«Я не Жюль Верн», – так ответил генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа на вопрос представителя НИКСа на форуме «Инженеры будущего» 26 июля 2020 г.
«Трансмашхолдинг» – ведущий российский производитель подвижного состава для железных дорог, метро и трамвайных линий. Шестая компания этого профиля в мире. Уделяет внимание не только технической стороне дела, но и дизайну. Ее знаковый в этом смысле проект – электропоезд ЭГ2Тв «Иволга» для МЦК и МЦД. Он похож на электропоезд ЭС1 «Ласточка», производимый конкурирующей Группой Синара совместно с Siemens, однако создан по российскому проекту и в основном из российских комплектующих. Кому как не генеральному директору и совладельцу «Трансмашхолдинга» говорить о будущем российского железнодорожного транспорта.
Вот что, к примеру, Кирилл Липа думает о проекте Hyperloop (гиперпетля) Илона Маска – концепции поезда, движущегося на воздушной подушке в вакууме внутри герметичной трубы со скоростью до 1080 км/ч.
«У меня ко всему, что делает Илон Маск, отношение, наверное, как и у всех, – говорит гендиректор «Трансмашхолдинга». – История с гиперлупом, безусловно, захватывающая, удивляющая, поражающая, и она, наверное, где-то будет реализована. Я вполне допускаю такую возможность. Но в то, что это будет массовое применение везде и повсюду между городами, странами и континентами, в это я не верю. На мой взгляд, экономически это не самое эффективное решение. Будет как с технологией маглев (магнитная левитация – безрельсовые поезда на магнитной подушке, – прим. НИКСа). Да, она реализована в отдельных странах, но массового применения не получила до сих пор и вряд ли получит в будущем ввиду экономической неэффективности. Я не Жюль Верн. Мне сложно комментировать такие концептуальные вещи».
Далеким от фантастики был и ответ на вопрос о том, появится ли в России рельсовый транспорт со скоростью 500 км/ч.
«На отдельных направлениях между крупными агломерациями скоростные поезда, без всякого сомнения, появятся. Будут ли это поезда со скоростью 500 км/ч? Не знаю. Наиболее реальна, скорее, скорость 300–350 км/ч. Думается, что подвижной состав в таком скоростном диапазоне будет спроектирован. Уже сегодня эксплуатируются поезда «Сапсан» на направлении Москва – Санкт-Петербург. Они на ряде участков достигают 240 км/ч, и несложно увеличить их скорость до 350 км/ч. Видимо, такое техническое решение будет в ближайшее время предложено. Стоит ли заниматься разработками подвижного состава со скоростью 500 км/ч и более? Не знаю. На мой взгляд, это будут, скорее, какие-то экспериментальные НИРы, которые обеспечат развитие технологии в целом. Технические решения, которые связаны с обеспечением безопасности, безусловно, будут разработаны, возможно опробованы, а в дальнейшем использованы для поездов, которые с такой скоростью, может, и не перемещаются, но обеспечивают пассажирам высокий уровень комфорта и безопасности».
В общем, фантазером Кирилл Липа явно не выглядит. Он выделил три основных направления развития технологий, применение которых представляется ему реальным:
«На железнодорожной выставке в прошлом году мы продемонстрировали техническое решение под названием гибридный тепловоз. (Экспериментальный ТЭМ5Х можно увидеть на фото в начале этой статьи, – прим. НИКСа). Этот тепловоз во время испытаний показал способность двигать пассажирские составы со скоростью 80 км/ч исключительно на аккумуляторах, вообще без использования тепловозной тяги. Те технологии, которые являются передовыми в области накопителей, нами уже используются при проектировании новой техники. Сегодня накопители устанавливаются не только на тяговый подвижной состав, но и на вагоны метро, где они должны служить резервными источниками питания в случае отключения силовых линий электропередач. В дальнейшем планируем внедрять такие накопители в совершенно различных областях».
«Второе направление это, безусловно, асинхронная тяга. В вагонах метро она уже давно используется, а в ближайшее время должна быть внедрена на абсолютно всех видах транспортных средств: это и пригородный подвижной состав, и, соответственно, сфера локомотивостроения».
«Третье направление – это более совершенные двигатели внутреннего сгорания, работающие не только на дизельном, но и на газомоторном топливе. Срок их массового внедрения – 2025 год, когда мы практически полностью уйдем от использования дизелей, работающих только на солярке. Все это не является чем-то из области далекого будущего. Это из области сегодняшнего проектирования и запуска в серийное производство в течение ближайших полутора-двух лет. А в перспективе – сжиженный газ и водород».
Источник:
НИКС – Компьютерный Супермаркет