Prototype-based programming
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 11.11.06 16:01
Оценка: 32 (6) :))
Тему начали дергать вот тут
Автор: c-smile
Дата: 31.10.06
, но может не все заметили.
А тема, скажем прямо, интересная.

Я в ней только начал разбираться, так что ниже — несколько сырых и неоформленных мыслей.

1. Прототипное программирование — такой способ программирования, при котором новые объекты создаются не как экземпляры "классов", а как клоны существующих объектов; объекты могут изменяться на лету (например, добавлять методы); никаких концепций, кроме "объекты и сообщения" не существует — нет классов, нет наследования, нет синглетонов, нет ложки. Прототипное программирование — не "такое криво сделанное ООП", а другая парадигма.

2. Языки, которые изначально создавались как прототипные — Self (клон Smalltalk) и JavaScript. Тем не менее, в прототипном стиле можно программировать на многих других ОО языках; достаточно, чтобы язык позволял: а) модификацию объекта на лету и б) клонирования объекта, которое создает копию объекта, включая все методы, добавленные на лету (например, Ruby)

3. В "истинно прототипном" программировании, новый объект, созданный путем клонирования, "забывает" о "родителе". Тем не менее, и в Self, и в JS различными способами имитируется "что-то вроде наследования" ("я помню о своем прототипе, и если не знаю как обработать сообщение, прошу его это сделать"). Из чего можно сделать определенные выводы. И я от них не удержусь!

Выводы, практически ничем не обоснованные

Prototype-based programming — интересная и полезная парадигма. Наиболее полезна она в совмещении с "традиционным", class-based OOP.
"Линия совмещения" имхо, проходит вот где:
* если данный объект, по своей роли, это "данные + некоторые методы их обработки" (данные важнее методов, объектов огромная куча, они хранятся списками и обрабатываются все как один) — то ему "полезнее" быть экземпляром класса (особенно, если классы открытые — в Ruby можно в любой момент добавить метод в класс Integer, и все Integer'ы в программе будут иметь этот метод).
* если данный объект — это "поведение + нужные для него данные" (данные без методов мало что значат, объект один или несколько, может иметься большая иерархия наследников, несколько модифицирующих поведение) — то для него вполне осмысленным может оказаться prototype-based подход (глупый пример: кинуть на форму Editbox, склонировать его, добавить синенькую кнопочку — создавать класс "editbox с синенькой кнопочкой" ради единственного применения — как бы overhead).

Ы?
FAQ — це мiй ай-кью!
Re: Prototype-based programming
От: c-smile Канада http://terrainformatica.com
Дата: 12.11.06 02:00
Оценка:
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

Не а тему.

(Явно не хватает форума: Дизайн ЯП — Немерле т все прочее типа этого вопроса — туда)

нужно изобрести нотацию для литерального конструктора объектов в JavaScript:

Сейчас так:

var obj = { one:1, two:2 };

что создает instance класса Object.

А хотелось бы еще иметь возможность создавать произвольные объекты (т.е. еще нужен typename):

Пока такие варианты:
var obj = {=myclass one:1, two:2 };

или
var obj = {:myclass one:1, two:2 };


Как лучше? И скажем как это сделано в Ruby? Говорят он изумительно хорош в нотации
Re[2]: Prototype-based programming
От: VladD2 Российская Империя www.nemerle.org
Дата: 12.11.06 02:57
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>А хотелось бы еще иметь возможность создавать произвольные объекты (т.е. еще нужен typename):


CS>Пока такие варианты:

CS>
CS>var obj = {=myclass one:1, two:2 };
CS>

CS>или
CS>
CS>var obj = {:myclass one:1, two:2 };
CS>


CS>Как лучше? И скажем как это сделано в Ruby? Говорят он изумительно хорош в нотации


Погляди Эрлэнг. Там нечто похожее есть. Конкрено см. понятие литерала.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 637>>
Есть логика намерений и логика обстоятельств, последняя всегда сильнее.
Re[3]: Prototype-based programming
От: c-smile Канада http://terrainformatica.com
Дата: 12.11.06 07:12
Оценка:
Здравствуйте, VladD2, Вы писали:

VD>Погляди Эрлэнг. Там нечто похожее есть. Конкрено см. понятие литерала.


Ты ничего не перепутал? Ты именно Erlang имеешь ввиду?
Что-то я не помню в Erlang классов, а тем более объектных литералов.
Re[2]: Prototype-based programming
От: FR  
Дата: 12.11.06 07:42
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>Как лучше? И скажем как это сделано в Ruby? Говорят он изумительно хорош в нотации


В питоне просто вызов конструктора базового метакласса:

>>> o = type("MySuperClass", (),{'msg': 'my super class'})
>>> o
<class '__main__.MySuperClass'>
>>> o.msg
'my super class'
>>>


Первый параметр имя класса, второй тупл предков, третий словарь с членами. При этом создается новый класс, если нужен его экземпляр справа просто добавляется пара скобок (с необязательными параметрами).
Re[2]: Prototype-based programming
От: eao197 Беларусь http://eao197.blogspot.com
Дата: 12.11.06 08:08
Оценка: 13 (1)
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>Как лучше? И скажем как это сделано в Ruby? Говорят он изумительно хорош в нотации


В Ruby для похожих целей есть классы Struct, OpenStruct. А прямо в описании стандартного класса OptionParser приводится пример непосредственного использования OpenStruct и, как я сейчас узнал, prototype-based programming


SObjectizer: <микро>Агентно-ориентированное программирование на C++.
Re[2]: Prototype-based programming
От: pongo  
Дата: 12.11.06 11:41
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>нужно изобрести нотацию для литерального конструктора объектов в JavaScript


А зачем?

Я не совсем понял, но вообще, можно сделать функцию clone, которая бы клонировала объект и делать так:
MyClass = { ... }
var obj = clone(MyClass, { one:1, two:2 });

Можно так:
MyClass = function(one, two)
{
  this.one = one;
  this.two = two;
}

var obj = new MyClass(1, 2);
Re: Prototype-based programming
От: pongo  
Дата: 12.11.06 11:45
Оценка: 24 (2)
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

ЗХ>2. Языки, которые изначально создавались как прототипные — Self (клон Smalltalk) и JavaScript...


Еще есть io. http://iolanguage.com/

Io is a small, prototype-based programming language. The ideas in Io are mostly inspired by Smalltalk (all values are objects), Self (prototype-based), NewtonScript (differential inheritance), Act1 (actors and futures for concurrency), LISP (code is a runtime inspectable/modifiable tree) and Lua (small, embeddable).

Re[2]: Prototype-based programming
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 12.11.06 12:58
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>А хотелось бы еще иметь возможность создавать произвольные объекты (т.е. еще нужен typename):


CS>Пока такие варианты:

CS>
CS>var obj = {=myclass one:1, two:2 };
CS>

CS>или
CS>
CS>var obj = {:myclass one:1, two:2 };
CS>


CS>Как лучше? И скажем как это сделано в Ruby? Говорят он изумительно хорош в нотации


Что-то я не понимаю, чего ты сказать пытаешься. Можешь тот же самый код словами рассказать?
FAQ — це мiй ай-кью!
Re[4]: Prototype-based programming
От: VladD2 Российская Империя www.nemerle.org
Дата: 12.11.06 15:32
Оценка: 26 (1)
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>Ты ничего не перепутал? Ты именно Erlang имеешь ввиду?


Ничего не путаю.

CS>Что-то я не помню в Erlang классов, а тем более объектных литералов.


А ты погляди кау у них записи делаются. У них есть ничего не значащие атомы (идентификаторы начинающиеся с маленькой буквы). Этими литералами можно задавать поля в кортэжах. А далее по ним же можно идентифицировать тип кортежа. Кортеж с некретным атотмом интерпретируется как запись. В итоге получается эдакое динамическое формирование новых типов.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 637>>
Есть логика намерений и логика обстоятельств, последняя всегда сильнее.
Re[5]: Prototype-based programming
От: c-smile Канада http://terrainformatica.com
Дата: 12.11.06 21:23
Оценка: +1
Здравствуйте, VladD2, Вы писали:

VD>Здравствуйте, c-smile, Вы писали:


CS>>Ты ничего не перепутал? Ты именно Erlang имеешь ввиду?


VD>Ничего не путаю.


CS>>Что-то я не помню в Erlang классов, а тем более объектных литералов.


VD>А ты погляди кау у них записи делаются. У них есть ничего не значащие атомы (идентификаторы начинающиеся с маленькой буквы). Этими литералами можно задавать поля в кортэжах. А далее по ним же можно идентифицировать тип кортежа. Кортеж с некретным атотмом интерпретируется как запись. В итоге получается эдакое динамическое формирование новых типов.


Ага, понятно, т.е. имеется ввиду records:

Вот объявление типа записи в Erlang:
-record(person, {name = "", phone = [], address}).

А вот её конструирование:
P = #person{name = "Joe", phone = [0,8,2]}.

что в принципе близко к тому что хочется. Реально же нужно изобрести короткую запись вот этого (работает и так):
var P = { prototype:Person, name:"Joe", phone:[0,8,2] };

я пока остановился на
var P = {:Person name:"Joe", phone:[0,8,2] };

а там посмотрим.
Re[6]: Prototype-based programming
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 12.11.06 21:33
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>...Реально же нужно изобрести короткую запись вот этого (работает и так):

CS>
CS>var P = { prototype:Person, name:"Joe", phone:[0,8,2] };
CS>

CS>я пока остановился на
CS>
CS>var P = {:Person name:"Joe", phone:[0,8,2] };
CS>

CS>а там посмотрим.

Подожди. Person — это что? Имя новой сущности или уже существующей? Если уже существующей (которая используется в качестве прототипа), то в Io, к примеру, это выглядит так:
WebServer := Server clone do(
  setPort(8000)
  handleSocket := method(aSocket, 
    WebRequest clone @handleSocket(aSocket)
  )
)
FAQ — це мiй ай-кью!
Re[7]: Курс молодого JavaScript бойца:
От: c-smile Канада http://terrainformatica.com
Дата: 12.11.06 22:37
Оценка: 52 (4)
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

ЗХ>Здравствуйте, c-smile, Вы писали:


CS>>...Реально же нужно изобрести короткую запись вот этого (работает и так):

CS>>
CS>>var P = { prototype:Person, name:"Joe", phone:[0,8,2] };
CS>>

CS>>я пока остановился на
CS>>
CS>>var P = {:Person name:"Joe", phone:[0,8,2] };
CS>>

CS>>а там посмотрим.

ЗХ>Подожди. Person — это что? Имя новой сущности или уже существующей? Если уже существующей (которая используется в качестве прототипа), то в Io, к примеру, это выглядит так:

ЗХ>
ЗХ>WebServer := Server clone do(
ЗХ>  setPort(8000)
ЗХ>  handleSocket := method(aSocket, 
ЗХ>    WebRequest clone @handleSocket(aSocket)
ЗХ>  )
ЗХ>)
ЗХ>


Курс молодого JavaScript бойца:

На самом деле prototype в JavaScipt это не прототип для копирования. Это ближе к ссылке на класс.

Объект есть "вешалка" для атрибутов — нечто типа hash table. Каждая такая вешалка имеет спец. поле: __proto__ — ссылка на вешалку-родитель (класс?).

Конструкция:
function MyClass() { this.one = 1; }
var p = new MyClass();

в чистом JavaScript это следующее:

1) сконструировать объект-вешалку.
2) положить в её поле __proto__ ссылку на объект MyClass.prototype.
3) вызвать функцию MyClass с this установленным на эту вновь созданную вешалку которая пуста к этому моменту.
4) функция MyClass должна уже создать набор instance variables ( this.one = 1 )

Переменная __proto__ таким образом выполняет функцию связки instance объекта и его "класса" — в C++ самый близкий аналог этому — указатель на vtbl для объектов виртуальных классов.

Т.е. если скажем мы имеем такую дефиницию:
MyClass.prototype = function foo() { alert(this.one); }


то p.foo() означает сдедующее:

1) найти атрибут с именем foo на вешалке в p.
2) если такой атрибут не найден искать в вешалке p.__proto__ и т.д.
3) если атрибут найден и есть функция позвать её с this === p.
4) иначе — ошибка — no such method.

Т.е. get attribute value это "глубокий" поиск по цепочке __proto__ полей.

Set attribute value это другая история:

p.foo = function () { ...} означает сдедующее:

1) в атрибут с именем foo на вешалке в p записать ссылку на функцию в правой части.
2) и все, в JS v.1.3 и ниже __proto__ в этом процессе не участвует.

JS v.1.4 эта операция тоже "глубокая" — выполняется сначала глубокий поиск на предмет
нахождения функции setter с таким именем.

Вот примерно такая механика. Мне представляется она несколько искусственно запутанной если честно.
И я её упростил.
Re[8]: Курс молодого JavaScript бойца:
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 12.11.06 23:36
Оценка: 19 (2)
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>Курс молодого JavaScript бойца:


CS>На самом деле prototype в JavaScipt это не прототип для копирования. Это ближе к ссылке на класс.


На самом деле, в реальных прототипных языках (которым и посвящен топик, кстати) — это тоже так и есть. Т.е. есть "специальные объекты-прототипы", которые и клонируются. В JS зачем-то решили избежать понятия клонирования, и замаскировали его под создание объекта. Но по сути — все так же, как в Self и Io. Но порождает кучу синтаксических идиотизмов с двойственностью Class / Class.prototype

CS>Объект есть "вешалка" для атрибутов — нечто типа hash table. Каждая такая вешалка имеет спец. поле: __proto__ — ссылка на вешалку-родитель (класс?).


Опять же, ровно как в Self/Io.

CS>Конструкция:

CS>
CS>function MyClass() { this.one = 1; }
CS>var p = new MyClass();
CS>

CS>в чистом JavaScript это следующее:

CS>1) сконструировать объект-вешалку.

CS>2) положить в её поле __proto__ ссылку на объект MyClass.prototype.
CS>3) вызвать функцию MyClass с this установленным на эту вновь созданную вешалку которая пуста к этому моменту.
CS>4) функция MyClass должна уже создать набор instance variables ( this.one = 1 )

Опять же, все повторяется. Просто в языках, которые не притворяются class-based, это выглядит несколько более consistent:
MyClass = Object.clone(
  one := 1
  foo := method(....)
)

p = MyClass clone


CS>Переменная __proto__ таким образом выполняет функцию связки instance объекта и его "класса" — в C++ самый близкий аналог этому — указатель на vtbl для объектов виртуальных классов.


угу.

CS>Т.е. если скажем мы имеем такую дефиницию:

CS>
CS>MyClass.prototype = function foo() { alert(this.one); }
CS>


CS>то p.foo() означает сдедующее:


CS>1) найти атрибут с именем foo на вешалке в p.

CS>2) если такой атрибут не найден искать в вешалке p.__proto__ и т.д.
CS>3) если атрибут найден и есть функция позвать её с this === p.
CS>4) иначе — ошибка — no such method.

угу.

CS>Т.е. get attribute value это "глубокий" поиск по цепочке __proto__ полей.


CS>Set attribute value это другая история:


CS>p.foo = function () { ...} означает сдедующее:


CS>1) в атрибут с именем foo на вешалке в p записать ссылку на функцию в правой части.

CS>2) и все, в JS v.1.3 и ниже __proto__ в этом процессе не участвует.

CS>JS v.1.4 эта операция тоже "глубокая" — выполняется сначала глубокий поиск на предмет

CS>нахождения функции setter с таким именем.

угу. (кста, в Io есть два типа присваиваиния — := работает как в старом JS, а = — как в новом)

CS>Вот примерно такая механика. Мне представляется она несколько искусственно запутанной если честно.

CS>И я её упростил.

Почему запутанная — мы как бы выяснили. Теперь, если можно, покажи как эти все примеры (приведенные выше) выглядят у тебя — только код. К слову сказать, "фикся" JS, ты по сути отбрасываешь возможность использования существующих JS-библиоте — нет?
FAQ — це мiй ай-кью!
Re[6]: Prototype-based programming
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 13.11.06 00:08
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>что в принципе близко к тому что хочется. Реально же нужно изобрести короткую запись вот этого (работает и так):

CS>
CS>var P = { prototype:Person, name:"Joe", phone:[0,8,2] };
CS>

CS>я пока остановился на
CS>
CS>var P = {:Person name:"Joe", phone:[0,8,2] };
CS>

CS>а там посмотрим.

А почему не что-нибудь более тупое?
//это практически руби :)
var P = Person.new{name:"Joe", phone:[0,8,2] };

//а это почти С++
var P = new Person(name = "Joe", phone = [0,8,2]);

//я еще по всякому могу :))
var P = Person clone (name => "Joe", phone => [0,8,2]);
var P = Person[name: "Joe", phone: [0,8,2]];
var P = Person.name("Joe").phone([0,8,2]);


Короче, суть в том, чтобы отделить имя-чего-создаем (Person) от аргументов (name, phone)
FAQ — це мiй ай-кью!
Re[6]: Prototype-based programming
От: VladD2 Российская Империя www.nemerle.org
Дата: 13.11.06 01:00
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>...а там посмотрим.


Идея Эрлэнга хороша свой простотой и универсальностью. Его авторам достаточно было сделать кортэжи и атомы, а стальное получилсь из этого базиса само собой. Но Эрлэнг ориентируется на паттерн-мтачинг (ПМ). Сам оп себе ПМ ведь замечательная, но в Эрланг им предлагается заенять полноценный доступ к членам записей. Что на мой взгляд является откровенным промохом.

Но ты можешь взять за основу идею и реализовать ее более грамоно.

Я же предпочитаю классические классы и компиляцию.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 637>>
Есть логика намерений и логика обстоятельств, последняя всегда сильнее.
Re[9]: Курс молодого JavaScript бойца:
От: c-smile Канада http://terrainformatica.com
Дата: 13.11.06 08:15
Оценка:
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:

ЗХ>Почему запутанная — мы как бы выяснили. Теперь, если можно, покажи как эти все примеры (приведенные выше) выглядят у тебя — только код. К слову сказать, "фикся" JS, ты по сути отбрасываешь возможность использования существующих JS-библиоте — нет?


Это вот чистый JS:
CS>>Конструкция:
CS>>
CS>>function MyClass() { this.one = 1; }
CS>>var p = new MyClass();
CS>>

CS>>в чистом JavaScript это следующее:

CS>>1) сконструировать объект-вешалку.

CS>>2) положить в её поле __proto__ ссылку на объект MyClass.prototype.
CS>>3) вызвать функцию MyClass с this установленным на эту вновь созданную вешалку которая пуста к этому моменту.
CS>>4) функция MyClass должна уже создать набор instance variables ( this.one = 1 )

Это TIScript:

Объект есть "вешалка" для атрибутов — нечто типа hash table.
Каждая такая вешалка имеет спец. поле: prototype — ссылка на вешалку-родитель (класс).

Конструкция:
var MyClass = {}; // или var MyClass = {:MyBaseClass};

function MyClass.constructor() { this.one = 1; }

var p = new MyClass();


в TIScript это следующее:

1) сконструировать объект-вешалку.
2) положить в её поле prototype ссылку на объект MyClass.
3) Вызвать функцию MyClass.constructor с this установленным на эту вновь созданную вешалку которая пуста к этому моменту.
4) функция MyClass.constructor должна уже создать набор instance variables ( this.one = 1 ) и/или вызвать конструктор суперкласса — super(...)

Т.е. TIScript ближе к Java в этом смысле чем JavaScript.

Как иллюстрация сего : схема динамического субклассинга используемого в Sciter:


Т.е. в Sciter CSS позволяет декларативно назначать DOM элементам разные скрипт классы.

Детали (коряво, но уж как есть) здесь.
Re[3]: Prototype-based programming
От: c-smile Канада http://terrainformatica.com
Дата: 13.11.06 08:24
Оценка:
Здравствуйте, eao197, Вы писали:

E>Здравствуйте, c-smile, Вы писали:


CS>>Как лучше? И скажем как это сделано в Ruby? Говорят он изумительно хорош в нотации


E>В Ruby для похожих целей есть классы Struct, OpenStruct. А прямо в описании стандартного класса OptionParser приводится пример непосредственного использования OpenStruct ...


Struct и OpenStruct понятны.
Непонятно другое: зачем надо было делать hash map и скажем объект разными сущностями.

ПММ, в JS это красивее сделано (если забыть про кашу с __proto__).

E>... и, как я сейчас узнал, prototype-based programming


Ага, "секс это что-то новое или ...?"
Re[7]: Prototype-based programming
От: Mamut Швеция http://dmitriid.com
Дата: 13.11.06 08:34
Оценка:
CS>>...а там посмотрим.

VD>Идея Эрлэнга хороша свой простотой и универсальностью. Его авторам достаточно было сделать кортэжи и атомы, а стальное получилсь из этого базиса само собой. Но Эрлэнг ориентируется на паттерн-мтачинг (ПМ). Сам оп себе ПМ ведь замечательная, но в Эрланг им предлагается заенять полноценный доступ к членам записей. Что на мой взгляд является откровенным промохом.


VD>Но ты можешь взять за основу идею и реализовать ее более грамоно.


Ууу. Records в Эрланге — это отдельная песнь. Ее уже лет 10, как пытаются заменить на более стройную, но пока не получается. Там много корявостей с этими записями. См., например, [Erlang] Recless
Автор: Mamut
Дата: 12.10.06
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 655>>


dmitriid.comGitHubLinkedIn
Re[10]: Курс молодого JavaScript бойца:
От: Зверёк Харьковский  
Дата: 13.11.06 09:05
Оценка:
Здравствуйте, c-smile, Вы писали:

CS>Это вот чистый JS:

CS>>>Конструкция:
CS>>>
CS>>>function MyClass() { this.one = 1; }
CS>>>var p = new MyClass();
CS>>>


CS>Это TIScript:

CS>
CS>var MyClass = {}; // или var MyClass = {:MyBaseClass};

CS>function MyClass.constructor() { this.one = 1; }

CS>var p = new MyClass();
CS>


Поздравляю, Шарик! Ты меня окончательно запутал!
Коль скоро ты уже сделал из prototype-based языка class-based, зачем тебе то, с чего ты начал обсуждение? Вот это вот:
//зачем тебе
var P = { prototype:Person, name:"Joe", phone:[0,8,2] };

//если у тебя уже есть?
var P = new Person();


ы???
FAQ — це мiй ай-кью!
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.