Программирование как искусство
От: kochetkov.vladimir Россия https://kochetkov.github.io
Дата: 08.07.09 14:34
Оценка: 12 (3) +1 -1
Незадолго до моего пропадания с экранов RSDNовских радаров (см. конец сообщения), мне попалась на глаза занимательная статья Иловайского И.В. "ТРИЗ как творчество: торжественная порка", в которой автор в т.ч. противопоставляет (довольно аргументированно) творческому подходу к решению задач, "сухой" подход, аналогичный предлагаемому в ТРИЗ. В первом случае, автор обещает много кайфа и плохие результаты, во втором — мало кайфа при весьма сильных результатах. Но статья, хоть и весьма спорная, тем не менее, никак не отвечает на вопрос о том, является ли столь инженерная деятельность как программирование искусством или нет. Впрочем, из нее можно сделать вывод, что раз творчеству не место в подобных областях деятельности человека, то и пропаганда программирования как искусства скорее вредит отрасли, нежели способствует ее развитию, т.к. искусство неотделимо от творческого процесса по определению. Между тем, этот вопрос постоянно всплывает здесь с завидной регулярностью: и в "ФП", и в "О работе" и, конечно же в "КСВ" (куда ж без них?). Не берусь утверждать, что я тут такой единственный, но скорее всего, один из немногих, кто на протяжении большей части своей жизни был связан в равных частях как с творческой деятельностью, так и с сугубо инженерными областями, а посему — мне есть что сказать на эту тему.

Позволю себе утверждать, что в основе любого творчества лежит стремление творящего к самовыражению, которое есть ни что иное, как заявление о себе окружающим как о личности для "индивидумов осознавших собственную индивидуальность" (с), выделение каких-либо их личностных и духовных качеств на фоне качеств окружающих их людей. Творчество, как инструмент самовыражения, представляет собой процесс созидания чего-либо, как материального, так и нет, наделенного особенностями, отражающими индивидуальность творца, его внутренний мир, отношение к окружающему его миру, в общем все, что так или иначе отличает этого человека от всех остальных. В принципе, под это определение можно подвести практически любую деятельность человека во всех ее проявлениях, поэтому необходимо уточнить, что же именно отличает занятия творчеством от занятий ремеслом, решением повседневных бытовых задач и т.п...

Я с трудом помню свое глубокое детство, но один день запомнился очень хорошо. Это был один из моих первых дней в детском саду: шло занятие по рисованию и воспитатель дал задание нарисовать красками на листе бумаге несколько разноцветных геометрических фигур. Но то-ли рука на пятом году жизни у меня еще не отличалась особой твердостью, то-ли дело было в постоянных попытках воспитателя переучить меня с левой руки на правую, но с фигурами — как не заладилось что-то с самого начала, так и не получилось в конечном итоге. Время еще оставалось, и чтобы как-то развлечь себя, я стал играть в ассоциации и придумывать на что были похожи нарисованные мной каракули, чтобы потом добавить к ним недостающие детали. Так у меня на листке появились: ведро, дерево и лисичка. Ну, по крайней мере, я — был твердо убежден, что там теперь нарисованы именно они Когда воспитательница подошла ко мне, собирая наши работы, с ней случилось что-то невообразимое... Она сдавленно спросила, что это у меня нарисовано и, получив исчерпывающий ответ сорвалась в крик на тему "я же сказала рисовать ФИГУРЫ, значит надо рисовать ФИГУРЫ! Здесь никому твои лисички не нужны!" и т.п. В итоге, я был отсажен от остальной группы и принужден рисовать кружки и треугольники под чутким контролем воспитателя до тех пор, пока у меня не получилось то, что устроило ее в полной мере.

Не хочу давать здесь оценку педагогическим навыкам этой воспитательницы, ибо забанят. Но в тот день я таки-научился рисовать кружки и треугольники, это да. Для того, чтобы потом, еще очень долго (прошло уже 24 года, а я все еще помню), каждый раз рисуя эти фигуры, вспоминать истошные вопли этой истерички

Вывод: творчеством невозможно "заниматься из под палки", творящий должен иметь возможность выбора: ЧТО творить, КАК творить и КОГДА творить.

Так получилось, что 5 из 10 лет, я проучился в художественной спец-школе. На первом месте по количеству часов у нас были такие предметы как "живопись", "графика", "композиция" и т.п. Мы там очень много рисовали. Не, не так. Мы там ОЧЕНЬ МНОГО РИСОВАЛИ И часто бывало — сидишь за мольбертом, смотришь на этот долбаный кувшин с натянутой за ним драпировкой и парой яблок из гипса, и понимаешь что ничего у тебя не получается А сдавать работу надо, хочешь того или нет. А то, что на холсте — мало того, что не имеет почти ничего общего с натурой, так еще и отвратительно само по себе. Хотя и старался изо всех сил. И когда время подходит к концу, ты берешь и делаешь кистью 2-3 мазка совершенно не так как тебя учили, и совершенно не тем цветом который видишь. А потом изумляешься, насколько эти мазки изменили твою работу, сделали ее более реалистичной и живой. Потом мазок, еще мазок — тебе уже все равно, получится у тебя приблизиться к натуре или нет. Потому что ты нашел тот образ, который был у тебя в голове. Нашел свое видение этой натуры, в чем-то — даже красивее чем она сама. И тебя уже не беспокоит, что учитель поставит тебе двойку, ты стараешься не для него. И если бы не те два мазка (инсайт), которые ты сделал чисто интуитивно, не понимая "зачем?", твоя работа никогда бы не ожила.

— это цитата моего же сообщения отсюда
Автор: kochetkov.vladimir
Дата: 10.02.08
— все равно я вряд ли смогу лучше и точнее сформулировать следующий из нее вывод что:

Творчество спонтанно и не может существовать без озарений, инсайтов, приступов вдохновения, попадания в поток — называйте эти состояния как хотите. И тем чаще будут случаться озарения и потоки, чем чаще творящий будет забывать о том, как надо творить правильно и предоставлять самому себе свободу упомянутого выше выбора "КАК творить"

Иными словами, самовыражение невозможно только через использование каких-либо инструментов, методологий, техник и т.п. Оно проявляется в навыках творящего, в том, каким образом он использует эти инструменты и применяет методологии и техники. Владение ими вредно для творчества ровно до тех пор, пока их использование творящим не перейдет на подсознательный уровень.

В институте, на втором курсе, я взялся помочь одногрупнику с курсовой по дисциплине "технологии и языки программирования". Задание у него было достаточно простым — GUI'шный конвертер римских чисел в арабские и наоборот (для сравнения — у меня темой был WYSIWYG-редактор блок-схем), с написанием самой проги я справился за вечер, еще пара вечеров ушла на оформление всей пояснительной бюрократии. В день защиты курсовых, мой одногруппник пошел к преподу первым. Спустя 10 минут он вышел весь бледный, и сказал, что препод спалил факт обращения одногруппника за помощью и поставил условие-проверку: в программе была одна недоработка, которую было предложено исправить. Если он справится с этим, пока идет защита других курсовых — ему работу зачтут, твердую четверку поставят, если нет — до свиданья, до экзамена он допущен не будет. Суть недоработки была в следующем: прога корректно обрабатывала неправильные римские цифры типа "IIII", "VVV" и т.п., исправно преобразовывая их в правильные арабские "4", "15" и т.д. Препод же хотел, чтобы прога преобразовывала еще и арабские в правильную нотацию (т.е. в "IV" и "XV"). Понимая, что эдакий препроцессор я за столь короткое время не осилю (мне ж еще свою работу защищать, там тоже не все гладко — наверняка тоже получу доп. задание), я уже был готов огорчить одногруппника, как вдруг идея быстрого решения пришла сама собой, когда я уже шел к нему с плохими новостями. Препроцессор уже был реализован — достаточно было после преобразования неправильного римского в правильное арабское провести обратное преобразование из правильного арабского в правильное римское (прога-то работала в обе стороны) и задача будет решена. Что я в итоге и сделал добавлением ровно одной строчки кода. Одногруппник тут же побежал отчитываться о завершении выполнения доп. задания и, спустя 10 минут, опять вышел весь бледный с допуском к экзамену, но с тройкой вместо четверки. Препод ему ничего не объяснил, сказав лишь, что в следующий раз, если курсовая опять будет написана кем-нибудь из других студентов, то никаких троек уже не будет. А мне, когда я был у препода, он влепил четверку вместо заслуженной пятерки и объяснил это так: "от решения, которое использовал Виталий (так звали одногруппника) за версту несет патологической ленью и нежеланием хоть чуть-чуть напрячь свой мозг ради практики во время учебы, чтобы получить полезный опыт на будущее. Ты — единственный в группе, обладающий обоими качествами в полной мере."

Вывод: по плодам творчества должен быть узнаваем их автор. Иначе самовыражение считается несостоявшимся (даже если оно было неосознанным), а само творчество — унылым говном в худшем случае, в лучшем — продуктом обыденной жизнедеятельности автора.

Какое отношение это все имеет к программированию? Да никакого. Равно как и не имеет отношения к нему и понятие "искусство". Равно как и не имеет отношения понятие "искусство" к процессу создания изображений на холсте, изготовления фигур из пластических материалов, построения всяческих сочетаний и перестановок элементов гармонических звуковых рядов, проектирования домов, написания различных рифмующихся предложений и прочих литературных произведений и, даже постов на RSDN В этом нет искусства, искусство — то, КАК вы это делаете, а следовательно, это понятие целиком и полностью относится не какому-либо роду деятельности, а к вам лично, вашему умению передавать свои эмоции, личностные качества, отношение к чему-либо. А посредством чего вы это будете делать — это уже второй и не такой уж и важный вопрос. Вполне есстественно, что вы будете это делать там, где не задумываетесь об инструменте в силу виртуозного владения им, там где у вас есть свобода принятия решений, там, где вас узнают и выделят среди остальных по результатам вашего творчества, там, где уместно ожидание озарения вместо монотонного поиска подходящего решения. И программирование предоставляет отличную возможность совмещения творчества (см. определение в начале сообщения) с выполнением своих прямых обязанностей в идеале, либо с проведением досуга в большинстве случаев (программирование-хобби — это, как раз оно). Но такую возможность практически любой вид человеческой деятельности, все зависит лишь от навыков и предпочтений творцов

Вот собственно и все, что касается программирования как искусства.

<offtopic>
"Пользуясь случаем" хочу принести свои извинения за свое столь длительное отсутствие здесь, на RSDN, как в качестве участника форумов, так и в качестве члена команды. Оно вызвано весьма резкими и неожиданными (хотя, в конечном итоге, желанными) переменами в моей жизни, в результате которых я был практически полностью отрезан как от инета, так и от всего, связанного с ИТ в принципе, на протяжении ~месяца. (Кстати, рекомендую. Весьма прочищает мозги и быстро восстанавливает правильную систему жизненных ценностей). Так или иначе, но каюсь, засунув голову по плечи в пепел, обещаю в ближайшее время ответить на все адресованные мне сообщения (там, где это еще актуально), выполнить данные мной обязательства и т.д. и т.п.
</offtopic>

[Интервью] .NET Security — это просто
Автор: kochetkov.vladimir
Дата: 07.11.17
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.