Ответственность за ошибки программы
От: Аноним  
Дата: 07.11.07 10:43
Оценка:
Добрый день,

Собираемся заключить контракт на разработку корпоративного ПО для одной компании.

Но, заказчик хочет чтобы я нес ответственность в случае потери данных по вине программы.

Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.
Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

Заранее спасибо.

Глеб
Re: Ответственность за ошибки программы
От: Nonmanual Worker  
Дата: 07.11.07 11:07
Оценка: +1
Здравствуйте, Аноним, Вы писали:

А>Добрый день,


А>Собираемся заключить контракт на разработку корпоративного ПО для одной компании.


А>Но, заказчик хочет чтобы я нес ответственность в случае потери данных по вине программы.


А>Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.

А>Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

Все коммереческое ПО, с которым я имел дело распространяется по принципу "as is"

DISCLAIMER OF WARRANTY AND LIABILITY
This SOFTWARE is provided "as is" without representations
or warranties of any kind, whether expressed or implied.
The USER must assume the entire risk of using the SOFTWARE,
and EMS shall have no liability to the USER or any other
third-party for any damages whatsoever, including,
but not limited to, any economic or data loss, even if such
loss was foreseeable by ХХХ.

Иначе вы всю оставшуюся жизнь будуте на него даром работать.
Re[2]: Ответственность за ошибки программы
От: Joker3D Россия http://blog.trunin.com
Дата: 07.11.07 11:18
Оценка:
Здравствуйте, Nonmanual Worker, Вы писали:

NW>Здравствуйте, Аноним, Вы писали:


А>>Добрый день,


А>>Собираемся заключить контракт на разработку корпоративного ПО для одной компании.


А>>Но, заказчик хочет чтобы я нес ответственность в случае потери данных по вине программы.


А>>Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.

А>>Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

NW>Все коммереческое ПО, с которым я имел дело распространяется по принципу "as is"


NW>DISCLAIMER OF WARRANTY AND LIABILITY

NW>This SOFTWARE is provided "as is" without representations
NW>or warranties of any kind, whether expressed or implied.
NW>The USER must assume the entire risk of using the SOFTWARE,
NW>and EMS shall have no liability to the USER or any other
NW>third-party for any damages whatsoever, including,
NW>but not limited to, any economic or data loss, even if such
NW>loss was foreseeable by ХХХ.

NW>Иначе вы всю оставшуюся жизнь будуте на него даром работать.


+чтобы успокоить заказчика пропишите в контракте меры предпринимаемые для обеспечения надежности: ежедневные бакапы и на сколько быстро из них будет производиться восстановление данных; какое качественное будет у вас тестирование перед установкой в продакшене в т.ч. тестирование данных; технические меры — типа нескольких серверов — если один упадет, другой продолжает жить; организационные меры — саппорт. итп.
Konstantin Trunin
http://blog.trunin.com — эффективное управление людьми, проектами, собой
Re[2]: Ответственность за ошибки программы
От: Аноним  
Дата: 07.11.07 11:45
Оценка:
Должны ли мы прописать это в договоре? Или можно ничего не упомянуть. Ведь если мы не написали про это, то по идее не несем ответственности?

Глеб
Re: Ответственность за ошибки программы
От: nikov США http://www.linkedin.com/in/nikov
Дата: 07.11.07 11:49
Оценка: +1
Здравствуйте, Аноним, Вы писали:

А>Но, заказчик хочет чтобы я нес ответственность в случае потери данных по вине программы.


А>Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.

А>Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

ИМХО, не надо отнимать хлеб у страховых компаний.
Re[2]: Ответственность за ошибки программы
От: Gaperton http://gaperton.livejournal.com
Дата: 07.11.07 12:02
Оценка:
Здравствуйте, nikov, Вы писали:

N>Здравствуйте, Аноним, Вы писали:


А>>Но, заказчик хочет чтобы я нес ответственность в случае потери данных по вине программы.


А>>Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.

А>>Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

N>ИМХО, не надо отнимать хлеб у страховых компаний.


Именно. "У меня с банком договор — я не даю кредитов, а они не торгуют семечками".
Re: Ответственность за ошибки программы
От: rsn81 Россия http://rsn81.wordpress.com
Дата: 07.11.07 12:04
Оценка:
Здравствуйте, <Аноним>, Вы писали:

Все сказанное в теме понятно... но если посмотреть на ПО в АСУ ТП или других "опасных" технологических процессах, то...
Re: Ответственность за ошибки программы
От: Gaperton http://gaperton.livejournal.com
Дата: 07.11.07 12:06
Оценка: 2 (2) +1
Здравствуйте, Аноним, Вы писали:

А>Добрый день,


А>Собираемся заключить контракт на разработку корпоративного ПО для одной компании.


А>Но, заказчик хочет чтобы я нес ответственность в случае потери данных по вине программы.


А>Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.

А>Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

А>Заранее спасибо.


А>Глеб


Присоединяюсь к прогрессивной общественности, возмущенной наглостью твоего заказчика. Пусть ищет дурака в другом месте.

Что надо ему сказать. Ему надо показать на license agreement тех виндов, которые стоят на его машинах, а именно — строчку no warranty и заявить, что вы не можете гарантировать работоспособность вашего ПО, которое запущено поверх оперсистемы с таким disclaimer-ом. Пусть сначала решат свои проблемы с майкрософт.

Ну тока помягче как-нибудь. Но основной посыл — такой.
Re[2]: Ответственность за ошибки программы
От: Аноним  
Дата: 07.11.07 12:37
Оценка:
Я не знаю ни одного банка или страховую компанию, которая может застраховать такие случаи.

Глеб
Re[3]: Ответственность за ошибки программы
От: Hunta Украина http://dr-leafsey.livejournal.com
Дата: 07.11.07 12:59
Оценка:
Здравствуйте, Joker3D, Вы писали:

JD>+чтобы успокоить заказчика пропишите в контракте меры предпринимаемые для обеспечения надежности: ежедневные бакапы и на сколько быстро из них будет производиться восстановление данных; какое качественное будет у вас тестирование перед установкой в продакшене в т.ч. тестирование данных; технические меры — типа нескольких серверов — если один упадет, другой продолжает жить; организационные меры — саппорт. итп.


Мысль нравится.
+ инструкцию пользователю както формализовать

А ещё в контракте добавить "не использовать против торнадо". Шутка?

Дельный совет: обязательно посоветуйтесь с юристом.
Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства.
Re[3]: Ответственность за ошибки программы
От: bkat  
Дата: 07.11.07 15:54
Оценка:
Здравствуйте, Аноним, Вы писали:

А>Я не знаю ни одного банка или страховую компанию, которая может застраховать такие случаи.


Застраховать можно все что угодно.
Вопрос только в стоимости страховки.
Re[2]: Ответственность за ошибки программы
От: dmz Россия  
Дата: 07.11.07 16:09
Оценка: +1
G>Присоединяюсь к прогрессивной общественности, возмущенной наглостью твоего заказчика. Пусть ищет дурака в другом месте.

Вообще-то, прогрессивная общественность попала в данном случае пальцем в ж... небо. Договоры с ответственностью поставщика за дефекты в производимом ПО заключаются, и более того, поставщики на это идут, и более того, в некоторых конторах вы иначе договор не заключите. Да чего уж там, я лично следил, что бы в договорах с поставщиками данный пункт присутствовал, ибо очень стимулирует.


G>Что надо ему сказать. Ему надо показать на license agreement тех виндов, которые стоят на его машинах, а именно — строчку no warranty и заявить, что вы не можете гарантировать работоспособность вашего ПО, которое запущено поверх оперсистемы с таким disclaimer-ом. Пусть сначала решат свои проблемы с майкрософт.


G>Ну тока помягче как-нибудь. Но основной посыл — такой.


На практике же, пределы ответственности просто прописываются в договоре, вот и все. Как временнЫе, так и финансовые.

Приличные вендоры с поставленным процессом вполне в состоянии оценить риски допущения дефектов той или иной критичности в поставляемом ПО, и заложить эти риски в смету.

Вообще-то, желание заказчика получить какие-то гарантии качества, кроме горячих заверений производителя, вполне понятно.

keywords для изучения: QoS, SLA.
Re: Ответственность за ошибки программы
От: dmz Россия  
Дата: 07.11.07 16:12
Оценка: 1 (1)
А>Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.
А>Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

1) Классифицировать дефекты про критичности
2) Классифицировать пенальти по критичности и количеству дефектов
3) Прописать пределы ответственности
4) Оценить риски
5) Включить риски в смету
6) Хорошо тестировать, или обязать заказчика аутсорсить тестирование специалистам (правда, их услуги могут оказаться дороже услуг по разработке, таких контор не так много и денег они берут хорошо)
7) При условии аутсорса тестирования ответственность за появление дефектов в продакшене должен нести поставщик услуг тестирования
Re: Ответственность за ошибки программы
От: dmz Россия  
Дата: 07.11.07 16:20
Оценка:
А>Как обычно поступают в данном случае? Чтобы не пришлось потом весь заработок отдать заказчику.
А>Не давать же гарантии что мы несем ответственность за потерю данных?! Ну мало ли что случится.

Собственно, вот такая мысль. Очень может получиться следующее:

1) Заказчик не в состоянии оплатить требуемое качество -> его требования к качеству не соответствуют его потребностям и возможностям, следовательно ему нужно сменить свои требования

2) Вы не в состоянии гарантировать качество, требуемое заказчиком. В этом случае, ему требуется сменить вендора.

Попробуйте донести до него пункт (1)
Re: Ответственность за ошибки программы
От: Аноним  
Дата: 07.11.07 16:24
Оценка:
Здравствуйте, Аноним, Вы писали:

А>Но, заказчик хочет чтобы я нес ответственность в случае потери данных по вине программы.


Можно ответить заказчику, что это в принципе не проблема, только стоимость такой разработки будет выше в разы (может, раз в 10, а может и больше). Мне кажется, что подобное решение должно включать не только софт, но и железо. То есть, например, будет надёжный сервер, на котором эта софтина будет крутиться, и к нему будут обращаться клиенты по сети.

Вообще, заказчику было бы правильнее говорить о компенсации за найденные баги (может, стоит обсудить такой вариант?). Ибо определить, произошла потеря данных по вине данной программы или какой-то другой, по вине операционки или железа, может быть очень непросто.
Re[3]: Ответственность за ошибки программы
От: Gaperton http://gaperton.livejournal.com
Дата: 07.11.07 16:33
Оценка: 14 (1) +1
Здравствуйте, dmz, Вы писали:

G>>Присоединяюсь к прогрессивной общественности, возмущенной наглостью твоего заказчика. Пусть ищет дурака в другом месте.


dmz>Вообще-то, прогрессивная общественность попала в данном случае пальцем в ж... небо. Договоры с ответственностью поставщика за дефекты в производимом ПО заключаются, и более того, поставщики на это идут, и более того, в некоторых конторах вы иначе договор не заключите. Да чего уж там, я лично следил, что бы в договорах с поставщиками данный пункт присутствовал, ибо очень стимулирует.


Не знаю, не знаю. Даже поставщики IP для микросхем гарантий от глюков в своем IP не дают, и ответственность не несут. И это норма. А эти ошибки в кремнии, между прочим, исправить ваще нельзя. Максимум что они тебе дадут — так это тесты приложат, ты уж сам смотри, насколько ты тестам доверяешь.

G>>Что надо ему сказать. Ему надо показать на license agreement тех виндов, которые стоят на его машинах, а именно — строчку no warranty и заявить, что вы не можете гарантировать работоспособность вашего ПО, которое запущено поверх оперсистемы с таким disclaimer-ом. Пусть сначала решат свои проблемы с майкрософт.


G>>Ну тока помягче как-нибудь. Но основной посыл — такой.


dmz>На практике же, пределы ответственности просто прописываются в договоре, вот и все. Как временнЫе, так и финансовые.

dmz>Приличные вендоры с поставленным процессом вполне в состоянии оценить риски допущения дефектов той или иной критичности в поставляемом ПО, и заложить эти риски в смету.

Да? И как доказывать будем, по чьей вине потеря данных призошла? Речь то не о глюках, а о потере данных. И-за проблем у тебя в программе, или в окружении, или может быть в third-party библиотеках и компонентах, которые ты используешь? А может, у них вирусня там завелась, которая вызвала глюк и потерю, а? Может у них молния в сервер ударила? Или пьяный админ какую-нибудь херню учинил? Новый патч линукса порушил файловую систему? И как ты посчитаешь плотности дефектов в third-party компонентах, интересно? За эти третьи компоненты, скажем, за MS SQL — ты давать гарантии будешь, да? Это правильно — давать гарантии за чужой софт, производитель которого их давать отказывается? И за криворукость админов клиента заодно? Флаг в руки.

dmz>Вообще-то, желание заказчика получить какие-то гарантии качества, кроме горячих заверений производителя, вполне понятно.


На практике в договоре (т.е. ТЗ) для гарантий качества можно закрепить объем тестовых сценариев, которые должны проходить при приемке. Что мы, например, и делаем, чтобы нас потом не нагнули. И какие-нибудь метрики, прямо или косвенно характеризующие тестовое покрытие. Это максимум, на что можно пойти, ИМХО. Если отрасль не шибко специалная, конечно, вроде спутников, харкорного телекома, и чего-нибудь, связанного с жизнью и здоровьем. Ну там, специальная, короче.

dmz>keywords для изучения: QoS, SLA.
Re[3]: Ответственность за ошибки программы
От: Gaperton http://gaperton.livejournal.com
Дата: 07.11.07 16:43
Оценка: +1
Здравствуйте, dmz, Вы писали:

G>>Что надо ему сказать. Ему надо показать на license agreement тех виндов, которые стоят на его машинах, а именно — строчку no warranty и заявить, что вы не можете гарантировать работоспособность вашего ПО, которое запущено поверх оперсистемы с таким disclaimer-ом. Пусть сначала решат свои проблемы с майкрософт.


G>>Ну тока помягче как-нибудь. Но основной посыл — такой.


dmz>На практике же, пределы ответственности просто прописываются в договоре, вот и все. Как временнЫе, так и финансовые.


dmz>Приличные вендоры с поставленным процессом вполне в состоянии оценить риски допущения дефектов той или иной критичности в поставляемом ПО, и заложить эти риски в смету.


Угу, вот еще что забыл интереснейший момент — как ты будешь доказывать, что глюк и потеря данных у тебя вызваны дешевым говонооборудованием клиента в сочетании с глючными драйверами, а не твоим софтом? Или кривой конфигурацией венды, на которую админы ставят черт знает что а потом сносят?

Те вендоры, о которых ты говоришь, стопудов дают ограниченные гарантии только на программно-аппаратный комлекс целиком, который тупо включается в розетку. Ни один человек в здравом уме будет гарантировать от глюков, взломов , хаков и вызванными этим потерь данных открытую систему, которая работает в любом окружении, в котором захочет клиент.
Re[4]: Ответственность за ошибки программы
От: dmz Россия  
Дата: 07.11.07 16:46
Оценка:
G>Не знаю, не знаю. Даже поставщики IP для микросхем гарантий от глюков в своем IP не дают, и ответственность не несут. И это норма. А эти ошибки в кремнии, между прочим, исправить ваще нельзя. Максимум что они тебе дадут — так это тесты приложат, ты уж сам смотри, насколько ты тестам доверяешь.

1) Не надо путать массовый рынок и заказное ПО
2) Естественно, scope должен быть описан

G>Да? И как доказывать будем, по чьей вине потеря данных призошла? Речь то не о глюках, а о потере данных.


Если потеря данных из-за дефекта в поставляемом ПО — то какие могут быть вопросы? А процедура разбирательств чей дефект — ПО, ОС, железа или это проделки богов хаоса (tm) отраслью как-то худо-бедно освоена.

Конечно, отвечать можно (как правило) только за свою разработку, но мне как-то казалось, что это очевидно. И последствия далеко не всех дефектов можно свалить на на ОС, сервер, админов, богов хаоса и проч. Есть инциденты, они расследуются обеими сторонами. Если вина поставщика — лучше заплатить, заказчик ведь живет не с ваших штрафов, это всего лишь дисциплинарная мера, а лимит ответственности прописан.

А вообще, поставщики, например, биллингов, могут нести ответственность в размере убытков от простоя их систем. Для некоторых операторов эти суммы могут составлять миллионы долларов, и я лично знаю случаи, когда эти штрафы взыскивались. И поставщики их выплачивали.

А кстати, как вам ситуация, когда компания-поставщик услуг тестирования несет ответственность за наличие дефектов в системах после их тестирования? Системы-то вообще ни разу не их.

Если не верите, я могу назвать и компанию-поставщика услуг, и заказчика — приватно. Это, короче, нормальная практика.
Re[5]: Ответственность за ошибки программы
От: rsn81 Россия http://rsn81.wordpress.com
Дата: 07.11.07 17:52
Оценка:
Здравствуйте, dmz, Вы писали:

dmz>А кстати, как вам ситуация, когда компания-поставщик услуг тестирования несет ответственность за наличие дефектов в системах после их тестирования? Системы-то вообще ни разу не их.

Подтверждаю. В свое время выполняли уже 3-им звеном верификацию по соответствующему РД ПО управления авиационным двигателем (конкретику умолчу по разумеющимся причинам), в договоре ответственность была прописана, иначе договор попросту бы пролетел мимо нас. Более того... каждый программист лично подписывался в акте на программный модуль, соответствие спецификации и реализации которого он тестировал. Гм... как мы подписывались, тоже, пожалуй, умолчю...
Re[5]: Ответственность за ошибки программы
От: Gaperton http://gaperton.livejournal.com
Дата: 07.11.07 19:00
Оценка:
Здравствуйте, dmz, Вы писали:

G>>Да? И как доказывать будем, по чьей вине потеря данных призошла? Речь то не о глюках, а о потере данных.


dmz>Если потеря данных из-за дефекта в поставляемом ПО — то какие могут быть вопросы? А процедура разбирательств чей дефект — ПО, ОС, железа или это проделки богов хаоса (tm) отраслью как-то худо-бедно освоена.


Худо-бедно. Ничего ты не докажешь по поводу одиночного невоспроизводимого глюка и результирующей после потери данных.

dmz>Конечно, отвечать можно (как правило) только за свою разработку, но мне как-то казалось, что это очевидно. И последствия далеко не всех дефектов можно свалить на на ОС, сервер, админов, богов хаоса и проч. Есть инциденты, они расследуются обеими сторонами. Если вина поставщика — лучше заплатить, заказчик ведь живет не с ваших штрафов, это всего лишь дисциплинарная мера, а лимит ответственности прописан.


dmz>А вообще, поставщики, например, биллингов, могут нести ответственность в размере убытков от простоя их систем. Для некоторых операторов эти суммы могут составлять миллионы долларов, и я лично знаю случаи, когда эти штрафы взыскивались. И поставщики их выплачивали.


В ТЗ на систему биллинга прописано допустимое время простоя в год, не так-ли? Сколько то там девяток. Еще, дайте угадать — там в ТЗ также прописаны требования к оборудованию и платформе, на которой гарантируется соблюдение заявленных характеристик — при несоблюдении которых гарантии не работают — не так ли?

Надежность пять девяток совсем не означает полного отсутствия багов в программе — это означает, что система по условиям ТЗ должна быть устойчива к программным (и, возможно, аппаратным) ошибкам. Отказ в сервисе по небольшому проценту запросов допустим, недопустим простой всей системы и полный отказ в сервисе. Вот это требование и надо удовлетворить. В случае простоя больше допустимого исполнитель платит заказчику штраф за несоблюдение ТЗ, а не за наличие ошибки.

Не надо путать высоконадежные приложения, и обычную заказную и коробочную разработку.

dmz>А кстати, как вам ситуация, когда компания-поставщик услуг тестирования несет ответственность за наличие дефектов в системах после их тестирования? Системы-то вообще ни разу не их.


И что? В договоре с этими компаниями указывается точный список кейсов, работоспособность которых они будут гарантировать. От этого завист сумма контракта. И если ошибка возникла в несогласованном кейсе, никакой ответственности они не несут. В том числе, они не будут нести отвественность за дефект, который нельзя воспроизвести. А такие дефекты есть.

dmz>Если не верите, я могу назвать и компанию-поставщика услуг, и заказчика — приватно. Это, короче, нормальная практика.

Это НЕ нормальная практика. Вы говорите про достаточно редкие случаи в специальных отраслях, где требования высокой надежности прописаны в ТЗ чуть ли не первой строкой. Знаете как отлаживали автоматическую посадку Бурана? Отдельная группа восстанавливала фортрановские исходники из машинных кодов, и сравнивала их с оригинальными исходниками. Нашли две ошибки, из-за которых Буран упал бы. Если не верите — я могу познакомить вас с Димой Мостовым, он руководил этой группой. И что из этого следует? Это нормальная практика так делать? НЕТ.
Re[5]: Ответственность за ошибки программы
От: Gaperton http://gaperton.livejournal.com
Дата: 07.11.07 19:08
Оценка:
Здравствуйте, dmz, Вы писали:

dmz>Конечно, отвечать можно (как правило) только за свою разработку, но мне как-то казалось, что это очевидно. И последствия далеко не всех дефектов можно свалить на на ОС, сервер, админов, богов хаоса и проч. Есть инциденты, они расследуются обеими сторонами. Если вина поставщика — лучше заплатить, заказчик ведь живет не с ваших штрафов, это всего лишь дисциплинарная мера, а лимит ответственности прописан.


dmz>А вообще, поставщики, например, биллингов, могут нести ответственность в размере убытков от простоя их систем. Для некоторых операторов эти суммы могут составлять миллионы долларов, и я лично знаю случаи, когда эти штрафы взыскивались. И поставщики их выплачивали.


К слову — цитата из поста автора. Чтобы снять у тебя вопросы касательно отрасли, и количества девяток.

Собираемся заключить контракт на разработку корпоративного ПО для одной компании.


Такое ПО работает на софте с no warranty. Это — обычная практика. Это не телеком, не ядерные рекаторы, и не самолетные двигатели.
Re: Ответственность за ошибки программы
От: Аноним  
Дата: 07.11.07 20:02
Оценка: :)
Большое спасибо за участие в дискуссии.

Итоги: подписали контракт, без включения пункта об ответственности.

Глеб
Re[2]: Ответственность за ошибки программы
От: Gaperton http://gaperton.livejournal.com
Дата: 07.11.07 20:47
Оценка:
Здравствуйте, Аноним, Вы писали:

А>Большое спасибо за участие в дискуссии.


А>Итоги: подписали контракт, без включения пункта об ответственности.


С чем и поздравляю.
Re[6]: Ответственность за ошибки программы
От: dmz Россия  
Дата: 08.11.07 04:29
Оценка:
G>В ТЗ на систему биллинга прописано допустимое время простоя в год, не так-ли? Сколько то там девяток. Еще, дайте угадать — там в ТЗ также прописаны требования к оборудованию и платформе, на которой гарантируется соблюдение заявленных характеристик — при несоблюдении которых гарантии не работают — не так ли?

Конечно. Но ответственность не только за простой, но и за потери в результате всякого рода дефектов и сбоев.

G>И что? В договоре с этими компаниями указывается точный список кейсов, работоспособность которых они будут гарантировать.


"Точный список кейсов" — это, собственно, ТЗ и есть. Ну, его часть.

G>От этого завист сумма контракта. И если ошибка возникла в несогласованном кейсе, никакой ответственности они не несут. G>В том числе, они не будут нести отвественность за дефект, который нельзя воспроизвести. А такие дефекты есть.


"Несогласованный кейс" это значит, что функции нет в ТЗ, а значит ее неработоспособность не может считаться дефектом.
Но, на самом деле под какие именно условия эти конторы подписываются — это отдельный вопрос.

G>Это НЕ нормальная практика. ... Это нормальная практика так делать? НЕТ.


Да на самом деле, это нормальная практика, выгодная в первую очередь разработчику. Штрафы-то платятся из денег, уплаченных заказчиком, и их лимит может быть прописан. Таким образом их можно все заложить в смету. А какие-то из проблем могут не возникнуть вообще никогда, до завершения гарантийного срока — тогда деньги остаются у разработчика это раз, и разработчик зарекомендует себя как отвечающего за качество — это два.
Re[7]: Ответственность за ошибки программы
От: Nikolay_Ch Россия  
Дата: 08.11.07 06:06
Оценка:
dmz>Да на самом деле, это нормальная практика, выгодная в первую очередь разработчику. Штрафы-то платятся из денег, уплаченных заказчиком, и их лимит может быть прописан. Таким образом их можно все заложить в смету. А какие-то из проблем могут не возникнуть вообще никогда, до завершения гарантийного срока — тогда деньги остаются у разработчика это раз, и разработчик зарекомендует себя как отвечающего за качество — это два.
Не вижу ничего нормального. Как Вы сказали про биллинг — простой системы потянет на миллионы убытков. Много-ли из этих миллионов было заплачено Исполнителю? Не очень, а если речь идет об ограниченной сумме, то она будет очень ограничена сверху, чтобы покрыть все финансовые издержки Заказчика. Поэтому в большинстве случаев ИМХО в договоре на разработку этот пункт лишний. Да и как сказал уже Gaperton есть тысячи причин сбоя и доказать, что что-либо произошло по чьей-то конкретно вине очень и очень затруднительно. Опять-же обычно такие договора подписываются при условии полной поставки (ПО + железо) иначе никто ничего вообще не гарантирует.
Вот в договоре на сопровождение — там обычно пишут, что простой системы будет исправлен в течение n часов либо кому-то будет плохо.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.