...расказанной им Стиву Лору для книжки "GoTo: <и еще 20 слов в названии книжки>"; отобрано и пересказано Зверьком
Краткое предисловие
Надо понимать, что несмотря на то, что истории эти вроде бы расказывал сам Симоний и люди, лично его знающие, по большей части — это все ж таки мифологизация истории. Так что уж очень всерьез воспринимать их не след. Замечание: листать книжку с целью вспомнить имена и географические названия мне лениво, потому что температура 38 и грипп. Если кому-то правда надо — уточняйте.
Отрывок раз: Венгрия
С детства любивший сложную механику, Кароль очень хотел увидеть компьютер. Его отец Кароль (героя истории зовут на американский манер Charles, а его отца — Karoly), известный физик, привел пацана в Центральное бюро статистики. Где Симоний встретил первого в своей жизни настоящего программиста — Золтана Зсомбока и первый в своей жизни персональный компьютер — Урал-2. Многометровая железяка с кучей лампочек и перфокарт была вполне "персональным" компьютером — когда он был не нужен статистикам Кароль мог "играться" с ним в одиночку.
После скандала, случившегося в школе из-за отрощенного Каролем хайра, он попросил отца подарить на день рождения "не ходить больше в школу". Папа объяснил, что вариантов тут всего два: прикинуться дебилом, которого нет смысла учить; или прикинуться гением, который и так все знает. Симоний выбрал второе, сдал все школьные экзамены экстерном и тут же получил работу — бюро статистики уже не представляло своего существования без талантливого программиста. Достаточно сказать, что Симоний в одиночку разработал Code language for Ural (Colur) — простой язык программирования для машинки, которую до того программировали двоичными кодами. Мелочь, а приятно. "Это был мой Фортран", — говорил позже Симоний. Ходят слухи, что в своем 18-комнатном доме возле Сиэтла, в самом надежном сейфе, Кароль сегодня хранит всего 2 пачки бумаг — свои документы о натурализации, и ленты со своей первой программой.
Отрывок два: Венгрия-Дания
Симоний утверждает, что первый раз про "надо линять из соцлагеря" он понял при прочтении в юном возрасте статьи итальянского коммуниста "из жизни Ленина". История была такая: в раннесоветские времена, некая бедная женщина, у которой не было денег запасти дров на зиму, написала письмо Владимиру Ильичу, и он лично проследил, чтобы дрова у нее были. Теоретически, история демонстрировала доступность великого вождя и его личную заботу о каждом крестьянине. Практически, юный Кароль сделал неожиданный вывод "не стоит жить в стране, где выживание зимой зависит от того, дойдет ли твое письмо до Ленина". Сказано — сделано.
Ему оставалось немногим больше года до 18 (армия), когда Кароль начал реализовывать свой хитрый план. Как ведущий (парню 17 лет) программист Центрстатбюро, Симоний иногда встречался с зарубежными коллегами. На одной из таких встреч он распросил датских компьютерщиков о машине, над которой они тогда работали. При следующей встрече он дал им ленту с примерами своих программ для этой машины (известной ему только по рассказам) и попросил передать их шефу. Через несколько месяцев шеф, Нильс Айвар Бех, приехал чтобы поговорить с ним лично и договориться с венгерскими властями о годовой стажировке талантливого "студента" (Симоний поступил в университет специально для этого). Когда через год он не вернулся, советские власти интиллигентно поинтересовались у родителей гения, где бы это мог запропаститься их сын. По легенде, мама-Симоний ответила "полагаю, на полпути между Копенгагеном и Сан-Франциско".
Отрывок три: Bravo-Word
Докторская диссертация Симония называлась "Meta-programming: A Software Production Method". Симоний вкладывал в понятие "метапрограммирования" совершенно другой смысл, чем мы сегодня: не еще один уровень гибкости кода, а еще один уровень кодировщиков ("венгерская" нотация была частью методологии). В целом, идея методологии была в том, чтобы собирать программистов в команды, лидер такой команды был бы "мета-программистом" — его инструменты это не язык программирования и компилятор, а язык спецификаций и программисты (методология четко специфицировала взаимоотношения мета-программиста и программистов). Собственно, для проверки нового способа управления проектом он и занялс в Xerox PARC проектом Bravo — текстовым редактором, наследником рожденного в недрах PARC недо-редактора Alpha.
Основной целью при разработке редактора было эффективное использование ресурсов компьютера. Именно в процессе работы над этим проектом были рождены концепции "большой документ на диске/небольшая часть в памяти", "сохранять только изменения, а не весь документ", piece table (физически документы Bravo/Word состоят из независимых кусков, порядок которых устанавливает piece table) и т.п. Именно описание работы Симония над этим проектом со слов его коллег дало мне основания назвать Кароля "программистом от бога" — он в ответе и за сверх-эффективную архитектуру Браво, и за филигранно-хардкорную ассемблерную оптимизацию.
С точки зрения пользовательского интерфейса Bravo был полным кошмаром. В нем была заложена та же разновидность "модальности", что и в vi — в одном режиме нажатие на e,d,i,t приводило к набору слова "edit", в другом — к выделению всего документа (e), удалению выделенного (d), переходу в режим вставки (i) и набору буквы "t".
К счастью, быстрый и страшный Bravo Симония нашел себе пару — разрабатывавшийся в том же Xerox PARC редактор Gypsy. Его авторы, Ларри Теслер и Тим Мотт, были специалистами по пользовательским интерфейсам, поэтому Gypsy был очень удобным и неимоверно медленным. В сумме, из Gypsy и Bravo получился быстрый и удобный редактор (а мог ведь получиться медленный и страшный ).
Насколько быстрый и удобный — вскоре поняли все в Пало-Альто. В исследовательском центре вдруг появилось много посторонних — родители, друзья, соседи, знакомые разработчиков приходили "в гости к Bravo" чтобы набрать и распечатать свои тексты. Симоний впоследствии утверждал (и я склонен ему верить), что это был первый случай, когда люди некомпьютерные (не хакеры, не программисты, не увлеченные "железячники") заинтересовались компьютером и стали им пользоваться.
Такие дела.
Про Симония в Microsoft'e, Гейтса, Excel и Word — если интересно — в следующих сериях.
Забыл упомянуть. Когда Симоний "предал родину", его отца попросили из университета, где он преподавал, и отобрали профессорское звание.
Симоний утверждает, что папе это пошло на пользу — он наконец-то закончил книгу о которой мечтал всю жизнь ("Культурная история физики").
Малоизвестный в родной Венгрии, труд этот был переведен на немецкий и в Германии стал научной классикой.
Здравствуйте, Михаил Трухманов, Вы писали:
МТ>"Кароль" и "Charles" — одно и то же?
А фиг знает Русские варианты имен мои (книжка — на английском). Мне показалось что имя Чарльз какое-то больно "невенгерское" — думаю, что изначально сын тоже был Karoly (в честь отца) — а в Америке переименовался
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:
МТ>>"Кароль" и "Charles" — одно и то же?
ЗХ>А фиг знает Русские варианты имен мои (книжка — на английском). Мне показалось что имя Чарльз какое-то больно "невенгерское" — думаю, что изначально сын тоже был Karoly (в честь отца) — а в Америке переименовался
В словари не пробовал заглядывать? Так как раз для тех кому "Чарльз" кажется "не таким" есть другой перевод "Карл". А "король" имеет конкретное значени, но сдатется мне ты его и имел.
Вообще я не разделяю твоего восхищения этим человеком. Ничго выдающегося он вроде не сделал. Или ты рассказывашь не о том.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 618>>
Есть логика намерений и логика обстоятельств, последняя всегда сильнее.
Здравствуйте, VladD2, Вы писали:
МТ>>>"Кароль" и "Charles" — одно и то же?
ЗХ>>А фиг знает Русские варианты имен мои (книжка — на английском). Мне показалось что имя Чарльз какое-то больно "невенгерское" — думаю, что изначально сын тоже был Karoly (в честь отца) — а в Америке переименовался
VD>В словари не пробовал заглядывать? Так как раз для тех кому "Чарльз" кажется "не таким" есть другой перевод "Карл". А "король" имеет конкретное значени, но сдатется мне ты его и имел.
Ну не придирайся Это же не книжка, и даже не статья журнальная — в форуме спросили, я ответил
VD>Вообще я не разделяю твоего восхищения этим человеком. Ничго выдающегося он вроде не сделал. Или ты рассказывашь не о том.
Вообще, вторую часть его истории я еще не написал, но тем не менее, в общем, я с тобой согласен
Симонием я не восхищаюсь (из героев "GoTo" тот же Бернерс-Ли мне суущественно симпатичнее).
Это человек который всю жизнь прекрасно знал, что он умеет (программировать) и чего он хочет (сытой жизни). Мне такие люди не шибко интересны. Все эти разговоры про Симония начались с того, что кто-то обозвал его "ученым-теоретиком", я возразил, слово-за-слово.
И тем не менее. Я не стал бы недооценивать его значение в истории индустрии. Так или иначе, но все WISIWYG "текстовые процессоры" начались с Bravo. И к этому ни прибавить, ни убавить.
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:
МТ>>"Кароль" и "Charles" — одно и то же? ЗХ>А фиг знает Русские варианты имен мои (книжка — на английском).
Здравствуйте, Odi$$ey, Вы писали:
МТ>>>"Кароль" и "Charles" — одно и то же? ЗХ>>А фиг знает Русские варианты имен мои (книжка — на английском).
OE>здесь
Здравствуйте, Зверёк Харьковский, Вы писали:
ЗХ>Ну не придирайся Это же не книжка, и даже не статья журнальная — в форуме спросили, я ответил
И тем не менее глянуть то было ведь не долго.
ЗХ>Симонием я не восхищаюсь (из героев "GoTo" тот же Бернерс-Ли мне суущественно симпатичнее).
А у меня сложилось стойкое впечатление, что ты души в нем не чашь. И как раз "Кароль" подкрепляет это ощущение.
ЗХ>Это человек который всю жизнь прекрасно знал, что он умеет (программировать) и чего он хочет (сытой жизни). Мне такие люди не шибко интересны. Все эти разговоры про Симония начались с того, что кто-то обозвал его "ученым-теоретиком", я возразил, слово-за-слово.
А, ну, тогда все верно. Похоже он и ни то, и ни другое. Он кулхацкер прошлых лет. Когда-то очень востребованный, а на сегодня мастадонт.
ЗХ>И тем не менее. Я не стал бы недооценивать его значение в истории индустрии. Так или иначе, но все WISIWYG "текстовые процессоры" начались с Bravo. И к этому ни прибавить, ни убавить.
Я слышал и другие истории. А современные WISIWYG-редакторы скорее являются заслугой мужика (не помню его имени) который защитил десертацию на тему "ООП при разработке текстового процессора" (или что-то вроде этого) и тех кто собрал и обобщил паттерны ОО-проектирования. А как раз Браво и даже Ворд являются примером как на сегодня ненадо писать программы. Там не то что паттернов нет. Там одно кулхацкерство. Я восхищаюсь оптимизированностью отрисовки ворда. Но на сегодня она и нафиг не упала. А вот качество это снижает сильно. Браво, почти уверен, имел текстовый интерфейс. Там эти оптимизации были не нужны. Ну, и редактор был плевым. Так что может он и не глючил как Ворд. А если и глючил, то конкуретов небыло, да и пользователи были не требоавтельными. А вот глючность, нет ГЛЮЧНОСТЬ Ворда меня порядком раздражет. От его выкидывания останавливает только, то что конкуренты не сильно меньше глючат, а по функционатльности проигрывют конкретно.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 618>>
Есть логика намерений и логика обстоятельств, последняя всегда сильнее.
Здравствуйте, VladD2, Вы писали:
ЗХ>>Ну не придирайся Это же не книжка, и даже не статья журнальная — в форуме спросили, я ответил
VD>И тем не менее глянуть то было ведь не долго.
Где? Покажи мне авторитетный источник транскрипции этого имени — буду должен пиво
ЗХ>>Симонием я не восхищаюсь (из героев "GoTo" тот же Бернерс-Ли мне суущественно симпатичнее).
VD>А у меня сложилось стойкое впечатление, что ты души в нем не чашь. И как раз "Кароль" подкрепляет это ощущение.
Владушко! "Кароль" — это нормальное западно-европейское имя. Мамой клянус.
ЗХ>>И тем не менее. Я не стал бы недооценивать его значение в истории индустрии. Так или иначе, но все WISIWYG "текстовые процессоры" начались с Bravo. И к этому ни прибавить, ни убавить.
VD>Я слышал и другие истории. А современные WISIWYG-редакторы скорее являются заслугой мужика (не помню его имени) который защитил десертацию на тему "ООП при разработке текстового процессора" (или что-то вроде этого) и тех кто собрал и обобщил паттерны ОО-проектирования.
Имя, сестра!
VD>Браво, почти уверен, имел текстовый интерфейс.
Здравствуйте, VladD2, Вы писали:
VD>Я слышал и другие истории. А современные WISIWYG-редакторы скорее являются заслугой мужика (не помню его имени) который защитил десертацию на тему "ООП при разработке текстового процессора" (или что-то вроде этого) и тех кто собрал и обобщил паттерны ОО-проектирования. А как раз Браво и даже Ворд являются примером как на сегодня ненадо писать программы. Там не то что паттернов нет. Там одно кулхацкерство. Я восхищаюсь оптимизированностью отрисовки ворда. Но на сегодня она и нафиг не упала. А вот качество это снижает сильно. Браво, почти уверен, имел текстовый интерфейс. Там эти оптимизации были не нужны. Ну, и редактор был плевым. Так что может он и не глючил как Ворд. А если и глючил, то конкуретов небыло, да и пользователи были не требоавтельными. А вот глючность, нет ГЛЮЧНОСТЬ Ворда меня порядком раздражет. От его выкидывания останавливает только, то что конкуренты не сильно меньше глючат, а по функционатльности проигрывют конкретно.
Какой контраст с творением Кнута, кстати. Самым крутым не WISIWYG редактором TeX'ом По сложности TeX не уступает Word (если считать с пакетами), работает на порядки стабильнее, а последний баг был найден много лет назад. Вот кого в пример надо приводить.
Здравствуйте, Quintanar, Вы писали:
Q>Какой контраст с творением Кнута, кстати. Самым крутым не WISIWYG редактором TeX'ом По сложности TeX не уступает Word (если считать с пакетами), работает на порядки стабильнее, а последний баг был найден много лет назад. Вот кого в пример надо приводить.
Да, уж. Контраст просто потрясающий. Вордом, при всей его глючности, я пользусь постоянно. А на ТеХ поглядел и выбросил. Точно так же постипили и миллионы пользователей по всему миру.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha rev. 618>>
Есть логика намерений и логика обстоятельств, последняя всегда сильнее.
Здравствуйте, VladD2, Вы писали:
VD>Да, уж. Контраст просто потрясающий. Вордом, при всей его глючности, я пользусь постоянно. А на ТеХ поглядел и выбросил. Точно так же постипили и миллионы пользователей по всему миру.
Знаешь, Влад, я вот думаю, что если компилер теха встроить в Студию 2005, да еще назвать его как-нибудь поэкзотичнее, типа document markup and definition language, то ты через годик будешь его превозносить как просто новое чюдо и ultimate answer to document creation problem. Я естественно имею в виду настоящее встраивание — с интеллисенсом, превью, немножно ограниченным, но рабочим RAD, знакомым проперти гридом сбоку...
... << RSDN@Home 1.1.4 stable rev. 510>>
Уйдемте отсюда, Румата! У вас слишком богатые погреба.
Здравствуйте, VladD2, Вы писали:
VD>Да, уж. Контраст просто потрясающий. Вордом, при всей его глючности, я пользусь постоянно. А на ТеХ поглядел и выбросил. Точно так же постипили и миллионы пользователей по всему миру.
А я Word'ом не пользуюсь Потому что кроме глючности, в нем, как ты правильно заметил, крайне сложно добиться, чтобы документ выглядел красиво при печати. И то, что ты выбросил ТеХ, не мешает пользоваться им миллионам пользователям по всему миру. Для домохозяек нужен Word, тут не поспоришь.
И мне вообще странно, что фанат уродского XML катит бочку на ТеХ, который с этим самым XML имеет много общего (кроме уродского синтаксиса, конечно).
Ты бы книгу написал по истории развития индустрии и тем людям, кто оставил свой след — по моему получилось бы очень здорово. У тебя есть искренний интерес к людям, внимание к деталям, а так же прекрасный стить. Твои посты интересно читать. В общем если не слушать местных "эльфов" (художника то каждый может обидеть) — то может получиться очень даже здорово
Здравствуйте, AndreyFedotov, Вы писали:
AF> Ты бы книгу написал по истории развития индустрии и тем людям, кто оставил свой след — по моему получилось бы очень здорово. У тебя есть искренний интерес к людям, внимание к деталям, а так же прекрасный стить. Твои посты интересно читать. В общем если не слушать местных "эльфов" (художника то каждый может обидеть) — то может получиться очень даже здорово
Здравствуйте, eao197, Вы писали:
E>Здравствуйте, AndreyFedotov, Вы писали:
AF>> Ты бы книгу написал по истории развития индустрии и тем людям, кто оставил свой след — по моему получилось бы очень здорово. У тебя есть искренний интерес к людям, внимание к деталям, а так же прекрасный стить. Твои посты интересно читать. В общем если не слушать местных "эльфов" (художника то каждый может обидеть) — то может получиться очень даже здорово
E>Так он эта... Уже типа... Короче вот: Открытое письмо в "Философию РСДНа"
Здравствуйте, AndreyFedotov, Вы писали:
AF> Ты бы книгу написал по истории развития индустрии и тем людям, кто оставил свой след — по моему получилось бы очень здорово. У тебя есть искренний интерес к людям, внимание к деталям, а так же прекрасный стить. Твои посты интересно читать. В общем если не слушать местных "эльфов" (художника то каждый может обидеть) — то может получиться очень даже здорово