно вернулся на исходные — угадать сходу, в каком разделе MSDN я найду нужную мне информацию, порой невозможно. То ли это администрирование, то ли программирование, то ли вообще непонятно что.
Единственный способ — скормить гуглу запрос в человеческом виде. В 90% он найдёт упоминание того же самого в форумах на social.msdn.microsoft.com, а оттуда уже кто-нибудь из MVP даст ссылку в библиотеку.
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
http://rsdn.org/File/5743/rsdnaddict.GIF
Re: Контекстно-зависимый Help
От: Gadsky Россия  
Дата: 07.09.11 14:40
Оценка:
G>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.

http://files.rsdn.org/12705/222.jpg


http://files.rsdn.org/12705/333.jpg

Re[2]: Контекстно-зависимый Help
От: Glenn  
Дата: 08.09.11 07:37
Оценка:
Здравствуйте, Gadsky, Вы писали:

G>>Может ли кто назвать примеры программ с более глубоким анализом контекста для Help-а? Интересно бы на это посмотреть.


G>http://files.rsdn.org/12705/222.jpg



G>http://files.rsdn.org/12705/333.jpg


G>


Спасибо, это интересно.

А что это за продукт?

И как там происходит обновление окна Help — как только выбрали новую кнопку в группе Подобъекты? Или надо самому нажимать F1?
Glen
Re[2]: Контекстно-зависимый Help
От: Glenn  
Дата: 08.09.11 07:45
Оценка:
Здравствуйте, D. Mon, Вы писали:

DM>Здравствуйте, Glenn


DM>http://merelyadequate.net/old_iBlog_site/C1014346192/E1763114679/Media/OfficeAssistantSuicide.gif


С этим рисунком кстати — 'сказка ложь да в нйе намёк' В том смысле что идеальным GUI был бы пожалуй GUI с 'интеллектуальныйм Help-ом'. То есть с таким Help-ом который мог бы помочь быстро найти то что тебе надо. В идеале — чтобы Help-у можно было задавать вопрос на естественном языке. Имей я такой умный Help, мне бы не страшен был факт что количество функций в софте измеряется сотнями — интеллектуальный Help быстро нашёл бы мне то что нужно.
Glen
Re[3]: Контекстно-зависимый Help
От: Gadsky Россия  
Дата: 08.09.11 09:48
Оценка:
Здравствуйте, Glenn, Вы писали:

G>Спасибо, это интересно.


G>А что это за продукт?


G>И как там происходит обновление окна Help — как только выбрали новую кнопку в группе Подобъекты? Или надо самому нажимать F1?


SAP это. Сфокусили на элемент на экране, F1 нажали — получили. Причем в технических программах хелп убогий и не переведен, а вот для конечных пользователей — вполне себе.
Re[4]: Контекстно-зависимый Help
От: Glenn  
Дата: 09.09.11 07:06
Оценка:
Здравствуйте, Gadsky, Вы писали:

G>Здравствуйте, Glenn, Вы писали:


G>>Спасибо, это интересно.


G>>А что это за продукт?


G>>И как там происходит обновление окна Help — как только выбрали новую кнопку в группе Подобъекты? Или надо самому нажимать F1?


G>SAP это. Сфокусили на элемент на экране, F1 нажали — получили. Причем в технических программах хелп убогий и не переведен, а вот для конечных пользователей — вполне себе.


Вот ещё нашёл пример более глубокой 'контекстности' в Eclipse — http://www.eclipse.org/articles/article.php?file=Article-DynamicCSH/index.html. Там учитывается то, какой тип проекта в данный момент отображается на текущем шаге Wizard-а.

Кстати — в этом Eclipse окно Help-а сделали, по сути, частью [выдвигаемой/убираемой] окна Wizard-а. То есть они считают (как и я ) что Help — органичная часть GUI, а не что-то отдельное.
Glen
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.