Что-то я немного отстал от современных терминов. Я являюсь руководителем разработчиков в одной из компаний. В оффисе у нас в во-всю ходят термины: прожект менеджер, продакт менеджер, тим лидер, руководитель проекта, аналитик, архитектор и т.п. А меня вроде-бы как ждет роль то ли продакт-менеджера, то ли архитектора, то ли руководителя проекта.
Мне стыдно признаться, но у меня нет четкого понимания, что это за роли, и каковы их ответственности. Есть только приблизительное понимание. Искал через гугл, через яндекс, так и не смог найти такой информации.
Поэтому вопроса два:
1) Мог бы кто-нибудь мне разьяснить, в чем состоят функциональные обязанности вышеперечисленных ролей? Чем они отличаются? Может, есть где-то документ, регламентирующий обязанности этих ролей? Больше всего интересует, чем отличается продакт-менеджер от архитектора, так как передо мной стоит выбор одной из этих двух ролей...
2) Интересует, какая должность более прибыльная (в одной и той же компании): продакт-менеджер, или архитектор?
Всем спасибо!
Re: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто та
Здравствуйте, vbhm, Вы писали:
V>2) Интересует, какая должность более прибыльная (в одной и той же компании): продакт-менеджер, или архитектор?
Советую сначала задуматься не про деньги, а про характер работы.
Архитектор — это СПЕЦИАЛИСТ, пусть классный, высокопоставленный но все-таки основную работу делает своими руками и отвечает за свою работ.
Продакт-менеджер — в первую очередь менеджер, т.е. руководитель, он основную работу делает руками подчиненных и отвечает, вообще говоря, за работу подчиненных.
А кто дороже стоит — it depends, зависит от сетки грейдов, принятых в компании.
Re: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто та
Здравствуйте, vbhm, Вы писали:
V>Здравствуйте!
V>Что-то я немного отстал от современных терминов. Я являюсь руководителем разработчиков в одной из компаний. В оффисе у нас в во-всю ходят термины: прожект менеджер, продакт менеджер, тим лидер, руководитель проекта, аналитик, архитектор и т.п. А меня вроде-бы как ждет роль то ли продакт-менеджера, то ли архитектора, то ли руководителя проекта.
V>Мне стыдно признаться, но у меня нет четкого понимания, что это за роли, и каковы их ответственности. Есть только приблизительное понимание. Искал через гугл, через яндекс, так и не смог найти такой информации.
Например, в методологии RUP есть описание многих из перечисленных вами ролей, и соответственно какие они выполняют работы и какие выпускают артефакты (документы, модели, ...). Продакт-менеджер это как правило ответственный за выпуск ПО (например когда речь идет о неком тиражируемом решении). В его компетенцию может входить ответственность за развитие продукта (road map), так и отвственность за выпуск релизов. Архитектор, по сути проектировщик, как архитектура по своей сути это некий высокоуровневый дизайн. Правда есть понятия системной и программной архитектуры и соответственно архитекторы могут быть разные.
Re[2]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
S>Продакт-менеджер — в первую очередь менеджер, т.е. руководитель, он основную работу делает руками подчиненных и отвечает, вообще говоря, за работу подчиненных.
Хм... Делает всю работу обычно Project Manager. А Product Manager обычно определяет направление развития продукта. Т.е. по-моему его работа больше относится к маркетингу.
Re[3]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
Здравствуйте, Nikolay_Ch, Вы писали:
S>>Продакт-менеджер — в первую очередь менеджер, т.е. руководитель, он основную работу делает руками подчиненных и отвечает, вообще говоря, за работу подчиненных. N_C>Хм... Делает всю работу обычно Project Manager. А Product Manager обычно определяет направление развития продукта. Т.е. по-моему его работа больше относится к маркетингу.
Тогда такой вопрос:кто должен руководить проектной командой
(разработчики, дизайнеры, тестировщики и т.д.): продакт менеджер или
архитектор, при условии что должности проджект-менеджера в нашей компании нет?
Потому что судя по высказываниям людей в этом топике, одни люди склоняются к тому, что продакт должен руководить проектной командой, другие — что не должен. Помогите разобраться с этим моментом.
Спасибо!
Re[4]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
V>Тогда такой вопрос:кто должен руководить проектной командой V>(разработчики, дизайнеры, тестировщики и т.д.): продакт менеджер или V>архитектор, при условии что должности проджект-менеджера в нашей компании нет?
Я указывал на ситуацию, когда присутствуют два менеджера и тот, и другой...
А в конкретных организациях может творится что угодно. И люди, отвечающие за проект могут называться как угодно. Это неважно, главное какая у них власть и кто за что отвечает...
Re: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто та
Здравствуйте, vbhm, Вы писали:
V>Что-то я немного отстал от современных терминов. Я являюсь руководителем разработчиков в одной из компаний. В оффисе у нас в во-всю ходят термины: прожект менеджер, продакт менеджер, тим лидер, руководитель проекта, аналитик, архитектор и т.п. А меня вроде-бы как ждет роль то ли продакт-менеджера, то ли архитектора, то ли руководителя проекта. V>1) Мог бы кто-нибудь мне разъяснить, в чем состоят функциональные обязанности вышеперечисленных ролей? Чем они отличаются? Может, есть где-то документ, регламентирующий обязанности этих ролей? Больше всего интересует, чем отличается продакт-менеджер от архитектора, так как передо мной стоит выбор одной из этих двух ролей... V>2) Интересует, какая должность более прибыльная (в одной и той же компании): продакт-менеджер, или архитектор?
Люди и Роли
На самом деле каждая компания сама придумывает названия. Нет единого стандарта.Поэтому
так и трудно найти что-то конкретное — в каждой организации по-своему понимаются эти термины. Некоторые методологии
разработки программного обеспечения (RUP, MSF) вводят свою терминологию, но она стандартизирована только
внутри самих этих методологий.
В итоге, в каждой компании, в которой хотят ввести такие роли/должности их вводят по принципу:
1) Какими методологиями пользовался/что изучал человек, который придумывает роли
2) Собственное понимание/перевод соответствующих английских терминов
Некоторые термины, тем не менее, имеют чёткое определение, которое дано им международными организациями. Например,
что такое project, project management, определяется документом PMBOK (Project Management Body Of Knowledge), который
можно назвать стандартным. По этому документу:
Project — Временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.
Здесь временное означает, что у проекта есть четко определенные начало и конец. Уникальные продукты или услуги — означает что, то что будет создано, каким-то существенным образом отличается от того что уже есть.
Project Management — Использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта.
Project Manager — человек, осуществляющий project management.
Почти что как у Лема
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».
Я последовал этому совету и прочёл:
«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».
Я поискал «Сепуление»; там значилось:
«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».
Лем С. Звёздные дневники Ийона Тихого. Путешествие четырнадцатое.
В задачи Project Manager входит (опять же по PMBOK):
Создание и исполнение плана проекта
Создание календарного плана и контроль времени
Управление ресурсами проекта (людьми, оборудованием, помещениями)
Создание и управление бюджетом проекта (как денежным, так и временным)
Установка и поддержание стандартов качества
Взаимодействие с другими отделами компании, а также с контактами вне компании
Оценка и управление рисками проекта
Тем не менее, необходимо помнить, что в каждой конкретной организации сложилось свое понимание каждого термина,
в том числе и для таких как "project management".
Личный взгляд
В моей голове тоже есть понимание того что означают все эти должности, и это понимание я здесь сейчас изложу.
Project manager/руководитель проекта — мое понимание совпадает с тем, что изложено в PMBOK (приведено выше)
Данная роль является "начальственной" в бюрократическом смысле слова. В конечном итоге, если не удается договориться,
последнее слово всегда остаётся за руководителем проекта. Product Manager
Отвечает за продукт с точки зрения заказчика. То есть product manager — это человек, представляющий заказчика
в команде разработчиков. В обязанности Product Manager входит:
1) Исследование рынка
2) Выявление потенциально нужных заказчикам продуктов, сервисов, функциональности
3) Исследование конкурентов (иногда этим занимаются специально выделенные люди)
4) Маркетинговые исследования, PR акции, пресс-релизы (иногда эту работу делают специальные Product Marketing Manager, иногда она производится совместно этими двумя ролями)
5) Выработка списка "features" продукта
6) Определение приоритетности тех или иных "features" (что делать обязательно, что нет)
7) Позиционирование продукта (на какой рынок продукт нацелен, портрет покупателя)
8) План развития продукта (RoadMap)
9) Ценообразование (сколько продукт будет стоить, какая будет модель лицензирования)
10) Взаимодействие с высшим руководством компании, если таковое необходимо
11) Взаимодействие с отделом продаж и совместная выработка стратегии продаж
Все вышеизложенное взято из определений "product manager" в MSF, курсов Pragmatic Marketing,
а также из собственного опыта и возможно ещё откуда-то (ну то есть в голове есть, а откуда взялось — не помню).
Данная роль не является "начальственной", то есть product-manager-ы не могут никому приказать — их голос совещательный.
Данная роль не является "начальственной", то есть program manager-ы не могут никому приказать — их голос совещательный.
Team Leader
Team Leader — это руководитель небольшой группы программистов. Подчеркну TeamLeader — это начальник,
в бюрократическом смысле этого слова. То есть он может приказать. И пусть никого не смущает слово leader.
Под небольшой группой понимается группа в 1-5 человек (ну понятно что цифры приблизительные).
Technical Leader
Данная роль предполагает, что человек обладает некоторыми очень глубокими знаниями в каком-то техническом вопросе или теме —
более глубокими чем все остальные. Это — "эксперт" в какой-то области. Областью может быть все что угодно —
C++, ADSI или очень глубокое знание системы контроля за исходными текстами, использующейся в компании.
В любом случае эта роль оказывается у человека в результате его "репутации" — в какой-то момент все понимают
что этот человек действительно эксперт. Эта роль не является начальником в бюрократическом смысле этого слова,
то есть никто не обязан подчиняться technical leader-у.
Analyst
Данная роль отвечает за исследование "процессов" для заказчика. Часто эта роль оказывается близкой к
роли Product Manager, особенно если нужна разработка для какого-то одного конкретного заказчика.
Также как и product manager-ы аналитики занимаются:
1) Выявлением нужной заказчикам функциональности
2) Составлением спецификаций и приоритезацией "features" продукта
3) [иногда] Оценкой применимости тех или иных средств для реализации нужной функциональности (в MS, насколько я понимаю — это как раз
часть деятельности Program Manager-ов)
Данная роль не является "начальственной", то есть аналитики не могут никому приказать — их голос совещательный.
Architect
"I am the Architect"(C)Matrix Reloaded. Честно говоря я затрудняюсь здесь дать точное определение.
Очень часто — это не роль, а состояние души
Данная роль не является "начальственной", то есть архитекторы не могут никому приказать — их голос совещательный.
Рискну повториться, все это не более чем мой собственный взгляд на систему ролей. В каждой компании свое понимание ролей и обязанностей,
которые к ним относятся. Кроме того роли — это шапки и в теории один и тот же человек может носить сразу много шапок, хотя некоторые шапки одновременно носить не рекомендуется.
S>>>Продакт-менеджер — в первую очередь менеджер, т.е. руководитель, он основную работу делает руками подчиненных и отвечает, вообще говоря, за работу подчиненных. N_C>>Хм... Делает всю работу обычно Project Manager. А Product Manager обычно определяет направление развития продукта. Т.е. по-моему его работа больше относится к маркетингу. V>Тогда такой вопрос:кто должен руководить проектной командой V>(разработчики, дизайнеры, тестировщики и т.д.): продакт менеджер или V>архитектор, при условии что должности проджект-менеджера в нашей компании нет?
Тот, у кого это прописано в должостной инструкции. Если в вашей компании это прописано в инструкции для уборщицы, значит уборщица должна руководить проектной командой. Если инструкций нет — спросите начальника — кто чем должен заниматься. Если никто в вашей компании (включая гендиректора) не в состоянии сказать кто чем должен заниматься, то все вышеозначенные люди могут честно сидеть и ничего не делать.
Вот скажите, если вам на этом форуме какой-нибудь Вася Пупкин скажет что руководить проектной командой должен продакт-менеджер, вы прямо вот пойдете к этому самому менеджеру в своей компании и просветите несчастного о его обязанностях?
Re[2]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
спасибо за чудесное разьяснение. Попробую вставить кратко свои 5 коп.
Управленческие:
Роли деляться на организационные (О) и технические (Т).
Program Manager (O). Осуществляет управление совокупностью связанных проектов — программой.
Project Manager (O). Человек, обеспечивающий выполнение проекта силами команд(ы).
Team Lead (T). Управление одной командой.
Сопутствующие:
Product Manager. Определяет направление развития продукта в продуктовой компании. Как совершенно точно отметили, является представителем закзчика.
Business Analyst. Нужен для определения бизнес-требований заказчика и их детализации для других специалистов компании.
Requirements Analyst. Переводчик с бизнес-требований в функциональные требования.
Как это все связанно:
Client (Product Manager) — Business Analyst — Requirements Analyst + Tech Experts -> Software specification
Feedbacks, Plans, Reports, etc <- Program Manager — Project Managers, Architect — Team Leads — Developers -> Builds
В реальности роли могут совмещаться.
Вроде, все.
newbie
Re[3]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
PVA>Team Lead (T). Управление одной командой.
Хм... А я всегда считал, что TL — относится не к команде в целом, а к группе разработчиков. И таких групп на проекте может быть несколько.
Re[4]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
Здравствуйте, Nikolay_Ch, Вы писали:
PVA>>Team Lead (T). Управление одной командой. N_C>Хм... А я всегда считал, что TL — относится не к команде в целом, а к группе разработчиков. И таких групп на проекте может быть несколько.
Команд действительно может быть на проекте несколько. Просто вы называете командой всех, кто работает над проектом.
newbie
Re[5]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
PVA>Команд действительно может быть на проекте несколько. Просто вы называете командой всех, кто работает над проектом.
Согласно ценностям моей компании...
Re[6]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
Здравствуйте, Nikolay_Ch, Вы писали:
PVA>>Команд действительно может быть на проекте несколько. Просто вы называете командой всех, кто работает над проектом. N_C>Согласно ценностям моей компании...
Улыбнуло. Ну что ж, давайте назовем всех согласно ценностям компании:
Команда. Та самая группа в 1-7 человек, работающая над определенной функциональной единицей. Управляется TL.
Проектная команда. Команда команд, включая вспомогательных специалистов. Управляется PM.
Отдел. Команда проектных команд, работающих в едином направлении, включая общих для отдела специалистов сопровождения. Управляется DM/DD.
Фирма. Команда отделов, включая специалистов управления организацией и других служб. Управляется совещательным органом во главе с ...
Концерн/Конгломерат/...
Идет?
newbie
Re[7]: Прожект и продакт менеджер, архитектор, аналитик. Кто
Здравствуйте, vbhm, Вы писали:
V>Тогда такой вопрос:кто должен руководить проектной командой V>(разработчики, дизайнеры, тестировщики и т.д.): продакт менеджер или V>архитектор, при условии что должности проджект-менеджера в нашей компании нет?
Руководить командой должен тот, у кого есть на это желание.
Судя по тому что у вас вообще возник этот вопрос — большого желания у вас нет. Просто попросите снять с себя эти обязанности.
Если же у вас конфликт интересов и каждый тянет одеяло на себя — уточните у начальства иерархию. Хотя, этот вопрос вообще не должен стоять у людей, которые претендуют на работу с командой. Если они не могут найти общий язык между собой — как они его найдут с другими?