Начальник прислал короткое эссе Элберта Хаббарда. Мне показалось очень полезным. Особенно для тех, кто управляет другими людьми. А вы сами способны доставить послание Гарсии?
-------
Во всей истории, связанной с кубинскими событиями, один человек чётко вырисовывается на горизонте моей памяти, как Марс в перигелии.
Между Соединёнными Штатами и Испанией разразилась вой¬на, необходимо было быстро передать сообщение лидеру повстан¬цев. Гарсия находился где-то в неприступных горах Кубы. Никто не знал, где. С ним нельзя было связаться ни по почте, ни по телеграфу. Президенту нужно было быстро заручиться его под¬держкой.
Что делать?
И кто-то сказал президенту, что если кто и сможет найти Гар¬сию, то это парень по имени Роуэн.
Президент послал за Роуэном и дал ему письмо, которое нуж¬но было доставить Гарсии. У меня нет особого желания расска¬зывать вам сейчас в подробностях, как парень по имени Роуэн взял письмо, положил его в мешочек из промасленной кожи, привязал у себя на груди, через четыре дня на рассвете подошёл на лодке к берегу Кубы и растворился в джунглях, а через три не¬дели вышел с противоположной стороны острова, пройдя пеш¬ком через вражескую страну, доставив письмо Гарсии. Я хочу подчеркнуть следующее: Мак-Кинли дал Роуэну письмо, чтобы тот доставил его Гарсии.
Роуэн взял письмо и даже не спросил: «А где он?»
Клянусь всем святым, надо отлить фигуру этого человека в бронзе и поставить эти статуи во всех колледжах страны. Моло¬дым людям нужно не сидеть за книгами, им нужно приобрести несгибаемую волю, которая сделает их достойными доверия, по¬зволит им быстро действовать, концентрировать свою энергию и делать дело — «нести послание Гарсии».
Сейчас генерал Гарсия мёртв, но есть и другие Гарсии.
Нет ни одного человека, который, пытаясь руководить пред¬приятием, где требуется много рабочих рук, не приходил бы время от времени в смятение от тупости среднего человека, его неспо¬собности и нежелания сосредоточиться на каком-либо деле и выполнить его.
Создаётся впечатление, что безалаберное выполнение обязан¬ностей, тупое невнимание, небрежное безразличие, сделанная без души работа — это в порядке вещей. И ни один человек не до¬бьётся успеха, пока не заставит другого человека при помощи кнута или пряника помогать себе, или пока не подкупит его, или пока не вымолит у Господа Бога, чтобы тот в великодушии своём сотворил чудо и ниспослал ему в помощники ангела.
Вы, читатель, можете проверить это. Вот вы сидите в своём офисе, и у вас в распоряжении шесть клерков. Вызовите любого из них и дайте ему задание: «Пожалуйста, посмотрите в энцикло¬педии информацию относительно жизни Корреджио и составьте для меня краткую справку».
Ответит ли клерк спокойно: «Хорошо, сэр», — и отправится выполнять задание?
Да никогда в жизни. Он поднимет на вас свой тусклый взгляд и задаст один или несколько из нижеперечисленных вопросов:
«А кто это?»
«В какой энциклопедии?»
«Где взять эту энциклопедию?»
«Меня что, наняли для этого?»
«Вы имеете в виду Бисмарка?»
«А почему бы не поручить это Чарли?»
«А он жив?»
«Это срочно?»
«Может, я принесу вам книгу, и вы сами посмотрите? » «А зачем вам это нужно?»
Ставлю десять против одного, что после того, как вы ответите на все вопросы, объясните, как найти информацию и зачем она вам нужна, этот клерк пойдёт и возьмёт себе в помощь других клерков, чтобы попытаться «найти Гарсию», а затем вернётся к вам и скажет, что такого человека нет.
Конечно же, я могу проиграть пари, но по теории вероятности этого не должно произойти.
И если вы умны, то не станете утруждать себя объяснением, что Корреджио следует искать на «Кор», а не на «Кар», мягко улыбнётесь и скажете: «Не стоит беспокоиться», — и сами пойдёте искать информацию в энциклопедии. Вот такая неспособность действовать самостоятельно, такая тупость и слабоволие, такое нежелание бодро браться за дело и выполнять его — всё это и ото¬двигает чистый социализм так далеко в будущее.
Если люди не желают действовать ради самих себя, что же они будут делать, когда речь пойдёт о благе для всех?
Выглядит так, будто нам нужен «первый помощник» с дуби¬ной. А ужас перед тем, чтобы быть выброшенным на улицу од¬нажды субботним вечером, удерживает на рабочем месте многих служащих. Поместите объявление о приёме на работу стеногра¬фиста, и девять из десяти пришедших претендентов не будут знать ни орфографии, ни пунктуации и будут считать, что это не является необходимым требованием.
Могут ли такие люди передать послание Гарсии?
— Видите того бухгалтера? — спросил меня как-то управля¬ющий на одной большой фабрике.
— Да, а что?
— Ну, он неплохой бухгалтер. Но если я посылаю его в город с поручением, то в одном случае он может выполнить поручение, а в другом может зайти по пути в четыре бара, так что к тому моменту, когда он попадёт на Мэйн-стрит, он забудет, зачем его посылали.
Можно ли доверить такому человеку передать послание Гарсии?
Не так давно мы выслушивали сентиментальные слова сочув¬ствия по поводу угнетённых рабочих, которые от зари до зари трудятся за гроши, и бездомных бродяг, ищущих честных рабо¬тодателей, и вместе с этим в адрес власть предержащих очень часто произносились резкие слова.
Ничего не было сказано о работодателе, который стареет рань¬ше времени, о его тщетных усилиях заставить нечёсаных лентяев делать работу с умом, о его долготерпении, когда он старается до¬биться чего-либо от своих работников, которые начинают валять дурака, стоит лишь ему повернуться к ним спиной.
В каждом магазине и на каждой фабрике постоянно идёт отсев. Работодатель непрерывно увольняет работников, которые про¬демонстрировали свою неспособность действовать в интересах дела, и набирает новых людей.
Не имеет значения, насколько хорошо идут дела, процесс отбо¬ра продолжается. Однако если времена тяжёлые и работу найти трудно, отбор производится более тщательно. Некомпетентные и недостойные уходят, и так будет всегда. Это естественный отбор. Личный интерес заставляет каждого работодателя сохранять у себя лучших — тех, кто способен «доставить послание Гарсии».
Я знаю одного человека, обладавшего действительно блестящи¬ми качествами, однако совершенно неспособного самостоятельно справляться со своими делами и не имеющего никакой ценности для кого бы то ни было, потому, что у него всегда присутствова¬ла безумная идея, что его работодатель намерен его угнетать или угнетает его. Он был неспособен отдавать приказы и не желал их получать. Если бы ему сказали доставить послание Гарсии, его ответом, вероятнее всего, было бы: «Сами доставляйте!»
Сегодня этот человек ходит по улицам в поисках работы, ветер гуляет в дырах его рваного плаща. Никто из тех, кому он знаком, не осмелится взять его к себе на работу, поскольку он известный смутьян. Призывы к здравому смыслу на него не действуют, и един¬ственное, что способно оставить на нём хоть какой-то след, — это носок кирзового сапога сорок пятого размера.
Конечно же, я знаю, что к настолько морально разложившему¬ся человеку можно относиться лишь с сожалением, как к калеке, однако, сожалея о нём, давайте уроним слезу также и по поводу тех, кто стремится осуществить большое дело, чьи рабочие часы не ограничиваются фразой «от звонка до звонка» и в чьих воло¬сах пробивается седина из-за того, что они борются с безалабер¬ностью, неряшливостью, безразличием, слабоумием, беспомощ¬ностью и бессердечной неблагодарностью, кто ради дела готов и голодать, и оставаться без крыши над головой.
Слишком мрачная картина? Возможно, да. Но, в наше время, когда мир настолько опустился, я бы хотел замолвить слово о тех, кто добивается успеха, — тех, кто вопреки всему направляет силы других людей, и кто, добившись успеха, относится к этому как к чему-то само собой разумеющемуся — не больше чем к жи¬лью или к одежде. Я сам был и рабочим-подёнщиком, и работо¬дателем, я знаю: есть вещи, которые можно сказать с обеих точек зрения. По сути, в нищете нет ничего превосходного; лохмотья не являются чем-то, что можно рекомендовать; и работодатели не являются ненасытными мародёрами и угнетателями — точно так же как и бедняки не являются добродетельными ангелами. Я восхищаюсь теми, кто выполняет свою работу, когда их «босс» не стоит над ними, а также когда их «босс» дома. Я восхищаюсь теми, кто, когда ему вручают письмо для Гарсии, спокойно берёт его и, не задавая идиотских вопросов, не имея скрытого намерения выкинуть его в ближайшую канаву, делает только то, что требу¬ется, — доставляет это письмо по назначению; теми, кого не станут увольнять «по сокращению штатов» и кто не станет устраивать забастовку, чтобы получить повышение зарплаты. Цивилизация — это долгий, беспокойный поиск подобных людей.
Всё, что такой человек ни попросит, он получит. Такие люди нужны — в каждом городе, в каждом селе, в каждом офисе, мас¬терской, магазине, фабрике. Миру нужны такие люди. Очень нуж¬ны. Люди, которые способны ДОСТАВИТЬ ПИСЬМО ГАРСИИ.
... << RSDN@Home 1.2.0 alpha 4 rev. 1136>>