Re[4]: Детерменизм, либертарианство и компатибилизм - что ва
От: MaximVK Россия  
Дата: 01.04.21 20:47
Оценка:
Здравствуйте, anonymouse2, Вы писали:



A>Свобода воли в таком виде это иллюзия. Проводились эксперименты, в которых людям предлагали по своей воле выполнять различные действия.

A>Экспериментаторы видели реакцию мозга уже за несколько секунд до того, как человек осознавал свое решение.
A>Мозг превращает нас в зомби
A>Эксперимент Либета
A>Наша свобода воли — иллюзия?
Эксперимент Либета и иже с ними очень часто приводятся, но также часто и неправильно понимаются. Во-первых, предсказательная сила очень далека от 100%. Т.е. можно лишь с определённой вероятностью предсказать реакцию человека на событие. Во-вторых, речь идет об осознании решения принятого мозгом. Осознание — довольно энергозатратный процесс с задержкой порядка 0.3 секунды. Неосознанная реакция — это своего рода автоматизм, но свой автоматизм вы можете формировать сознательно. Например, реакция автомобилиста на красный сигнал светофора будет неосознанной и довольно предсказуемой, но причина автомобилист сформировал ее сам взявшись за изучение правил вождения. Тут можно возразить, что решение взяться за изучение правил вождение тоже было сформировано несознательно, но так мы придем к извечному курица или яйцо. Есть очень много интересных экспериментов про сублиминальное восприятие которые гораздо глубже раскрывают эту тему, чем эксперимент Либета

A>Предположение что есть некая "душа" это просто перекладывание ответственности на некую неведомую сущность с неизвестными свойствами. Однако очевидно, что любая "душа", если она есть, должна быть чрезвычайно сложной системой. И при этом не подчиняться ни детерминированности, ни случайности. Что это такое? И может ли такое вообще существовать в нашей Вселенной? Границы применимости теории о "душе" — то, что "душа" существует в другой Вселенной с другими законами физики, а с нашим миром общается например посредством управления истинно случайными квантовыми процессами в мозге. Это слишком сложно, но людям конечно хочется думать что они какие-то особенные.

Конечно, людям хочется думать, что они какие-то особенные. Но это далеко не единственная причина. В научном мире вполне себе есть консенсус, что проблема сознания и субъективного опыта существует. Очень неглупые люди довольно серьезно занимаются этим вопросом и это не только философы. О тот же парадокс китайской комнаты уже сломано немало копий, а ответа все нет. Теория функциональных систем Анохина — вполне себе естественнонаучная попытка провести грань между живым и неживым миром.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.