Есть такое понятие как автосинхронизация. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ — Достаточно общая теория управления.
Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Данная особенность проявляется и у людей. Недавно английские ученые поставили эксперимент: в большую, просторную залу пригласили людей и дали им задание «перемещайтесь как вам угодно». А некоторым давали четко определенное задание как именно двигаться и когда. Таким образом было экспериментально подтверждено, что 5% человек перемещающихся с определенной целью могут заставить всё множество двигаться в том же направлении.
Для автосинхронизации необходимо, чтобы множество неких объектов обладали хотя бы отчасти идентичным информационно-алгоритмическим состоянием u находились в условиях, допускающих информационный обмен между ними — хотя бы безадресный, циркулярный. При этом быстродействие их по реакции на прохождение информации, идентичной для всех них, должно быть достаточно высоким.
Кстати, подобный эксперимент может провести каждый. Достаточно прийти на концерт с компанией друзей и начать синхронно хлопать в те моменты, когда вам это хочется и весь зал будет за вами повторять.
Некоторые практические выводы из этого: не стоит делать коллективы больше 20 человек. 20 человек / 100% * 5% = 1 – эта единица и есть лидер, увеличение же количества человек влечет за собой потерю управления. В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы. Этот закон можно применять и к другим ситуациям, пробуйте, но не стоит полностью полагаться на него. Нет ничего абсолютного.
Запуск таких процессов возможен только тогда, когда люди находятся в состоянии не осознания своих действий, целей и причины. Когда уровень личной дисциплины, осознанности, контроля очень низок. А это уже бесструктурное управление, когда не надо каждому говорить, что он должен делать и как: хватит 5% процентов, которые запустят процесс автосинхронизации.
Данным явлением очень много кто пользуется в корыстных целях, запуская слухи, например, что через пару дней исчезнут какие-то товары и 5% испугавшихся и побежавших покупать эти товары хватит для того, чтобы всколыхнуть остальных и через некоторое время полки действительно станут пустыми. 5% процентов провокаторов хватит, чтобы мирный митинг превратился в массовое побоище. Дальше можете продолжать сами.
Здравствуйте, Берсерк, Вы писали:
Спасибо, кэп
Б>Б>Некоторые практические выводы из этого:В аудитории, где человек 30-40, преподавателю будет очень трудно задавать тон занятия и постоянно держать внимание группы.
Нормальный преподаватель держит внимание и 200 человек.
А "никакой" и с 10 не справится.
Здравствуйте, Берсерк, Вы писали:
Б>Б>Есть такое понятие как автосинхронизация. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. Теория так же может называться ДОТУ — Достаточно общая теория управления.
Б>Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга.
Принцип домино, цепная реакция, активное ядро, взрыв. А взрыв — это неуправляемый процесс. Не тянет на теорию управления. "Теории диверсий", теория катастроф.
Вот конкретно данная статья (и, скорее всего, ДОТУ) — полная чушь. Я совсем недавно то ли в интервью по радио, то ли в какой то статье видел гораздо более содержательные исследования по автосихнронизации.
Изучали там поведение птиц и рыб. В том числе изучали "роение", когда птицы или рыбы кружатся на одном месте (та же стая рыб по кругу плавает). Еще вроде бы изучали сбор птиц в стаи для перелета (тоже с роением и переходом в полет было связано). Из интересных выводов — каждая конкретная особь руководствуется в своем поведении только поведением ближайшего окружения. В том числе, и с учетом поведения тех особей, чье поведение отличается от поведения массы (т.н. "лидеров"). И в отличие от этой статьи, там строили математические модели поведения. Например, одним из параметров был "уровень независимости" особи, т.е. возможность принимать некоторые решения без оглядки на свое окружение. Так что если интересуетесь темой автосинхронизации, копать стоит куда-то в эту сторону.