0. Введение
1. Предыстория
2. Отец
3. Xerox PARC
4. Smalltalk
5. Apple
6. Другие GUI 1980х
6.1. VisiOn
6.2. Windows 1.0
6.3. Tandy DeskMate
6.4. GEM
6.5. GEOS
6.6. Windows 2.0
6.7. Acorn
6.8. NeXTSTEP
6.9. OS/2
6.10. Х
7. 90е и далее
7.1. Windows
7.2. OS/2 в 90х
7.3. BeOS
7.4. Mac OS X и Aqua
8. Заключение
9. Источники
1. О чем это?
"Статья" рассказывает о триумфе интерфейса WIMP (Windows, Icons, Menus, Pointers)
2. Зачем это?
Дочитывая Брукса, наткнулся на маленькую статью о WIMP; к моему стыду, я не знал ни о существовании концепции ни об аббревиатуре, тем не менее постоянно с ними соприкасался. Тема оказалась весьма увлекательной и познавательной, что из этого вышло – читайте ниже. Хотите узнать, кто же все-таки был первым в GUI? Microsoft, Apple или Xerox? Или может быть кто-то другой?.. – Читайте ниже. Хотите узнать, когда появились меню, иконки, окна, почему появился двойной щелчок мышкой, увидеть самую первую мышку? – Читайте ниже
.
Если "многа текста – ниаслил", -попробуйте пробежаться глазами по картинкам, может, покажется интересным
.
Одним из наиболее впечатляющих явлений в программировании за последние 20 лет был триумф интерфейса, состоящего из окон, пиктограмм, меню и указателей (
Windows,
Icons,
Menus,
Pointers — WIMP). Сегодня он настолько широко известен, что не требует описания. Стоит ли говорить, что так было не всегда? Как это часто случается в нашем деле, идеи UI шагают впереди технологий, способных их одушевить, воплотив в жизнь. Так и в далеком начале 1930х (
!) Ванневар Буш (
Vannevar Bush), описал прототип устройства под названием
Memex (от "memory extender"). Memex выглядел, как стол с двумя сенсорными экранами, клавиатурой и сканнером. Он должен был позволять пользователям получать доступ к информации посредством ссылок, разрешая создавать новые связи.
Memex
Поскольку в те времена цифровые компьютеры еще не были изобретены, не было шансов заставить Memex работать, и идеи Буша так и не были подвержены широкому обсуждению. Однако, начиная с "около 1937" года, несколько групп занялось разработкой компьютеров. В 1945м году Буш пересмотрел свои старые идеи и они вновь появились в статье под названием
As We May Think журнала
Atlantic Monthly.
Статья
"As We May Think" вдохновила молодого
Дугласа Энглебарта (Douglas Englebart), понукая к попытке создать такую машину.
Дуглас Энглебарт
В 1955 Дуглас получает степень PhD и работу в Стэндфордском научно-исследовательском институте. Здесь же он успешно работает в области миниатюризации элементов компьютера. Через четыре года его идеи получат признание и, главное, финансирование со стороны ВВС США. В 1962 году Дуглас публикует свои идеи в статье под названием
"Augmenting Human Intellect". В этой статье Дуглас утверждает, что цифровые компьютеры могут предоставить быстрые методы "увеличения степени понимания сложных задач человеком, которая удовлетворит его нужды, позволяя получать их решения". Он представлял компьютеры как инструмент для усиления человеческого интеллекта, но не как его замену.
Его идеи шагали далеко впереди 1962-го года. Единственными компьютерами того времени были огромные мейнфреймы, взаимодействие с которыми происходило за счет пакетной обработки. Пользователи предоставляли программу на серии перфокарт, которые компьютер должен был выполнить. Часто результат выполнения приходилось ждать часами, а то и днями. Даже идея о вводе пользователем команд в текстовый терминал в режиме реального времени, рассматривалась тогда, как радикально новая.
Дуглас, вместе со своей группой коллег, разрабатывали идеи и технологии на протяжении нескольких лет. Кульминацией всего стала Объединенная компьютерная конференция Запада 1968-го года. Здесь была представлена NLS — o
N-
Line
System:
Дисплей NLS, клавиатура и мышь
Мышь и клавиатура ближе
Дуглас держит первую мышку
Дуглас сам изобрел мышку (и по праву считается ее отцом), собрана она была одним из его инженеров. Никто не знает, кто первым начал называть устройство мышкой, но это название крепко прижилось за ним, и здравствует и по сей день. Вслед за изобретением мышки пришел и указатель: стрелочка высотой примерно в один символ, указывающая строго вверх. Он был назван "bug", но этот термин не прижился. Когда объект выделялся — баг оставлял точки на экране, чтобы отметить операцию выделения.
Энглебарт вместе со своей командой будут работать над этими революционными идеями до 1989 года: до тех пор, пока не закроется институт, по причине недостатка финансирования. Однако, у них никогда не хватало денег превратить идеи в коммерческий продукт... Эту работу возьмет на себя компания, большинство людей которую ассоциировали со старомодной бумагой...
Демонстрация 1968го года поразила многих людей. Она открыла глаза на то, что их ожидает в будущем — в будущем, где люди всего мира сотрудничают посредством электронных документов, отображаемых на мониторах компьютеров, распространяя их по сети. Такое будущее не сулило ничего хорошего компании, основной доход которой был основан на продаже фотокопиров.
Верхушка руководящего состава Xerox чувствовали страх перед "безбумажным" будущим. Поэтому они решили, что лучше всего самим контролировать новую технологию и вскоре, в 1970м, был создан Palo Alto Research Center, или PARC.
Первое, что было создано в исследовательском центре PARC — был лазерный принтер. Отличное пополнение копировального семейства продуктов Xerox'a. Однако, такой принтер требовал более совершенных методов подготовки документов, чем имелись в наличии в те дни. А так как компьютеров, решающих эту задачу не было, в PARC взялись за создание собственного:
Alto
The Xerox Alto.
Alto не был микрокомпьютером как таковым, хотя его элементы вмещались в корпус, который без труда можно было поместить под столом:
Его самой поразительной чертой был дисплей, такого же размера и ориентации, как и распечатанный документ. Дисплей был растровым, с растровой графикой и расширением 606x808. Каждый пиксель мог быть включен/выключен независимо друг от друга. Alto также обладал клавиатурой и модернизированной мышкой Энглебарта. Сам курсор мышки представлял собой рисунок в форме наклонной стрелки, какую мы знаем и ныне. Форма также менялась, в зависимости от выполняемых действий.
Первые программы, написанные для Alto, были довольно грубы и не обладали выделяющейся графикой. Например, файловый менеджер, отображающий содержимое каталогов был просто окружен прямоугольниками. Но тут не было того, что сейчас мы называем "окнами":
Был разработан графический текстовый процессор
Bravo (
Еще рисунок (9KB)), позволяющий отображать разные шрифты и размеры на экране одновременно. Это была первая программа подготовки документов в стиле WYSIWYG (автор Bravo,
Charles Simonyi в конечном счете присоединится к Microsoft, и перепишет свой продукт для DOS'a под названием Word for DOS). В Alto был графический редактор, работающий примерно так же, как ныне работает Paint, однако обладающий своим уникальным интерфейсом.
Исследователи в PARC осознавали необходимость в последовательном, непротиворечивом интерфейсе для новых приложений. Для реализации этого создается абсолютно новая среда разработки. Имя ей было –
Smalltalk, и это первый современный GUI.
Smalltalk задумывался как простая среда разработки и язык программирования, настолько простая, что даже ребенок должен был понять его. И во многих отношениях ему удалось достичь поставленных целей. Smalltlak был первым объектно-ориентированным языком программирования; здесь данные и код представляли собой единую сущность – объект, который можно было использовать, не задумываясь о реализации. Также он обладал современными Java-подобными свойствами, как например, автоматическое управление памятью. Язык постоянно обновлялся и улучшался и к 1974му году начал набирать форму.
Smalltalk представлял собой графическую среду разработки (как современные IDE), но он не только был средой разработки, но и средой исполнения. Как будто бы Microsoft разработала Visual Studio – единое приложение, представляющее собой сразу и Windows.
The SmallTalk development and GUI environment (
полный рисунок (70Kb))
Отдельные окошки в Smalltalk’e окаймлялись графической границей и выделялись на сером фоне. Каждое из окошек обладало заголовком вверху, который позволял идентифицировать окно и передвигать его по экрану. Как и в
BeOS заголовок окна не растягивался на всю длину принадлежащего окна, а лишь ограничивался своей собственной длиной, начинаясь в левом верхнем углу. Окна могли перекрывать друг друга, и выделенное окно переходило на передний план к пользователю. В это же время была осуществлена концепция "иконок" – маленького символьного представления программы или документа, которое можно было кликнуть, чтобы запустить или манипулировать им. Здесь же появляются выпадающие меню – пользователь кликает одной из кнопок мышки и появляется иерархическое графическое меню, содержимое которого зависит от выполняемых операций. Впервые появляются полосы прокрутки (скроллбары), радиокнопки и диалоговые окна.
Парочка Smalltalk и Alto по сути была современным ПК, с интерфейсом подобным тому, что мы используем сейчас. Alto могли объединяться в сеть, отправлять и принимать электронную почту друг от друга и, казалось бы, были идеальны для использования в офисной среде. Многие из PARC’a желали от Xerox’a поставки на рынок новых, менее дорогих Alto III, как коммерческого продукта (оригинальный Alto никогда не продавался), но руководство Xerox’a отвергало их предложение.
В конце концов, в 1981м году, удешевленный Alto, "The Xerox Star 8010 Document Processor" был предоставлен публике, за 17 000$. The Star отличался от Alto: одна из самых ценных возможностей перекрытия окон была убрана, т.к. полагалось, что это будет вводить в заблуждение пользователей. Вместо этого в Star окна размещались мозаичным способом. Увы, Star вышел слишком поздно: Xerox очень долго тянул с ним и, в итоге, потерял своих лучших исследователей и разработчиков, которые попросту мигрировали в другие компании.
Xerox Star. Обратите внимание на расположение окон.
Одним из наиболее важных первопроходцев GUI была начинающая фирма, основанная в гараже, в 1976м году
Стивом Джобсом (Steve Jobs) и
Стивом Возняком (Steve Wozniak). Это была та самая “
Apple Computer”. Apple сколотил состояние благодаря своему весьма популярному компьютеру Apple ][, который мог отображать графику и текст, но все еще в классическом стиле командной строки. Многие умы из Xerox PARC нашли пристанище в Apple, приступив к воспроизведению своей работы над Alto и Smalltalk. Было положено начало создания многообещающего коммерческого продукта.
Работа над компьютером следующего поколения
Lisa от Apple, который начинал как обычный компьютер с текстовой строкой для делового использования, заключалась в преобразовании старого в новое все прибывающими людьми из PARC. Сам Стив Джобс проникся идеями GUI, после того, как его рабочие показали возможности PARC. Lisa с этого момента превратилась в графический компьютер, но дизайн интерфейса все еще оставлял желать лучшего.
Начальный интерфейс Lisa, приблизительно 1979 год.
Было создано множество различных прототипов интерфейса Lisa, включая интерфейс, основанный на описании задач, названный "Twenty Questions" (Двадцать Вопросов), т.к. для того, чтобы заставить компьютер что-то сделать, приходилось отвечать на вопросы. Был интерфейс в виде четырех столбиков файлового навигатора, подобный тому, что появился вместе со Smalltalk, и тому, что появится позже в
NeXTstep и
Mac OSX. В конечном счете, команда Lisa остановилась на интерфейсе, основанном на иконках: каждая иконка символизировала документ или приложение. Здесь впервые было разработано выпадающее меню, где все меню находились в самом верху экрана.
Другие нововведения, пришедшие от команды Lisa, включали галочки напротив выбранных элементов меню, "быстрые клавиши" (keyboard shortcuts) для наиболее часто используемых команд. В Lisa изменились некоторые соглашения PARC’a и добавились новые, например, идея корзины для документов, которые должны быть удалены, идея затенения недоступных элементов меню. Трехкнопочная мышка, которая лишилась одной кнопки в Star, потеряла еще одну кнопку у Lisa, став однокнопочной. А так как интерфейс требовал по крайней мере два действия для каждой иконки (выбора и запуска) появляется идея двойного клика. Позже “дабл-клик” будет стандартным средством запуска программ во всех GUI, даже в тех, которым посчастливится обладать несколько-кнопочными мышками.
Пользовательский интерфейс Lisa принесет и другие концепции, которые используются и по сей день. В SmallTalk и Xerox Star иконки представляли некоторые файлы, Lisa же впервые предлагает: иконки могут представлять
все файлы в файловой системе, которые потом можно просматривать используя иерархическую структуру каталогов, где каждый каталог открывается в новом окне. В это же время появляется идея drag-n-drop, а отсюда естественным образом следует идея перетаскивания файлов с целью манипуляции ими (например, выбор группы файлов и перетаскивание в другое место может представлять копирование файлов). Менее осязаемой, но все так же существенной была идея "ветвей ресурсов" ("resource forks"), которая прикрепляла информацию о файле отдельно от самого файла, и идея "классов создателей", означающая, что с каждым файлом может быть ассоциировано приложение, запускающееся по двойному щелчку на файле.
Конечный вариант интерфейса Lisa
Одно из существенных продвижений команды Lisa пришло от одного из инженеров Apple, который не входил в группу работчиков из PARC, но присутствовал на презентации Smalltalk. Он полагал, что видел возможности Alto перерисовывать маленькие порции окон, когда верхнее окошко двигалось – это было названо "регионами". На самом деле, Alto не умел этого, он просто перерисовывал все окно, когда пользователь выбирал его. Не смотря на сложность этой задачи, регионы были реализованы в архитектуре Lisa, так и оставшись в GUI по сей день. (Попробуйте быстро подвигать окно, например Explorer’a над окном документа Word. Если ваши глаза скорые – Вы все еще можете заметить какая часть окна перерисовывается, а какая нет)
Работа над Lisa началась в 1979 году, но компьютер не был создан до самого 1983-го. Не взирая на его продвинутые возможности, цена в 10 000$ и сложность создания программного обеспечения тормозили продажи машины. Нужна была дешевая версия Lisa. Проект Стива Джобса Macintosh был призван к созданию недорогого графического компьютера, поставляемого с маленьким 9-дюймовым монохромным монитором (512 x 384 пиксела), всего лишь 128 Kb памяти, никакой многозадачности и даже возможности переключения между двумя программами, один флоппи. Именно это было предоставлено миру в 1984м году, и продавалось за 2 495$. Macintosh унаследовал большинство возможностей GUI от Lisa и даже предоставил некоторый низкоуровневый код. Но все системное программное обеспечение было переписано с нуля – ограничения памяти давали о себе знать.
Macintosh System 1
К этому времени Apple был уже не одинок, работы над графическими интерфейсами пользователя для персональных компьютеров велись в других фирмах.
VisiCorp, создатели самой первой электронной таблицы
VisiCalc, работали над графическим интерфейсом для IBM PCs. Результатом был
VisiOn (1983г) – первое GUI от IBM PC. Но невероятно высокая цена (1 495$ только за ПО) и чрезмерные системные требования для того времени (PC-XT с жестким диском, 512Kb памяти и мышка) не позволили им пробиться в бестселлеры.
VisiOn
В общем, VisiOn был тяжелым и провальным, но тем не менее, его презентация вдохновила
Билла Гейтса (Bill Gates) выйти на рынок с продуктом, первоначально названным Interface Manager, однако позже переименованным на Windows. Система была анонсирована в 1983м. Ранние скриншоты походили на нечто среднее между VisiOn и Microsoft Word for DOS (который сам произошел от Bravo – перового текстового процессора для Alto). Но ко времени релиза, 1985 года, Windows была цветной и обладала стандартными признаками GUI: полосы прокрутки, оконные элементы управления и меню. Хотя, меню было похожим на меню Lisa и Macintosh, основным отличием было то, что полосой меню, находившейся под заголовком окна, обладали все приложения.
Другим отклонением было использование мозаичного интерфейса, вместо перекрывающего. Это решение основывалось на тех же причинах, что и в Star – предполагалось, что перекрывающие окна будут вводить в заблуждение пользователей. Однако, Биллу Гейтсу не понравилось оно, и во всех последующих версиях Windows будет использована перекрывающая модель интерфейса (когда одно окно может перекрывать часть другого). Microsoft был одним из ранних сторонних разработчиков для Macintosh’a и, как ни удивительно, получили бета-модель первого Мака, прежде чем та была представлена миру. Несомненно это повлияло на все следующие версии Windows.
Прототип Windows, прибл. 1983. Обратите внимание на схожесть с Word for DOS.
Windows 1.01. Граница между двумя окнами была изменена
Tandy Computers выпустили первую версию своего GUI в 1984 под названием
DeskMate. Предполагалось, что пользоваться им будут в первую очередь при помощи клавиатуры, используя функциональные клавиши, как клавиши быстрого запуска меню. Интерфейс не имел перекрывающихся окон. Он был довольно сложен в использовании и не достиг успеха
Tandy DeskMate.
Позже, в 1985м
Digital Research представила
GEM – оконный GUI для DOS и для нового компьютера
Atari –
ST, увидевшего свет в том же году. GEM был абсолютно похож на GUI Lisa/Macintosh. Настолько похож, что Apple предъявит иск Digital Research, после чего последние безжалостно урежут PC-версию. Странно, но версию для Atari разрешат оставить без изменений.
GEM 1.0 на Atari ST.
В 1986м Berkely Softworks создает
GEOS – GEM-подобный GUI для старых компьютеров (как Commodore 64 и Apple ][). Позднее она будет портирована на PC под названием GeoWorks и ненадолго станет конкурентом Microsoft Windows.
GEOS запущен на Commodore 64.
Windows была обновлена до версии 2.0 в конце 1987го. Во второй версии произошел отказ от мозаичного интерфейса в пользу перекрывающего, ставшего ныне традиционным. Система, наряду с другим усовершенствованным ПО, продаваемым
HP, послужила причиной судебных тяжб с Apple: слишком уж схож был "look and feel" интерфейса Microsoft’a. В конечном счете, Apple проиграл это дело, несмотря на то, что HP ушел с рынка со своим
NewWave (именно так называлось ПО от HP).
Windows 2. Обратите внимание на иконки maximize/minimize и перекрывающиеся окна.
В том же 1987м году, великобританская компания
Acorn Computers представила свой первый GUI, вместе с первым в мире 32-х битным компьютером с сокращенным набором команд (RISC-based): Acorn A305/A310. Их интерфейс содержал пропорциональные полосы прокрутки и предоставлял новую идею: "Dock" или полку внизу экрана, где находились ярлыки для запуска популярных программ и инструментов. GUI был назван "Arthur" и обладал сглаживаемыми экранными шрифтами, даже в 16-цветовом режиме!
Arthur — GUI для Acorn Computers, позже переименованных в RISCOS.
В середине 80х большинство GUI использовало шрифты фиксированной ширины (GEM, Windows 1.0, Amiga Workbench и Arthur). По правде говоря, все эти интерфейсы поддерживали в приложениях шрифты с пропорциональным интервалом, но в системном меню и названиях пиктограмм, в целях улучшения читабельности, использовался шрифт фиксированной ширины. Причиной этому служили размеры мониторов (часто 640 на 200). Даже Macintosh со своим незначительно большим вертикальным разрешением в 284 пиксела, использовал специально разработанный шрифт (Chicago), который можно было легко читать, даже в затененном варианте недоступных команд меню. По мере совершенствования разрешений мониторов, GUI склонялось к использованию шрифтов с пропорциональными интервалами, даже для стандартного системного текста.
1988й год показал миру
NeXTSTEP – новый интерфейс пользователя и операционную систему компьютера
NeXT Стива Джобса – его первый значительный проект после ухода из Apple в 1985м. NeXTSTEP показал строгий, наклонный трехмерный вид всех своих компонент GUI. Здесь впервые использовался символ "X" обозначающий закрытие окна. Появилась идея вертикального меню в верхнем левом углу, которое можно было переместить в любое место на экране. В NeXTSTEP так же был Dock, который можно было разместить в любой стороне экрана, но по умолчанию он находился справа.
Ранняя версия NeXTstep.
В 1988 году вышла первая версия
OS/2 – проект, призванный заменить DOS — совместный проект IBM и Microsoft. OS/2 1.0 была исключительно текстовой, но в версии 1.1 появился графический интерфейс пользователя, известный как
Presentation Manager. Визуально он был двойником Windows 2.0.
OS/2 1.1. Обратите внимание на монохромные иконки — OS/2 не будет поддерживать цветные иконки до версии 1.2.
Перед самым концом 80х, новые GUI начали появляться на платформах
Unix, собираемых в
AT&T,
Sun (Open Look),
DEC и
HP (Motif Open Software Foundation или OSF). Сетевая оконная архитектура, известная как
X, которая позже будет основой GUI в Linux. Это были простенькие GUI, которые имитировали интерфейс Microsoft Windows, но позволяли использовать всю мощь Unix. Х также знакомит нас с новой идеей интерфейсов: простое движение курсора мышки над окном автоматически активирует его, позволяя пользователям сразу начинать ввод.
Первоначальной архитектурной идеей X Window System (которая была изобретена в 1984м году в
MIT), было простое предоставление набора средств для отображения составных команд шелла (оболочки Unix) и часов. Философией Х было разделение вида и представления, т.е. X должна была обрабатывать примитивные запросы по графике и управлению окнами, а общий вид интерфейса оставался на усмотрение приложений.
Для предоставления интерфейса нужен был второй слой кода, называемый "window manager". Оконный менеджер обрабатывал создание и манипуляцию окнами и их элементами, но не был полноценным GUI. Поверх оконного менеджера был другой слой, называемый "desktop environment" или DE и изменялся в зависимости от поставщика Unix. Т.о. интерфейс от Sun будет выглядеть иначе, чем интерфейс от SGI. С появлением в начале 90х бесплатных клонов Unix, таких как
Linux и
FreeBSD появилась потребность в бесплатной, открытой среде, реализующей концепцию рабочего стола (Desktop environment). Два наиболее ярких кандидата на эту роль были
KDE и
GNOME, начатые в 1996м и 1997м соответственно.
Ранняя версия K Desktop Environment, или KDE, для Linux и FreeBSD.
Вот и начались 90е годы… Разные ПК начали постепенно уходить с рынка, оставляя Windows и Macintosh – победителями войны GUI. Digital Research прекратила продавать GEM в 1989м, и несколькими годами позже компанию купила
Novell. Atari остановила продажу линейки компьютеров ST в 1993м. В том же году NeXT прекращает продажи своих компьютеров, решив сконцентрироваться исключительно на OS – они будут выкупаться Apple в 1997м году. Commodore станет банкротом в 1994м. Arthur, часть RISC OS компьютера Acorn, будет продаваться до 1998го.
Windows достигла беспрецедентного уровня популярности со версией 3.0 в 1990м и 3.1 в 1992м годах. Windows сильно уступала Macintosh по многим возможностям, но не смотря на это она притягивала, обладала отличными иконками, продаваясь миллионами копий. Выход Windows 95 окончательно закрепил лидирующие позиции Microsoft в GUI, и принес миру самую популярную программу в истории человечества.
Windows 3 был первым популярным интерфейсом для PC.
Windows 95 побила все рекорды по продажам и стала самым популярным GUI всех времен.
Популярность Windows 3 и малое число продаж OS/2 стали причиной раскола между IBM и Microsoft. IBM принялся за разработку OS/2 и оставил Windows Microsoft’у. В 1992м году, IBM выпустила новую версию OS/2, 2.0 с совершенно новым интерфейсом, получившим название
Workplace Shell. Workplace Shell взял некоторые идеи из NeXTstep (на которые IBM получила лицензии от NeXT, но никогда не использовала их), и был оснащен возможностью настройки интерфейса, перетаскиванием иконок, шрифтов, и цветов фона, практически в любое место рабочего стола.
OS/2 2.0 могла использовать (благодаря лицензионному соглашению с Microsoft) копии Windows 3.1 на виртуальной машине. Что позволяло запускать приложения Windows 3.1 либо в полноэкранном режиме либо в окне рабочего стола OS/2. Визуальные отличия между интерфейсами вводили в замешательство (например, курсор мышки менял цвет и форму в зависимости над чьим окном он находился: Windows или OS/2).
OS/2 2.0 предоставила Workplace Shell.
Не смотря на явную унификацию интерфейса программ, все еще оставалось место для новаторства. Windows 95 предоставила концепцию главного меню (Start Menu) из которого можно было запускать все программы и панель задач, где отображались все исполняющиеся программы с возможностью переключать их.
BeOS была представлена как часть компьютера
BeBox в 1995м году и как операционная система для ПК в 1998м. BeOS вводит идею группировки на панели задач: задачи сортировались по типу приложения, т.о. все открытые документы текстового процессора можно было найти в подменю процессора. В BeOS добавлена идея Smalltalk-подобного заголовку окна, позволяющему пользователю двигать его [заголовок] влево или вправо сверху окна.
BeOS.
Apple не сидел сложа руки: шла разработка нового GUI под названием
Aqua для новой операционной системы
Mac OS X – результат слияния с NeXT и их абсолютно новой версией NeXTSTEP. Aqua представила идею, где каждое окно было дважды буферизировано в памяти, поэтому никакие перерисовки частей окна теперь невидимы (попробуйте тот же фокус с быстрым тасканием окна Finder’a над документом Word’a в OS X: каким бы быстрым не был Ваш глаз, вы не заметите никаких перерисовок нижнего окна).
В Aqua появляется несколько украшательств, например минимизируемое окно сжимается и растягивается в панель и т.п.
Mac OS прошла основательную косметическую операцию в OSX 10.0.
История о разработке графического интерфейса пользователя длинная и сложная… Довольно легко найти такие личности, как Дуглас Энгельбарт и Алан Кай, сделавшие неописуемый вклад в становление современного GUI, но правда истории в том, что GUI создавался многими людьми на протяжении долгого периода времени. "Apple создал GUI" или "Apple украл идеи из PARC" – это уж слишком просто, так же как и "Xerox изобрел GUI". На самом деле команды брали идеи друг у друга, из всех GUI, созданных ранее, добавляли свои новые уникальные возможности и прокладывали дорогу другим командам, чтобы двигаться вперед, в будущее.
Многие люди считают GUI застоявшимся, отличающимся незначительно в рабочем столе, окнах, мышках, иконках и указателях от первопроходца 1983го года — Lisa. В каком-то смысле, это потому, что люди познакомились со стилем интерфейсов Lisa/Macintosh а следующие проекты унаследовали их сходства. Однако, осязая невероятно долгий период созревания интерфейса, и сопоставляя его со взрывом продаж компьютеров только в середине 90х, возможно, стоит задуматься о медленном движении GUI к идеальному интерфейсу. Проводящиеся попытки коренным образом изменить способ взаимодействия с GUI (такие как
Sun's Looking Glass), похоже, имеют мало шансов в скором будущем.
Обратив взор вперед на Windows Vista и следующие версии Mac OS X, мы заметим: основная функциональность GUI остается неизменной с поры ее раннего дебюта, но потенциал для добавления новых возможностей и режимов остается безграничным.
Брукс говорил: "Серебряной пули нет"… Не берусь судить о верности СПН относительно разработки программного обеспечения, но с точки зрения пользователей, при грамотном применении WIMP разработчиками, уверен, пуля нашлась:
WIMP.
http://arstechnica.com/articles/paedia/gui.ars/ — Основная часть статьи и рисунков взята именно отсюда. Можно сказать, копирайты их.
http://en.wikipedia.org/ — Большинство ссылок, и разъяснений получено здесь.
http://toastytech.com/guis/guitimeline.html — Отличный сайт истории GUI. Много картинок, описаний и статей.
http://www.guidebookgallery.org/icons/components — История развития иконок. Довольно забавно.
ЗЫЖ Мои извинения трафикофобам.