В большинстве вдумчивых пошаговых стратегий, типа Цивилизации, мир довольно строго детерминирован. Я могу с абсолютной точностью предсказать через сколько ходов построится здание и какие у него будут характтеристики. Я знаю, что рост населения города без дополнительного источника пресной воды остановится на шести, но не на семи и не на пяти и что при этом не будет никаких иных последствий, кроме остановки роста. Мне известно, что войска придут, куда я сказал за точно известное число ходов, но не задержатся по дороге из-за пьянки или из-за непогоды.
Случайность подпущена главным образом в окружающую среду: непредсказуемы извержения вулканов, места рождения варваров, да в действия AI. Ну и сражения, да культурные переходы городов переходят случайным образом, но, опять же вероятность можно посчитать (формулы известны).
И так во всех мне известных стратегиях. Подчёркиваю, не в тактических заварушках в духе ВарКрафта (в которых я не разбираюсь), а там где вдумчиво планировать надо.
Но ведь в жизни совсем не так. В жизни точные планы никогда не сбываются. Поэтому мудрый правитель строит только грубый каркас плана, готовит ресурсов с запасом, а дальше смотрит, как процесс развивается и, по необходимости, оперативно вносит коррективы. И всегда готов к неожиданностям.