Буддистская психология, математика, логика
От: Khimik  
Дата: 21.02.19 11:09
Оценка:
Я прочитал у Торчинова про буддистских философов. С тех пор как появился буддизм, многие буддисты становились философами, подобными тем что были в Греции. Разница между ними была в следующем: греческий философ интересовался истиной ради истины, а буддистский – истиной ради спасения (просветления).
В то же время у буддистских философов было гораздо больше времени на научные изыскания. Не окажется ли так, что, покопавшись в древних буддистских книгах, можно найти научные знания, который Запад узнал только недавно, или вообще которые у нас до сих пор не открыты?
Вот несколько цитат из книги Торчинова “Введение в буддологию”:

В монастырях-университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрывались диспуты, тантрические йогины-махасиддхи («великие совершенные») собирались на свои мистические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах.


Задачи разработки стратегии ведения полемики обусловили интерес части буддийских мыслителей к проблемам эристики (искусству красноречия и аргументации), а затем – и логики. С другой стороны, многие аспекты буддийской философской мысли становятся понятными только в контексте полемики с брахманизмом, поскольку, как правило, буддийская критика тех или иных положений является вполне адресной и направленной против совершенно определенных представителей брахманского философского лагеря.


С середины VI века в рамках йогачары появилось новое направление, известное как логико-эпистемологическая школа. Ее учение излагается в многочисленных трактатах, посвященных вопросам логики и теории познания в рамках йогачаринской парадигмы и написанных такими крупнейшими мыслителями, как Дигнага (VI в.), Дхармакирти (VII в.), Дхармоттара (IX в.), Ратнакирти (XI в.) и другими. Наиболее известные из этих сочинений – трактаты Дхармакирти Ньяябинду («Капля логики», или «Учебник логики») и Сантанантара сиддхи («Свод обоснований бытия других существ» – опровержение солипсизма), а также тесно связанный тематически с предыдущим трактат Ратнакирти Сантанантара душана («Опровержение бытия других существ»).


До логической реформы Дигнаги – Дхармакирти все индийские философы (как буддийские, так и брахманские) пользовались логическими методами брахманистской школы ньяя. Теперь буддизм стал значительно сильнее в области логики и эристики, чем брахманизм, и буддисты стали очень опасными оппонентами в традиционных диспутах.



Как сказал, несколько утрируя ситуацию, один современный буддист, характеризуя позицию гелугпинцев: «Если не будешь знать логики, то не станешь Буддой».



Это было про логику в буддизме. А вот про математику:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ряд_Тейлора

Ряд Тейлора был известен задолго до публикаций Тейлора[1] — его использовали ещё в XIV веке в Индии[2], а также в XVII веке Грегори и Ньютон.


Может, и в психологии буддистами было открыто что-то очень серьёзное?
"Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать". АБ Стругацкие.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.