Патриотизм и возраст
От: Кодт Россия  
Дата: 07.09.05 10:18
Оценка: 94 (39) +15 :)
Я вот подумал насчёт патриотизма...

Отношение человека к родине — подобно отношению человека к родителям.

Ребёнок любит маму; даже когда мама его наказывает (заслуженно или нет), краткосрочные обиды проходят, а любовь сохраняется.
Отец представляется полубогом — он самый сильный, самый умный, самый лучший и т.д.
Сам же ребёнок слаб, но пользуется помощью родителей и чуть что, зовёт их.

Подросток начинает обособляться. Родители оказываются "не самыми лучшими", это жуткое разочарование перекидывается в противоположность: самые глупые, самые злые, денег не дают, защищаться не умеют — разве можно на них положиться хоть в чём-нибудь?
Стычки с родителями — в порядке вещей. Надурить считается за подвиг.
Самое кайфовое — убежать из дому и жить на воле: у друзей, в лесу, где угодно, лишь бы сам.

Взрослый, если он не "залип наглухо" на впечатлениях детского или подросткового периодов, находит естественное положение и себя, и родителей в мире.
Он может любить и уважать, он видит реальные силы и слабости — но не перехваливает или порицает их.
Жить вместе или порознь, просить о помощи, помогать или противоборствовать — проистекает из осознания ситуации, а не из инстинкта.

Так же и с родиной.
У американцев "в среднем" преобладает детское. У россиян — подростковое.
Разница лишь в том, что отношения с родителями обусловлены биологическим развитием: хочешь или нет, но сперва ты ребёнок, потом подросток, потом взрослый. Все птенцы рано или поздно вылетают из гнезда.
А со страной — на одной своей биологии не выкатишься... и можно всю жизнь быть младенцем-крикуном или подростком-диссидентом.

Как-то так повезло в жизни, что мой подростковый период пришёлся на Перестройку, когда у всей страны случился подростковый кризис. И взросление биологическое распространилось и на отношение к стране в том числе.
Прекрасно помню, как мы в старших классах школы пользовались возможностью безнаказанно показывать фиги КомПартии; с каким удовольствием читали свидетельства обвинения режима (от "Сказки о тройке" до "Тьмы в полдень"), "болели" за Сахарова, за Ельцина. Это сейчас его называют "Ёлкин" и вспоминают недобрым словом; а в 86-90 годах он просто звездой оппозиции был.
А потом всё постепенно прошло... стало не то чтобы неинтересно, а незачем.

Я не испытываю одуряющую страсть к такому месту на Земле, как Россия, и к тому, что здесь творится. Но и одуряющую ненависть — тоже не испытываю.
В 1995 году, когда мне предоставился реальный шанс уехать в Америку, я сознательно выбрал Россию — даже не потому, что это моя родина; я выбрал свой дом.

А можно ли ненавидеть свой дом — тот, который я сам выбрал, а не потому, что он родительский или "казённый"?
Можно по-разному к нему относиться — пофигистически, разводя тараканов и горы мусора, — или трепетно, вылизывая и улучшая...
Но только с этого места начинается патриотизм.

Со стороны, разумеется, это может быть странно и дико.
И дальний знакомый, и ближайший сосед может восклицать: "Как ты можешь жить в этой дурацкой _____, будь она проклята?!" (подставьте: России, Америке, панельной многоэтажке, глухой деревне)
Всё дело в том, что он не выбирал, а ты выбирал. А раз выбрал — значит, есть что-то гораздо более важное, чем проблемы.

Однажды я попал в ментовку в Вятке Ну разговорился с сержантом, он как узнал, что я из Питера — стал спрашивать про бандитский петербург и всё такое. Я только руками разводил: мой Петербург — не город бандитов...
Перекуём баги на фичи!
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.