Газета.ру жжот :)
От: anton_t Россия  
Дата: 09.03.05 09:21
Оценка: :)
http://gazeta.ru/techzone/2005/03/01_e_246707.shtml
Обратите внимание на фотографию
Re: Газета.ру жжот :)
От: DeadAdmin Латвия http://www.livejournal.com/users/dedmazaj
Дата: 09.03.05 10:25
Оценка: +1
> http://gazeta.ru/techzone/2005/03/01_e_246707.shtml
> Обратите внимание на фотографию

Ладно с ней, с фотографией. Сама статья явно не в юмор.
Posted via RSDN NNTP Server 1.9
Re: Газета.ру жжот :)
От: 0rc Украина  
Дата: 09.03.05 10:43
Оценка:
Здравствуйте, anton_t, Вы писали:

_>Обратите внимание на фотографию




Живу в Западной Германии уже очень длительное время. Работаю в средней по величине и значению фирме, производящей специализированное программное обеспечение для ряда отраслей промышленности.

По-моему, дискуссия об IT-специальностях все больше сводится к теме "Как найти работу по специальности за границей". И мне это кажется хорошим признаком. Потому что времена, когда ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ программиста открывало во всем мире любые двери, потихоньку уходят в прошлое, и айтишная специальность становится тем, чем она есть: одной из множества профессий среднетехнического уровня. Достаточно молодой и интересной, чтобы быть привлекательной для новобранцев. И достаточно неустоявшейся и нетрадиционной, чтобы нести в себе определенного рода опасности и риски.

Бурное развитие этих отраслей в России совпало с другими не менее бурными событиями постсоветсткого периода, поэтому, может, не так бросалось в глаза. В Европе бум IT был куда более заметным. Он прошел, оставив за собой целый шлейф разорившихся фирм и фирмочек и множество вопросов правового порядка, в первую очередь, касающихся трудового законодательства.

Вот так и в Германии: потребность в разработчиках ПО и программистах была так высока, что их стали готовить ударным порядком массовыми тиражами. Этого не хватало. Искали за границами (что вовсе для Германии не характерно и вызвало бурю эмоций, меньше всего положительных).

ХСС выступил с печально известным слоганом Kinder statt Inder (что в политически корректном переводе означает "Образование собственных детей вместо приглашения иностранных специалистов").

Не успела профессиональная иммиграция вырасти из пеленок и стать хоть каким-то заметным фактором, как начались экономические катаклизмы. И они подкосили, прежде всего, новые и малозащищенные отрасли, к которым несомненно относится IT. Да и местные производители компьютерного железа балансируют на грани разорения. При пяти миллионах собственных безработных осталось немного владельцев фирм, выстраивающихся вдоль границ и зорко всматривающихся в волнующую восточную даль: нет ли там желанных ваятелей ПО, способных изменить мир к лучшему.

Но даже все эти печальные тенденции не означают, что российским программистам дорога в Германию отрезана навсегда. Просто надо учитывать многие составляющие, прежде чем решаться на поиск работы в Германии.

Знание языка. Ко всем утверждениям, что английского вполне достаточно, чтобы успешно устроиться и работать на немецкой фирме, я поставлю сзади двадцать пять здоровых и толстых знаков вопроса. Это... не совсем так. Английским можно обойтись, да и то временно, всего в паре случаев: если фирма англоязычная в принципе (филиал или дочернее предприятие соответствующего крупного, например, американского концерна) или если вы сами будете работать не в Германии, а в восточно-европейском филиале германской фирмы. Для более-менее регулярного начального коммуницирования с немецкими коллегами английского хватит. Для всего остального – нет. Объяснять причины и следствия – долгое и неблагодарное занятие. Просто надо смириться с мыслью, что работать в Германии можно, только овладев языком. И все время расширяя свои языковые познания.

Очень немногие фирмы могут себе позволить роскошь приглашения на работу из России и правового оформления вашего пребывания на территории Германии. Еще меньше тех, кто желал бы этим заниматься.

Есть основное правило: чтобы взять на работу иностранца (не проживающего в Германии), немецкое предприятие должно предоставить доказательства тому, что найти соответствующего специалиста на территории Германии в определенные сроки ему не представилось возможным. С нового 2005 года это требование даже усилено "локальной" компонентой: в первую очередь рабочие места предоставляются жителям того города/округа/федеральной земли, где находится фирма-работодатель. То есть иностранный соискатель будет стоять в очереди намного ближе к концу, чем к началу.

Юридическое оформление всех необходимых разрешений и печатей – дело долгое и муторное. На нашей, по немецким понятиям, средне-крупной фирме (около 200 человек в центральном офисе, порядка 500 по всему миру) в кадровом отделе работают всего четыре человека. Они еле справляются с обычной кадровой работой. Уже оформление бизнес-визы на семинар в Германии для наших заказчиков из бывшего СССР превращается в огромную проблему. Получение и продление разрешения на пребывание в ФРГ, получение и продление разрешения на работу, оформление банковского счета, больничного страхования, других социальных отчислений – все, для чего участие и содействие работодателя абсолютно необходимо, – непродуктивно для небольших фирм со всех сторон. Чаще всего они на это и не пойдут.

Как кто-то тут уже заметил на американском примере, фирму интересуют, прежду всего, узкие специалисты.

Хотя у нас, например, есть множество возможностей внутри фирмы попробовать себя на других участках и в других отделах, но при поиске новых сотрудников сфера деятельности задается всегда достаточно узко и четко. И образование, и опыт работы должны ээтим границам соответствовать. Растекание по древу, три диплома по всем возможным АйТи-наукам, восемь языков программирования в кармане, опыт сисадмина и достижения в графическом дизайне – все это прекрасно. Вам покажут большой палец, уважительно похлопают по плечу – и не возьмут. Умеете разобрать комп с закрытыми глазами и заполнить краской подержанный патрон HP – нанимайтесь в техники. Для С++-программиста эти несомненные достоинства никакой роли не сыграют.

IT-отрасли – новички и в правовом отношении. В частности, нет никаких профсоюзов, защищающих их права.

Кроме выборного "Совета предприятия" на фирме, у которого права совершенно куцые, да и теми они пользуются с опаской (сами работают на той же фирме и держатся за рабочее место), нет никого. Нет и тарифных договоров, нет мощных профсоюзных объединений с огромными бюджетами, своими юристами, экономистами, лоббистами и прочими "агентами влияния". Нет никаких обязательств по регулярному повышению зарплат, которые выторговываются профсоюзами у работодателей и имеют статус закона, например, в машиностроении или металлургии. В общем и целом все решает владелец фирмы. Конечно, можно пойти в суд и даже добиться своего. Но за счет своего кармана и своих нервов. Никакого "бампера", принимающего на себя удары с обеих сторон, в нашей отрасли нет. Все федеральные законы (трудовое законодательство), касающиеся отпусков, количества рабочих часов, порядка компенсации сверхурочных имеют более или менее рекомендательный характер. Но не обязательный. Пару лет назад, когда программисты были дефицитным товаром, их льготы на нашей фирме росли как на дрожжах.

Другим работникам тоже чуть перепадало, но сравнивать было невозможно. Теперь, когда безработица с ухмылкой стоит у дверей, эти льготы тают одна за другой. И испаряются с шипением...

Они не были ничем гарантированы – только доброй волей хозяина.

Этот пункт касается не только IT, а всей Германии в целом. Налоги и социальные отчисления составляют у нас до 60 процентов от зарплаты. Это не шутка. Причем налоги и страховые взносы (обязательные) платят все работающие в Германии, как немцы, так и иностранцы. Правда, их права на медицинское обслуживание, например, тоже одинаковы — вне зависимости от государтсвенной принадлежности. Но по законам "солидарного сообщества", если вы, проработав три года в Германии, потом возвращаетесь на родину, никто вам не вернет денег, заплаченных, например, в пенсионную страховую кассу. Или за больничное страхование — даже если вы не разу не были у врача.

Чтобы укрываться от налогов, нужно быть очень богатым человеком.

Чтобы получить все полагающиеся скидки и чуть скостить налоговое бремя в рамках закона, нужно жить очень внимательно. И весь год готовится к заполнению налоговой декларации. Собирать чеки, счета, справки от врачей, расписки... Все, как на нормальном предприятии. Я-предприятии. И, естественно, владеть немецким.

Зарплата программиста позволяет жить. Позволить себе любые изыски в смысле продуктов питания. Арендовать приличную небольшую квартиру. Купить подержанную машину в кредит. Провести отпуск раз в год на достаточном отдалении от немецких дождей (кстати, весь отпуск – в среднем 28 дней – за раз брать "не принято" – отпуск больше десяти рабочих дней считается "некорректным" и "неуважительным по отношению к коллегам"). Можно даже завести какое-нибудь хобби.

Если вас будут всерьез уверять, что можно с зарплаты айтишника скопить на дом, квартиру или яхту – "ржунимагу". Можете с чистой совестью крутить у виска. Да, немцы покупают дома и квартиры. Даже и с меньшей зарплатой. В кредит. Лет на тридцать. Вам такого кредита не дадут. Даже мобильник с договором не купите – нужно немецкое гражданство.

Уволить работника в Германии (пока) нелегко. Это "пока" кончится скорее, чем надеются многие...

В условиях тяжелой безработицы трудности с увольнением неугодного персонала действительно становятся отягощающим тормозом в экономическом развитии. Германия достаточно долго была счастливой социалистической державой. Теперь она медленно становится несчастной полу-социалистической державой. Потом наступит период счастливого капитализма, который будет сменяться – по спирали – не менее счастливым социализмом. Так что, доктор, надежда есть...

Пока же, чтобы уволить, нужно иметь достаточно четкие основания. Самое четкое – разорение фирмы. Или воровство на рабочем месте. Многократные нарушения трудовой дисциплины. Доказать же, например, что работник плохой или неумелый, можно только очень долгим и хлопотным путем. Им идут только последовательные садо-мазохисты. Все остальные, как настоящие герои, ходят в обход. "Обход" называется чаще всего Abfindung. Энная сумма, выплачиваемая работнику, чтобы он без проблем и адвокатов покинул фирму, сохранив при этом право на пособие по безработице.

И последний совет: если вам повезло с трудоустройством, бегите с первой же получки заключать договор о правовом страховании.

И ищите хорошего адвоката по трудовым вопросам. Это недорогая страховка сэкономит вам кучу неприятностей и много-много денег в дальнейшем. Все, что тут написано, – одна миллионная часть накопленного за много лет в Германии опыта. Пока вы наберетесь его в одиночку на собственный страх и риск, наделаете кучу ошибок. А заручиться поддержкой специалиста – это всегда разумное решение.

Хочу пожелать удачи смелым и умелым! Германия – не лучшая страна для иммигрантов. Здесь и туристам-то непросто... Но, в конце концов, и здесь все понимают, что закрыться, захлопнуть все дверки, опустить шторки и счастливо цвести в собственном немецком садике не получится уже никогда. И что Германии нужны не рабочие руки, а умные головы.

... << RSDN@Home 1.1.4 beta 4 rev. 303>>
Re[2]: Газета.ру жжот :)
От: Денис Майдыковский Россия http://www.maydyk.com
Дата: 09.03.05 11:02
Оценка: :)
Здравствуйте, 0rc, Вы писали:

0rc>

Живу в Западной Германии уже очень длительное время. Работаю в средней по величине и значению фирме, производящей специализированное программное обеспечение для ряда отраслей промышленности.


Плохо быть лимитой! Всегда и везде, что в приснопамятном "Совке", что в т.н. "Развитых" странах.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.